портфолио учителя начальных классов
статья по теме
В материале размещено портфолио для аттестации на 1 категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_isaeva_24_shkola.doc | 557 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание портфолио:
- Титульный лист
- Оглавление
- Резюме
- Лист самооценки
- Копии документов
- диплом БПУ №1
- диплом БГПИ
- аттестационный лист от 06.04.2007 года
- удостоверение № 46137 от 19.11.2009 Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров г.Благовещенск
- удостоверение №60028 от 16.11.11 ИРО г.Благовещенск
6. Ходатайство руководителя МОБУ СОШ №24 г.Благовещенска
7. Научно методическая деятельность.
Тема: «Развитие познавательных способностей младшего школьника на уроках и во внеурочное время».
7.1 Приложение 1. Методы диагностики познавательных процессов младших школьников
7.1.1. Таблицы Шульте
7.1.2. Изучение объёма кратковременной памяти
7.1.3 Изучение словесно-логического мышления
7.1.4 Методика «Чего не хватает на этих рисунках»
7.1.5 Другие методики диагностики познавательных процессов
7.2 Приложение 2. Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей»
7.3 Приложение 3. Виды дидактических игр для развития познавательных способностей младшего школьника
8. Литература
Резюме
Фамилия, имя, отчество | Исаева Елена Ивановна |
Год рождения | |
Образование | 1) среднее специальное, Благовещенское педагогическое училище №1, 1993 год 2) высшее педагогическое, Благовещенский государственный педагогический институт, 1995 год |
Квалификация | учитель начальных классов |
Должность | учитель |
Год последней аттестации, категория | 2007, первая |
Педагогический стаж | 15лет |
Стаж работы в данном учреждении | 15 лет |
Дата назначения | 10.02.1997 |
Учебная нагрузка | 18 часов |
Грамоты, дипломы |
|
Телефон |
Научно-
методическая
деятельность
Тема:
«Развитие познавательных способностей младшего школьника на уроках и во внеурочное время»
«Целью обучения является не только
овладение учащимися знаниями, умениями
и навыками, но и формирование
ведущих качеств личности. Одно из таких
качеств личности – познавательная активность»
Т.И. Шамова.
В настоящее время во всем педагогическом сообществе осознана важность и необходимость развития познавательных способностей учащихся. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в окружающем мире. Особенно это важно на первой ступени обучения. Когда ребенок приходит в школу, он похож на губку, которая впитывает в себя все: и хорошее, и плохое. В это благодатное время педагог должен приложить все силы, чтобы научить ученика учиться, развивать его познавательные способности.
Актуальность темы
Избранную тему считаю актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Будучи включенными в эмоциональные процессы, образные представления вызывают у учащихся осмысление окружающего, удивительных явлений природы. Такие знания, наполненные глубокими понятиями, доступными учащимся, приобретают личностную значимость, в силу этого становятся долговечными, не утрачиваются столь быстро, как это бывает с заученными знаниями.
В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Многие педагоги и психологи высказывают мнение о том, что начальная школа является «зоной повышенного риска», так как именно на этапе начального обучения в силу преимущественной ориентации учителей на усвоение знаний, умений и навыков происходит блокирование развития способностей у многих детей. Важно не упустить этот момент и найти эффективные пути развития способностей детей. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том. чтобы вооружить учащихся знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся, развивать их познавательные силы, личностные образования ,выявлять и реализовать потенциальные возможности учащихся, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.
Таким образом, актуальность темы определена сложившими противоречиями:
1)Между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью способов формирования познавательной деятельности во внеурочное время.
2)Между теоретико-методологическим характером имеющихся рекомендаций и потребностью школы в конкретных технологиях развития познавательной активности и самостоятельности учащихся начальных классов;
3)Между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и недостаточной проработкой этого процесса во время уроков и в условиях внеурочной деятельности.
Данная проблема и выделенные противоречия определяют выбор темы: «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Цель: развитие познавательных способностей у обучающихся и их потребности активно мыслить.
Задачи:
- Раскрыть понятие познавательного интереса, его влияния на обучение школьников.
- Изучить особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
- Рассмотреть различные формы и методы формирования познавательного интереса в обучении.
