Что такое игра? Значение и функции игры.
статья по теме

Закирова Наталия Сайдуллаевна

Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность. В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которого ограничены определенными условиями, правилами, направленными на достижение определенной цели. Система дидактических игр в процессе обучения в начальной школе позволяет решать все многообразие воспитательных  и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, т.к. соответствует активной природе младшего школьника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_igra.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ИГРА?

ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИГРЫ.

Закирова Н.С.,

учитель – логопед

г. Старый Оскол,

Белгородской области

        Прекрасная пора детства!  Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и познавательная учебная деятельность. В ее основе лежит реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

        Универсальных  приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет.

        Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность. В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которого ограничены определенными условиями, правилами, направленными на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз)

        Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями.  Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

        В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. Как элемент более общей технологии;
  3. В качестве урока или его части (введение, контроль)
  4. Как технология внеклассной работы.

Понятие " игровые   педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

        В отличии игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.  Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к учебной деятельности.

        Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу  в  игровую;

5.успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных действий, активных контактов друг с другом.

        Возрастное развитие ребенка предполагает формирование содержания форм игр, которые зависят от основных функций.  Рассмотрим основные функции дидактических игр, используемых на уроках в начальной школе.

        Для младших школьников учение – новое непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между " внешним миром знания и психикой ребенка".  Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний.  Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована.  Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

        Вряд ли являются открытием для всех учителей такие приемы, когда задания познавательного характера присылали сказочные герои, такие игры, как дидактические игры: " Магазин", " Составляем букет", " Клоун" и др.

        Такие игры на данном этапе обучения способствуют включению детей в учение на основе внешней занимательности, заданной игровой ситуацией осуществляется переход к учебным заданиям.

         На данном этапе обучения можно использовать прием, когда сказочные герои оживают.  В классе есть дети легко ранимые, неуверенные в себе, застенчивые, и перевоплощение в сказочного героя (надетая красная шапочка, шляпка Синеглазки и т.д.) помогают детям окунуться в мир сказки.  И не беда, если ответ не совсем правильный, ведь это ошибся не сам ученик, а его герой.  Одноклассники с огромным желанием помогают сказочным героям справиться с заданием, а ученики, исполнявшие роли, при неправильном или неточном ответе легче воспринимают ситуацию неудачи.  Данный прием  помогает развитию самообладания, умения держать себя в руках.

        Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса  - мышления, внимания, памяти и т.д.

        Остановлюсь на некоторых играх, способствующих раскрытию данной функции.

  1. игра " Полубуковка" (развитие мышления и памяти)

- узнать буквы по фрагментам.  Запомнить их.  Напечатать в тетради. Время для запоминания 20 -30 сек.

Победитель: кто больше запомнит и правильнее.

2. игра " Собираем букет" (развитие слуховой памяти и увеличение произвольного слухового внимания)

Первый участник называет цветок.  Второй – повторяет и добавляет свой.  Третий -  повторяет два цветка и добавляет в букет свой – третий и т.д.

Игра идет в быстром темпе.  Записать названия цветов из букета по памяти в тетрадь.

3. игра на развитие внимания (II полугодие) " Редактор" (у ребенка должна быть одна и та же книжка).  Игра проводится на уроках чтения.

Задание: а – подчеркиваем, у – зачеркиваем (1 мин.)- по вертикали.

Горизонтальная линия – а – зачеркиваем, у – подчеркиваем (1 мин.)

Снова линия: а – зачеркиваем, в – обводим в кружок.

Всего 5 заданий. Проводить данную игру каждый день.

4. игра " Шифровальщики" (развитие мышления).

Предлагается 7 зашифрованных слов и ключ к шифру.  Необходимо расшифровать слова и выделить лишнее слово. Слова печатаются в тетради.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Р.

О

У

С

К

Л

И

Ы

В

6740

434675

43125

6246

1846

9265

521290

II ВАРИАНТ.

Используя ключ к шифру, зашифровать слова:

Крыса, кролик, рак, волк.

Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее и вернее.

5. " Прочитай пословицу" – расставив слова и слоги под определенными цифрами по порядку прочитаешь пословицу

        Следующая функция дидактических игр – формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.

Игровое обучение ненавязчиво.  Игра большей частью добровольна и желанна.

Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает по времени с 1 полугодием 1 класса.  Он характеризуется введением элементов учебно-познавательных игр на различных этапах урока, на каждом уроке.

        В период обучения грамоте можно использовать различные игры, способствующие развитию интереса к овладению навыком чтения.

" Лесенка".

Все слова в предложении разбиваются на слоги. Первый раз (по указке) дети читают слоги без пауз. Второй раз с соблюдением пауз между словами. Что они заметили?  Слова отделяем чертой друг от друга.

- что получилось? (предложение).

Повторяем правила письма предложения. ( Первое слово с большой буквы, в конце ставим точку)

Обращаю внимание на написание имен собственных. Дети исправляют " ошибки".

ЧИ

КА

ТА

ЗИН

ЕТ

ЗА

ГА

ТУ

КО

ЗЕ

        ИГРА " Цепочка слов" заключается в нахождении цепочки слов, соединяющих два ключевых слова, причем каждое слово цепочки получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Выигрывает тот, кто быстрее составит цепочку.

        На уроках обучения грамоте при отработке навыков чтения слогов слияний на  "ленте букв" использую игру " Дупло".

Вот этот дуб.

А в нем дупло.

Где поселилась буква " о"?

Буква эта гласная,

Но дружна с согласными.

Желудь " эль" упал в дупло

Прочитаем вместе " ло"

Желудь " эн" упал в дупло.

Прочитаем вместе " но"

И т.д.

Игра " Буриме"- это игра, в которой участники придумывают стихи на заданные рифмы (опыт белгородских учителей).

1 класс

--------  Мила                        Маленькая Мила

-------- разбила                        Чашечку разбила

-------- Иван                        А брат ее Иван

--------стакан                        подарил ей свой стакан.

-------  с холма

-------  зима

-------  вдали

-------журавли.

Игра " Твердый – мягкий".

Эту игру провожу в качестве упражнения в определении звуков по мягкости и твердости.  Класс делится на две команды, учитель называет слова то с твердым согласным звуком (встает команда " камня"), то-  с мягким (встает команда " вата"). Вариант: встать всем, когда слышим мягкий звук.

         

В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка. ( Роль учителя, роль контролера, роль оценщика результатов учебной работы)

        Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция  игры определяется ее дидактическими целями. Например, функция социальных ролей может реализовываться в большинстве игр, т.к. дидактические игры носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей.

        Система дидактических игр в процессе обучения в начальной школе позволяет решать все многообразие воспитательных  и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, т.к. соответствует активной природе младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования «Игра как развивающая функция обучения и воспитания на уроках математики»

В  младшем  школьном  возрасте  игра   остается  одной  из ведущих  видов  деятельности....

Игры и упражнения на развитие высших психологических функций.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций: -  развитие зрительного восприятия;-  развитие понятийного мышления;- развитие способности установления причинно-следственных с...

Урок русского языка «Что такое лексическое значение слова»

Цель :  создать  условия  для  знакомства с  понятием «лексическое значение слова».Задачи урока: -  способствовать формированию   лексического запас...

Презентация. Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы.

Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы....

Статья "Значение и основные функции родного языка в обучении иностранному языку".

В статье рассматривается роль родного языка в обучении иностранному языку. Указаны основные функции родного языка при изучении иностранного языка. Подчеркивается значимость использования родного языка...

"Что такое лексическое значение слова?"

Урок открытия нового знания.Цель: создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формирова...