Доклад "Развитие общеучебных навыков в условиях модернизации общего образования"
материал по теме

Савостина Ольга Владимировна

Здесь вы найдёте полное описание общеучебных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Мичуринска Тамбовской области

Доклад «Развитие общеучебных навыков в условиях модернизации общего образования»

   

Учитель начальных классов Клочкова О. В.

                                      Мичуринск 2012 г.

 Модернизация общего образования привела к новой модели начальной школы, к переходу от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к развитию личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Главной задачей учителя  начальной школы стала задача научить учеников учиться, а не давать готовые знания.

Отсюда такое большое внимание  к развитию  общеучебных умений. 

В Стандартах нового поколения  выделены 5 основных групп общеучебных умений.

1.Учебно-организационные умения.

Работа над организационными умениями начинается с первых дней в школе. Это прежде всего организация рабочего места: удобное расположение письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места.

Особенно много предметов находится на парте на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. С первых дней выясняем, почему  одни предметы всегда должны лежать  справа,  другие  - слева,  а третьи  – перед собой. Чтобы убедиться в целесообразности такого расположения учебных принадлежностей, меняем предметы местами и пробуем работать. Дети сами убеждаются в целесообразности порядка на рабочем месте.

2. Учебно- деятельностные умения.

Учебная деятельность – это основа для формирования умения учиться. Это положение определяет группу учебно-деятельностных  умений как центральный элемент в системе общеучебных умений.

Основа любой деятельности – мотив. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес.  Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.  Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал. Так, в процессе дидактических игр (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу») учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание.

На уроках окружающего мира я стараюсь использовать нестандартные формы, приёмы, повышающие интерес к предмету, воспитывающие любовь к природе, желание беречь и охранять её. Чтобы уроки носили познавательный характер, провожу практические работы. Например, по теме “Растения” дети работают с гербариями разных растений. Часто на уроках использую сказки, загадки, рассказы, материалы детской литературы, энциклопедии. Изо дня в день кропотливо ненавязчиво учу детей подмечать интересное вокруг, уметь любоваться красотой природы.

Важным этапом процесса  организации учебной деятельности  является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. 

Начальное звено обучения – период, когда активно развивается такое свойство личности, как самостоятельность. И одним из средств ее воспитания является самостоятельная работа, которую можно использовать, преследуя различные цели. На уроках идет активная работа с памятками и алгоритмами, применение которых дисциплинирует мысль, учит последовательности в работе, а механизм, усвоенный в начальной школе, пригодится и в последующем обучении.

3.Учебно-интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало.

Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных на формирование учебно – интеллектуальных умений.

 Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный.

Учитель сообщает, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставится вопрос перед классом:

«Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол». 

Далее они доказывают своё мнение и приходят к выводу, который и является ответом на вопрос.

4.Учебно-информационные общеучебные умения  обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Работу ведём в двух направлениях:

1.Максимально полное  использование материалов учебника.

2.Использование дополнительной литературы.

С целью развития этой группы общеучебных умений используем  проектное обучение. Оно создает положительную мотивацию для самообразования.  Требует от учащихся не только обращения к различным источникам информации, но и выполнение практических работ, экспериментов, моделирования, составления рассказов на заданную тему.

5 .Учебно- коммуникативные умения помогают школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

Хорошо развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать.

В связи с этим большое внимание уделяем слушанию и включению в разговор третьего лица с объяснением чего–либо своему сверстнику, с дополнениями, с высказыванием своей точки зрения. Диалог должен происходить  не только между учителем и учеником, но и между учащимися. Этому способствует работа в парах, а также работа по исправлению ошибок и недочётов, допущенных учащимися на доске. Учим не исправлять сразу ошибку, а выступать в роли «помогаев». В 1 классе сама помогаю найти ошибку, последовательно задавая вопросы и привлекая других учащихся.

Такая работа учит детей культуре диалога, развивает речь, орфографическую зоркость, создаёт благоприятную обстановку сотрудничества на уроке. 

Приобретённые учащимися необходимые знания, умения и навыки дают определённые гарантии в том, что дети овладеют на должном уровне общеучебными умениями, что позволит в дальнейшем сформировать ключевые компетенции и вырастить в стенах школы компетентную личность, способную к самореализации и творчеству во взрослой жизни.

Главную цель своей работы хочу выразить словами Г.С. Альтшуллера “Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.

Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....

«Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»

Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в...

Организация деятельностного и личностно-ориентированного обучения в условиях модернизации начального образования

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономи...

"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"

Статья"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное  условие модернизации российского образования"Концепция  мод...

«Повышение профессионального статуса учителя в условиях модернизации общего образования»

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что «школа является критически важным элементом» в процессе модернизации и инновационного развития – единственного п...

Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования

Воронцов А. Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования (методические рекомендации)....