Лексика газетных заголовков
творческая работа учащихся по русскому языку по теме

ЛЕКСИКА ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ.


       1.Введение

Мне очень нравится журналистика, в будущем я бы хотела стать профессиональным журналистом, работать в газете. С чего начинается газета? Конечно, с заголовка.  От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналиста использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону.

Актуальность моего исследования в том, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты, что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет.

Целью данной работы является: рассмотреть газетные заголовки, их роль в изданиях( на примере газеты « Сергиевская трибуна»),  их виды.

Для достижения намеченной цели ставились задачи:
• Дать определение заголовкам, определить их главные функции.
• Подробно рассмотреть виды заголовков, на примере материалов газеты «Сергиевская  трибуна ».
Предметом данного исследования являются газетные заголовки.

Объектом исследования являются материалы  газеты « Сергиевская трибуна » в период с 2011-2013года.

Методы исследования: чтение дополнительной литературы по теме, анкетирование, сравнение и анализ.

Практическая направленность: полученный мною материал можно использовать при изучении русского языка в младших и старших классах при изучение тем « Текст», « Публицистика», можно использовать материал для школьной газеты « Горизонт».

 

2.Основная часть

2.1 . Что такое заголовок.

В знаменитом словаре В.И.Даля о заголовках сказано, что это «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его».

В словаре С.И.Ожегова заглавие определено несколько уже как название какого – либо произведения или отдельных его частей, таких, как заглавие  литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание.

Безусловно, произведенные определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия «заглавие».

Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, интересное. Не менее важно убедительно и интересно преподносить информацию.

2.2. История появления газетного  заголовка

Мы уже привыкли к броским заголовкам, но как же тяжело жилось читателям газет, выходивших в России и других странах 200—250 лет назад! В то время в начале каждого сообщения в газете чаще всего указывались только географический пункт, то есть название города, откуда оно пришло, и дата его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.

Лишь в первой половине XIX века появились заголовки, и на первой странице стали помещать своеобразный указатель публикуемых материалов, нечто вроде современного раздела «Сегодня в номере», где были сгруппированы заголовки важнейших статей — сообщения об их содержании. Постепенно заголовки начали появляться и на других газетных страницах: сначала над фельетонами, литературными материалами, а затем над важнейшими статьями и сообщениями.

2.3 Современные заголовки и значимость для газеты

Открывая свежий номер газеты, мы в первую очередь обращаем свое внимание на газетные заголовки и, учитывая, что у заголовка есть лексическое значение, с помощью которого мы можем понять какой же смысл имеет статья. Выявляя тем самым актуальную информацию с опорой на заглавие статьи.

Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают

сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, интересное. Не менее важно убедительно и интересно преподносить информацию.

Как известно, газетный заголовок отличается лаконизмом. В нем заключается наиболее значимый элемент текста. Если в самой газетной статье преобладают многочисленные развернутые именные группы, то в заголовке в основном представлены  простые именные словосочетания.

Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак.

К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.

2.4.Виды и типы заголовков в газете « Сергиевская  трибуна»

Заголовки зависят от жанра и типа статьи.

Заголовки публикаций разных типов и жанров представлены в таблице:

Вид заголовка

Пример

Источник

Заголовки новостных информационных заметок.

У нас в районе

 

Новости губернии

Основные показатели социально-экономического развития Сергиевского района за 2011 год

 Вести с полей

 

Сергиевский спорт

« СТ» от 23 августа 2011г

« СТ» от12 сентября 2012

 

« СТ» от 29 декабря  2012

« СТ» от 17 мая 2012

 

« СТ» от  2 сентября 2012

 

Заголовки интервью 

 

Не стареют душой ветераны

Пасхальные встречи

Уроки добра

« СТ» от 7 мая 2012

 

« СТ» от 21 апреля 2011

Заголовки для репортажей, зарисовок

Осеннее изобилие

Секреты семейного дела

Скоро Новый год

Мини - футбол

« СТ» от 5 октября 2012

 

« СТ» от 27июля 2011

« СТ» от  25 декабря 2011

« СТ» от 12 мая 2012

Заголовки очерковых публикаций

Вечерние мягкие книги

Детские вопросы

 

Колонка редактора

« СТ» от от 3 декабря 2012

« СТ» от 16 января 2012

Традиционная рубрика в каждом номере

 

Многие газетные заголовки « Сельской трибуны»в краткой спрессованной форме отражают сущность событий, происходящих в нашем районе. Например: «Новоселье» ( статья программе «Ветхое жильё»), « Все в гости к нам» ( о проведении экологического фестиваля в районе), « Главный праздник»( о праздновании 9 мая)  Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Поэтому журналисты « Сергиевской трибуны выбирают  самые яркие, интересные заголовки.

