Методическая разработка урока по литературному чтению. А. П. Гайдар «Совесть»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Никитенко Валентина Николаевна
Цели урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом. Задачи урока: *воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность; *показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека ; *учить видеть позицию автора, прогнозировать события, *отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки; *развивать интерес к чтению. Технология: Критическое мышление. Приемы: чтение с остановками; обращение к личному опыту учащихся; прогнозирование по названию; кластер; верные-неверные утверждения; синквейн; использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_a.p.gaydar_sovest.docx151.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  по литературному чтению. А. П. Гайдар «Совесть»

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2

Технология: Критическое мышление.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Форма урока: анализ литературного произведения.

Тема урока: А.П. Гайдар « Совесть».

Оборудование: компьютер,Smart-доска, мультимедийный проектор, текст произведения, карточки, выставка книг А.П.Гайдара, портрет писателя.

Электронный информационный объект: электронная презентация.

Приемы: чтение с остановками;

обращение к личному опыту учащихся;

прогнозирование по названию;

кластер;

верные-неверные утверждения;

синквейн;

использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Характеристика исходного  уровня знаний, умений, навыков.

У учащихся класса сформированы следующие УУД:

- определяют жанр произведения;

- дают характеристику героев произведения;

- определяют выбор художественных средств произведения;

- определяют настроение произведения;

- пересказывают, включая в пересказ элементы описания;

- находят в конкретном тексте, понимают и объясняют значение изобразительно-выразительных средств языка, умеют использовать их в речи при описании событий, героев, природы.

- умеют составлять рассказ: от имени одного из героев; с изменением лица рассказчика; с элементами описания и рассуждения;

- выявляют характерные особенности речи героев произведения, делают вывод о характере героя;

- отличают своё отношение к героям и событиям от авторского;

- пользуются оценочной лексикой;

- проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;;

- умеют задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

- осуществляют поиск нужной информации в учебнике и других источниках.

Цели урока:

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Задачи урока: 

*воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность;

*показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни   каждого    человека ;

*учить видеть позицию автора, прогнозировать события,

*отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки;

*развивать интерес к чтению.

Формируем УУД

Познавательные УУД

  1. умение извлекать информацию из текста
  2. умение на основе анализа объектов делать выводы
  3. умение обобщать и классифицировать по признакам
  4. умение делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД

  1. умение слушать и понимать других
  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

3.   умение оформлять свои мысли в устной форме  

Регулятивные УУД

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  3. умение определять цель деятельности на уроке
  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Личностные УУД

  1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

План проведения урока

Ход урока

Технология проведения

Задания обучающимся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Действия учителя

УУД на этапах урока

1Оргмомент

 Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; мотивирование ученика к учебной деятельности.

 Учитель: Созывает всех звонок потрудится на урок,

                   Будем вместе мы трудится,

                   Чтобы многого добиться.

                   Мой любимый славный класс,

                   Все получится у нас!

Слайд 2

2.Психологический настрой    

 Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

-Пов       -Скажем «Здравствуйте!»- руками.(приветствие жестами)

               -Скажем «Здравствуйте!»- глазами.  

               -Скажем  «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостней

круг        кругом.

друг  

Под       - Улыбнулись, повернулись к одноклассникам, поздоровались и

под           подарили свои  улыбки.

Пов    

Слова настроя на урок

Происходит формирование

Личностных УУД к обучению и целенаправленной познавательной деятельности настроя на урок.

2.По   3.Подготовительный этап   этап к активной

 Поз   познавательной

деятельности.

 Цель: 
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.

       

-Как    -Какой сейчас у нас урок?

-Чем     -Чему мы  учимся  на уроках литер.чтения?

 (Читать, отвечать на вопросы,знакомиться с новыми словами,            размышлять о прочитанном.)

-Я со    -Согласна. Давайте начнем с размышления. Согласны ли Вы с

утв        с утверждением:

            «Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за

    свои поступки».

(отв      ( ответы детей)

В к       -В конце урока мы попытаемся  согласиться или не  

согл     согласиться  с этим утверждением.

А).        Стадия вызов.

     

 Прочитайте с произведением какого автора мы познакомимся?          

А название произведения узнаем из сенквейна.  

СИНКВЕЙН

1.-------------------------(совесть)            

2.Человеческая, мучительная.

3.Грызёт, терзает, беспокоит.

4.Испытывает человек в душе.