- Подобрать различные методики диагностики познавательных способностей младших школьников; задачи и упражнения для развития познавательных способностей.
- Расширить и углубить знания обучающихся по различным предметам учебного плана, согласно деятельностного подхода.
- Создать условия для обучающихся по развитию умений самостоятельно и творчески работать с литературой.
Этапы работы:
Работа охватывает период с поступления учащихся в 1 класс до их перехода в основную школу. Можно выделить три этапа работы.
- Организационный – 1 класс (2009-10 учебный год)
II. Внедренческий – 2-4 класс (2010- 2013 учебный год)
III. Заключительный (2012-2013 учебный год)
I этап (2009-2010 учебный год)
1.Изучение научно-методической литературы по теме ( сентябрь – декабрь)
Мною были проработаны следующие источники:
Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.
Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. - Ярославль: Академия, 2003. - с.12-43.
Табакова Г.Н. Интеллектуально-творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - с.121-122.
О. А Холодова Комплект учебно-методических пособий курса «Развитие познавательных способностей» 1 – 4 класс «Юным умникам и умницам». – РОСТкнига 2007 .
Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. - 384с.
Миронова М.М. Психология для преподавателей.- Учитель-АСТ , 2005. –с.66-74
Андреев О.А, Хромов Л.Н. Тренируйте память. – М.: Просвещение, 1994
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995
Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение. Владос, 1995 с.193-245
Битянова М.Р., Азарова Т.В.и др. Работа психолога в начальной школе. -М.: Совершенство,1998,с.131,202.
2. Определение сущности познавательных процессов
Общее представление о познавательных процессах
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
«Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» – Т.И. Шамова.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку (по Т.И. Шамовой):
Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребностьинтересмотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.
Воображение и память как познавательные процессы
Воображение можно определить как способность ребёнка волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии. С помощью своего воображения ребёнок творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперёд, представлять то, что ещё предстоит сделать.
Память в жизни людей играет ещё более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.
Участие мышления в процессах познания
Мышление верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель
Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях»
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира».
Полноценное человеческое познание окружающего мира без мышления и речи было бы практически невозможно. Все предметы материальной и духовной культуры, которыми люди пользуются для удовлетворения своих интересов и потребностей, имеют названия, все они созданы при участии мышления. Лишившись мышления, человек перестал бы вообще быть человеком. Мысль человека в процессе познания практически участвует во всех его видах, без неё не могут существовать ни ощущения, ни восприятие, ни воображение, ни память, так как во всех процессах человеку постоянно приходится решать разнообразные задачи.
Роль внимания в познании
Под вниманием понимается избирательность в работе всех органов чувств. Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и неперерабатываемую человеком информацию на части по степени важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.
3. Изучение методов диагностики познавательных процессов младших школьников
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, с целью выявления индивидуальных вариантов развития. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка. Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего, необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих.
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста. Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.
Диагностика внимания
Данилова Е. Е. предлагает употреблять методы исследования каждого психологического процесса в отдельности, для того, чтобы увидеть уровень умственного развития в целом.
В работе с младшими школьниками наиболее актуальной является проблема внимания. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Одним из методов диагностики внимания являются «Таблицы Шульте». (Приложение 1)
Для проведения эксперимента нужно иметь пять таблиц с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. На каждой таблице числа расположены по-разному.Кроме того, для эксперимента потребуется секундомер. Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая показ словами: «На этой таблицы изображены числа от 1 до 25». Далее таблицу прикрывают и продолжают инструкцию: «Сейчас назови вслух по порядку все числа от 1 до 25». Когда испытуемый называет число 25, экспериментатор останавливает секундомер и предлагает вторую таблицу, и т. д.
Диагностика памяти
Недостаточно развитое внимание отрицательно сказывается на памяти школьников. Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому диагностика памяти весьма уместна в этом возрасте. Для диагностики памяти можно применить методику изучения объема памяти. Цель: изучение объёма кратковременной памяти младших школьников. Оборудование: специально подобранный тестовый набор для запоминания (Приложение 1). Процедура исследования заключается в следующем: школьникам предлагается внимательно выслушать и запомнить предлагаемый набор цифр, слов или фраз. Содержание запоминаемого материала варьируется от серии к серии. В целом методика состоит из трех серий. В первой серии школьникам предлагается выслушать и непосредственно после предъявления воспроизвести двузначные числа в любом порядке. Во второй серии школьники воспроизводят набор из предложенных одно- и двухсложных слов, в третьей серии – несложных фраз, предложений.