Анализируя заголовки « Сергиевской трибуны», можно выделить следующие

типы  заголовков, предполагающих свои смысловые схемы понимания их читателями:

1) заголовки, для понимания результирующего смысла которых не требуется обращение читателя к тексту статьи (« Новости спорта», « Новости губернии»);

2) заголовки, которые интерпретируются только после прочтения текста статьи (« Родники души», « Встреча на сельской земле»);

3) заголовки, обращения ( «Будьте внимательны», « Осторожно, гололёд»)

4) заголовки, в которых присутствуют крылатые выражения, фразеологизмы ( « Мал золотник, да дорог», « Счастливые часов не наблюдают».

Заключение.

Изучая эту тему, я узнала, что газета является одним из самых ярких средств, помогающих читателям выразить свое отношение к фактам, событиям, дать оценку как положительным, так и отрицательным явлениям, а заголовок является первым  сигналом, побуждающий нас читать газету или отложить ее в сторону. Можно сделать  следующие выводы:

 

·  Газетный заголовок отличается лаконизмом.

·  В нем заключается наиболее значимый элемент текста.

·                   Его основной целью является привлечение внимание читателя к наиболее важной и интересной части сообщения. 

Проанализировав  заголовки статей газеты « Сергиевская трибуна», я могу смело утверждать, что газета интересна, её материалы актуальны для большинства жителей района.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лексика Газетных заголовков56.5 КБ

Предварительный просмотр:

       1.Введение

Мне очень нравится журналистика, в будущем я бы хотела стать профессиональным журналистом, работать в газете. С чего начинается газета? Конечно, с заголовка.  От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналиста использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону.

Актуальность моего исследования в том, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты, что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет.

Целью данной работы является: рассмотреть газетные заголовки, их роль в изданиях( на примере газеты « Сергиевская трибуна»),  их виды.

Для достижения намеченной цели ставились задачи:
• Дать определение заголовкам, определить их главные функции.
• Подробно рассмотреть виды заголовков, на примере материалов газеты «Сергиевская  трибуна ».
Предметом данного исследования являются газетные заголовки.

Объектом исследования являются материалы  газеты « Сергиевская трибуна » в период с 2011-2013года.

Методы исследования: чтение дополнительной литературы по теме, анкетирование, сравнение и анализ.

Практическая направленность: полученный мною материал можно использовать при изучении русского языка в младших и старших классах при изучение тем « Текст», « Публицистика», можно использовать материал для школьной газеты « Горизонт».

2.Основная часть

2.1 . Что такое заголовок.

В знаменитом словаре В.И.Даля о заголовках сказано, что это «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его».

В словаре С.И.Ожегова заглавие определено несколько уже как название какого – либо произведения или отдельных его частей, таких, как заглавие  литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание.

Безусловно, произведенные определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия «заглавие».

Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, интересное. Не менее важно убедительно и интересно преподносить информацию.

2.2. История появления газетного  заголовка

Мы уже привыкли к броским заголовкам, но как же тяжело жилось читателям газет, выходивших в России и других странах 200—250 лет назад! В то время в начале каждого сообщения в газете чаще всего указывались только географический пункт, то есть название города, откуда оно пришло, и дата его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.

Лишь в первой половине XIX века появились заголовки, и на первой странице стали помещать своеобразный указатель публикуемых материалов, нечто вроде современного раздела «Сегодня в номере», где были сгруппированы заголовки важнейших статей — сообщения об их содержании. Постепенно заголовки начали появляться и на других газетных страницах: сначала над фельетонами, литературными материалами, а затем над важнейшими статьями и сообщениями.

2.3 Современные заголовки и значимость для газеты

Открывая свежий номер газеты, мы в первую очередь обращаем свое внимание на газетные заголовки и, учитывая, что у заголовка есть лексическое значение, с помощью которого мы можем понять какой же смысл имеет статья. Выявляя тем самым актуальную информацию с опорой на заглавие статьи.

Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают

сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, интересное. Не менее важно убедительно и интересно преподносить информацию.

Как известно, газетный заголовок отличается лаконизмом. В нем заключается наиболее значимый элемент текста. Если в самой газетной статье преобладают многочисленные развернутые именные группы, то в заголовке в основном представлены  простые именные словосочетания.

Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак.

К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.

2.4.Виды и типы заголовков в газете « Сергиевская  трибуна»

Заголовки зависят от жанра и типа статьи.

Заголовки публикаций разных типов и жанров представлены в таблице:

Вид заголовка

Пример

Источник

Заголовки новостных информационных заметок.

