Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_miloserdie_i_sostradanie.docx | 254.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
(Модуль Основы православной культуры)
Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Задачи:
- ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
- усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
- осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Оборудование:
- компьютерный класс. (Выход в интернет);
- ноутбук, проектор;
- диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль) - “Проверь себя”;
- презентация;
- песня-притча “Окно” С.Копылова;
- раздаточный материал: объяснение слов “этика”, “милосердие”;
- текст притчей “Незабудка”, “Милосердие”;
- страничка “Рабочая тетрадь”.
Ход урока
1. Организационный этап. Слайд 1
- Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадского: Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.
2. Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на занятие
- Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой. (http://www.audiopoisk.com/index)
http://foxrecord.ucoz.ru/blog/pesni_pritchi_svetlany_kopylovoj/2010-01-29-45
Слайд 2.
- Работа со словарем: новый понятийный аппарат: сострадание.
Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”. Слайд 3
3. Повторение (закрепление) ранее изученного материала. Проверка домашнего задания.
- Беседа.
Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.
- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?
- Какие?
- К чему это привело?
- Как можно назвать поступок больного, который не видел?
Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках ,делах.
Давайте вспомним эти пословицы.
Слайд 4. “Заповеди”.
Работа в парах: “Собери пословицу”.
В течение 3 минут вам нужно найти свою пару. Страничка “Рабочая тетрадь”.
Учись доброму | добро и делай. |
Истинное добро | добром и платят. |
Сделаешь худо | не жди добра. |
Добро желаешь | худое на ум не пойдёт |
Добрый человек | добру и учит. |
За добро | всегда просто. |
Добро творить | – себя веселить. |
Живи для людей, | поживут люди для тебя. |
С добрым жить | хорошо. |
“Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души” - гласит народная мудрость. Слайд 5
- Как вы думаете, сегодня человек несёт другому человеку больше зла или добра? Почему?
Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.
4. Подготовка к изучению нового материала (Актуализация знаний)
- Учебный диалог.
Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии. Слайд 6
“Исполни эти правила, и будешь счастливым!” – говорит людям Иисус Христос.
Однажды его спросили, а какая самая главная среди множества заповедей.
Как вы думаете, что ответил Иисус Христос.
- Выборочное чтение текста.
- Прочитайте и найдите ответ на стр. 42 - “Люби ближнего как самого себя”.
Слайд 6
- А кто такой ближний?
- Как вы понимаете данное выражение.
- Работа со словарем: новый понятийный аппарат: ближний.
Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”. Слайд 7
Работа в группах по 4 человека.
- Обсудите ответ на этот вопрос в группе.
Воспользуйтесь помощью словарей, если затрудняетесь ответить.
Запишите в таблицу ответ на вопрос.
Название |
|
Ближний | Тот, кто не оставит тебя в беде, Тот кто нуждается в твоей помощи |
5. Изучение нового материала
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке.
- Кто попытается сформулировать тему урока. Слайды 8-9
Христос же ответил на заданный вопрос притчей о добром самарянине.
- Прослушивание притчи “Добрый самарянин”.
Слайд 10 + запись текста (голос). (Слайд-фильм)
Как по-вашему мнению, кто такой добрый самарянин?
- Работа со словарем: новый понятийный аппарат: добрый самарянин.
Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”. Слайд 11
- Учебный диалог.
- Что же обозначает притча Христа? Слайд 12
И Он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”.
И, конечно, Сам Христос всегда служил людям примером во всём.
Давайте подумаем.
- Как необходимо поступить, если человек виноват лично перед тобой?
- По какому принципу нельзя поступать? Слайд 13
- Заполнение таблицы “Как поступить”. (Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”)
Нельзя поступать по принципу: | Как ты поступишь |
Как ты ко мне, так и я к тебе |
|
Так тебе и надо |
|
Получай по заслугам |
|
- Беседа.
- Как бы вы назвали поступок людей, которые умеют прощать?!
