Конспект урока по ОРКиСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Пояснительная записка
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Ключевые понятия: милосердие, сострадание, ближний.
Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия и способствовать осознанию значимости милосердия и сострадания в современном мире.
Задачи урока:
Обучающие:
- знакомство с понятиями «милосердие» и «сострадание» посредством привлечения личного опыта детей, осмысливания содержания притчи «Окно» и обращения к статье учебника;
- осмысление особенностей христианского значения слова «ближний» посредством сравнения представлений детей о значении этого слова с его христианским толкованием.
Развивающие:
- совершенствование умения прогнозировать посредством применения приёма «чтение с остановками» в процессе работы с текстом притчи.
Воспитательные:
- осознание значимости милосердия и сострадания в современном мире.
Предполагаемые результаты.
Личностные
- осознание значимости милосердия и сострадания в современном мире,
- понимание того факта, что человек сам принимает решение, быть ему милосердным или нет.
Предметные
- осознание учащимися ценности и содержания понятий «милосердие», «сострадание», «ближний»,
- формирование начальных умений рассуждать над содержанием данных понятий.
Метапредметные
- совершенствование умения принимать цель и учебные задачи и руководствоваться степенью их выполнения при работе над темой урока;
- совершенствование умение высказывать предположения, сравнивать их с информацией, данной в учебнике.
- участие учащихся в парной работе, в коллективном обсуждении.
Оборудование:
У учителя: учебник, мультимедийный проектор, видеоролик: мультфильм «Притча о добром самарянине», карточки для вывешивания на доске (слова «милый», «сердце», «милосердие», «сострадание», цель и задачи урока), два плаката с нарисованными стебельками и сердцевинками.
У учащихся: учебник «Основы православной культуры» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» А. В. Кураева (стр.42 – 45); лепестки жёлтого и красного цвета для цветка добра.
Методы и приёмы. используемые на уроке: элементы технологии проблемного обучения; приём «Чтение с остановками», «Инсценирование».
Формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_miloserdie_i_sostradanie.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль « Основы православной культуры»)
в 4 классе
«Милосердие и сострадание»
Разработала:
учитель начальных классов
Миронова Елена Александровна
Санкт-Петербург
2021
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Ключевые понятия: милосердие, сострадание, ближний.
Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия и способствовать осознанию значимости милосердия и сострадания в современном мире.
Задачи урока:
Обучающие:
- знакомство с понятиями «милосердие» и «сострадание» посредством привлечения личного опыта детей, осмысливания содержания притчи «Окно» и обращения к статье учебника;
- осмысление особенностей христианского значения слова «ближний» посредством сравнения представлений детей о значении этого слова с его христианским толкованием.
Развивающие:
- совершенствование умения прогнозировать посредством применения приёма «чтение с остановками» в процессе работы с текстом притчи.
Воспитательные:
- осознание значимости милосердия и сострадания в современном мире.
Предполагаемые результаты.
Личностные
- осознание значимости милосердия и сострадания в современном мире,
- понимание того факта, что человек сам принимает решение, быть ему милосердным или нет.
Предметные
- осознание учащимися ценности и содержания понятий «милосердие», «сострадание», «ближний»,
- формирование начальных умений рассуждать над содержанием данных понятий.
Метапредметные
- совершенствование умения принимать цель и учебные задачи и руководствоваться степенью их выполнения при работе над темой урока;
- совершенствование умение высказывать предположения, сравнивать их с информацией, данной в учебнике.
- участие учащихся в парной работе, в коллективном обсуждении.
Оборудование:
У учителя: учебник, мультимедийный проектор, видеоролик: мультфильм «Притча о добром самарянине», карточки для вывешивания на доске (слова «милый», «сердце», «милосердие», «сострадание», цель и задачи урока), два плаката с нарисованными стебельками и сердцевинками.
У учащихся: учебник «Основы православной культуры» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» А. В. Кураева (стр.42 – 45); лепестки жёлтого и красного цвета для цветка добра.
Методы и приёмы. используемые на уроке: элементы технологии проблемного обучения; приём «Чтение с остановками», «Инсценирование».
Формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
План урока:
- Организационный этап (1 минута)
- Объявление темы (2 минуты)
- Создание проблемной ситуации (6 минут)
- Формирование проблемы (2 минуты)
- Определение цели урока (2 минуты)
- Определение задач урока (3 минуты)
- Обсуждение предложенных гипотез (4 минуты)
- Актуализация знаний (2 минуты)
- Поиск решений (5 минут)
- Применение новых знаний (5 минут)
- Физкультминутка (2 минуты)
- Закрепление (4 минуты)
- Вывод (2 минуты)
- Оценочная деятельность (1 минута)
- Рефлексия (3 минуты)
- Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | Доска и оборудование |
1.Организационный | Здравствуйте ребята! Садитесь. Я рада видеть всех вас на сегодняшнем уроке. Закройте глаза и подумайте о чём-то очень приятном. Улыбнитесь своим мыслям. А теперь откройте глаза и подарите улыбку окружающим. Пусть это настроение сопровождает вас в течение всего урока. | Здороваются, садятся. Закрывают глаза, вспоминают о хорошем. Улыбаются друг другу. | |
2. Объявление темы | Учитель вывешивает на доску таблички со словами «милый» и «сердце». На доске перед вами два слова. Какое сложное слово можно образовать из них? Верно, слово «милосердие». Вывешивает на доску слово «милосердие». Вывешивает на доску слово «сострадание». А что вы можете сказать об этом слове? Что оно означает? Молодцы! О чём же мы будем говорить сегодня? | Читают слова на доске, образуют из них слово милосердие. Размышляют над тем, что означает слово «сострадание». Дети формулируют тему урока. | На доске слова «милый» и «сердце». На доске слово «милосердие». На доске слово «сострадание». |
3.Создание проблемной ситуации | Действительно, сегодня мы с вами будем говорить о милосердии и сострадании. Вспомните, пожалуйста, бывали ли такие случаи, когда вы проявляли милосердие? А бывали ли такие моменты, когда вы могли проявить милосердие, но по какой-то причине не делали этого? Спасибо за ваши ответы. А сейчас мы с вами познакомимся с притчей Светланы Копыловой «Окно». Учитель использует приём «Чтение с остановками». 1 остановка после слов «Один постоянно в окошко глядел, другой - лишь на краску дверную». Как вы считаете, как будут вести себя герои этой притчи? Больной у окна? Больной у двери? 2 остановка после слов «И так каждый день - то про сказочный лес рассказывал, то про влюблённых…» Что вы можете сказать о поступке больного у окна? Можно ли сказать, что он проявил милосердие и сострадание? Как вы думаете, как будет себя вести второй больной? 3 остановка после слов «Он стал задыхаться и даже не мог до кнопки своей дотянуться». Испытывал ли больной у двери благодарность? Что ему мешало? Что произошло с больным у окна? Как поступит больной у двери? 4 остановка после слов «Занять эту самую койку». Как вы думаете, что увидит больной из окна? Понравится ли ему то, что он увидит? Вопросы после окончания притчи. Почему первый больной рассказывал второму о том, чего даже не мог видеть? Как вы считаете, изменится ли теперь поведение и жизнь второго больного? Если да, то каким образом? Как вы думаете, если бы первый больной знал о том, какой поступок совершит его сосед, изменилось бы его поведение и отношение ко второму больному? Почему? | Дети делятся своим личным опытом. Слушают притчу. Отвечают на вопросы, выстраивают свои предположения относительно дальнейшего развития событий. Обсуждают притчу, делают предположения о дальнейшей судьбе второго больного. | |
4.Формирование проблемы | Знают ли люди о том, что нужно поступать милосердно? Что им может помешать? Нужно ли милосердие и сострадание в современном мире? | Высказывают своё мнение. | |
5 . Определение цели урока | Какую цель мы поставим перед собой? Что мы должны понять и чему мы должны научиться? Учитель помогает учащимся, направляет их, в случае необходимости; записывает на доске сформулированную цель урока или вывешивает заранее заготовленную карточку. | Обучающиеся формулируют цель урока. | Цель записывается на доске или вывешивается на дочку и остаётся там в течение всего урока. |
