Исследовательская деятельность. Урок "Наблюдение"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Коптягина Светлана Сергеевна

Цели:

1. Расширить представление о домашнем животном – кошке.

 2.Развивать информационную компетентность через  работу с информацией, изложенную в  дополнительной литературе: словарях, справочниках, художественной литературе.

3. Развивать навыки исследовательского поведения через знакомство с  различными методическими приемами на этапе проверки гипотез (подумать самому, спросить у взрослых, позвонить друзьям, найти в книгах то, что исследуешь, обратиться за помощью к компьютеру)

4. Сформировать умение четко и ясно излагать свои мысли, материал, представленный из разных источников.

5. Развивать коммуникативную компетентность через работу в группах, учиться вырабатывать общее решение на основе полученных материалов

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока "Наблюдение"75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                «Проектная деятельность»

Тема: Наблюдение. «Кошка- домашнее животное»

Цели:

1. Расширить представление о домашнем животном – кошке.

 2.Развивать информационную компетентность через  работу с информацией, изложенную в  дополнительной литературе: словарях, справочниках, художественной литературе.

3. Развивать навыки исследовательского поведения через знакомство с  различными методическими приемами на этапе проверки гипотез (подумать самому, спросить у взрослых, позвонить друзьям, найти в книгах то, что исследуешь, обратиться за помощью к компьютеру)

4. Учиться фиксировать свои ответы при помощи схем, рисунков, записей. Сформировать умение четко и ясно излагать свои мысли, материал, представленный из разных источников.

5. Развивать коммуникативную компетентность через работу в группах, учиться вырабатывать общее решение на основе полученных материалов

6. Проводить простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы.

                                            Ход занятия:

1.      Организационный момент:

 2 слайд

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Ответы полные давать и на уроке не зевать.

Учитель:

Как называется наше занятие? (проектная деятельность)

3 слайд

Что такое проект? (замысел, план)

Проектная деятельность? (деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике «объектов».

В проекте создаётся то, чего нет.

Каждый проект подразумевает исследование.

4 слайд

Что такое исследование? (это поиск истины, познание неизвестного)

Что значит исследовать? (подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)

 В исследовании обнаруживается то, что уже есть.

5 слайд

 Посмотрите на экран и  назовете  девиз нашего урока

( на доске написан девиз «Учитесь  …    ….    ….    ….    …..  открывать!»)

                                                                    Н      т      й     а      ы

Учитель: какое слово засекречено?    А как вы догадались?

Ученик:  Слово тайны. Здесь необходимо расставить числа в порядке убывания.

2.      Актуализация прежних знаний:

Учитель: Сегодня вы маленькие ученые. Наша цель познакомиться ещё с  одним методом исследования.

Что нам для этого необходимо?

Ученики: необходимо, чтобы возникла проблема.

6 слайд

Учитель: А что такое проблема? (это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения)

Ученики: невыполнимая задача, нужно найти ответ на поставленный вопрос.

Учитель: что необходимо проверить, чтобы разрешить проблему?

7 слайд

Ученики: гипотезы.

Учитель: А что такое гипотеза? (основание, предположение, предвидение событий. Гипотеза изначально НЕ ИСТИННА и НЕ ЛОЖНА – она просто не определена)

Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы.

 Какие слова помогают выдвигать гипотезы?

8 слайд

Ученики:  предположим, допустим, возможно, что, если….

Учитель: На прошлом уроке мы учились выдвигать гипотезы. Найдите возможную причину данного события, выдвигая различные гипотезы «Друзья поссорились…»

Ученики: предположим, что один другому не дал списать домашнюю работу.

                Допустим, что…сегодня звезды расположились так, что они должны поссориться.

                Возможно…они просто не поделили игрушку.

                Что, если…завелся кто- то третий, который их поссорил.

3.      Составление плана исследования

Учитель:  Давайте с вами вспомним, какие методы исследования  помогают нам проверить гипотезу?

9 слайд

Подумать самостоятельно

(Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно?);

10 слайд

    Посмотреть книги о том, что исследуешь  

Начать можно со справочников и энциклопедий.

Прочитать книги с подробным описанием.

11 слайд

   Спросить у других людей;

12 слайд

   Обратиться к компьютеру;

13 слайд

   Понаблюдать (Внимательно следить  глазами,         изучать, исследовать предметы)

14 слайд

     Провести эксперимент.

4.    Физминутка   (немного отдохнём) Понаблюдайте за движениями и попробуйте повторить.

15 слайд

  1. Выход на тренировочное занятие

16 слайд

Сегодня наше занятие посвящено теме НАБЛЮДЕНИЕ.

Какую цель поставим перед собой?

Цель:

  1. Познакомиться с наблюдением как методом исследования.

Что такое наблюдение? (Внимательно следить  глазами,         изучать, исследовать предметы)

Учитель: Отгадайте загадку.

17 слайд

  1. Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это …

Учитель: Тема наблюдения?

18 слайд

                   Кошки.

Учитель: домашним заданием было, понаблюдать за домашними кошками. Кто из вас наблюдал за ними?

(за поведением, внешним видом)

19 слайд

Цель нашего наблюдения? Зачем?  (Получить как можно больше знаний о кошках).

20 слайд

Какие задачи поставили

  1. Понаблюдать за домашними кошками..
  2. Выяснить причины различного поведения кошек.
  3. Подготовить выступление.

Поведение у кошек разное, иногда они проявляют нежность, ласку, а иногда недовольство, даже агрессию.