- Людей про которых в народе говорят - у них “золотое сердце, которое милует, любит и жалеет”. (Милосердие)
Это значит, - быть к другим людям милосердным!
Подумайте, ребята, какие ещё определения вы можете дать слову “милосердие”.
- Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милосердие.
Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”. Слайд 14
Перед учащимися на столах – распечатки со значением слова “милосердие”, выберите верное значение слова (даны разные варианты ответов, есть неверные варианты ответа, на партах разные варианты значения слова).
Милосердие:
- это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды;
- это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, не делающее различий между "своими" и "чужими", родными и неродными, близкими и далёкими;
- это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.
Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит.
Любовь бывает разной.
- Какой?
- Комментированное чтение стр. 42 (3-4 абзац).
Давайте найдем подтверждение ваших слов в учебнике на стр.42в 3-4 абзацея
6. Физминутка.
Релаксация (музыка).
Упражнения на расслабления мышц. Закройте глаза. Слайд 15
- Представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Какого они цвета? Почему вы выбрали эти цвета?
- Расскажите.
7. Первичное осмысление и закрепление материала.
Мы с вами попали на лесную поляну “Поляна доброты”, на которой много необычной красоты цветов “цветиков-семицветиков”.
И нам с вами предстоит провести небольшое исследование.
- Исследовательская работа “Качества личности милосердного человека”.
Я предлагаю вам, ребята, объединиться в группы по 4 человека.
Посмотрите на нашу “Поляну добра”.
(Открываем доску - на ней три (столько сколько групп в классе) цветика-семицветика).
От каждой группы выберите 1 человека, кто выберет вам цветок.
Вашему вниманию предлагается план исследования, которое необходимо выполнить.
Слайд 16
План исследования |
1. Прочитайте предложенный текст: 1 группа: фрагмент на стр. 43-44. 2 группа: притча “Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей”. 3 группа: Притчи для детей. Милосердие.Христианские православные притчи. |
2. Самостоятельная работа.
|
3. Обсуждение результатов работы |
Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным.
- Прочитайте качества личности, которыми должен обладать милосердный человек.
Слайд 1 7
- Совпадают ли ваши ответы.
- Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?
- Загадайте желание и оторвите лепесток с наших волшебных цветков, с тем качеством, которое присутствует у вас. Пусть ваше желание исполнится!
Обобщение: Запишите в рабочей тетради качества, которые присущи милосердному человеку. “Страничка “Рабочая тетрадь”.
- Работа с иллюстративным материалом. Учебный диалог. Слайд 18
- Нужно ли милосердие сегодня?
- Откуда в людях равнодушие?
- Почему бездушие и жестокость стали нормой жизни?
- Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.
- Чтение (хором).
- Слайд 19. “Стихотворение”
Посмотрите на слайд и на стр. 44 учебника иллюстрации..
Кто эти женщины на фотографиях?
Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”.
Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям?
Конечно, все мы должны это делать!
На кого же мы можем направить своё милосердие и сострадание?
Слайд 20-21
- Как вы думаете можно ли назвать поступки детей милосердными. Почему? Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра? Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?
Выставка. “Портфолио учащегося” - страничка “Лучики добра”.
- Запись в таблицу “Лучики добра” (дела, поступки милосердия).
Слайд 22. “Страничка “Рабочая тетрадь”.
8. Контроль.
Компьютерное контрольное задание. (Контрольный тест-диск “Основы православия. Задание №1, №2, №3)
9. Самостоятельная работа.
- Работа с текстом “Милостыня” стр. 44-45.
Наша следующая история – о милостыне.
“Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.
Христос говорил: “Всякому просящему у тебя - дай”.
А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.
Слайд 23
- Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милостыня.
Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”.
- Рассказ подготовленного учащегося о поступках святой Ульяны. (Стр. 45, 3 абзац). Слайд 24
- Послушайте рассказ учащегося.
- Скажите прав ли святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе?
10. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Вот и подходит к концу наш урок. О добре, милосердии и сострадании можно говорить еще очень долго и каждый раз находить что то новое и неизвестное.
