Музыкально - учебное пособие для уроков хореографии в кадетских классах.
методическая разработка по теме
Данное пособие стало результатом многолетнего труда, тщательного отбора высококачественного музыкального материала для сопровождения уроков хореографии в кадетских классах младшего, среднего и старшего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_-uchebnoe_posobie.doc | 84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение Ярославской области
Центр оценки и контроля качества образования
Методическая разработка
Музыкально – учебное
пособие для уроков хореографии
в кадетских классах.
Работу выполнила:
Сняткова Виктория Валентиновна
концертмейстер школы № 29
г. Ярославля
Научный руководитель:
Голубева Светлана Александровна
хореограф высшей
квалификационной категории
средней общеобразовательной школы № 29
г. Ярославля
Ярославль
Пояснительная записка
С 1997 года на базе нашей школы создаются кадетские классы в младших, среднем и старших звеньях. Это профильные классы, в которых учатся одни мальчики, носящие военную форму, занимающиеся по специальному учебному плану.
Обязательным элементом учебного плана является посещение 1-2 часов в неделю уроков хореографии, тарифицируемых из вариативной части на всех ступенях обучения в школе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
центра дополнительного образования
с кадетскими классами при школе №29.
Предмет | Класс | 1-а | 2-а | 3-а | 5-а | 6-а | 7-а | 8-а | 10-а | 11-в | Итог |
Число уч-ся | 20 | 24 | 24 | 18 | 21 | 21 | 24 | 25 | 13 | ||
Хореография | Кол-во групп | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
Кол-во часов в нед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | |
Основы военной | Кол-во групп | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
подготовки | Кол-во часов в нед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
Общефизическая | Кол-во групп | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
подготовка | Кол-во часов в нед. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 27 |
Стрелковый | Кол-во групп | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 17 |
спорт | Кол-во часов в нед. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 17 |
Рукопашный | Кол-во групп | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 16 |
бой | Кол-во часов в нед. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 16 |
Итого 78 часов | |||||||||||
Зам. директора по военно-патриотическому воспитанию 1 ставка |
Структура уроков хореографии включает в себя следующие части.
- Поклон.
- Маршировка.
- Разминка
- Танцевальная часть.
В связи с тем, что оснащением уроков хореографии в кадетских классах никто в г. Ярославле не занимается, возникают проблемы, так как практика кадетского образования не обеспечена теоретически и методологически:
а) отсутствие программ по хореографии в кадетских классах, методического комплекса сопровождения уроков хореографии.
б) имеющиеся разработки по проведению уроков хореографии не учитывают особенности кадетских классов.
в) в имеющихся разработках по проведению уроков хореографии не учитываются возрастные психологические особенности детей способных воспринимать ту или иную музыку. Очень часто упускается из вида, что хорошая, правильно подобранная музыка, способствует не только выразительности танца, но и успеху учебно-тренировочной работы.
Возникает необходимость написания программы по хореографии в кадетских классах, чем занимается хореограф школы № 29. Поэтому цель этой работы создание музыкального фонда сопровождения уроков хореографии в кадетских классах.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Подбор музыкального сопровождения уроков хореографии в кадетских классах на различных ступенях обучения;
- Апробирование нотного материала на уроках хореографии;
- Отбор и накопление нотного материала к урокам хореографии в кадетских классах.
Подборки музыкального материала полностью или хотя бы частично отвечающего целям, задачам и особенностям обучения хореографии в кадетских классах на сегодняшний день не существует. Данное пособие стало результатом многолетнего труда, тщательного отбора высококачественного материала. В нем представлены музыкальные произведения или фрагменты, предназначенные для звукового оформления урока хореографии в кадетских классах разных возрастов.
При построении нотно-учебного пособия учитывались следующие основные принципы:
- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
- постоянство требований и систематическое повторение материала;
- увлеченность и интерес;
- учет реальных возможностей (половых, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся);
По существу весь музыкальный материал составляет естественную и органичную звуковую основу для танцевальных упражнений. Каждое музыкальное произведение в качестве звуковой поддержки того или иного движения определилось в результате точек соприкосновения, слияния образно-эмоциональных характеристик упражнения и сопровождения. Преимущественное использование классической и русской музыки, продиктовано не только стремлением, создать благоприятную звуковую атмосферу для овладения танцевальной техникой, но и необходимостью воспитания и развития в учащихся хорошего вкуса, устойчивых навыков музыкального восприятия.
