Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть"
методическая разработка (4 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть". К методической разработке урока добавлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.92 КБ |
![]() | 2.92 МБ |
![]() | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Методическая разработка урока
для учащихся 4 класса
по теме «Долг и Совесть»
учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Составитель: Ермилова
Оксана Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Ханты-Мансийска
г. Ханты-Мансийск
2012-2013уч.год
Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи:
- на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Оборудование:
- учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
- презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
2. Повторение.
-О чем вели речь на предыдущем уроке? ( О долге и совести) /слайд 1/
-Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
-В каких случаях мы используем слово долг?
(денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
-В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
-Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу?
(Этот поступок признают плохим)
-Как поступают чаще всего с таким человеком?
(От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
-В таком случае, что появляется у человека?
(Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
3. Открытие новых знаний.
а) Работа с понятием “Совесть”. /слайд 4/
-Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)
-А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
-Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
-Сравните эти понятия. (долг и совесть)
б) Ответ на вопрос урока.
-Легко ли поступать по совести?
-Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Почему?
Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/
-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
-Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
-Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
-Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
-Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)
-Игра «СООТВЕТСТВИЕ» /слайд 9/
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/
- Какие важные дела совершает совесть?
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.
-Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/
-Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/
4. Рефлексия.
-Урок подходит к концу.
- Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:
Теперь я знаю … .
Теперь я умею … .
Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/
5. Домашнее задание.
С.23
6. Итог. /слайд 14/
-На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть.
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева
-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …
/слайд 15/
-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-465527-1406041750.jpg)
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-648140-1436302410.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)
Методическая разработка урокадля учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-1200220-1576785884.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся 1 класса по правилам дорожного движения. «Безопасная дорога»
Соблюдение правил дорожной безопасности – одно из необходимых условий, обеспечивающих здоровье человека. Еще в детском саду взрослые внушают детям, что дорожная грамота не менее важная наука, че...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297384-1607537961.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ ШКОЛЫ № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения 6.3 с НОДА.
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся Подготовительного 1 класса. Вариант обучения 6.3 с НОДА.Учитель: Свергун С.А.Тема урока: Рисование композиции из двух фигур по шаблонам с о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297384-1607537961.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБУ школы № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга с НОДА. Вариант обучения 6.3
Методическая разработка урока по математике для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ школы № 584 «Озерки» Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-949667-1505831684.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся 3-их классов "Мы-оптимисты"
Данная программа предназначена для обучающихся 3-их классов. Программа состоит из различных творческих заданий и упражнений, направленных на повышение самооценки и формирования позитивного взгяда на М...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-1148635-1560158263.jpg)
Методическая разработка урока по литературному чтению. А. П. Гайдар «Совесть»
Цели урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом. Задачи урока: *воспитывать честность, чувство долга, о...