Слайд 25
- Выбери то, которое тебе кажется наиболее интересным (задания прописаны на Страничке “Рабочей тетради”:
1) Прочитай историю в рубрике “Это интересно” - страница учебника 44. Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост? Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелёк?
2) Задание 1 в рубрике “Вопросы и задания”. Прочитай отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как ты думаешь, в каком значении поэт употребил слово “падший”? – Упавший? Побеждённый? Согрешивший?
3) Найди в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой мы не говорили в классе. О ком повествует эта история, и в чём выразилось милосердное отношение к людям её главного героя (героини)?
4) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать.
5) Самостоятельно заполнить “Страничку “Рабочей тетради №2”.
11. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- Что стало самым важным на уроке?
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
Звучит музыка. Слайд 26
Страничка «РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ»
Урок №12.
Тема «Христианская этика. Милосердие и сострадание»
Понятийный аппарат
Понятие | Значение |
СОСТРАДАНИЕ | |
БЛИЖНИЙ | |
ДОБРЫЙ САМАРЯНИН | |
МИЛОСЕРДИЕ | |
МИЛОСТЫНЯ |
«Собери пословицу»
* Соедини стрелкой части пословиц.
Учись доброму | добро и делай. |
Истинное добро | добром и платят. |
Сделаешь худо | не жди добра. |
Добро желаешь | худое на ум не пойдёт |
Добрый человек | добру и учит. |
За добро | всегда просто. |
Добро творить | – себя веселить. |
Живи для людей, | поживут люди для тебя. |
С добрым жить | хорошо. |
Худого худым | добро не ищёт. |
От добра | не исправишь. |
Кто родителей почитает, | тот во веки не погибает. |
Не рой другому ямы: | сам в нее попадешь. |
Нет друга, так ищи, | так и душа на месте. |
Жизнь дана на | добрые дела. |
Кто рано встает, | тому Бог подает . |
Добро помни | а зло забывай |
Доброе дело | а есть, так береги. |
«Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души»
«КАК поступить?»
НЕЛЬЗЯ поступать по принципу: | Как ты поступишь |
Как ты ко мне , так и я к тебе | |
Так тебе и надо | |
Получай по заслугам |
«ПОЛЯНА ДОБРОТЫ»
ПЛАН исследования |
1. Прочитайте предложенный текст: 1 группа фрагмент на стр. 43-44 . 2 группа притча Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей 3 группа Притчи для детей . Милосердие.Христианские православные притчи . |
2. Самостоятельная работа.
|
3. Обсуждение результатов работы |
«Лучики добра»
Запиши дела , поступки милосердия
*
*
*
*
*
Задания для самостоятельной работы дома
Выбери и выполни задания, которые тебе понравились.
1) Прочитай историю в рубрике «Это интересно» - страница учебника 44. Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост? Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелёк?
2) Задание 1 в рубрике «Вопросы и задания». Прочитай отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как ты думаешь, в каком значении поэт употребил слово «падший»?
– Упавший? Побеждённый? Согрешивший?
3) Найди в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой мы не говорили в классе. О ком повествует эта история, и в чём выразилось милосердное отношение к людям её главного героя (героини)?
4)Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать.
5) Самостоятельно заполнить «Страничку «Рабочей тетради №2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...
Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.
Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....
Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями милосердия и жестокосердия, кто такой «ближний» – в евангельском понимании этого слова....
Методическая разработка урока на тему: "Милосердие и сострадание" ОРКСЭ 4 класс
Урок знакомит детей с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни, ближний, сестра милосердия, способствует развитию у детей нравственных качеств и умению жить по заповедям в современ...
Урок по теме "Милосердие и сострадание"
Урок ОРКСЭ по модулю "Православная культура"...
Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"...
Конспект урока по ОРКиСЭ "Милосердие и сострадание"
Пояснительная запискаТема урока: «Милосердие и сострадание».Ключевые понятия: милосердие, сострадание, ближний.Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия и способствов...