Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть"
методическая разработка (4 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть". К методической разработке урока добавлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по теме "Долг и совесть" | 19.92 КБ |
Презентация к уроку по теме "Долг и совесть" | 2.92 МБ |
Презентация к уроку по теме "Долг и совесть" продолжение | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Методическая разработка урока
для учащихся 4 класса
по теме «Долг и Совесть»
учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Составитель: Ермилова
Оксана Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Ханты-Мансийска
г. Ханты-Мансийск
2012-2013уч.год
Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи:
- на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Оборудование:
- учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
- презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
2. Повторение.
-О чем вели речь на предыдущем уроке? ( О долге и совести) /слайд 1/
-Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
-В каких случаях мы используем слово долг?
(денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
-В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
-Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу?
(Этот поступок признают плохим)
-Как поступают чаще всего с таким человеком?
(От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
-В таком случае, что появляется у человека?
(Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
3. Открытие новых знаний.
а) Работа с понятием “Совесть”. /слайд 4/
-Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)
-А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
-Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
-Сравните эти понятия. (долг и совесть)
б) Ответ на вопрос урока.
-Легко ли поступать по совести?
-Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Почему?
Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/
-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
-Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
-Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
-Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
-Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)
-Игра «СООТВЕТСТВИЕ» /слайд 9/
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/
- Какие важные дела совершает совесть?
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.
-Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/
-Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/
4. Рефлексия.
-Урок подходит к концу.
- Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:
Теперь я знаю … .
Теперь я умею … .
Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/
5. Домашнее задание.
С.23
6. Итог. /слайд 14/
-На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть.
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева
-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …
/слайд 15/
-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока для учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)
Методическая разработка урокадля учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)...
Методическая разработка урока для учащихся 1 класса по правилам дорожного движения. «Безопасная дорога»
Соблюдение правил дорожной безопасности – одно из необходимых условий, обеспечивающих здоровье человека. Еще в детском саду взрослые внушают детям, что дорожная грамота не менее важная наука, че...
Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ ШКОЛЫ № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения 6.3 с НОДА.
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся Подготовительного 1 класса. Вариант обучения 6.3 с НОДА.Учитель: Свергун С.А.Тема урока: Рисование композиции из двух фигур по шаблонам с о...
Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБУ школы № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга с НОДА. Вариант обучения 6.3
Методическая разработка урока по математике для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ школы № 584 «Озерки» Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения ...
Методическая разработка урока для учащихся 3-их классов "Мы-оптимисты"
Данная программа предназначена для обучающихся 3-их классов. Программа состоит из различных творческих заданий и упражнений, направленных на повышение самооценки и формирования позитивного взгяда на М...
Методическая разработка урока по литературному чтению. А. П. Гайдар «Совесть»
Цели урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом. Задачи урока: *воспитывать честность, чувство долга, о...