Моя Гыда и мой край
методическая разработка на тему

Яр Татьяна Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_kraevedenie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Данная программа «Моя Гыда и мой край»  раскрывает  культурологическую  направленность.  Краеведение необходимо в школе, через него идёт воспитание и духовное становление  детей  как личности, человека и гражданина.

    Программа «Моя Гыда и мой край» актуальная. Обучающиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом  развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. И незаметно в ходе обучения дети становятся гражданами, т.е. приобретают национальную гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой на благо  Родины.

Новизна программы заключается в том, что важность данной проблемы отражена в Законе Российской  Федерации  «Об образовании». Один  из целевых ориентиров документа  направлен на защиту  национальных культур и региональных культурных традиций. Краеведение  очень много даёт для морального, нравственного  становления личности.

Методологические  положения программы: индивидуальные занятия, работа в парах, в группе; метод проектной деятельности, коллективная работа, наблюдение, исследование, экскурсии.  Местный материал доступен  обучающимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить им достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края  в отечественной и мировой  истории.

Цели программы.  Способствовать воспитанию  патриотических чувств, формированию патриотического  сознания учащихся:

  1. воспитание интереса и бережного отношения  к историческим и культурным ценностям  Тазовского  района;
  2. воспитание любви к  родному краю, уважение к традициям коренных народов Севера,  любви к природе.
  3. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
  4. стремление к творческой  деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края; приобщению к историческому, культурному и природному наследию края.

Задачи программы:

*  изучить историю, культуру, обычаи, верования народов Севера.

  1. совершенствование воспитательной работы, организация досуга учащихся на основе новых педагогических технологий;
  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся  с учётом их интересов и склонностей;
  3. создание творческого содружества  семьи и школы;
  4. поиск  социальных партнёров и установление связей  с учреждениями;
  5. формирование здорового образа жизни.

Возраст  детей:  от 10 -15  лет.  Набор свободный.

Форма  работы.  Занятия по 40 мин; тематические праздники, фестивали, коллективно-творческие дела; экскурсии и походы по родному краю; художественное  творчество; устные журналы, беседы; встречи с ветеранами;  просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;  сбор и оформление материалов для  школьного музея; выступление перед сверстниками по итогам проделанной  работы; проектная и исследовательская  деятельность; спортивные турниры, праздник  «Оленевода»,  «день  здоровья».

Ожидаемые   результаты:

  1. устойчивый  интерес к истории своей  Родины;
  2. знания по истории и культуре своего  родного края;
  3. умение устанавливать связи между  прошлым  и современностью;
  4. способствовать творчески  мыслить и рассуждать;
  5. умение решать практические  задачи с помощью наблюдения, сравнения;
  6. способность заниматься исследовательской  деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  7. развивается умение работать с картой, формируются поисковые навыки, активные гражданские позиции; воспитывается экологическая культура поведения в природе.

Формы  подведения  итогов: учебно-исследовательские конференции, тестирование, анкетирование, рефераты, доклады, оформление материалов для школьного музея, выступление перед сверстниками по итогам проделанной  работы.

Методическое обеспечение образовательной программы: занятия,  литература, школьный музей; компьютор, телевизор, диски, слайды.

Список литературы для  обучающихся:

1.Л.В.Фёдорова. Северные родники, Тюмень – 2001г

2. Г.П. Харючи  Традиции  и инновации в культуре  ненецкого этноса (вторая половина 20 века).  Изд-во  Томского  университета, 2001

3. Нина  Ядне. Избранное.  Салехард, 2008г

4.Народы  Крайнего  Севера  и Дальнего  Востока  России  в  трудах  исследователей ( 17 – начало 20 в.) Москва, «Северные просторы», 2002 г

5. Народы  Крайнего  Севера  и Дальнего  Востока  России  в  трудах  исследователей (  20 в.) Москва «Северные просторы» 2002 г

6. Буклет  «Будущее земли Тасу- ява – в наших детях»  Тюмень,2010г

7. Буклет  «Школа моя – сердце  моё» «Выпускник – 2012г»  Тюмень,2012г

8. Общественно-политический историко-культурный журнал  «Ямальский  меридиан»

9.Народный  журнал «Северяне»

10. Детская газета на родном языке  «Мынико» г.Салехард

11. Н. Дудников . Мой   дом  Север.  Москва, 1997г.