Диагностика словесно- логического мышления
Не меньшую роль, чем память и внимание в интеллектуальном развитии ребенка играет мышление. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению и диагностики мыслительной деятельности детей.
Для изучения уровня логических операций младших школьников удобно использовать тест, разработанный Э.Ф. Замбацявичене (1984) на основании теста структуры интеллекта Р. Амтахауэра. Этот тест включает 4 субтеста по 10 проб в каждом. (Приложение1)
Первый тест позволяет выявить осведомленность; второй - умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналогии.
Диагностика речи
Процессы мышления непосредственно связаны с речью. С. Л. Рубинштейн считает, что психологическая диагностика речи предполагает выявление следующих показателей ее развития: словарный запас, грамматический строй, полнота и адекватность значений употребляемых слов, потребность в речи как в средстве общения и орудии мысли. Для диагностики развития речи можно использовать тесты словесной серии А. Декедра. Один из них «Называние противоположных по значению слов». Ребенку предлагается закончить предложения, произносимые вслух экспериментатором.
Диагностика воображения
Великий Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ. Практик доказывает, что приемы диагностики развития воображения детей одновременно выступают и материалом для его развития. О. М. Дьяченко предлагает для диагностики воображения методику «Незаконченная фигура». Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками. У каждого ребенка набор фигурок одинаковый. Дети должны за 5-10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый рисунок и подписывает их. Выполнение заданий оценивается в баллах
1 балл – стереотипные примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинок;
2 балла – простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;
3 балла – сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. (Приложение1)
II этап (2010-2013 учебный год)
Для развития познавательных способностей во втором, третьем и четвертом классе провожу факультативные занятия «Развитие познавательных способностей».
Для этого по комплекту учебно-методических пособий курса «Развитие познавательных способностей» (далее РПС) 1 – 4 класс «Юным умникам и умницам» О. А Холодовой мною разработана рабочая программа курса. Программа была рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальной школы и утверждена директором в 2010-2011 учебном году. ( Приложение2)
Показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении 3 лет занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Динамика развития познавательных способностей детей
2 класс(2010-2011 учебный год) 3 класс (2011-2012 учебный год)
(2 класс начало года/2 класс конец года/3 класс начало года)
№ | Внимание | Восприятие | Память | Мышление | |||||||||||
Задание | №1 | №2 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||||
Фамилия, Имя | Количество букв за 2 мин | Количество рисунков изображенных | Зрительная | Слуховая | Способность устанавливать связи (аналогия) | Способность к анализу (закономерность) | Способность рассуждать (задача) | Способность к сравнению | |||||||
Количество | |||||||||||||||
правильно | неправильно | Точно | Соотв.цветом | Рисунков | Слов | Правил. | Неправ. | Прав. | Неправ. | Прав. | Неправ. | Прав. | Неправ. | ||