6. Определение задач урока | Что мы можем и должны сделать, чтобы достичь цели? Какие задачи будут стоять перед нами? Учитель выслушивает предположения детей, корректирует их, вывешивает на доску карточки с задачами урока или записывает их на доске. Если ученики не назвали какую-либо из задач, учитель предлагает им её, обсуждает необходимость её выполнения. | Предположения детей. Формулируют задачи урока. | На доску вывешиваются задачи урока: 1.Обсудить, что такое «милосердие» и «сострадание». 2. Ознакомиться с содержанием учебника и сравнить свои выводы с информацией, данной в учебнике. 3.Понять, нужны ли милосердие и сострадание в современном мире. 4. Учиться применять полученные знания. |
7. Обсуждение предложенных гипотез | При обсуждении притчи вы говорили о том, что первый больной совершил милосердный поступок. А что же такое, по вашему мнению, милосердие? Когда его нужно проявлять? Обсудите эти два вопроса в паре. На обсуждение даю вам две минуты. По истечении времени заслушивается несколько ответов. Хорошо, ознакомимся же с текстом учебника и сравним наши выводы с выводами учебника. Откройте учебники на с. 42. Прочитайте первую часть статьи учебника (от начала параграфа до начала притчи). Что вы можете сказать? Совпадают ли наши выводы с выводами учебника? Встретилось ли вам что-то важное, что мы с вам не обсудили? Как вы думаете, выполнили ли мы вторую задачу, которую перед собой ставили? Почему? А какую задачу мы смогли выполнить? | Обсуждают поставленные вопросы в паре, пытаются объяснить, что такое милосердие. Несколько учеников озвучивают результаты обсуждения. Читают статью учебника. Соотносят свои выводы и выводы учебника, дополняют данный ранее ответ. Дети говорят о том, что вторая задача выполнена не полностью, поскольку не вся статья учебника была изучена, а первая выполнена. | На доске два вопроса: Что такое милосердие? Когда его нужно проявлять? |
8. Актуализация знаний | Верно, мы продолжим работать с учебником. Вспомните, пожалуйста, к чему призывал людей Иисус Христос. Ответ на этот вопрос вам подскажет выделенная в учебнике фраза. Что это значит? Как вы думаете, кто такой ближний? Легко ли любить ближнего? | Читают фразу «Люби ближнего, как самого себя», поясняют её. | |
9.Поиск решений | Познакомимся с притчей о добром самарянине. Согласны ли вы с тем, что самарянин проявил милосердие? Как относился к самарянину избитый человек? Мог ли он поступить иначе? Почему же самарянин всё равно помог ему? Изменилось ли ваше мнение о том, кто такой ближний? Сравним наши выводы с учебником. Начиная со 2 абзаца, прочитайте текст учебника на с. 43. Правильно ли вы дали определение слову «ближний», соответствует ли оно тому, что дано в учебнике. О чём ещё вы прочитали? Какие вопросы вам задают в учебнике? Как бы вы могли ответить на них? Каждый ли сможет так поступить? О чём это говорит? К чему мы должны стремиться? Это очень сложно переступить через свои давние обиды, но важно научиться это делать и оставаться милосердным в любой ситуации. Не зря Иисус Христос призывает нас любить не только ближних, но и врагов. И, если человек будет стремиться к исполнению данного закона всей душой, то это окажется ему по силам. Совпало ли то, что мы прочитали в учебнике с теми предположениями, что вы формулировали самостоятельно? Выполнена ли вторая задача, которую мы ставили перед собой? | Просматривают мультфильм о добром самарянине Отвечают на вопросы. Читают текст. Сравнивают собственные выводы с информацией, данной в учебнике. Отвечают на вопросы. Размышляют над тем, смогли ли бы они поступить милосердно, помочь человеку неприятному им. Подводят итоги работы на данном этапе, делают выводы о достижении задачи. | Видео. |
10. Применение новых знаний | Теперь, когда вы поразмышляли над такими важными вопросами и сделали для себя выводы, мы с вами можем приступить к выполнению 3 задачи. Подумайте, нужны ли милосердие и сострадание в современном мире? Понравится ли вам жить в мире, в котором их не будет? Придумайте и запишите 5 причин, почему мы не должны забывать о милосердии и сострадании. Учитель просит 2-3 учеников озвучить найденные ими причины. Мы доказали, что милосердие и сострадание нужны в современном мире. А теперь потренируемся применять полученные знания. Для этого прочитайте 2 и 3 абзацы на с. 44. Попытайтесь объяснить прочитанную историю, используя полученные знания. Учитель в случае необходимости дополняет ответ учащихся, направляет их в процессе обсуждения. Может ли человек научиться милосердию? Зачем это нужно человеку? Как это сделать? Прочитайте слово, данное на