Заботы первого триместра
методическая разработка (1 класс) по теме

Бибнева Татьяна Федоровна

Методические рекомендации для родителей первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaboty_1_trimestra.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО  «СарИПКиПРО»

Региональный конкурс

«В содружестве с

родителями!»

Консультация для родителей

«Заботы первого триместра»

Выполнила учитель начальных классов 1категории МОУ-СОШ с.Приволжское

Бибнева Татьяна Федоровна

2009 г.

Заботы первого триместра.

Консультация для родителей.

Дата проведения: конец первого триместра.

Цели:ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями в период начала обучения в школе;осуществить психолого-педагогическую помощь родителям в виде консультаций по установлению правильных взаимоотношений с детьми и устранению возникших проблем в обучении.

1.Подготовительный этап.

1)Подготовка текста анкеты для родителей и проведение анкетирования.

2)Подготовка текстов практических советов.

3)Выступление  медицинского работника.

4)Характеристика класса.

2.Проведение педагогического всеобуча(консультация).

   Даже взрослому человеку бывает нелегко после летнего отдыха сразу же войти в рабочий ритм. Еще труднее сделать это ребенку, особенно если он учится в начальной школе, да еще в 1 классе. Вот почему так важно правильно организовать учебную деятельность и досуг малыша в первом триместре. Проанализировав наблюдения за учащимися в течение периода нахождения в  школе , результаты ваших ответов на вопросы анкеты, и используя свой личный опыт,  я пришла к выводу, что мы сможем найти правильные пути преодоления трудностей данного периода. Как же это сделать?

   С самого начала учебного года приучите ребенка просыпаться достаточно рано, чтобы сборы в

школу не превращались в ежедневную нервотрепку.

Лучше всего, если он позавтракает спокойно, вместе с остальными членами семьи.Это очень важный момент,который поможет создать нужный психологический настрой на весь день.

   Некоторые дети категорически отказываются завтракать перед школой. В этом случае родители не должны  быть слишком настойчивы-лучше положите школьнику в портфель что-нибудь вкусное на тот случай, если он неожиданно проголодается. Но было бы благоразумно посоветоваться с врачом-возможно, что отказ от еды означает: у ребенка возникли в школе психологические проблемы.

   Необходимо приучить ребенка собирать свой портфель заранее, лучше накануне  вечером. Утром

вместе проверьте, не забыто ли что-нибудь важное.За завтраком еще раз спросите, не забыл ли малыш передать вам распоряжение учителя, не нужны ли ему деньги на обед и т.д.Помните, что от того, как ваш ребенок проведет эти полчаса перед школой, от тех слов, которые вы скажете ему на прощание, зависит порой весь его школьный день. Через некоторое время ребенок  постепенно приучится более методично относиться к своим обязанностям и станет более собранным.

   После окончания занятий ребенку нужно дать время для отдыха. Обед- удобный момент для того, чтобы школьник мог рассказать о прошедшем дне и постепенно избавиться от психологического напряжения. Но не следует насильно заставлять  его рассказывать о своих делах-некоторые дети лишь через несколько недель начинают делиться с родителями своими переживаниями.

   После часового отдыха следует перейти к выполнению домашних заданий. Очень важно установить правильный ритм работы с самого начала – если ребенок научится соблюдать режим в течение первого триместра , дальше ему будет гораздо легче.

   Помните, что телевизор- враг №1 успешной учебы. Не стоит включать его раньше, чем все задания будут выполнены. Если ребенок смотрит телевизор во время дневного отдыха, ему будет труднее сосредоточиться.

   В начале учебного года полезно контролировать,

правильно ли он понял пройденный материал, попросить его почитать вслух. В первом триместре  лучше это делать каждый вечер, затем контроль можно ограничивать до двух-трех раз в неделю.

   Многие родители мало внимания уделяют устным предметам.А ребенку как только приходится выйти перед классом ,речь становится бесцветной, слова на ум приходят какие-то тусклые, да и их попросту не хватает, и наступают мгновения томительного молчания, паузы, смущающие и слушателей, и того, кто перед ними стоит.Как же от этих пауз избавиться?Опять-таки начинать надо тогда, когда он совсем еще мал. Хорошо отвечают устно те дети, которые привыкли много рассказывать дома,для которых стало просто потребностью пересказывать маме содержание фильма, прочитанной книги, услышанного на уроке.

   Проверять не значит «делать вместо» - никогда не подсказывайте ребенку готовых решений. Непременно проверьте, что бы то,  что должно быть выучено наизусть, он заучил как следует: точность выполнения заданий – непременное условие успешной учебы. Следует также убедиться, что ребенок способен применить выученное правило в практической работе: для этого предложите ему выполнить пару упражнений.

   Не стоит загружать ребенка внешкольной деятельностью с самого начала учебного года. Спорт и занятия в кружках, Конечно, полезны для общего развития, но сначала убедитесь, что у ребенка хватит на них сил и времени.  Начало учебного года – период стресса, и перегрузки могут  только повредить.

   Сон имеет для школьника первостепенное значение. С первых дней учебы придерживайтесь

строжайшего режима и требуйте от ребенка, чтобы он ложился в постель в определенные часы .Впоследствии само по себе отступление от режима по всякой причине может стать для ребенка приятным сюрпризом  или вознаграждением. В первом триместре он должен спать не менее 10 – 11 часов, затем продолжительность сна можно сократить до 9 -10 часов.

  Если ребенок засыпает с трудом, все равно заставьте его лечь. Даже читая или рисуя в постели, он восстанавливает  физические силы. И не следует думать, что школьник уже слишком взрослый для того, чтобы ему рассказывать сказки.

Воспользуйтесь способом проверенным столетиями: тихо побеседуйте с малышом перед сном, попросите его что – нибудь рассказать или расскажите сами – в конце концов,  такие минуты – одна из немногих возможностей для настоящего общения.

   Основное качество, которое потребуется от родителей в первом триместре, терпение. Энтузиазм первых дней  быстро проходит, уступая место усталости. Помогите ребенку сохранить нормальный рабочий ритм и не поддавайтесь соблазну сделать ему маленькую поблажку. Никогда не сравнивайте ребенка с его сверстниками. У детей  сильно развито самолюбие – частые упреки или сравнения не в его пользу могут постепенно развить у малыша комплекс неполноценности и отбить у него охоту к учебе. Наоборот, иногда можно похвалить ребенка, даже если у него что – то не получается, дать ему небольшую передышку и потом вернуться к выполнению задания.

   Ни в коем случае не ставьте ваши отношения с ребенком в зависимость от его успеваемости. Плохие  оценки – не признак непослушания. Именно доверительные отношения и сознание того, что малыш всегда может рассчитывать на вашу поддержку, помогут ему настроиться на успех с самого начала учебного года.

  Список использованной литературы:

И.И.Дереклеева «Новые родительские собрания»

С.Р.Рябова «Родительские собрания»

А.Г.Хрипкова «Диалоги о воспитании»

Анкета для родителей

1.Играет ли ваш ребенок в  «школу»? Какую роль отводит себе в этой игре?___________

2.Возникают ли трудности у вашего ребенка в общении с учителем?_________________

3.Возникают ли у вашего ребенка трудности а общении с одноклассниками: часто на кого-то в обиде, часто жалуется, бывают крупные конфликты с кем –либо из

одноклассников?_____________________

4.Жалуется ли ребенок дома, что его не спрашивают на уроках, хотя он всегда поднимает руку?_____________________

5.Возникала ли ситуация, когда ваш ребенок сам признавался, что был в чем-то не прав?__________________________

6.Всегда ли ребенку удавалось все сделать так, как он запланировал перед выполнением?_______________________

7.Бывает ли ребенок доволен результатами своего труда?_________________________

8.Существует ли в вашей семье определенный распорядок, режим дня?________________________________________________________________________

9.Планирует ли  ребенок свое свободное время?___________________________

Инструкция по использованию анкеты.

  • Ответы родителей на вопросы 1,2 помогут учителю выявить адаптацию ребенка в сфере отношений со взрослыми,т.е. помогут выяснить, понимает ли ребенок профессиональную роль учителя, умеет ли строить отношения с ним в учебной деятельности.
  • Ответы родителей на вопрос 3 выявляют адаптацию в сфере отношений со сверстниками, и помогут выяснить, может ли ребенок принять точку зрения одноклассников в определенной ситуации, может ли посмотреть на ситуацию по-другому.
  • Ответы на вопросы 4,5,6,7 выявляют адаптацию в сфере отношений к себе и помогают классному руководителю и родителям выяснить какую самооценку-завышенную или заниженную-имеет ребенок на данном этапе обучения и развития, каков имеет уровень самоконтроля,умеет ли он правильно оценивать свои действия и возможности.
  • Ответы на вопросы 8,9 дают картину об организации труда и отдыха, ответственность к своим обязанностям и учебе.

Практические советы родителям

  1. Учите детей самостоятельно придумывать сюжеты различных игр, согласовывать действия  между участниками игры.
  2. Будьте участниками событий, происходящих с детьми в школе, дома, в учреждениях дополнительного образования.
  3. Общайтесь с вашим ребенком на правах равного  партнера и показывайте образцы поведения, общения, взаимодействия с  окружающими.
  4. Задавайте ребенку вопросы,требующие обдуманных полных ответов, стимулируйте желание задавать вопросы самими детьми.
  5. Трудности ребенка-это ваши трудности.Справиться с затруднениями вместе легче и быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру за первый триместр в 4 классе

По окончании триместра обычно проводятся срезовые работы. Этот тест позволяет проверить знания по окружающему миру по темам, изученным в первом триместре 4 класса....

Сценарий линейки в начальных классах "Итоги I триместра".

Линейка проводится по сценарию "Минуты славы".На ней награждаются спортсмены, отличники, победители олимпиад и   интеллектуальных марафонов....

Отчет за первый триместр.

По внеурочной деятельности.Ссылка на скачивание файла http://rghost.ru/31659421...

Отчет за первый триместр.

По внеурочной деятельности.Ссылка на скачивание файла http://rghost.ru/31659421...

Проверочная работа в 1 классе за первый триместр по предмету Окружающий мир программа Школа России

Спецификация проверочной работы в 1 классе за первый триместр по предмету окружающий мир и текст самой работы....

Проверочная работа в 1 классе за первый триместр по математике программа Школа России

Спецификация проверочной работы в 1 классе за первый триместр по математике и текст самой работы....

План воспитательной работы на первый триместр в 4 классе

В плане воспитательной работы отражены все напрвления для создания условий для развития социально-адаптированной, конкурентоспособной личности, личности духовно развитой, творческой, нравственно и физ...