Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse_miloserdie_i_sostradanie.rar | 48.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа села Калининское
Марксовского района Саратовской области
Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ
модулю «Основы православной культуры»
4 класс
Урок №12 Тема: «Милосердие и сострадание»
Учитель начальных классов
Маркелова Надежда Викторовна
село Калининское
23 марта 2015 года
Ф.И.О. учителя: Маркелова Надежда Викторовна Дата проведения: 23.03.2015г.
Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Класс: 4
Тема урока: Милосердие и сострадание. Урок 12
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей - первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства - милосердия.
Задачи урока: 1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.
- Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
- Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
Планируемые результаты:
Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Оборудование: учебник Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012, интерактивная доска, презентация, индивидуальные листы, тетради, ноутбуки, проектор, диск по курсу ОРКСЭ («Основы православной культуры»); песни-притчи «Окно» и «Про кота» С.Копыловой, словари, сердечки.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1.Организационный этап. | - Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки! - А теперь тихонько садитесь на свои места. | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют гостей. Улыбаются друг другу и гостям. Тихо садятся. | Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста. 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы. 2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. 3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 5. Эстетическое воспитание. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. . | 1. Устный опрос: -Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии? -Что такое заповеди? Сколько их? - Кто их дал людям? Где это произошло и как? - А для чего Бог дал людям заповеди?
- Давайте вспомним заповеди по вашим рисункам, которые вы нарисовали дома, я буду показывать вам рисунок, а вы называйте заповедь. У кого рисунки получились наиболее удачными? Вы все молодцы! 2. Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой. - А сейчас я предлагаю вам прослушать песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о её смысле. - Что такое притча? 3. Беседа по притче - Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди? - Какую? - К чему это привело? - Как можно назвать поступок больного, который не видел? -Чего не хватило человеку, который не помог умирающему больному? | С заповедями. Законы (правила) жизни. Десять. Бог. На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу. Они нужны для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло. Перечисляют заповеди. Дети показывают рисунки и называют заповеди. Слушают притчу. Притча – краткий поучительный рассказ. Тот, кто лежал у стены. Не завидуй. К смерти другого человека. Добрым, милосердным. Сострадания. | |
2. Формулирование темы и целей урока. | 2 1 2 1 2 3 1 2 3 - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока. - Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание». - Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Вы узнаете: - Кого называют «ближним». - Как христианин должен относиться к людям. | Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. Тема урока: «Милосердие и сострадание». Работа в тетрадях. Открывают тетради, записывают число, тему урока. Учиться милосердию и состраданию. Чтобы быть милосердными, добрыми людьми. Ответы детей. Работа со словарями в группах. Находят и зачитывают значение слов милосердие. В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную. Записывают значения этих слов в тетрадь. В основе лежит Любовь. Слушают. Ответы детей. Нет. Дети слушают притчу. Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь. Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи. Читают со слов «Притча Христа означает…» в учебнике на стр.43. Нет, можно помочь и животным, и растениям, природе. Слушают. Любви к животным. Рассказывают. Человек может научиться милосердию. Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.). Передают сердечко друг другу, называют добрые дела, которые совершали. Выполняют движения. Медсестры. Слушают. В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние». Да. Радость. - Помогать старшим, оберегать младших, ухаживать за больными, и т.д. Выполняют задания из рубрики «контроль» Называют слова. Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность». Работа в парах. Работа над пословицами. Добро помни, а зло забывай. Доброе дело два века живёт. Добрый человек добру учит. Читают пословицы, объясняют смысл пословиц. Объясняют смысл пословиц. О добре, милосердии, сострадании. Учиться милосердию и состраданию. Да. - Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям. Самооценка учащихся. Оценить себя по плану: -Меня удивило... -Произвело впечатление.. -Мне понравилось.. -Меня восхищает... -Мне запомнилось … -Я считаю, что... Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки к солнцу. Записывают домашнее задание в дневник. ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ. 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь придти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. | |
3. «Открытие» нового знания. | - Откройте ваши рабочие тетради. Запишите, число и тему нашего урока. - Какую цель поставим перед собой? - Для чего надо знать эту тему? 1. Словарная работа. Работа со словарями. - Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание». - Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа– значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов. - Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
- Запишите значение этих слов в тетрадь. - Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания? - Молодцы! Верно! Любовь. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг. 2. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний». - Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал: «ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!» - Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей. - Как вы думаете, что ответил Иисус Христос? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». -Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. -Ребята, а вы знаете кто такой самарянин? А ближний? - Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам познакомиться с притчей. Слушайте внимательно, после мы обсудим, кто же такой самарянин, что хотел нам сказать Иисус Христос этой притчей о нашем ближнем. (включаю с диска притчу) Беседа по притче - Кто же такой добрый самарянин? - А кто ближний? Запишите себе в тетрадь. - Что же означает притча Христа? Работа по учебнику: - Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 43. - Только ли людям можно помочь в беде?3. Притча «Про кота». - Послушайте ещё одну притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой. - Чему учит эта притча? - Кто из вас проявлял милосердие и в чём? (природа, животные).- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться? - А что для этого нужно? - Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Для этого нужно передавать друг другу сердечко и назвать добрые дела, которые совершали. Приглашаю 5 человек. Выигрывает тот, кто назовет больше добрых дел. Молодцы! Запомните, что добрые дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным и милосердным. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его. 4.Физминутка (супер.физминутка). 5.Понятие «сестра милосердия» - Посмотрите на слайд. Кто эти женщины на фотографии? Как их называют? - Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся. Выступление учащейся с сообщением: -Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь. - Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания. 6. Понятие «милостыня» Одно из дел милосердия – милостыня. - А как вы себе представляете, что такое милостыня? - А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? - Какие чувства вы испытывали при этом? - Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. - Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». - А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”. - Но вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы? | ||
4. Закрепление нового материала. |
1. Работа в парах. Работа с электронным приложением к уроку на ноутбуках. 2. Если останется время: - А сейчас ребята мы с вами поиграем. Игра называется - «Лучики добра». - Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов. - Давайте выберем те слова, которые не соответствуют милосердию. «Цветок милосердия» - А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек. 3. Работа в парах: Игра “Собери пословицу”. - Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. - Давайте вспомним некоторые из них. -У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой. Добро помни… два века живёт Доброе дело… добру и учит. Добрый человек … а зло забывай. -Читаем, что получилось. - Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц (спрашиваю детей по очереди) - Спасибо, молодцы! «ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА - СПАСЕНИЕ ДУШИ» - так гласит народная мудрость. | ||
5. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1 - Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести его итоги. -О чём мы сегодня с вами говорили? - Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели? - Над чем заставил задуматься этот урок? - Поднимите руку те учащиеся, которым: -Урок понравился, кому было интересно; -Мало узнал, только время потерял. -Много узнал, хочет найти дополнительный материал. - А в конце по традиции мы украсим наше Дерево настроения (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечках нарисуйте свои эмоции, которые получили на уроке. Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы! - Домашнее задание: 1.Спросить у родителей, какие книги о милосердии, они порекомендуют вам прочитать. 2. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания. 3. Прочитать с.42-45 учебника, ответить на вопросы после параграфа. - Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. - Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил». Спасибо всем присутствующим за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"
Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс. План-конспект в виде урока творч...
Конспект урока ОПК для 4 кл. по теме "Милосердие и сострадание" (учебник А.Кураева)
Конспект урока ОРКСЭ (модуль "ОПК") по теме "Милосердие и сострадание" учебник А.Кураева...
конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"
Данный материал содержит разработку урока ОРКСЭ в 4классе по теме : " Милосердие и сострадание"...
Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс
Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...
Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...