Музыкальное сопровождение подбирается специально, согласно определенным требованиям танцевального жанра, выразительным возможностям хореографической лексики, методики обучения предмету, индивидуальному подходу педагога к решению учебных задач. Нетрудно убедиться, что характер музыки способствует передаче определенного настроения при выполнении упражнения.
Бодрая, веселая музыка требует от исполнителя более энергичного движения, в то время, как плавная, лиричная – спокойного.
Правильное использование ритма и акцента в музыке повышает качество усвоения упражнения. Для тренажа следует подбирать музыку танцевального характера, как ритмическая и музыкальная структура этих произведений наиболее четкая и удобная.
Содержание музыкального произведения, его мелодические; ритмические и динамические оттенки играют большую роль в успешном усвоении танцевальных элементов и упражнений. Музыка должна быть не только доступной и выразительной, но и достаточно разнообразной.
Не стоит забывать и о том важном моменте – как качество исполнения музыкального сопровождения. Вялое исполнение, бледная нюансировка, неверный ритм, хаотичный темп, мешают восприятию музыки и влекут за собой нечеткое выполнение упражнений.
Результатом работы стало вовлечение все большего числа кадетов в разных возрастных уровнях в концертную деятельность. Постоянное участие во всех школьных, а так же внешкольных мероприятиях и концертах со своими танцевальными номерами приносит неизменно самую высокую оценку их танцевально-творческой деятельности.
П Л А Н
- Теоретический анализ концертмейстерской деятельности в классе хореографии
- Содержание и структура
- Работа над произведением
- Основные исполнительские средства
- Чтение с листа, подбор по слуху
- Концертное выступление.
II. Нотное приложение для уроков хореографии 1 – 3 класс (анализ)
III. Нотное приложение для уроков хореографии 5 – 8 класс (анализ)
- Теоретический анализ концертмейстерской деятельности в классе хореографии
- Содержание и структура
Прежде чем начать разбирать содержание и структуру концертмейстерской деятельности необходимо раскрыть понятие концертмейстер. Как правило, первое, что приходит в голову и с чем ассоциируется данное понятие, - это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю или хору. Однако по признанным канонам концертмейстером, во-первых, называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижера, и в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра, во-вторых, так называют музыканта, возглавляющего каждую из групп струнных инструментов оперного или симфонического оркестра, и уже в-третьих, следует считать, что это пианист, помогающий исполнителям или артистам балета разучивать их партии и аккомпанирующий им на репетициях или на концертах.
Для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, достаточном развитии музыкальных способностей, знанию произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умения аккомпанирования, а так же определенные философские эстетические воззрения, эмоциональность и волевые качества.
В процессе аккомпаниаторской деятельности в классе хореографии уделяется внимание, прежде всего исполнительскому творчеству аккомпаниатора. При изучении музыкальных произведений различных стилей и жанров необходимо помнить о таких элементах исполнительства как: аппликатура, умение пользоваться педалью, штрихи, смена размеров, ритмов, звук, применение пианистических приемов.
- Работа над произведением.
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс (так как произведения должны быть выучены до уроков) и концертное исполнение или озвучивание на уроке.
Рабочий процесс делится на три этапа:
Первый этап. Просмотр произведения «Работа исполнителя над сочинением должна начинаться не с разучивания по кускам, а с просмотра всего произведения»
Коган Л.
Проигрывая произведение в целом аккомпаниатор должен создать себе представление о его характере и построении, наметить рабочий план.
Второй этап Разучивание произведения: задачи
- разучивание по кускам;
- отработка трудностей;
- применение различных пианистических приемов;
- правильное исполнение мелизмов;
- подбор удобной аппликатуры;
- выразительность динамики;
- работа над точной фразировкой.
Третий этап Работа с коллективом. Здесь от концертмейстера требуется
- безупречное знание произведения;
- совмещение музыкально-исполнительских действий;
- наличие интуиции;
- знание партии разучиваемых танцев.
На этом этапе важную роль играет быстрая реакция, включающая умение видеть и слышать танцоров при совместном действии.
Хорошо аккомпанировать можно только тогда, когда знаешь партию танца, все внимание устремляется на танцоров, так как важна синхронность музыки и движения. Очень важно аккомпанировать не опережая и не отставая. Малейшее нарушение синхронности улавливается зрителем.