5.Переживание.

 Перед вами – синквейн -  5 строк, но на первой строке не хватает одного слова. Прочтите следующие 4 строчки, подумайте, посовещайтесь в парах и назовите это слово.  (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»).

– Как вы можете объяснить это понятие? Что такое совесть? (Выслушать ответы детей)

– Спасибо. Вижу, что вам трудно сразу объяснить это слово. Давайте поближе познакомимся с ним. Я буду вас спрашивать, а вы ,если ответ  «да»  хлопаете , “нет”-не хлопаете.

Это слово связано:

Это слово можно:

– с растениями ( – )
– с животными ( – )
– с игрушками ( – )
– с человеком ( + )

– потрогать ( – )
– подержать в руках ( – )
– изготовить ( – )
– почувствовать ( + )

– Итак, мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать, но КАК?

-Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему- кластер  (креплю под названием  на доске)

 КЛАСТЕР

 

А ч

то го

           

 

-  Знаем, что она - бывает чистой

    А еще способна укорять;
   И в делах раскаяться и в мыслях
   (даже тайных) может заставлять.

Доска маркерная, креплю слова к доске.(Чему учимся, девиз к уроку)

Надпись на доске, портрет писателя.

Слайд 3,4

(без 1 строчки)

Прикрепить к доске под автором слово «Совесть»

Креплю под словом «совесть»  на доске объяснения этого слова, данные детьми (3 слова)

П умение на основе анализа объектов делать выводы

К    умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К     умение оформлять свои мысли в устной форме

4. Восприятие нового. Стадия осмысления.

Цель:   Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста

5.Физминутка

Цель:Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения

Восприятие нового. Стадия осмысления.

6.Присвоение информации. Стадия рефлексии

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

7.Домашнее задание

8.Итог урока

А) С       А. Стадия осмысления .

-О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям Аркадий Петрович Гайдар прожил достойную жизнь, написал много книг не только для взрослых, но и для детей. Некоторые из них, возможно, вам знакомы: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая  чашка»

 Б) В      Б.Выступление ученика (рассказ о А.Гайдаре)    

Выс    Выставка книг

В) П       В.Прогнозирование. 

Можно ли определить по названию, каким будет это произведение: шуточным, серьёзным или поучительны?

Кто главные герои, и где происходят события?

   

 

Г. Словарная разминка

- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем по слогам (хором 1 раз орфографически по слогам, 2-орфоэпически):

ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА                         ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е

 ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ                        БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ

УК-РАД-КОЙ                                НАТ-КНУ-ЛАСЬ

СМЕК-НУ-ЛА                                БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

-Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят) 

Вышмыгнуть - быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь

Добродушный -  добрый и мягкий по характеру, незлобивый.

Украдкой- скрытно, тайком, незаметно для других.

Смекнуть -          догадываться, понимать, рассчитывать...

Доверчивый -  склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи.

Болтаться- бездельничать, бродить, двигаться, шататься.

Наткнуться-наскочить, напороться на что-либо острое.

Беспощадный-  не дающий пощады; жестокий, безжалостный

Роща-небольшой лесок

музыку из м/ф «Про кота Леопольда»  «Если добрый ты…»

Д.Работа с текстом

1) Первичное восприятие с элементами антиципации.

Выразительное чтение рассказа учителем (учебники у детей закрыты). Остановка в тексте после слов: “Она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась ...”.

-Как вы думаете, на кого?

-Слушайте дальше. (Вторая остановка в тексте после слов: “Нина нахмурилась”).

-Как поведёт себя Нина дальше?

Чтение рассказа до конца.

2) Проверка восприятия.

Карточка №1 (желтого цвета)(Приложение1)

Выбери и отметь правильный ответ:

 - это произведение сказка,

 - это произведение рассказ,

- это произведение басня.

-Почему вы так считаете? (Всё, что здесь написано, могло произойти на самом деле.)

В) Повторное чтение. (Губы – вслух).

С остановками. Вопросы по осмыслению текста. Найти в тексте подтверждение.

1остановка .(до слов  «Украдкой пошла в рощу…»)

- Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки)

-Почему она шла в рощу украдкой?

2остановка .(до слов « …пришлось взять его за руку…)

-Какое настроение было у Нины? (хорошее)

-Кого она встретила? (Малыша)

-Какими глазами  смотрел  мальчик на Нину?

-Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»?  (судила по себе)

– Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком)

- Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки)

- Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина)

-Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?