1. | Буртолик Никита | 9/12/11 | 7/6/5 | 2/2/2 | 3/3/3 | 2/3/3 | 5/5/6 | 3/3/3 | 1/1/0 | 2/3/3 | 3/2/1 | 0/1/1 | 6/5/3 | 3/3/3 | 2/2/1 |
2. | Гемский Никита | 7/9/8 | 8/7/7 | 1/2/2 | 3/3/3 | 3/3/2 | 4/5/5 | 3/3/3 | 1/1/1 | 2/2/3 | 2/2/2 | 0/1/1 | 6/5/5 | 2/3/3 | 3/2/1 |
3. | Дубовец Павел | 10/12/12 | 7/5/5 | 2/2/2 | 2/3/3 | 4/4/4 | 4/6/6 | 2/3/2 | 2/1/1 | 2/3/3 | 2/1/2 | 1/2/2 | 3/2/1 | 3/3/3 | 2/2/2 |
4. | Желудева Альбина | 15/17/ 18 | 4/3/2 | 3/4/4 | 4/4/4 | 3/4/3 | 6/7/8 | 4/5/5 | 3/2/1 | 3/3/3 | 2/2/2 | 2/3/3 | 3/2/1 | 5/6/6 | 3/3/3 |
5. | Керчев Александр | 14/16/ 16 | 5/5/5 | 3/4/3 | 4/4/4 | 2/3/3 | 5/6/7 | 3/4/4 | 3/2/1 | 4/4/4 | 2/2/1 | 1/2/2 | 3/2/2 | 4/5/5 | 2/3/3 |
6. | Козубова Кристина | 10/11/ 10 | 6/5/5 | 2/2/2 | 2/3/2 | 3/3/3 | 4/6/5 | 2/3/3 | 2/1/3 | 2/3/3 | 2/1/1 | 2/2/3 | 2/2/3 | 3/3/3 | 2/2/2 |
7. | Косаченко Дарья | 15/16/ 17 | 4/3/2 | 3/4/4 | 4/4/4 | 3/4/4 | 6/8/9 | 4/5/4 | 3/22 | 3/3/3 | 2/2/2 | 2/3/4 | 3/2/2 | 6/6/7 | 3/3/2 |
8. | Костин Сергей | 15/17/ 17 | 3/3/3 | 4/4/4 | 4/4/4 | 3/4/3 | 6/8/7 | 4/6/5 | 3/2/2 | 3/4/4 | 2/2/1 | 2/3/3 | 3/2/2 | 6/7/6 | 2/3/3 |
9. | Кузьмин Владислав | 3/3/3 | 12/11 /10 | 1/1/1 | 1/2/1 | 1/1/1 | 2/3/2 | 1/3/3 | 3/1/1 | 1/2/2 | 2/1/1 | 1/2/1 | 2/2/2 | 2/2/1 | 0/1/1 |
10 | Купельский Дмитрий | 4/4/4 | 13/11/10 | 1/1/1 | 1/1/1 | 1/2/1 | 2/3/2 | 1/3/3 | 3/1/1 | 1/3/3 | 2/1/2 | 1/2/1 | 2/2/2 | 1/2/1 | 0/1/1 |
11 | Лобода Максим | 3/4/3 | 15/10/9 | 0/1/1 | 1/1/1 | 1/3/2 | 2/2/2 | 1/2/2 | 2/1/1 | 1/2/2 | 2/1/1 | 0/1/1 | 2/1/2 | 2/2/2 | 0/1/1 |
12 | Лой Дмитрий | 12/12/14 | 10/7/6 | 2/3/3 | 4/4/4 | 3/4/3 | 5/7/6 | 4/6/5 | 3/2/2 | 2/3/3 | 2/2/1 | 2/3/2 | 3/2/3 | 5/6/6 | 2/3/2 |
13 | Макагон Данил | 16/15/ 17 | 5/6/6 | 3/3/3 | 3/4/4 | 3/4/4 | 5/7/8 | 5/6/6 | 3/2/2 | 4/4/4 | 1/1/1 | 2/3/3 | 3/2/1 | 6/7/7 | 4/5/6 |
14 | Пархоменко Ева | 18/20/ 20 | 3/3/2 | 4/4/4 | 4/4/4 | 3/4/4 | 8/8/9 | 5/6/6 | 2/2/2 | 3/4/4 | 2/2/2 | 3/3/3 | 1/1/0 | 8/9/9 | 5/6/7 |
15 | Портненко Сергей | 11/12/ 12 | 8/9/8 | 2/3/3 | 3/3/3 | 3/3/3 | 4/5/4 | 3/5/5 | 2/2/5 | 2/3/2 | 2/2/3 | 1/2/1 | 3/2/2 | 4/5/5 | 3/3/3 |
16 | Пузанова Карина | 11/13/ 13 | 5/5/4 | 3/3/3 | 2/2/2 | 3/2/2 | 4/4/4 | 3/4/3 | 2/2/2 | 2/3/3 | 2/1/1 | 1/2/3 | 3/2/1 | 2/4/5 | 2/3/4 |
17 | Сильвоник Данил | 10/10/ 10 | 4/5/5 | 3/3/3 | 1/2/2 | 2/2/2 | 2/2/2 | 2/3/2 | 1/2/1 | 2/3/3 | 2/1/2 | 0/1/1 | 2/2/2 | 2/3/3 | 2/2/1 |
18 | Солоникина Наталья | 5/5/6 | 3/3/3 | 0/1/2 | 1/2/2 | 2/1/1 | 2/2/2 | 2/2/3 | 1/2/2 | 1/3/3 | 2/1/1 | 1/1/2 | 1/1/1 | 0/1/1 | 2/1/2 |
19 | Ульянов Сергей | 17/17/ 18 | 3/2/2 | 3/3/3 | 3/3/4 | 3/2/2 | 4/4/4 | 3/4/4 | 2/2/4 | 2/3/3 | 2/1/0 | 1/3/3 | 3/2/1 | 2/5/5 | 2/3/4 |
20 | Филькова Анастасия | 15/17/ 17 | 5/3/3 | 2/3/3 | 3/3/4 | 2/1/1 | 3/4/4 | 4/4/4 | 2/2/2 | 2/3/3 | 2/0/0 | 1/2/2 | 3/2/2 | 2/4/4 | 3/3/2 |
21 | Цвелев Сергей | 6/5/5 | 5/5/4 | 0/1/1 | 1/2/2 | 2/1/1 | 1/1/0 | 2/2/2 | 0/1/1 | 1/3/2 | 2/1/1 | 1/1/1 | 1/0/0 | 2/4/3 | 3/2/2 |
Итого ( средний балл) | 11/12/ 15 | 13/6/8 | 2/3/3 | 2,5/3/3 | 2/2,7/2,4 | 4/4,6/4,8 | 3/4/3,6 | 2/1,6/1,3 | 2/3/3 | 2/1,5/1,2 | 1,1/2/2 | 2,7/2/1,7 | 3,3/4,2/4,2 | 2,2/2,5/2,5 |
По данным таблицы построены графики:
Итак, сравнительный анализ показал положительную динамику развития познавательных способностей у учащихся во внеурочное время, что дает большой результат:
