Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
рабочая программа по теме
Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классах VII вида , у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.
Программа предназначена для работы с группой учащихся, испытывающих трудности формирования письменной речи письма и чтения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.rar | 66.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Титульный лист
Бродникова Светлана Михайловна
Учитель начальных классов, классный руководитель 3 в класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
,,Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной ’’
Телефон -8 928- 36-30- 670
Рабочий- 8-8-7951- 7- 87-14
Электроннный адрес -Schoolp20@ yandex.ru
Домашний адрес – 357815 Ставропольский край Георгиевский район Станица Подгорная улица Ленина, 53.
Название номинации - воспитательная программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 20
станицы Подгорной
Протокол заседания
пед. совета МБОУ СОШ № 20
от № .
РАССМОТРЕНО:
на МО зам. руководителя по ВР
протокол
от №
.
Программа кружка
«Коррекция нарушений устной и письменной речи»
на 2011-2012 учебный год
(программа рассчитана на 4 года обучения
детей в возрасте 7-10 лет)
Составил учитель начальных классов С.М.Бродникова
на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» Л.М.Козыревой.
Пояснительная записка
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно – психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют обучающиеся классов VII вида.
Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классах VII вида , у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.
Программа предназначена для работы с группой учащихся 1-го класса, испытывающих трудности формирования письменной речи письма и чтения).
Занятия учитывают материал школьной программы по русскому языку. Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям данных детей.
Цель программы
- провести коррекционное обучение с учащимися ,
-не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно – познавательную деятельность данных учащихся, на последующие этапы обучения;
Задачи:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Область применения программы
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных и специальных коррекционных школ; может быть использована учителями начальных классов массовых школ для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет (первоклассников). Срок ее реализации – 1год. Форма организации – кружок. Курс рассчитан на 66 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-занимательность;
-научность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность;
-связь теории с практикой;
-индивидуальный подход к учащимся.
Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, качества и скорости усвоения материала.
Для усвоения программы применяются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы,
игры,
дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки,
физкультминутки,
рифмовки, считалки,
ребусы, кроссворды, головоломки,
грамматические сказки,
логопедические распевки.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа включает три раздела;
*восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
* обогащение словарного запаса;
*развитие грамматического строя связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так, и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начинав с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласные звуков,, их сравнена и различения. Дети выделяют гласные звуки А ,О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А , О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитее звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.
Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл— мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие от данных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». А на уроке в классе от них учительница Постоянно добивается, чтобы они отвечали: звук А. Вот и получаем мы на письме ошибки типа «лубит», «мач», «мод»).
В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.
В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звуко-буквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой/в которой, естественно, нет места букве Ь, как. не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква».. Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из .слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв. Материал для чтения содержится в рабочей в тетради: Козырева Л. М. Как научиться читать. — Ярославль, 2006. Параллельно на логопедических занятиях проводится расширение словарного запаса первоклассников по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Цветы», .«Деревья», «Птицы»,- «Звери».
Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, Ш—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Данные темы представлены в тетради: Козырева Л. М. Читаем и играем. — Ярославль, 2006. Речевой материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы. Игровой материал можно взять в пособиях: Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П, П',Б, Б'. — Ярославль, 2004; Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К', Г, Г'. Ярославль, 2004., Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С, С, 3, 3'. —- Ярославль, 2004. В названных игровых пособиях дифференциация звуков проводится на материале следующих лексических тем: К—Г — «Обитатели водоёмов», «Зоопарк. Звери и птицы», «Музыкальные инструменты», «Водный транспорт»; П—Б — «Головные уборы», «Обувь»; «Одежда», «Инструменты», «Спортивное снаряжение», «Техника»: С—3 — «Рабочие машины», «Приборы», «Цветы», «Игрушки»,«Еда», «Личные вещи».
Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ(глухие), И (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы, находящиеся в тетради:
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ № 20
ст. Подгорной
« » 2011год ______________
Календарно-тематический
план
на 2011-2012 учебный год
1-й год обучения
Название кружка: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся»
Количество часов в неделю: 2
Составил учитель начальных классов С.М.Бродникова
на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» Л.М.Козыревой
Преподаватель: Бродникова Светлана Михайловна
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
1 -го КЛАССА
По плану-66 часов ( 2 раза в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Звуковой анализ | Словарь | Грамматический строй | Дата |
1-2 | Звук и буква А | 2 | Выделение звука из слова | «Фрукты» | Предлоги на, в, под | |
3-4 | Звук и буква О | 2 | Выделение звука из слова | «Овощи» | Предлоги на, в, под | |
5-6 | Звук и буква У | 2 | Выделение звука из слова | «Птицы» | Предлоги по, за, на. Наречия высоко, низко, вверху | |
