По следам газетных публикаций...
статья по теме

Карачурина Елена Марсовна

КАРАЧУРИНА Е. М.

учитель Кунашакской начальной школы

 

ПО СЛЕДАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ…

ИЛИ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_sledam_gazetnyh_publikaciy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРАЧУРИНА Е. М.

учитель Кунашакской начальной школы

ПО СЛЕДАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ…

ИЛИ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

         Кунашакский район имеет богатую историю, со своими национальными  обычаями, традициями. Почти 300 лет тому назад обжили эти живописные места беглые татары. И сегодня особенно остро выявляется проблема о сохранении культуры и языка местного населения. С конца девяностых годов вопрос об изучении родного языка в общеобразовательных учреждениях поднимается общественностью, а также  председателями областного и районного татарского и башкирского центров. На сегодняшний день ситуация изменилась в лучшую сторону лишь тем, что ввели национально-региональный компонент в образовании, который позволяет хоть как-то улучшить ситуацию, но не решить проблему.

Не первый год на страницах местной районной газеты «Знамя труда» свои опасения высказывает заведующий кафедрой общей и тюркской филологии ЧелГУ Валеев Гадель Камилович. Он приводит данные всемирной Организации объединенных наций. По статистическим данным которой на нашей планете около 5600 языков, и каждый месяц исчезает один язык, если родной язык изучает меньше 30 процентов детей. В языке – будущее нации. По результатам последней переписи населения в Челябинской области проживает 204 тысячи татар, и каждый третий – ребенок школьного возраста.  Только в четырех школах  и десяти детских садах области факультативно ведется татарский язык.  

В Кунашакской начальной школе ведется татарский вокальный фольклорный кружок (руководитель Нурмухаметова Е.Р.) и кружок родного языка (руководитель Аминева М.М.), их посещают 40 младших школьников – всего 13 процентов. На уроках учителями включается национально-региональный компонент, цель которого вызвать интерес к прошлому и настоящему родного края, обогатить знаниями о малой родине, воспитывать уважение к традициям, любовь к культуре своего народа. Мы говорим о прошлом своего села, района, используя воспоминания старожилов, включая интересные сведения в свои занятия и мероприятия. О нашей местности  выпущено мало книг, поэтому особенно ценны публикации краеведов на страницах районной газеты кропотливо собиравшие свои материалы не один год, записывая рассказы старожилов, передаваемые из поколения в поколение. Жители района хорошо помнят первого директора районного музея – Гайнетдинова Зайни Гайнетдиновича. Он был  увлеченным человеком, ездил по деревням, собирал старинную утварь, предметы быта, хранил все это дома и верил, что музей будет. Музей действительно открыли в здании райкома партии. Не стало райкома, здание передали другим организациям, музей переводили из одного здания в другое, а теперь наш музей  запакован в коробки и не может принимать детей. Не стало возможности сходить на экскурсию, увидеть, потрогать музейные экспонаты, соприкоснуться с историей становления родного края. Среди его экспонатов были такие, которые свидетельствовали о присутствии стоянок и захоронений гуннов и сарматов два тысячелетия тому назад, а также о прохождении Великого караванного пути, соединявшего Среднюю Азию с уральскими городами: Кунгуром, Пермью, Ирбитом. Как известно, без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Поэтому сегодня мы активно используем на уроках возможности Интернета, находя на его сайтах экспонаты других музеев, больше знакомя с материальной  культурой. Духовное воспитание возможно при изучении родного языка, умении воспринимать родную речь, имея возможность окунуться в литературный мир. Но не все педагоги могут научить правильно и красиво говорить на родном языке. Ввести изучение родного языка в программу не позволяет базовый учебный план, в котором предпочтение отдается обязательным основным предметам. Чтобы улучшить ситуацию, требуется другой подход и отношение к проблемам народов разных национальностей, населяющих Россию, и к программам образования. А пока национальный  язык так и будет изучаться на уровне факультативов, благодаря энтузиастам.