1) У учащихся повышается уровень интеллектуальной деятельности.
2) Наблюдается рост познавательных интересов.
3) Происходит эмоциональное развитие детей.
4) Значительно возрастает творческая активность.
Виды дидактических упражнений, способствующие комплексному развитию познавательных способностей младшего школьника
Внимание – эта форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.
В учебный материал можно включать содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
- Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
- Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
- Отыскание чисел по таблицам Шульте
- Быстрее нарисуй
- Найди, кто спрятался
- Найди сходство и различие
- Прочитай рассыпанные слова
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
- Подбери заплатку к сапожку
- Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
- Упражнение Треугольники
- 100-клеточная таблица с графическими изображениями
- 100-клеточная таблица, заполненная цифрами
Интеллект человека, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности. Логическое мышление удобнее всего развивать на математическом материале.
1.Задачи на смекалку
2.Задачи- шутки
3.Задачи с геометрическим содержанием
4.Логические упражнения со словами
5.Математические игры и фокусы
6.Кроссворды и ребусы
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств.
У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
- Запомни двузначные числа.
- Запомни математические термины.
- Цепочка слов.
- Рисуем по памяти узоры.
- Запомни и воспроизведи рисунки
- Зрительные диктанты
- Слуховые диктанты
Примеры некоторых таких заданий и методы диагностики познавательных способностей младших школьников вы найдете в Приложении 3.
Систематическое использование заданий на развитие познавательных способностей младших школьников повышает уровень развития интеллекта учащихся, развивает память, внимание, мышление, восприятие, расширяет математический кругозор, что привело к следующим результатам:
Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) образовательных программ и показателей динамики их достижений
Учебный год | Класс | Предмет | Успеваемость | Качество |
2007-08 | 3 | Русский язык Лит.чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Художественный труд | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% | 47% 59% 56% 73% 86% 85% 93% 95% |
2008-09 | 4 | Русский язык Лит.чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Художественный труд | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% | 49% 68% 61,6% 79% 90% 90% 93% 95% |
2009-10 | 1-Б | Русский язык Лит.чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство и художественный труд | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% | Безотметочное обучение |
2010-11 | 2-Б | Русский язык Лит.чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство и художественный труд | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% | 47,6% 71,4% 57% 76,2% 100% 100% 95,2% |
2011-12 | 3-Б | Русский язык Лит.чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Художественный труд | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% | 50% 73% 59% 76,2% 100% 100% 90% 97% |
При 100% успеваемости наблюдается динамика качества знаний по основным предметам русский язык – 3%, литературному чтению -14%, математике – 3%, окружающему миру – 3%.