     

Список  литературы  для педагога:

1.Л.В.Фёдорова. Северные родники, Тюмень – 2001г

2. История  Ямала; том 1. Ямал  традиционный. Екатеринбург,2010г

3. История  Ямала; том 2. Ямал современный. Екатеринбург,2010г

4. ЯМАЛ. Энциклопедия Ямало-ненецкого  автономного округа (от А до Я)     (все тома)       Салехард, 2004г

5. СМИ  Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО «Советское Заполярье»

6. « Семь  даров  Тасу-ява»  Эпоха «Москва»,  2010г

7. Реки наших  судеб ( Тазовскому   рыбозаводу – 80 лет) (Фотоальбом)

8.Народные   художественные  промыслы и  ремесла Ямала «Соцветия  бисера»  2010г  г. Салехард

9 Тасу- ява  вписана в  биографию  Ямала, Екатеринбург  2010 г.

10 Ямальский  сувенир,  г. Салехард 2011г

11Тайны  мастерства. Традиционная ненецкая  летняя  женская  одежда.

Методическое  пособие из  серии «Уроки мастерства»  г. Салехард. 2011г

12. Ямальские мастерицы  2011г, г. Салехард

13. Ремесла  ямальских  мастеров: история, традиции, преемственность.

    г. Салехард,  2006г

14.   4-ый международный   фестиваль- конкурс «Легенды  Севера»  

        г. Салехард, 2010г

15. Сыня – жизнь  и   традиции в  творчестве  Н.М. Талигиной   г. Салехард,

           2010 г

16. Дорога к творчеству  г. Салехард  - 2012г

17. Николай  Харючи: « Живу по наказам  отца…»  55 лет

Содержание образовательной программы:

1. Введение. (10 час) Знакомство  с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся. Инструктаж. Как вести себя во время пожара. Педагог  ставит  определенные цели  и задачи  перед учащимися,  знакомит с содержанием  курса,  даёт  перечень  литературы, напоминает правильность  оформления  рефератов, докладов и т.д.

2. «Летопись  с. Гыда».  (78 час.)

    Познакомить  со средой обитания. Окружающие  дома, с названием улиц; природа; среда обитания и человек неразрывно связаны; для блага людей необходимо грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Способствовать формированию практических умений ориентироваться в окружающей среде; этике поведения.

   Составляется  и ведется  летопись с. Гыда  начиная со времени основания до наших дней, с указанием географического положения, экономического состояния, рода занятий жителей, быта, нравов, культуры.  Территория  и географическое положение Тазовского района. Знакомство с картой ЯНАО, составом территории, границами. История образования ЯНАО. Символика ЯНАО. Города нашего края. Салехард – столица ЯНАО. Нефть и газ – Ямала. Символика Тазовского района. Народы  Ямала. Ненцы. Знакомство с историей названия села Гыда. Знакомство  с историей названий улиц  села Гыда.  Улица Молокова.  Улица Елены Катаевой. Знакомство с историей названий рек. Знакомство с историей названием озёр. Водоёмы  Тазовского района, их практическое значение. «Гыдаагро» в жизни села. История дома культуры с. Гыда. Экскурсия в СДК. Авиация  и её  роль  в покорении Сибири. История разведения  животноводства  с. Гыда. История  разведения колхозного  развития в с. Гыде. Морской Северный  путь в Гыду.  История  названия  рек в Гыде.  Водоёмы  в Гыде,  их практическое  значение. «Гыдаагро»  в  жизни  села. О Наталье Ивановне  Яптунай. «Мать  тундры…» Старожилы  с. Гыда. Встреча. Ветераны труда  и ветераны Ямала с. Гыда.  Встреча.

3. «Они защищали Родину» ( 90 час.)

Расширять кругозор обучающихся, способствовать формированию  чувства гордости за свой край, уважения  к предшествующим поколениям, развитию детей. Патриотическое, духовное, культурное воспитание  школьников, занимающихся увековечением памяти защитников  Отечества. Поиск и изучение архивных материалов; подготовка молодого поколения к военной службе. Участие в проведении поисковых экспедиций;  оказание помощи труженикам тыла;  проведение мероприятий, связанных памятными   датами.

     Организуется сбор материалов, документальных и вещественных  реликвий военной  поры.  Тазовский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сбор материала  о Рубцове – первом директоре Гыдоямской  кульбазы.  Л.Ф. Киселёв  - герой  Советского Союза. Бесстрашный пулемётчик - Тэсида из Гыды. Герои Ямальской земли ЯНАО. Герои Ямальской  Земли  Тазовского района. Рассказ  старожилов  о послевоенных  годах села. Встреча. Репрессированные  нашего села.  Изучение  архивных  материалов  о репрессированных. Рассказ старожилов  о послевоенных годах  села.  Участие в конференции юных исследователей  «Мой  первый доклад».  Труженики  тыла нашего  села. Оказание помощи труженикам тыла.    Сбор  материалов  о тружениках тыла во время Великой  Отечественной войны. Встречи  с тружениками тыла. А.М. Зверев – герой  Советского Союза. Составление презентации. Война в судьбе  моей  семьи. Составление рассказа. Оформление альбомов.  Земляки, проявившие мужество и героизм в конфликтах в наше время. Встреча с воинами – интернационалистами.  Рассказ молодого поколения  о военной  службе. «Служили наши земляки» - презентация. Подготовка и открытие экспозиции, посвященный к дню Победы в Великой  Отечественной  войне. Экскурсия.

