Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
статья по теме
«Здоровье- это вершина, на которую каждый должен забраться сам» И.И.Брехман.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
« Здоровье-это вершина, на которую каждый должен забраться сам» И.И.Брехман.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер. Согласно определению данному Всемирной организацией здравоохранения, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья. В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Заниматься сохранением и укреплением здоровья учащихся должны педагоги. Одним из основных направлений развития общего образования определено здоровье школьников. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Выпускник начальной школы в идеале должен быть: любознательный, интересующийся, активно познающий мир, выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Исходя из целевых установок стандартов второго поколения видно, что современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, здоровый и безопасный образ жизни. Педагог должен учить укреплять и сохранять здоровье, понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью. Такая деятельность осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медицинских работников. Возникает необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе актуальным является подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся. Учитывая новые подходы к выстраиванию стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребёнка необходимо проводить мероприятия по формированию здорового образа жизни, внеклассные мероприятия. Ведь эффективность учебного процесса определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся. Только здоровый ребёнок способен овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям в обучении. Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от активного участия в этом процессе самих детей, создания здоровьесберегающей среды, высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов, планомерной работы с родителями. Внеучебная деятельность позволит учащимся заняться своим всесторонним развитием, углубленным изучением предмета, проверкой знаний, выполнением проектов. Современная школа должна воспитать личность, которая в полной мере может проявить свои способности, инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Это означает, что в школах надо изучать способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Успешное решение этой задачи зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые определяют активность школьника в познании себя и окружающего мира. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. На протяжении 27 лет я изучаю и применяю на практике в начальной школе здоровьесберегающие технологии. Сложилась определённая система использования здоровьесберегающих технологий в работе. На уроках я использую дифференцированное обучение, которое позволяет снять трудности у слабых детей и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Ребёнка не тороплю, не подгоняю, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу, способствую сохранению и укреплению здоровья ребёнка. Хорошо проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и учителем. Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников продумываю виды учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Применяю на уроках игровую технологию. Использую нестандартные уроки: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-игры. В игровой форме проходит словарная работа. Приёмы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, использую на других уроках. Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. На уроках использую групповую работу, которая помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока влияют на здоровье учащихся. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей учебной отдачи учащихся. Детям нравятся физкультминутки в стихотворной форме « Весёлые матрёшки», «Паучок», «Рыбки». На уроках применяю компьютерные технологии. Форма подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно – художественное представление – всё это делает компьютер. Компьютер является незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью провожу воспитательные мероприятия. Проходят праздники, на которых решаются задачи формирования у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Зимние забавы», «Весёлый урок здоровья», «Лучший спортивный класс». Провожу классные часы, беседы, анкетирование среди родителей, тренинги, уроки здоровья, спортивные мероприятия, прогулки в лес, походы, встречи с работниками больницы, встречи с медсестрой школы. В школе работает медицинский кабинет, где дети получают различные консультации, медицинскую помощь. Совместно с медсестрой школы проведён лекторий «Как стать неболейкой», «Что такое гигиена»- тренинговое занятие. Для проведения физкультурных занятий имеется спортивная площадка, площадка для обучения спортивным играм (баскетбол, футбол, волейбол). Дети любят соревнования « В спортивный зал за здоровьем», «Весенние старты». День здоровья, проведённый в лесу - способствует сохранению и укреплению здоровья. Учить ценить, беречь и укреплять здоровье с раннего детства учителю нужно демонстрировать личным примером здоровый образ жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе поможет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Провожу беседы о здоровом питании детей. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоро-вьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Литература:
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Москва: «Вано», 2004
2.Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. Москва, 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.
«Достоинство преподавания каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...
Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.
В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.
Отличительная черта любой проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».
МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...