Личностно-ориентированный подход и развитие творческих способностей младших школьников при реализации УМК «Планета знаний
статья на тему
Личностно-ориентированный подход и развитие творческих способностей младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_mlad.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Белаева Эльгина Гузаловна,
гимназия № 1, г. Альметьевск
Личностно-ориентированный подход и развитие творческих способностей младших школьников при реализации УМК «Планета знаний
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности, так как быстроменяющийся мир диктует новые цели и приоритеты образования. Это - умение работать с информацией, умение учиться в течение всей жизни, умение самостоятельно решать новые задачи, развитие творческих возможностей учащихся. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, поэтому для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Начальная школа - важнейший этап в становлении учебно-познавательных, эмоционально-нравственных и деятельностных отношений детей. Именно на этом этапе раскрываются, формируются и развиваются творческие способности личности школьника. И от того, насколько оптимальной будет организация учебного процесса, во многом зависит эффективность формирования личности ребенка.
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Планета знаний» в гимназии № 1 имени Р.Фахретдина. Изучив концепцию данной модели, пришла к выводу, что этот учебно-методический комплект реализует личностно-ориентированное образование как основа ФГОС нового поколения, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Именно в учебно-методическом комплекте «Планета знаний» включены творческие задания, которые направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей и проявления оригинальности при решении творческих задач. Также включены задания на «информационный поиск». А задания, названные «интеллектуальный марафон», ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации, т.е. выдвигать и проверять гипотезы. Задания повышенной сложности отличаются разнообразием по сложности, по типам и форме представления результата. Авторы стремились, чтобы большинство учащихся нашли себе задания в соответствии со своими возможностями и выполнили его либо сами, либо участвуя в группе.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
Я всегда размышляла над вопросом «Что мешает человеку быть творческой личностью?» и выделила следующие тенденции:
1. Склонность к конформизму, стремление быть похожим на других людей, не отличаться в своих суждениях и поступках.
2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей.
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывает у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого общепринятых мнений.
Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл – одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика. Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное и творческое развитие младшего школьника, формирование культуры и самостоятельности мышления. По моему мнению, данный аспект является главным в развитии личности ученика, т.к. мышление влияет на воспитанность человека.
Мы, учителя начальных классов, довольно часто на уроках создаем проблемные ситуации, так как в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления. Однако чаще всего после создания ситуации, учитель сам сообщает новые знания. Такой способ подачи нового материала не обеспечивает активности мыслительной деятельности большинства, а тем более всех учащихся. Это происходит потому, что как правило, поставленную проблему решают и раскрывают классу сильные учащиеся, в то время как средние и слабые только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Таким образом, несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом дает повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность большинства учащихся. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Я считаю, что только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Анализируя программный материал по математике в начальных классах, я выявила, что имеется достаточное количество понятий, правил и задач, при изучении которых можно использовать проблемное обучение. Например, во II классе выделила следующие темы: табличное умножение и деление, усвоение смысла умножения, порядок действий в выражениях со скобками, частный случай умножения 23х4 и деления 48:3, задачи на нахождение неизвестного множителя, задачи на нахождение неизвестного делителя (делимого), составные задачи на пропорциональную зависимость, переместительное свойство сложения и умножения, геометрические упражнения: введение понятия прямоугольник, его свойства, квадрат; задачи с наглядностью решения, прямые и обратные задачи и другие.
Для обеспечения развития творческого мышления учащихся в проблемном обучении, необходима оптимальная последовательность ситуаций, их определенная система. Поэтому при организации проблемного обучения, я сформулирую задачи на четырех уровнях проблемности: самый высокий, высокий, средний, низкий. Проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки; на высоком уровне содержит одну подсказку; на среднем уровне – две подсказки. При решении задач можно использовать аналогичные уровни
Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания, помогаю каждому ученику решить проблему, корректируя ход решения проблемы каждым учеником. Таким образом осуществляется формирование творческих, интеллектуальных способностей каждого учащегося.
При такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых»- задание всем одинаковое; конечный результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развитие мыслительной деятельности, уровня развития творческого мышления учащихся.
Определение уровня творческого мышления обучающихся, я начинаю уже с первого класса. Для этого применяю тесты Торренса. Например, для исследования невербального творческого мышления у детей 6-10 лет, имеется тест «Дорисовывание». Детям даю листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры. Предлагаю подумать, что из этого может получиться и закончить рисунок. При интерпретации полученных данных обращаю внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов.
Так же формирование творческого мышления предполагает решение детьми негативных, нестандартных задач, имеющих несколько способов решения. Таких задач по математике в УМК «Планета знаний» достаточно много. Для того, чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию творческого мышления, оно должно быть организовано особым образом. В частности, необходимо провести разбор наиболее распространенных ошибок, которые встретились при решении, обсуждении разных способов решения, их обоснование и критику.
Развитие самостоятельного, творческого мышления, проявляющегося, в частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию творческого мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом. Этому послужит организация регулярных занятий во внеклассной работе, на занятиях факультатива по математике. Дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенном порядке, от простых к сложному, а не случайным образом, когда детям предлагают решать задачи учебного содержания или различного рода головоломки.
Специфическое значение внеклассных занятий для развития творческого мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для испробования разных подходов, разных путей поиска. Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.
В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречие, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход-путь к повышению качества знаний
Выступление на крнференции...
Презентация Личностно-ориентированный подход-путь к повышению качества знаний
Презентация для выступления на конференции...
Реализация личностно-ориентированного подхода через УМК «Планета знаний»
Личностно-ориентированное образование – это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный ма...
2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.
Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: · предметные: формировать умение проводить звуковой анал...
2013-2014 уч год Тема: Письменное умножение на трёхзначное число. Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.
Тема: Письменное умножение на трёхзначное числоЦели урока:Познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логич...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
В своей педагогической деятельности учителям приходится работать с очень разными детьми. Для активности ученика в учении огромную роль играет мотивация учения.Мой опыт в этом направлении разрабатывалс...
Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода
Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....