     4. «Твоя родословная» ( 45час.)

          Родословие – развитие интереса к истории своей семьи, её  традициям, к профессиональной  деятельности родителей, как следствие – понимание важности жить и трудиться на своей  малой Родине.  Приобщение  детей к научно-исследовательской работе  через изучение исторического родословия.  Обучение детей  методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами. Развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива. Ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.  Основные формы деятельности: изучение и составление семейных родословных; формирование семейных архивов, составление семейных летописей.   Проводятся  семейные конкурсы, составляются генеалогические родословники семей. Освоение приёмов  составления генеалогических  таблиц. Изучение  и составление семейных  родословных. Познакомить с понятиями: поколение, предки, потомки. Создание  домашнего семейного  архива.  Составление семейных летописей. Семейный архив  в фотографиях. Обучение методу исследовательской  работы. Семейные  праздники. Работа  с музейными документами. Возможность изучения истории через историко-генеалогические исследования. Семейные  традиции и обряды. Графические  изображения генеалогического  дерева, используя  фотографии, рассказы  родителей, близких людей.  Древо  жизни. Составление схемы своей  родословной. Семейные   конкурсы  (районные, окружные).

5. «Живые истоки» (33 час.)

В поисковой  работе обучающиеся  собирают предметы материальной культуры села. Полнее раскрыть культуру и быт коренных народов  Севера  посредством  изучения  и  освоения народных традиций. Изучение и анализ материальной и духовной  культуры коренных  народов  Ямала; раскрытие творческого потенциала личности детей  через уникальную  природу этнографии.  Формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов; изучение литературных источников, архивных документов, материалов школьного музея. Участие в этнографических праздниках и обрядах. Сбор материалов и предметов материальной культуры  села. Краеведческие справочники.  Экскурсия  в музейную комнату. Обычаи и традиции ненцев. Праздники. СМИ «Мынико» - газета на родном языке для детей. «Нярьяна Нгэрм» - окружная газета  на родном языке.    Изучение  литературных источников. Сбор материала   и предметов    материальной  культуры  села. Изучение     архивных  документов.   Обычаи и  традиции ненцев.  Праздники.    

6. «Школьные годы чудесные» (51 час.)

Ведётся летопись школы. Оформление  альбома «Они учились в нашей школе».  Сбор материала о педагогах, которые проработали в Гыданской школе-интернате  более 30 лет. Оформление альбомов, презентаций: Печерина  Мария  Николаевна,  Сэротэтто Галина  Пияковна,  Семяшкина Ульяна  Егоровна,  Бурика Екатерина Григорьевна, Лапсуй  Варвара  Енакиевна. Оформление  альбома «Они учились в нашей  школе   ( 50-е  и 60-е  годы;  70-е и 80-е годы). Летопись школы. Наша  школа  сегодня.

7. «Ямал – край земли» (39 час)

     Географическое положение ЯНАО, история образования ЯНАО, Тазовского      

     района.  Символика ЯНАО. Изучить географические особенности Ямала.

Познакомить детей  с историей возникновения  некоторых городов. Города нашего  края. Салехард – столица ЯНАО. Сколько лет г. Салехарду? Город Новый Уренгой. Город Надым.  Город Муравленко. Город Губкинский.Сколько   лет пгт. Тазовскому? Сколько  лет Гыдояме?

8. «Коренное население Ямала» (36 час)

Знакомство  с жизнью   коренных  народов  Севера - ненцами, их  бытом, одеждой, жильём,  самобытностью, орнаментами и их  ролью в  жизни  северян.  Традиционная  посуда  гыданских  ненцев.

