Индивидуальный образовательный маршрут ученика
материал по теме

Гришина Елена Адольфовна

по новым требованиям современного образования с нас учителей требуют индивидуальные образовательные маршруты.нашла образец.Буду рада ,если кому-нибудь в работе пригодится

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

ученика

Пояснительная записка

  1. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации  могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки.

        Цель ИОМ: Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

        Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

  1. Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в малокомплектной школе стандартным способом — делением классов на профили.
  2. Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
  3. Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  1. особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  2. профессионализмом педагогического коллектива;
  3. возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  4. возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).

2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).

3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).

4. Оформление маршрутного листа.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

  1. осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  2. осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  3. активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  4. организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  1. предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  2. учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
  3. особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;
  4. возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:

 

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения (Приложение 1)

В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем  и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем.  Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса занятий.

На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ. (Приложение 2)

  1. Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО ____________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МБОУ СОШ №5

на _______/_______ учебный год

Тема направления  занятий

ФИО учите-ля

   Кол-во

часов

Результаты

Подпись преподавателей





















Итого

Кл. рук-ль                    ______________/___________ /

Ученик (ца)                ________________/____________/

Родитель                 _________________/___________/

Приложение 2

Индивидуальная образовательная программа

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

  1. целевое назначение,
  2. исходный уровень знаний учащегося,
  3. продолжительность обучения,
  4. ожидаемый результат,
  5. учебные программы,
  6. формы аттестации достижений учащегося .

  1. Используемая литература

  1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына.  А.П. - СПб, 1997.
  2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
  4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
  5. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.

ВЫБОР КУРСА

Осмысление дальнейшего пути получения образования

(кем быть?,

каким быть?)

Совершенствование в выбранной сфере деятельности

(например в выбранном предмете)

Повышение функциональной грамотности по предмету

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

Обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата.

Обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей в выборе направления деятельности

Наличие индивидуальной составляющей целевого, содержательного и технологического компонентов

Ориентация на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей       учащегося

Возможность адаптации программы к меняющимся запросам и условиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-образовательный маршрут ученика начальной школы

Через индивидуальные образовательные маршруты раскрывются особенности, интересы, потребности ребёнка в достижении образовательных результатов.Дан примерный образовательный маршрут....

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Индивидуальный образовательный маршрут по ликвидации пробелов в знаниях (на примере тем по русскому языку 3 класс)...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика 2 класса

Зачем составлять огромные программы для одного ученика с ОВЗ, если у него сохранный интеллект, но есть проблемы с отдельным предметом. В данном материале  делюсь опытом, как я организовала работу...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика 4 класса

Аннотация к индивидуальный образовательному маршруту. Гибадатова Ф.Т., учитель начальных классов МБОУ «СШ №43» Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство форми...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика 1 класса (ОВЗ)

Индивидуальный образовательный маршрут адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы....

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Индивидуальный образовательный маршрут ученика, исследовательский маршрут, маршрут ребенка, испытывающего трудности в обучении...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы

Образец Индивидуального образовательного маршрута ученика начальной школы.  Данный ИОМ составлен для обучающегося 4 класса имеющего высокий уровень мотивации к обучению, но на фоне низкого у...