В нашем селе есть мечеть с учебным классом, в котором изучают арабский алфавит, учат читать, знакомят с Кораном и его сурами. В недавнем прошлом мечеть посещали ученики начальной школы, они изучали арабский язык, становились непосредственными участниками праздников, традиций, обычаев, обрядов. Но после введения шестидневки у детей не стало хватать времени на эти занятия, о чем очень сожалеют наши родители (особенно старшее поколение). Многие выпускники из малообеспеченных семей, смогли получить духовное образование в г. Уфе и связать свою жизнь с религией. Как важно вовремя получить нравственное воспитание, которое не позволит совершить противоправные действия и вести асоциальный образ жизни. Может, пользы больше от таких уроков, от общения с мудрыми, заинтересованными и неравнодушными  взрослыми?   На страницах газеты делится по этому поводу имам-мухтасиб Мухтар Фахрутдинов со станции Муслюмово. Он пишет: «отделив религиозные объединения от государства, лишили народ Божьей защиты, то есть был ликвидирован самый устойчивый и влиятельный институт самосознания, основанный на высоконравственных нормах поведения, на благочестии, человеколюбии. Тем самым был устранен сдерживающий фактор насилия, безнравственного поведения. Религия же никогда не позволяла себе подобного». Не зря народная мудрость гласит – что посеешь, то и пожнешь.  

Нашей Кунашакской общеобразовательной начальной школе 2007 году исполнилось десять лет, она является базовой для учителей района, обучаются в ней почти 300 младших школьников, работает 24 педагога. Учиться приходят не только выпускники дошкольных учреждений, но и домашние, не посещавшие детские сады. Основное население  района башкиры, татары и русские, поэтому национально- региональный компонент многоаспектен. Данный компонент включается в содержание базовых дисциплин: русского языка, литературы, окружающего мира, музыки, физической культуры, изобразительного искусства,  художественного труда и во внеучебную деятельность. С первого класса мы вводим в свои уроки познавательное региональное содержание: проводим экскурсии, радиус которых постепенно растет, знакомим со школой, пришкольным участком, библиотекой, формируем целостное представление о родном селе, о его улицах, водоемах, социальной сфере. Перед педагогами стоит задача – заинтересовать учеников и привлечь к сбору информации, посредством коммуникативной деятельности: расспрашивать родителей, бабушек и дедушек, других родственников. Со второго класса знания детей о районе, области расширяются. Идет знакомство с географическим расположением, животным и растительным миром, символикой района, области. Первоклассники и второклассники готовят поделки из природного материала, овощей для осенних праздников и др..

В третьем классе формируются исторические представления: о прошлом и настоящем района, области. Идет знакомство с творчеством земляков-писателей и поэтов, культурой родного района, его традициями, обычаями, ценностями. Ученики третьих и четвертых классов активно привлекаются к внешкольной деятельности: участвуют в школьных мероприятиях «Навруз», «Проводы русской зимы», в районных праздниках «Уральские прикрасы», «Звездная тропинка», в литературных конкурсах «Проба пера», «Серебряное перышко» и др. К четвертому классу формируется поисковая деятельность  или умение собирать информацию из дополнительной литературы и уметь доносить ее, а также закладывается экологическая культура.

Таким образом, в начальной школе района национально-региональный компонент реализуется по двум направлениям. Первое направление позволяет сформировать целостное представление о Кунашакском районе в составе Челябинской области, его этнокультурных ценностях и особенностях, географическом положении, исторической значимости. Второе направление воспитывает социальную позицию «Я – гражданин», осознание младшим школьником себя в обществе, духовно-нравственную культуру.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газетная вырезка с информацией об участии в конкурсе

О том как проходил конкурс "Лучший по профессии"....

Лексика газетных заголовков

ЛЕКСИКА ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ.       1.ВведениеМне очень нравится журналистика, в будущем я бы хотела стать профессиональным журналистом, работать в газете. С чего начинается газета?...

Творческий проект «Вторая жизнь газетного листа»

Урок технологии во 2 классе. Предполагает расширение представления детей о возможности вторичного использования газет в повседневной жизни, совершенствование приемов работы с инструментами и материала...

Творческий проект "Вторая жизнь газетного листа"

Методическая разработка по проектной деятельности для учащихся 2 класса...

Конспект интегрированного практического занятия «Дизайн газетной страницы в программе MS Word»

Внеурочное интегрированное занятие в 3-х классах по дополнительным образовательным программам  «Кибер-друг» и «Журналистика» по теме: «Дизайн газетной страницы в программе MS Word»....

"Газетные речевые жанры"

Урок риторики в 4 классе с использованием ИКТ. В качестве примера газетных жанров рассматриваются заметка, репортаж, хроника....

Конкурсный урок литературного чтения. Тема: "Все в этой жизни оставляет след" (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Технологическая карта урокаФ.И.О. Ткачева Наталья Владимировна,  учитель начальных классов.Предмет: литературное чтениеТип урока: урок открытия нового знанияТема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»Тема...