5.      Сбор материала, составление плана, зарисовки, запись

Вы собрали много информации о своих наблюдениях. Вели записи, фотографировали, рисовали.  Какие методы исследования помогали собирать информацию.

Учитель: с чего же вы начали своё наблюдение?

А) подумать самому  (ученики вспоминают, что они знают о кошках, выполняют записи в виде рисунков, схем, записи).

Б) посмотреть в книгах   (выставка книг)

Учитель: какие книги из данных помогали  найти ответ на данный вопрос? (стоят на доске книги под номерами 1-словарь Даля, 2- новое о космосе, 3- энциклопедия о животных, 4 –энциклопедия «От а до Я»)

Ученик:  книга под номером 1, потому что в словарях всегда есть объяснения словам.

Ученик:  под номером 3, потому что рассказывает о животных.

Ученик:  энциклопедии под номером 4.

В) спросить у взрослых 

Г) обращались к сети интернета

Д) понаблюдать  

6.      Деление на группы (задания каждой группе) 

Учитель: нам необходимо приготовить выступления о ваших наблюдениях.

 Вы, наверно, понимаете, что приготовить выступление лично каждому сложно. Поэтому мы будем работать в группах (у нас получилось три группы).

Каждая группа получит задание по нашей теме.

1 группа (рассказать, как ведёт себя кошка, когда проявляет любовь и ласку, требует к себе внимание)

2 группа (рассказать, как ведёт себя кошка, когда проявляет недовольство)

3 группа (подготовить небольшое выступление о внешнем виде кошки, составить викторину)

Составим работы

21 слайд

7.  Доклад о кошках.

22-32 слайды

Мы с Ксюшей предлагаем вам посмотреть небольшой сюжет о кошках, возможно, вы получите для себя какие-то новые сведения.

                21 слайд

На Руси кошку считали символом тепла и уюта. Её называли хозяйкой дома, поэтому при переселении в новый дом кошку всегда впускали первой. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом.

22 слайд

Кошка – нежное,  

 ласковое,  

умное,  

 красивое,

 преданное человеку животное.

27 слайд

Правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.

28 слайд

Кошки очень чистоплотны –вылизывают шерсть так тщательно, что, кажется, что не пропустят ни одного волоска.

29 слайд

У неё очень тонкий слух - она слышит малейший шорох, который производят мыши и  тотчас же настораживается.

30 слайд

У них острое зрение. Кошки видят в полумраке гораздо лучше, чем человек.

Зрачки кошки – своеобразные «часы». Днём при ярком свете они узкие, точно щёлки. А с наступлением темноты – расширяются.

31 слайд

Кошка живёт рядом с человеком много тысяч лет, но всё-таки до сих пор остаётся существом во многом таинственным.

Сейчас вы можете приступать к составлению сообщений.

8.   Выступление учащихся.

9.      Подведение итогов: Что нового вы узнали о кошках?

Какой метод использовали?  Вы сегодня готовили выступления о своих наблюдениях. Что же такое наблюдение?

Вывод: Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

33 слайд

  1. Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

10. Рефлексия.

34 слайд

Прошу высказать своё мнение об уроке, начните со слов…

  1. Мне больше всего удалось ….
  2. От этого урока я получил ….
  3. Урок был интересен тем, что …
  4. Урок заставил задуматься о …
  5. Урок навёл на размышления о …
  6. Я могу похвалить себя за …
  7. Я могу похвалить одноклассников за …
  8. Я не доволен своей работой на уроке потому, что…

.

9.      Домашнее задание: оформить результаты своей работы в виде: буклета, газеты, коллажа, презентации.

 

 

В мире интересного.  

Кошки не живут стаями, они индивидуалисты. Являются прекрасными психологами, разбираются в человеческом характере.

 

На Руси кошку считали символом тепла и уюта. Ее называли хозяйкой дома, поэтому при переселении в новый дом кошку всегда впускали первой.

 

Во Франции кошку считали вместилищем злых духов. А людей, которые держали кошек, церковь преследовала, потому что считалось, если человек пригрел у себя кошку, непременно занимается колдовством.

 

В Египте гибель кошки была большим горем для хозяев. Люди обрезали волосы, выщипывали брови. Кошка сопровождала своих хозяев во время сражений и те были неустрашимы в бою.  

 

Как кошка открыла йод?

Это было 180лет назад. Ранним утром французский естествоиспытатель Бернар Куртуа находился у себя в лаборатории. В этот день ему предстояло провести несколько опытов. Перед ним стояли два сосуда: один с серной кислотой, а другой – с настойкой из морских водорослей. На плечах Бернара удобно расположилась кошка. Вдруг раздался громкий стук в дверь, от неожиданности кошка испугалась и прыгнула на стол, задев хвостом колбы. Сосуды разбились, из них вытекло содержимое и стало смешиваться. Началась бурная реакция, в результате которого образовалось маленькое облачко. Вскоре оно осело. На предметах выкристаллизовалось какое–то вещество. Им оказался йод, ранее не значившийся в справочниках. Так кошка помогла Бернару Куртуа сделать научное открытие.

 

Наблюдения за кошками:

- если недовольны – нервно двигает хвостом из стороны в строну.

- если кому –то непонятны ее движения хвостом, то она выбирает более выразительные средства: лапу с когтями, выгибает спину, угрожающе шипит.

- чтобы привлечь на себя внимание- скребет пол ногтями;

- свою дружбу и любовь она выражает потиранием головой о человека.

- кошка – чистюля: усы у кошки – это ориентация, при помощи их она определяет, где проходит граница этой дыры. Если она лишена усов это ее обезоруживает.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...