Необходимо отметить, что концертмейстер должен обладать вниманием особого вида: - многоплоскостным: его нужно распределить не только между двумя собственными руками и текстом, но и танцорами. Все это должно восприниматься не дробно, а целостно.
- Основные исполнительские средств.
Наиболее ярко иллюстрируют принципы конкретизации музыкального содержания в исполнении. Существуют три основных исполнительских средства:
- артикуляция;
- агогика;
- динамика.
Артикуляция – понятие «артикуляция» определяется абсолютной протяженностью отдельных звуков в пределах обозначенной временной доли и характер их связи (звуковедение). Временная доля содержит в себе как само звучание так и промежуточное время (пауза). Отношение между фактическим звучанием и паузой в пределах в соответственной временной доли, в сочетании с характером атаки звука, создает различие штрихов.
Характер артикуляции определяется терминами pissicato, staccato, marcato и другие. Но эти ощущения достаточно приблизительны, так как не создают точной меры предоставляя её в каждом случае индивидуальному ощущению исполнителя. Существенной стороной артикуляции, является разнообразная трактовка лиг. Разная степень протяженности длинного звука, характер окончания лиги- более отрывистый или мягкий, затухающий или активный, приобретает особенную конкретно-образную эмоциональную выразительность.
Агогика – представляет собой ускорение или замедление движения, не приводящее к перемене среднего темпа. Агогические отклонения обозначаются терминами accelerando, ritardando и так далее. Но есть такие отклонения которые малодоступны точным обозначением – в них проявляются индивидуальные ощущения, эмоциональность исполнения. Аккомпаниатор должен обладать тонким ощущением артистических намерений танцоров. Такая чуткость – важнейшая способность концертмейстера.
В рабочем порядке чаще всего используется замедление темпа.
Динамика – при работе в классе хореографии возникает особый аспект проблемы динамики. За время занятия руководителю приходится давать команду аккомпаниатору о вступлении музыки около трехсот - трехсотпятидесяти раз, кроме замечаний по поводу исполнения движений. Поэтому опытный концертмейстер стараясь сохранить разнообразие динамических оттенков музыки, следит за тем, чтобы не заглушить голос руководителя, дающего указания ученикам. Очень важно выполнить все указания автора относительно динамических нюансов, тембровые стороны и прочие обозначения. Не следует забывать о могучем выразительном значении цезур.
Немаловажную роль имеет присутствие у концертмейстера чувства ритма. В практике довольно часто приходится сталкиваться с нарушениями, как темпа, так и ритма. В качестве совета - использовать работу с метрономом.
4. Чтение с листа, подбор по слуху.
В своей практической деятельности концертмейстеру довольно часто приходится читать с листа музыкальные произведения. И чем чаще концертмейстер занимается этим видом деятельности, тем качество исполнения будет лучше. Отсюда следует, что не маловажное значение в этом случае имеет количественный фактор.
Но в то же время владение теоретическими и методическими основами в области чтения, сознательное овладение специальными приемами и способами помогут облегчить прочитывание. Вот основные положения:
- Предварительный просмотр
(осознание размера, ладотональности, строение произведение, мысленное прослушивание текста – для этого требуется развитый внутренний слух, чувство ритма);
- Мысленное опережение (зрительное) текста, умение смотреть вперед за несколько тактов;
- Важное требование – неотрывность взгляда от нотного текста – связано с умением, играть, не глядя на руки. Любые метания глаз при чтении с листа ведут к задержкам и запинкам.
- Умение ориентироваться по контурным очертаниям нотных структур. Способность с единого взгляда схватывать общую информацию мелодических рисунков, направленность их движения, узнавать аккордовые стереотипы.
- Условие заключается выделить в нотном тексте более или менее законченных структурно завершенных музыкальных мыслей.
«Только игра «по фразам» как свидетельствует художественная практика, способна сообщить процессу чтения осмысленность, внутреннюю логику и эмоциональную окраску.
Цыпин 1984 »
При прочтении произведения концертмейстер сталкивается неизбежно с проблемой упрощения нотного текста (при исполнении балетных отрывков).
По этому важно знать, те разнообразные приемы упрощения нотного текста:
- преобразование или опускание подголосков и украшений;
- облегчение или перемещение аккордов;
- преобразование разложенных гармонических фигураций в основные гармонические функции;
- преобразование ритмически усложненных последовательностей на элементарную пульсацию.
Однако при этом нельзя забывать, что любое упрощение допустимо лишь при условии сохранения идейно-образного смысла и содержание произведения, интонационной и ритмической структуры, гармонической основы произведения.
