Формирование УУД в исследовательской деятельности
статья по теме

 

УУД обеспечивают способность учащегося:

к саморазвитию и самосовершенствованию посредством созна­тельного и активного присвоения нового социального опыта;

к самостоятельному приобретению новых зна­ний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Баруткина Анна Анатольевна,

учитель МКОУ ПНОШ

Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность

    Современный мир очень динамичен и меняется столь стремительно, что ориентирует педагогику на переоценку роли исследовательских методов в образовании.

   Сегодня уже понятно, что исследовательские умения, к которым относятся умение формировать цель предстоящей работы, планировать свою деятельность для решения какой-либо задачи, анализировать ситуацию, выбирать наиболее регулятивный способ решения проблемы, выделять главное и второстепенное и др., необходимы не только людям, жизнь которых связана или будет связана с наукой, но и каждому человеку в повседневной жизни.           Формировать их необходимо уже в младшем школьном возрасте.

     Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной работы с младшими школьниками. Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования (далее - ФГОС НОО) является формирование  учебной  деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться  на основе усвоения универсальных способов деятельности. Достаточный  для  младшего  школьника  уровень  ее  сформированности обеспечивает  возможность  развития  психических  и  личностных новообразований  как  существенного  результата  образования.

Принципиальным отличием ФГОС НОО является их ориентация на «универсальные учебные действия» (далее – УУД), являющиеся метапредметными результатами образования. Они представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

УУД обеспечивают способность учащегося:

к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

   Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

   Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении образовательного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения.  

   Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Под исследовательскими умениями мы будем понимать интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

    Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными.  

   У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс.

    Исходя из этого мы, на протяжении нескольких лет, в план работы включаем мероприятия, требующие ученического исследования по той или иной теме. Это ученические конференции, в которых предлагается принимать участие ребятам со 1-4 класс .

    При этом используются такие формы организации учебной деятельности и такой материал, которые раскрывают субъектный опыт учащихся и направлены на коммуникативное воздействие 

   Учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия. Такая работа требует больших ресурсных затрат.

   Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.  

  Неоценимым вкладом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, появляющийся в результате исследования и представленный в стандартном виде.

    Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

анализ проблемной ситуации;

целеполагание;

формулирование вопросов;

планирование действий;

отбор необходимой информации;

логические умения;

умение строить гипотезы и делать выводы;

рефлексия;

самоконтроль, самооценка и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать  степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

  Выделим четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

1 блок - организационные умения

2 блок – умения и знания исследовательского характера

3 блок – умение работать с информацией  

4 блок – умение представить результаты своей работы  

Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие основные этапы:

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

выдвижение гипотез;

поиск и предложение возможных вариантов решения;

сбор материала;

обобщение полученных данных;

подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);

защита проекта.

На всех этапах работы следует иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, обеспечение положительной динамики формирования универсальных учебных действий младших школьников.

   Изменяется позиция учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:

одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно);

есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;

процесс обучения приближен к реальной жизни;

развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);

воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).

 

     

 Исследовательская деятельность способствует формированию:

Личностных УУД

  1. адекватная самооценка;
  2. испытывая  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
  3. формируется мотивационная основа учебной деятельности;
  4. вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивных УУД:

  1. дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательных УУД:

  1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  2. строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
  3. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  4. фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ

Коммуникативных УУД:

  1. строить понятные для партнёра высказывания;
  2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  3.  учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
  4. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Таким образом, исследовательская деятельность является перспективной формой работы в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ научно-исследовательской деятельности

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересован...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Статья посвящена  организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Со...

Формирование основ научно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы

Помощь учителю в организации  проектной деятельности в начальной школе...

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...