У нас в районе


Новости губернии

Основные показатели социально-экономического развития Сергиевского района за 2011 год

 Вести с полей


Сергиевский спорт

« СТ» от 23 августа 2011г

« СТ» от12 сентября 2012


« СТ» от 29 декабря  2012

« СТ» от 17 мая 2012


« СТ» от  2 сентября 2012

Заголовки интервью 

Не стареют душой ветераны

Пасхальные встречи

Уроки добра

« СТ» от 7 мая 2012


« СТ» от 21 апреля 2011

Заголовки для репортажей, зарисовок

Осеннее изобилие

Секреты семейного дела

Скоро Новый год

Мини - футбол

« СТ» от 5 октября 2012


« СТ» от 27июля 2011

« СТ» от  25 декабря 2011

« СТ» от 12 мая 2012

Заголовки очерковых публикаций

Вечерние мягкие книги

Детские вопросы


Колонка редактора

« СТ» от от 3 декабря 2012

« СТ» от 16 января 2012

Традиционная рубрика в каждом номере

Многие газетные заголовки « Сельской трибуны»в краткой спрессованной форме отражают сущность событий, происходящих в нашем районе. Например: «Новоселье» ( статья программе «Ветхое жильё»), « Все в гости к нам» ( о проведении экологического фестиваля в районе), « Главный праздник»( о праздновании 9 мая)  Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Поэтому журналисты « Сергиевской трибуны выбирают  самые яркие, интересные заголовки.

Анализируя заголовки « Сергиевской трибуны», можно выделить следующие

типы  заголовков, предполагающих свои смысловые схемы понимания их читателями:

1) заголовки, для понимания результирующего смысла которых не требуется обращение читателя к тексту статьи (« Новости спорта», « Новости губернии»);

2) заголовки, которые интерпретируются только после прочтения текста статьи (« Родники души», « Встреча на сельской земле»);

3) заголовки, обращения ( «Будьте внимательны», « Осторожно, гололёд»)

4) заголовки, в которых присутствуют крылатые выражения, фразеологизмы ( « Мал золотник, да дорог», « Счастливые часов не наблюдают».

Заключение.

Изучая эту тему, я узнала, что газета является одним из самых ярких средств, помогающих читателям выразить свое отношение к фактам, событиям, дать оценку как положительным, так и отрицательным явлениям, а заголовок является первым  сигналом, побуждающий нас читать газету или отложить ее в сторону. Можно сделать  следующие выводы:

  1. Газетный заголовок отличается лаконизмом.
  2. В нем заключается наиболее значимый элемент текста.
  3. Его основной целью является привлечение внимание читателя к наиболее важной и интересной части сообщения. 

Проанализировав  заголовки статей газеты « Сергиевская трибуна», я могу смело утверждать, что газета интересна, её материалы актуальны для большинства жителей района.

Список литературы:

1. Виноградов, С.И. Культура русской речи / С.И. Виноградов. – М.: Инфра – М, 1999.

2. Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

3. Кубанова, А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы / А.З. Кубанова // Русский язык и литература. – 2004. - №6.

4. Терентьева, Л.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий: Автореф.. на соискание учен.степени канд.филол.наук / Л.В. Терентьева. - Куйбышев, 1990.

5. Чокою, А.М. Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте: автореф. диссерт… кандидата филолог. наук / А.М. Чокою. – М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2007.

1 Чокою, А.М. Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте: автореф. диссерт… кандидата филолог. наук / А.М. Чокою. – М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2007.

2 Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

3 Кубанова, А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы / А.З. Кубанова // Русский язык и литература. – 2004. - №6.

4 Терентьева, Л.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий: Автореф.. на соискание учен.степени канд.филол.наук / Л.В. Терентьева. - Куйбышев, 1990.

5 Виноградов, С.И. Культура русской речи / С.И. Виноградов. – М.: Инфра – М, 1999.

Содержание

1.Ведение

2. Основная часть

 2.1 . Что такое заголовок.

2.2. История появления газетного  заголовка

2.3 Современные заголовки и значимость для газеты

        2.4.Виды и типы заголовков в газете « Сергиевская  трибуна»

         3.Заключение

Список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газетная вырезка с информацией об участии в конкурсе

О том как проходил конкурс "Лучший по профессии"....

Творческий проект «Вторая жизнь газетного листа»

Урок технологии во 2 классе. Предполагает расширение представления детей о возможности вторичного использования газет в повседневной жизни, совершенствование приемов работы с инструментами и материала...

По следам газетных публикаций...

КАРАЧУРИНА Е. М. учитель Кунашакской начальной школы ПО СЛЕДАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ…ИЛИ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ...

Творческий проект "Вторая жизнь газетного листа"

Методическая разработка по проектной деятельности для учащихся 2 класса...

Конспект интегрированного практического занятия «Дизайн газетной страницы в программе MS Word»

Внеурочное интегрированное занятие в 3-х классах по дополнительным образовательным программам  «Кибер-друг» и «Журналистика» по теме: «Дизайн газетной страницы в программе MS Word»....

"Газетные речевые жанры"

Урок риторики в 4 классе с использованием ИКТ. В качестве примера газетных жанров рассматриваются заметка, репортаж, хроника....

"Газетные речевые жанры" (ИКТ)

Презентация к уроку риторики в 4 классе...