9. «Верования  и традиции Севера» (51 час)

Изучаются  народные  знания  и  обычаи,  предметы  верования,  боги  и духи,  роль  шамана в жизни  коренных  народов. Традиции  и   обычаи  ненцев. Ненецкие народные  приметы. Приметы, связанные с бережным  отношением природы. Приметы,  связанные с  почтительным  отношением к  пище. Приметы  - наказы  предков  об  отношении к  жизни. Праздники  народов  Севера.  Свадебный  обряд  ненцев. Колыбельные  песни. Праздник « Оленевода» в  Гыде. Участие  на празднике. (Выставка  творческих  работ)

10. «Растительный мир Ямала»  (54 час)

Продолжать знакомить с удивительным миром растений Севера. О борьбе растений за выживание в условиях  тундры. Познакомить детей с северными лекарственными растениями, их пользе для  здоровья  человека.  Свои  знания обучающиеся закрепляют на практических занятиях  « Работа с гербарием». Растительный мир с. Гыда. Съедобные  растения  Севера. Кустарники  Ямала. Деревья  Ямала. Северные  ягоды в  рационе  жителей Севера. Целебные  растения окрестностей  гыданской  тундры. Ягоды  гыданской  тундры. Лекарственные  травы гыданской  тундры. Растения  Красной  Книги. Растения  Красной Книги  Ямала. Грибы  Ямала.  Грибы  гыданской  тундры. Природная  медицина ненцев.

11. «Животный мир Ямала» (78 час)

Животный  мир  Ямала. Овцебыки  в  Тазовском  районе.

Роль  северного  оленя  в жизни коренных  народов  Ямала. Представители   хищного мира -  песец, волк. Особенности  и привычки. Собаки в фольклоре  северных  народов. Белый  медведь   в фольклоре и устных  рассказов  ненцев. Гыданский  заказник. Заяц.  Лемминг.  Нерпа. Морской  заяц. Животные  Красной  книги.

12. « Птицы Ямала»  (27 час)

Знакомство  со  сложным  миром птиц  Севера, их повадками. Знакомство  детей  с Гыданским заказником, с заповедниками Ямала,  перечнем птиц, занесенных  в Красную  книгу. Птицы  нашего  края. Птицы  гыданской  тундры.  Птицы  Красной  книги. Водоплавающие. Пение  птиц Севера  в  жизни  и искусстве.

13. «Из истории родного края» (57 час)

Изучение  истории родного края, образование ЯНАО. Рождение родного посёлка, школы. Знакомство  с  историческим прошлым  своего  края, восстаниями народов  Севера,  строительством «мёртвой» дороги,  сталинскими репрессиями, обликом  современного  Ямала. Национальные  посёлки  Тазовского  района. Сталинская дорога  в фотографиях. Восстание  Ваули Пиеттомина. Сталинские  репрессии на Ямале. Репрессированные  нашего села Гыда. Рассказ  старожилов   о репрессированных. Изучение  архивных  материалов  о репрессированных. Встреча  с Яндо  Еленой  Енакиевной.

14. Культура  Ямала.(96 час.)

      Художники Ямала – Леонид Лар и  др. Сыня – жизнь и традиции в  творчестве  Н.М. Талигиной. Ямальский  сувенир. Ямальские мастерицы. Ямальские мастера. Темы о традициях  народов Севера, значение огня, бисероплетение, а также о поэтах и писателях  Ямала, композиторе Семёне Няруе. Закрепление  и расширение знаний о религии народов Севера. Н Нечаев  -  художник – таксидермист  нашего  села. Встреча  в  музейной  комнате.  Сбор материала.  Оформление  альбома. Роль  и значение  огня  в  жизни  человека. Песни  народов  Севера. Роль орнамента в жизни  северян. Люди  и  боги. Сказки народов Севера. Игры детей ненцев. Ненецкие  куклы.    В.И. Гаскаров-  самобытный художник села Гыда. Встреча. Традиции народов  Севера. Легенды  народов  Севера. Роль орнамента  в  жизни  северян. Практическое  занятие. Христианизация Севера. Храм Петра и Павла в г. Салехард. Религия  народов  Севера. Кто такие  шаманы?

 15. « Литературный Ямал» (15 час)

    Знакомство с культурным наследием, фольклором, писателями и поэтами ЯНАО. Фольклор народов Ямала  - сказки, их сочинители.   Знакомство  с народным творчеством  Ямала. Елена Григорьевна     Сусой – собирательница и хранительница – ненецкого фольклора. Л. В. Лапцуй  в  Гыде.  «Прячет Гыда  тайны…»  Н.Н. Ядне. «Я родом  из  тундры…» Н. Салиндер « Души  моей  струны…» ( Рассказы  и  стихи)

 

Программа дополнительного образования «Моя Гыда и мой край» рассчитана  на 5 лет, представляет собой внеурочную деятельность  для обучающихся  4-8 классов, а также можно использовать на  уроках «Культура народов Ямала», литературного краеведения, музейной комнаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

моя Гыда и мой край

календарно-тематическое планирование "Моя Гыда и мой край"...

Моя Гыда

история школы...