Результатом эффективной работы в классе является положительная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
Фамилия Имя | Мероприятие | Уровень | Год | Результат |
Филькова Анастасия | Конкурс детского рисунка «Мы победили! Мы помним!» | Город | 2010 | Лауреат I степени |
Филькова Анастасия | Конкурс рисунков «Бегом за здоровьем» | Город | 2010 | 1 место |
Филькова Анастасия | Школьная конференция «Первые шаги в науку» | Школа | 2011 | 3 место |
Филькова Анастасия | Конкурс стенгазет «Сохраним Амур – сохраним птиц Приамурья» | Область | 2011 | 2 место |
Пархоменко Ева | Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс» | Всероссийский | 2011 | Лауреат |
Ульянов Сергей | Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс» | Всероссийский | 2011 | Лауреат |
Филькова Анастасия | Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс» | Всероссийский | 2011 | Лауреат |
Косаченко Дарья | Международный литературный заочный конкурс «Золотое перышко» по теме «Славлю имя твое – Мать!» | Международный | 2011 | II место |
Во время педагогической практики были проведены некоторые исследования познавательных способностей младших школьников.
Свой опыт представляла на различных уровнях:
№ п/п | Год | Тема | Уровень |
1 | 2009 | Работа учителя по формированию правильной речи учащихся. | школа |
2 | 2011 | Оценка знанийучащихся начальной школы | Школа |
3. | 2011 | Единичный проект на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» | Школа |
4. | 2011 | «Модель образовательного пространства МОБУ СОШ №24» | город |
5. | 2012 | Публикация на сайте Педсовет.орг. классный час «Загадки Зимушки-зимы» | Всероссийский |
6. | 2012 | Публикация на сайте Педсовет. Орг. Методическая разработка по русскому языку | Всероссийский |
7. | 2012 | Публикация на сайте Педсовет.орг. методическая разработка внеклассного мероприятия «Ах, картошка, объеденье!» | Всероссийский |
III этап Заключительный
Регулярное использование на уроках и во внеурочное время системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор младших школьников, способствует полноценному развитию, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, необходимо вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
В моей работе можно найти ответы на те вопросы, которые затрагивает эта тема. Раскрыта теория вопроса: что такое познавательный интерес; каким образом происходит формирование познавательного интереса в обучении; какие познавательные способности необходимо развивать у младших школьников; каковы особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Здесь приведена большая подборка задач и упражнений для развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики. Чтобы узнать какими способностями обладает тот или иной ученик в Приложении 1 приведены некоторые методики диагностики познавательных способностей младших школьников, а в Приложении 4 приведены результаты исследования познавательных способностей.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Промежуточным итогом моей работы по развитию познавательных способностей младших школьников является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам.
Динамика изменения уровня мотивации учащихся к изучению предметов в 3 б классе по сравнению с 4 классом 2008/2009 учебный год (предыдущий выпуск).
А так как впереди еще один год работы, то, по моему мнению, результаты должны стать еще лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя начальных классов Чермошенцевой Елены Анатольевны
Вариант оформления электронного портфолио учителя. ...
Портфолио учителя начальных классов
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурен...
Портфолио учителя начальных классов
В портфолио собрала всю свою деятельность как учи теля начальных классов....
Портфолио учителя начальных классов
Портфолио учителя начальных классов.Поможет учителям создающим свое портфолио.(в связи с ограничением объема работ, размещаемых на сайте, удалены все фотографии)...
портфолио учителя начальных классов
портфолио учителя начальных классов1 раздел:Документы2 раздел :Результаты педагогической деятельности3 раздел: Внеурочная деятельноть4 раздел:Работа в качестве классного руководителя5 раздел:Методичес...
Портфолио учителя начальных классов
Результат моей деятельности....
Электронное портфолио учителя начальных классов
В данной презентации отражаются результативность педагогической деятельности....