7 | Звуки и буквы А, О,У. | 1 | Первый звук в слове | «Фрукты» — «овощи» | Согласование прилагательных с существительными в роде | |
8 | Звук и буква Ы | 1 | Последний звук в слове | «Деревья» | Именительный падеж, множественное число существительных | |
9 | Звуки буква Э | 1 | Первый звук в слове | «Птицы» | Согласование прилагательных с существительными в роде | |
10-11 | Звук и буква М | 2 | Начало, середина, конец слова | «Цветы» | Согласование прилагательных с существительными в роде | |
12-13 | Звуки буква Л | 2 | Начало, середина, конец слова | «Огород» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде | |
14-15 | Звук и буква Р | 2 | Начало, середина, конец слова | «Фрукты — овощи» | Согласование прилагательных с существительными в роде | |
16 | Звуки буква Н | 1 | Начало, середина, конец слова | «Зоопарк» | предлоги на, в, под | |
17 | Сонорные звуки М,Н,Л,Р | 1 | Первый и последний звук в слове | «Лес» | предлоги за, между, перед | |
18 | Звук и буква И | 1 | Звуковой анализ слов типа кит | «Инструменты» | Именительный падеж, множественное число существи-тельных | |
19-20 | Буква Я | 2 | Звуковой анализ слов типа яма | «Мебель» | Именительный падеж, множественное число существительных | |
21-22 | Буква Ю | 2 | Звуковой анализ слов типа юла | «Игрушки» | Предлоги над, под; из-под | |
23-24 | Буква Е | 2 | Звуковой анализ слов типа ежи | «Животные» | Согласование глаголов : прошедшего времени с существительными в роде | |
25-26 | Буква Ё | 2 | Звуковой анализ слов типа ерш | «Рыбы» | Предлоги над, под, из-под | |
27 | Буква Ь (смягчитель) | 1 | Звуковой анализ слов типа конь | «Домашние животные». | Согласование прилагательных с существительными в роде | |
28-29 | Звуки М—М' | 2 | Звуковой анализ слов типа мак, мил | «Цветы» | Согласование прилагательных с существительными в роде | |
30-31 | Звуки Л—Л' | 2 | Звуковой анализ слов типа лук, лис | «Овощи» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде | |
32 | Звуки Н—Н' | 1 | Звуковой анализ слов типа Нина | «Имена людей» | Уменьшительно-ласкательные суффиксы | |
33-34 | Звуки Р—Р' | 2 | звуковой анализ слов типа рак, рис | «Животные водоемов» | Предлоги над, под, из-под | |
35 | Звук и буква П | 1 | Звуковой анализ слов - типа плащ | «Одеж- да» | Предлоги в, на, с, из | |
36 | Звук и буква Б | 1 | «Обувь» | Антонимичные приставки | ||
37-38 | Звуки и буквы П—Б | 2 | Звуковой анализ слов типа шапка | «Головные уборы» | Антонимичные приставки | |
39 | Звуки буквТ | 1 | Звуковой анализ слов типа плот | «Транспорт» | Приставки на согласную. Ъ после приставок | |
40 | Звук и буква Д | 1 | Звуковой анализ слов типа диск | «Спор- тивные вещи» | Наречия пространственного значения | |
41-42 | Звуки и буквы - Т-Д | 2 | Звуковой анализ слов типа труба | «Музыкальные инструменты» | Наречия качественного значения {тихо> громко и т. д.) | |
43 | Звуки буква К | 1 | Звуковой анализ слов типа карп | «Рыбы» | Приставки и предлоги' пространственного значения | |
44 | Звук и буква Г | 1 | Звуковой анализ слов типа тигр | «Зоопарк» | Согласование прилага-тельных с существительными в роде | |
45-46 | Звуки и буквы К-Г | 2 | Звуковой анализ слов типа сокол | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | |
47-48 | Звук и буква Ф | 2 | Звуковой анализ слов типа филин | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | |
49-50 | Звук и буква В | 2 | Звуковой анализ слов типа ворона | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | |
51-52 | Звуки и буквы Ф—В | 2 | Звуковой анализ слов типа воробей | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | |
53-54 | Звук и буква С | 2 | Звуковой анализ слов типа сахар | «Еда» | Согласование прила- гательных с существи- тельными в роде | |
55-56 | Звук и буква 3 | 2 | Звуковой анализ слов типа мозаика | «Игруш- ки» | Согласование глаголов Прошедшего времени с существительными в роде | |
57-58-59 | Звуки и буквы С—3 | 3 | Звуковой Анализ слов типа зонтик | «Пред- меты личного пользо- вания» | Согласование глаголов Прошедшего времени с существительными в роде | |
60-61 | Звуки буква Ш | 2 | Звуковой анализ слов типа кувшин | «Посуда» | Согласование прила- гательных с существи- тельными в роде | |
62-63 | Звук и буква Ж | 2 | Звуковой Анализ слов жасмин | «Лекар- ствен- ные рас- тения» | Согласование прила- гательных с существи- тельными в роде | |
64 | 'Звуки и буквы- Ш-Ж | 1 | Звуковой анализ слов типа шишки | «Плоды и семена» | Согласование прила- гательных с существи- тельными в роде | |
65-66 | Звук и буква X | 2 | Звуковой анализ слов типа халва | « Еда » | Согласование глаголов прошедшего времени с существи- тельньши вроде |
ЛИТЕРАТУРА
Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Ефименкова М.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М, 1991.
Иваненко СФ. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.
Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.
Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками . Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К',Г, Г '. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Л, Л ', Р,Р' Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П,П ',Б,Б'. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С ,С',3, 3'. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие и самые звонкие. Ярославль,1999.
Козырева Л. М. Как научиться читать, Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Как образуются слова, Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. (Читай четко, громко, выразительно). М., Издат-школа, 2000.
Козырева Л, М. Логопедическая программа коррекции звуковой стороны речи для детей с задержкой психического развития. 2—3 классы. Смоленск. 2003.
Ушаков Н. Н. и др. Путешествие по стране слов. М , 1992.
Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.
Язовицкий Е. Б. Говорите правильно. М., 1969.
Якубовская Э. Д. и др. Дидактические игры. М., 1991.
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"
Логопедическая программа "Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР" Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитани...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»
Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....
Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи" у незрячих первоклассников, обучающихся по системе Брайля.
Рабочая программа по курсу " Коррекция нарушений устной и письменной речи" у слепых обучающихся 1 класса, направлена на овладение системой Брайля....
Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных ...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По коррекции нарушений устной и письменной речи (ОНР, ФФНР, ФНР)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими об...