Чтение до конца после этого

Все группы.  Найти основную мысль в тексте и подчеркнуть ее.

1,2,3гр. Характеристика героев. (карточка №2 белая) (Приложение2)

 4,5 гр. Работа с пословицами. (карточка № 3 персиковая) (Приложение3)

Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его:

Кластер

- Какие ещё слова мы можем написать после прочтения этого рассказа?

А теп      Теперь посмотрим ,что говорят  словари? (Приложение 4)

              (Слушаем 3 учеников,которые читают статьи из словарей

из сл       C.Ожегова, философского, В. Даля) 

7.Ит

 1. Тест-итог

- О ком этот рассказ? (о Нине Карнауховой)

- Как вы думаете, сможет ли Нина стать лучше после этого случая?(да)

- Совершит ли она ещё раз такой поступок? (нет)

- О чем рассказ? (о совести)

- Может ли совесть сделать человека лучше?(Да)

 (Совесть помогает стать человеку лучше).

-Так какой же это рассказ: шуточный, серьёзный или поучительный? (учит, поучительный)

Проверте себя поставте отметку.

Ответы:А,А,Б,Б,А,В.

Об авторе:

- Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым, трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную или  городскую библиотеку.

На н    На доске весь урок были слова:

«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

- Верно ли это?

- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.

2.Рефлексия.

С       Сегодня я узнал…          

Б        Было интересно…              

У       Я выполнял задания…  

Я       Я понял ,что..

          Я научился…

Я

   

* Пе           Пересказать рассказ.

 *Пр           Продолжить рассказ.

*На            Нарисуйте совесть.

  Все  

Все    

Все     -Всем нам надо помнить о том, что совесть - это

мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

Спа     Спасибо за урок.

Слайд 5,6

Представляю выставку книг

Слайд 7,8

Слайд 9

Включаю физминутку.

Гостям предлагаю спеть в караоке песню

Работа в паре по карточке.

Слайд10

Слайд 11

Работа в группах (раздаю  карточки)

Прикрепить еще слова к слову «совесть» на  доске.

Слайд 12

Раздать листочки для теста

Слайд13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16,17

П  умение на основе анализа объектов делать выводы

К      умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К               умение оформлять свои мысли в устной форме

Р           умение осуществлять познавательную и личностную рефлексиюК    умение слушать и понимать других

Л         формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

П: умение извлекать информацию из текста

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

П: умение делать выводы в результате совместной работы

К:  умение слушать и понимать друг

К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

Происходит формирование

Личностных УУД

К:  умение оформлять свои мысли в устной форме

Р:                      умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р:умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

П:(общеучебные-смысловое чтение, умение структурировать знания)

П:умение извлекать информацию из текста

К: умение слушать и понимать  других

К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

П: умение извлекать информацию из текста

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

П: умение делать выводы в результате совместной работы

П: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков ,синтез

Р:    умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

К : (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),

Л :(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)

К: умение слушать и понимать других

К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К:  умение оформлять свои мысли в устной форме

Список использованной литературы

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
  2. Громова О. критическое мышление – как это по-русски?// Библиотека в школе -2001 -№12.
  3. Муштавинская И.В. Технология  критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист – 2002 -№2.
  4. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.
  5. Философия для детей(в сказках и рассказах).Пособие по воспитанию в семье и школе.Минск, «Современное слово »,2003г.-с.73

Приложение

Словарь С.И. Ожегова  

Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Словарь В. И.Даля

СО́ВЕСТЬ - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру.

Философский словарь

СОВЕСТЬ -  понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Урок литературного чтения А.П. Гайдар "Совесть"

Дидактический процесс урока построен на основе "Технологии критического мышления через чтение и письмо". В течение урока выдерживалась модель "Вызов-Осмысление- Рефлексия". На стадии ВЫЗОВА...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе А.П.Гайдар « Тимур и его команда»

Цели:учить детей анализировать литературное произведение;формировать читательский навык;воспитывать нравственные качества;Задачи:создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся чере...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Презентация к уроку литературного чтения А.П. Гайдар "Совесть"

Презентация к уроку литературного чтения  А.П. Гайдар "Совесть"...

Технологическая карта по литературному чтению.Тема "А. Гайдар «Совесть. " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 29.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 3Время: 9:55-10:35Кабинет: 111Студент: Колдаева ИринаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист...