Лексика газетных заголовков
творческая работа учащихся по русскому языку по теме
ЛЕКСИКА ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ.
1.Введение
Мне очень нравится журналистика, в будущем я бы хотела стать профессиональным журналистом, работать в газете. С чего начинается газета? Конечно, с заголовка. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналиста использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону.
Актуальность моего исследования в том, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты, что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет.
Целью данной работы является: рассмотреть газетные заголовки, их роль в изданиях( на примере газеты « Сергиевская трибуна»), их виды.
Для достижения намеченной цели ставились задачи:
• Дать определение заголовкам, определить их главные функции.
• Подробно рассмотреть виды заголовков, на примере материалов газеты «Сергиевская трибуна ».
Предметом данного исследования являются газетные заголовки.
Объектом исследования являются материалы газеты « Сергиевская трибуна » в период с 2011-2013года.
Методы исследования: чтение дополнительной литературы по теме, анкетирование, сравнение и анализ.
Практическая направленность: полученный мною материал можно использовать при изучении русского языка в младших и старших классах при изучение тем « Текст», « Публицистика», можно использовать материал для школьной газеты « Горизонт».
2.Основная часть
2.1 . Что такое заголовок.
В знаменитом словаре В.И.Даля о заголовках сказано, что это «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его».
В словаре С.И.Ожегова заглавие определено несколько уже как название какого – либо произведения или отдельных его частей, таких, как заглавие литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание.
Безусловно, произведенные определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия «заглавие».
Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, интересное. Не менее важно убедительно и интересно преподносить информацию.
2.2. История появления газетного заголовка
Мы уже привыкли к броским заголовкам, но как же тяжело жилось читателям газет, выходивших в России и других странах 200—250 лет назад! В то время в начале каждого сообщения в газете чаще всего указывались только географический пункт, то есть название города, откуда оно пришло, и дата его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.
Лишь в первой половине XIX века появились заголовки, и на первой странице стали помещать своеобразный указатель публикуемых материалов, нечто вроде современного раздела «Сегодня в номере», где были сгруппированы заголовки важнейших статей — сообщения об их содержании. Постепенно заголовки начали появляться и на других газетных страницах: сначала над фельетонами, литературными материалами, а затем над важнейшими статьями и сообщениями.
2.3 Современные заголовки и значимость для газеты
Открывая свежий номер газеты, мы в первую очередь обращаем свое внимание на газетные заголовки и, учитывая, что у заголовка есть лексическое значение, с помощью которого мы можем понять какой же смысл имеет статья. Выявляя тем самым актуальную информацию с опорой на заглавие статьи.
Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают
сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, интересное. Не менее важно убедительно и интересно преподносить информацию.
Как известно, газетный заголовок отличается лаконизмом. В нем заключается наиболее значимый элемент текста. Если в самой газетной статье преобладают многочисленные развернутые именные группы, то в заголовке в основном представлены простые именные словосочетания.
Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак.
К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.
2.4.Виды и типы заголовков в газете « Сергиевская трибуна»
Заголовки зависят от жанра и типа статьи.
Заголовки публикаций разных типов и жанров представлены в таблице:
Вид заголовка | Пример | Источник |
Заголовки новостных информационных заметок. | У нас в районе
Новости губернии Основные показатели социально-экономического развития Сергиевского района за 2011 год Вести с полей
Сергиевский спорт | « СТ» от 23 августа 2011г « СТ» от12 сентября 2012
« СТ» от 29 декабря 2012 « СТ» от 17 мая 2012
« СТ» от 2 сентября 2012
|
Заголовки интервью
| Не стареют душой ветераны Пасхальные встречи Уроки добра | « СТ» от 7 мая 2012
« СТ» от 21 апреля 2011 |
Заголовки для репортажей, зарисовок | Осеннее изобилие Секреты семейного дела Скоро Новый год Мини - футбол | « СТ» от 5 октября 2012
« СТ» от 27июля 2011 « СТ» от 25 декабря 2011 « СТ» от 12 мая 2012 |
Заголовки очерковых публикаций | Вечерние мягкие книги Детские вопросы
Колонка редактора | « СТ» от от 3 декабря 2012 « СТ» от 16 января 2012 Традиционная рубрика в каждом номере |
Многие газетные заголовки « Сельской трибуны»в краткой спрессованной форме отражают сущность событий, происходящих в нашем районе. Например: «Новоселье» ( статья программе «Ветхое жильё»), « Все в гости к нам» ( о проведении экологического фестиваля в районе), « Главный праздник»( о праздновании 9 мая) Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Поэтому журналисты « Сергиевской трибуны выбирают самые яркие, интересные заголовки.
Анализируя заголовки « Сергиевской трибуны», можно выделить следующие
типы заголовков, предполагающих свои смысловые схемы понимания их читателями:
1) заголовки, для понимания результирующего смысла которых не требуется обращение читателя к тексту статьи (« Новости спорта», « Новости губернии»);
2) заголовки, которые интерпретируются только после прочтения текста статьи (« Родники души», « Встреча на сельской земле»);
3) заголовки, обращения ( «Будьте внимательны», « Осторожно, гололёд»)
4) заголовки, в которых присутствуют крылатые выражения, фразеологизмы ( « Мал золотник, да дорог», « Счастливые часов не наблюдают».
Заключение.
Изучая эту тему, я узнала, что газета является одним из самых ярких средств, помогающих читателям выразить свое отношение к фактам, событиям, дать оценку как положительным, так и отрицательным явлениям, а заголовок является первым сигналом, побуждающий нас читать газету или отложить ее в сторону. Можно сделать следующие выводы:
· Газетный заголовок отличается лаконизмом.
· В нем заключается наиболее значимый элемент текста.
· Его основной целью является привлечение внимание читателя к наиболее важной и интересной части сообщения.
Проанализировав заголовки статей газеты « Сергиевская трибуна», я могу смело утверждать, что газета интересна, её материалы актуальны для большинства жителей района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексика Газетных заголовков | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Введение
Мне очень нравится журналистика, в будущем я бы хотела стать профессиональным журналистом, работать в газете. С чего начинается газета? Конечно, с заголовка. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналиста использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону.
Актуальность моего исследования в том, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты, что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет.
Целью данной работы является: рассмотреть газетные заголовки, их роль в изданиях( на примере газеты « Сергиевская трибуна»), их виды.
Для достижения намеченной цели ставились задачи:
• Дать определение заголовкам, определить их главные функции.
• Подробно рассмотреть виды заголовков, на примере материалов газеты «Сергиевская трибуна ».
Предметом данного исследования являются газетные заголовки.
Объектом исследования являются материалы газеты « Сергиевская трибуна » в период с 2011-2013года.
Методы исследования: чтение дополнительной литературы по теме, анкетирование, сравнение и анализ.
Практическая направленность: полученный мною материал можно использовать при изучении русского языка в младших и старших классах при изучение тем « Текст», « Публицистика», можно использовать материал для школьной газеты « Горизонт».
2.Основная часть
2.1 . Что такое заголовок.
В знаменитом словаре В.И.Даля о заголовках сказано, что это «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его».
В словаре С.И.Ожегова заглавие определено несколько уже как название какого – либо произведения или отдельных его частей, таких, как заглавие литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание.
Безусловно, произведенные определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия «заглавие».
Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, интересное. Не менее важно убедительно и интересно преподносить информацию.
2.2. История появления газетного заголовка
Мы уже привыкли к броским заголовкам, но как же тяжело жилось читателям газет, выходивших в России и других странах 200—250 лет назад! В то время в начале каждого сообщения в газете чаще всего указывались только географический пункт, то есть название города, откуда оно пришло, и дата его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.
Лишь в первой половине XIX века появились заголовки, и на первой странице стали помещать своеобразный указатель публикуемых материалов, нечто вроде современного раздела «Сегодня в номере», где были сгруппированы заголовки важнейших статей — сообщения об их содержании. Постепенно заголовки начали появляться и на других газетных страницах: сначала над фельетонами, литературными материалами, а затем над важнейшими статьями и сообщениями.
2.3 Современные заголовки и значимость для газеты
Открывая свежий номер газеты, мы в первую очередь обращаем свое внимание на газетные заголовки и, учитывая, что у заголовка есть лексическое значение, с помощью которого мы можем понять какой же смысл имеет статья. Выявляя тем самым актуальную информацию с опорой на заглавие статьи.
Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают
сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, интересное. Не менее важно убедительно и интересно преподносить информацию.
Как известно, газетный заголовок отличается лаконизмом. В нем заключается наиболее значимый элемент текста. Если в самой газетной статье преобладают многочисленные развернутые именные группы, то в заголовке в основном представлены простые именные словосочетания.
Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак.
К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.
2.4.Виды и типы заголовков в газете « Сергиевская трибуна»
Заголовки зависят от жанра и типа статьи.
Заголовки публикаций разных типов и жанров представлены в таблице:
Вид заголовка | Пример | Источник |
Заголовки новостных информационных заметок. | У нас в районе Новости губернии Основные показатели социально-экономического развития Сергиевского района за 2011 год Вести с полей Сергиевский спорт | « СТ» от 23 августа 2011г « СТ» от12 сентября 2012 « СТ» от 29 декабря 2012 « СТ» от 17 мая 2012 « СТ» от 2 сентября 2012 |
Заголовки интервью | Не стареют душой ветераны Пасхальные встречи Уроки добра | « СТ» от 7 мая 2012 « СТ» от 21 апреля 2011 |
Заголовки для репортажей, зарисовок | Осеннее изобилие Секреты семейного дела Скоро Новый год Мини - футбол | « СТ» от 5 октября 2012 « СТ» от 27июля 2011 « СТ» от 25 декабря 2011 « СТ» от 12 мая 2012 |
Заголовки очерковых публикаций | Вечерние мягкие книги Детские вопросы Колонка редактора | « СТ» от от 3 декабря 2012 « СТ» от 16 января 2012 Традиционная рубрика в каждом номере |
Многие газетные заголовки « Сельской трибуны»в краткой спрессованной форме отражают сущность событий, происходящих в нашем районе. Например: «Новоселье» ( статья программе «Ветхое жильё»), « Все в гости к нам» ( о проведении экологического фестиваля в районе), « Главный праздник»( о праздновании 9 мая) Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Поэтому журналисты « Сергиевской трибуны выбирают самые яркие, интересные заголовки.
Анализируя заголовки « Сергиевской трибуны», можно выделить следующие
типы заголовков, предполагающих свои смысловые схемы понимания их читателями:
1) заголовки, для понимания результирующего смысла которых не требуется обращение читателя к тексту статьи (« Новости спорта», « Новости губернии»);
2) заголовки, которые интерпретируются только после прочтения текста статьи (« Родники души», « Встреча на сельской земле»);
3) заголовки, обращения ( «Будьте внимательны», « Осторожно, гололёд»)
4) заголовки, в которых присутствуют крылатые выражения, фразеологизмы ( « Мал золотник, да дорог», « Счастливые часов не наблюдают».
Заключение.
Изучая эту тему, я узнала, что газета является одним из самых ярких средств, помогающих читателям выразить свое отношение к фактам, событиям, дать оценку как положительным, так и отрицательным явлениям, а заголовок является первым сигналом, побуждающий нас читать газету или отложить ее в сторону. Можно сделать следующие выводы:
- Газетный заголовок отличается лаконизмом.
- В нем заключается наиболее значимый элемент текста.
- Его основной целью является привлечение внимание читателя к наиболее важной и интересной части сообщения.
Проанализировав заголовки статей газеты « Сергиевская трибуна», я могу смело утверждать, что газета интересна, её материалы актуальны для большинства жителей района.
Список литературы:
1. Виноградов, С.И. Культура русской речи / С.И. Виноградов. – М.: Инфра – М, 1999.
2. Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
3. Кубанова, А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы / А.З. Кубанова // Русский язык и литература. – 2004. - №6.
4. Терентьева, Л.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий: Автореф.. на соискание учен.степени канд.филол.наук / Л.В. Терентьева. - Куйбышев, 1990.
5. Чокою, А.М. Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте: автореф. диссерт… кандидата филолог. наук / А.М. Чокою. – М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2007.
1 Чокою, А.М. Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте: автореф. диссерт… кандидата филолог. наук / А.М. Чокою. – М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2007.
2 Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
3 Кубанова, А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы / А.З. Кубанова // Русский язык и литература. – 2004. - №6.
4 Терентьева, Л.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий: Автореф.. на соискание учен.степени канд.филол.наук / Л.В. Терентьева. - Куйбышев, 1990.
5 Виноградов, С.И. Культура русской речи / С.И. Виноградов. – М.: Инфра – М, 1999.
Содержание
1.Ведение
2. Основная часть
2.1 . Что такое заголовок.
2.2. История появления газетного заголовка
2.3 Современные заголовки и значимость для газеты
2.4.Виды и типы заголовков в газете « Сергиевская трибуна»
3.Заключение
Список литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газетная вырезка с информацией об участии в конкурсе
О том как проходил конкурс "Лучший по профессии"....
Творческий проект «Вторая жизнь газетного листа»
Урок технологии во 2 классе. Предполагает расширение представления детей о возможности вторичного использования газет в повседневной жизни, совершенствование приемов работы с инструментами и материала...
По следам газетных публикаций...
КАРАЧУРИНА Е. М. учитель Кунашакской начальной школы ПО СЛЕДАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ…ИЛИ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ...
Творческий проект "Вторая жизнь газетного листа"
Методическая разработка по проектной деятельности для учащихся 2 класса...
Конспект интегрированного практического занятия «Дизайн газетной страницы в программе MS Word»
Внеурочное интегрированное занятие в 3-х классах по дополнительным образовательным программам «Кибер-друг» и «Журналистика» по теме: «Дизайн газетной страницы в программе MS Word»....
"Газетные речевые жанры"
Урок риторики в 4 классе с использованием ИКТ. В качестве примера газетных жанров рассматриваются заметка, репортаж, хроника....
"Газетные речевые жанры" (ИКТ)
Презентация к уроку риторики в 4 классе...