Подбор музыки
Следует отметить, что концертмейстерские навыки подбора по слуху и транспонирования носят творческий характер. В классе хореографии умение подобрать правильный и красочный аккомпанемент или песню занимает одно из центральных мест в концертмейстерской деятельности.
Е. И. Кубанцева, пианистка, кандидат педагогических наук в своей книге «Концертмейстерский класс» говорит о зависимости навыков подбора от способностей врожденных и приобретенных.
«Умение подбирать по слуху в большей мере зависят от врожденных способностей музыканта, а умение транспонировать от приобретенных. Поэтому научиться подбирать музыку куда сложнее, чем овладеть навыками транспонирования».
Кубанцева Е. И. 2000
5.Концертное исполнение
Концертное исполнение – итог и кульминационный момент работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с коллективом раскрыть музыкально- художественный замысел произведения.
Концерт является одной из форм исполнительской практики, важнейшим условием успешной концертной деятельности является создание контакта с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера и психологический настрой.
Ещё одним условием профессионализма концертмейстера является наличие у него исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность музыкально-просветительной работе.
Чтобы результат работы выглядел ярко, эмоционально, нужна вера в свои силы и возможности. Без уверенности – результата нет. Воля важна в решающий момент, она – контроль за игровыми действиями. У высококлассного музыканта-исполнителя под пристальным вниманием находится всё. Саморегуляция исполнительских действий доводится до совершенства, конечно, саморегуляция предполагает в качестве необходимых условий – опыт, профессиональные умения и навыки, однако весь этот набор мало, что значил бы, если бы за ним не стояла воля.
Вот основные психологические параметры, которые прямо и непосредственно связаны с музыкальной исполнительской деятельностью:
- решительность;
- энергия;
- самоконтроль.
Помогая преодолеть различные препятствия внутренние и внешние, возникающие в концертном исполнении они позволяют устоять любой экстремальной ситуации.
Для успешного исполнения нужна уверенность в себе, определенный настрой помогает в работе. Не случайно Шопен наставлял молодых музыкантов: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть ещё лучше».
Метнер в работе «Повседневная работа пианиста и концертмейстера» писал, что доверие к себе, и к своим идеям, своим техническим возможностям самое главное в искусстве».
Вот такие рекомендации дает В. Т. Спиваков: - «Артисту нужно совершенно точно представлять, что он должен делать на сцене. По возможности точно видеть свои творческие цели и задачи. Сосредоточиться только на них».
Определение техники с большой буквы – изящество, лёгкость, непринужденность исполнения. Когда пианист старательно трудится, покрываясь потом от усилий, удовольствия от его исполнения мало. Ещё Делакруа уверял, что первое достоинство живописного полотна – радовать. Праздник для глаза. Примерно те же достоинства нужны и звуковому полотну.
« Искусство заключается в отсутствии видимого напряжения» – Бузони.
Важно не только овладеть трудностями , но и преодолевать их с грацией, а отнюдь не выставлять их напоказ. Когда человек играет, на него должно быть приятно смотреть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для уроков рисования в начальных классах
Презентация для учащихся "Методическое пособие для уроков рисования в начальных классах"...
Интерактивное пособие к уроку математики во 2 классе "Устный счёт с Дедом Морозом и Снегурочкой"
Данная презентация создана для проведения устного счёта на уроках математики во 2 классе. Презентация содержит примеры на сложение и вычитание в пределах сотни, без перехода через разряд. Играя, дети ...
Методическое пособие. Разработка урока по математике. 4 класс.
Методическая разработка урока по математике. 4 класс. Программа 2100. Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел».Наглядность ,карточки, презентация....
Урок хореографии во 2 классе "Хоровод. Виды хоровода."
Технологическая карта урока "Хоровод. Виды хоровода"....
Урок хореографии в 1 классе "О чем рассказывает танец"
На уроке хореографии дети узнают, что трудовая деятельность народов ханты и манси нашла отражение в танцах....
Урок хореографии во 2 классе "Украинский народный танец"
Урок предназанчен для учащихся общеобразовательных школ. На уроке учащиеся разучивают движения украинског танца. знакомятся с украинским национальным костюмом....
Учебное пособие по теме "Мужество", 1-4 классы (рабочие листы).
Рабочие листы по теме "Мужество" (1-4 классы) можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, ОРКСЭ, во внеурочной деятельности....