голубом фоне. Как вы понимаете это слово? Как милостыня может помочь другим людям? Как вы понимаете слова святого Дорофея «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». Зачем нужно подавать милостыню? Кому помогает человек, который её подаёт? Какую задачу мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Что нам осталось сделать по нашему плану? | Индивидуальная работа. Придумывают и записывают в тетрадь 5 причин, по которым люди не должны забывать о милосердии и сострадании. Несколько учащихся озвучивают записанные ими причины. Читают текст. Дети объясняют историю. Дают ответы на поставленные вопросы. Высказывают свои предположения. Делают выводы о достижении задачи. Прогнозируют дальнейший ход работы. | |
11.Физкультминутка | Но прежде чем перейти к следующему этапу работы, немного отдохнём. Я попрошу вас тихонько встать. Представьте себе, что стряхиваете с себя все обиды, покажите, как вы это делаете. Покажите свою готовность помогать, потянитесь друг к другу, соприкоснитесь кончиками пальцев. Улыбнитесь друг другу и всему миру, покажите ему свою доброту. Тихонько сядьте. | Выполняют упражнения физкультминутки. | |
12. Закрепление | Что же мы с вами должны сделать теперь? Что же такое милосердие и сострадание? Способно ли наше милосердие помочь другим людям? Как вы поступите, если в беде окажется неприятный вам человек? Ваш друг? Незнакомый человек? Основываясь на ответах детей, учитель совместно с ними разыгрывает 1-2 ситуаций. Справились ли мы с последней задачей? | Ученики обращаются к последней задаче, озвучивают её. Делают выводы о выполнении последней задачи. | |
13. Вывод | Какую тему мы сегодня обсуждали? Какую цель перед собой ставили? Достигли ли мы её? Что для этого сделали? | Подводят итоги урока, отвечая на поставленные вопросы. | |
14. Оценочная деятельность | Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что он хорошо поработал сегодня, поднимите руку. Посмотрите, как вас много. А теперь те, кто считают, что могли бы работать ещё лучше. Что для этого нужно сделать? | Поднимают руку, оценивают свою работу на уроке. | |
15. Рефлексия | Я верю, что наш урок не прошёл даром, что каждый из вас будет помнить о необходимости милосердия. Помните, что даже маленькое доброе дело может кому-то помочь. Поэтому в завершение нашей работы я бы хотела, чтобы вы взяли лепестки цветка добра, лежащие перед вами. На красном лепестке напишите то доброе дело, которое уже совершили для кого-то, а на жёлтом лепестке то, какое доброе дело вы хотели или могли бы совершить уже сегодня или в ближайшее время. Подойдите к доске и прикрепите свои лепестки. Посмотрите, какие красивые цветы получились! Вас впереди будет ждать множество разных событий, и я надеюсь, вы никогда не забудете про добро, милосердие и сострадание. | Делают записи на лепестках. Прикрепляют лепестки к плакатам на доске. | На доске два плаката с нарисованными стебельками и сердцевинками. |
16. Домашнее задание | Дома я попрошу вас ответить на последние два вопроса на стр.45 . Чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно будет вспомнить то, о чём мы сегодня говорили, подумать, что нужно делать, чтобы стать милосердным и ещё раз вспомнить о том, кто такой ближний. На вопросы необходимо будет ответить письменно в рабочей тетради. Спасибо за урок. | Записывают домашнее задание в дневник. С. 45 вопросы 3,4 |
Задействованные источники:
- Копылова Светлана. Притча «Окно». [Электронный ресурс] . URL: http://perevod-tekst-pesni.ru/svetlana-kopylova/tekst-pesni_pritcha-okno.htm
- Притча о добром самарянине. [Электронный ресурс] . URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBhx9whMtVU
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"
Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс. План-конспект в виде урока творч...
Конспект урока ОПК для 4 кл. по теме "Милосердие и сострадание" (учебник А.Кураева)
Конспект урока ОРКСЭ (модуль "ОПК") по теме "Милосердие и сострадание" учебник А.Кураева...
конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"
Данный материал содержит разработку урока ОРКСЭ в 4классе по теме : " Милосердие и сострадание"...
Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс
Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...
Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...