«Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»
методическая разработка на тему
Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.
В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy2.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа
На тему: «Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ИБ-2: 29.10.2012-2.11.2012 «Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Выполнила: Алленова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов,
ГБСКОУ школа – интернат «Преодоление»
г.Самары
Самара, 2012г.
Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.
В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в обучении.
Причины школьных трудностей детей связаны:
-с ухудшением состояния здоровья родителей и детей;
-неблагоприятной экологией;
-наркоманией;
-алкоголизмом;
-неблагоприятной наследственностью;
-ускорением ритма жизни.
Важнейшее направление работы в общеобразовательной школе рассматривается организация коррекционно-развивающей работы с целью помощи таким детям.
В качестве условий преодоления школьных трудностей учащихся рассматриваются:
-дифференциация и индивидуализация обучения,
-применение методов стимулирования,
-организация групповой работы,
-личностно-ориентированный подход.
Основными задачами системы коррекционно-развивающего обучения является:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
-повышенного уровня умственного развития учащихся;
-нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
-охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
-социально-трудовая адаптация.
Особое внимание уделено организации и методам работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения , а также психолог-педагогическому диагностированию результатов проведенной коррекционно-развивающей работы, создание безбарьерной образовательной среды, социализация в современном обществе.
В системе КРО предопределяется и взаимодействуют диагностико – консультативное,коррекционно – развивающе,социально – трудовое направления деятельности, в осуществлении которых большую роль играют школьный психолог, социальный педагог, дефектолог, медицинский работник и другие специалисты,работающие с данной категорией детей. Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению,коррекции недостатков развитии, лечебно-профилактическая работа должны обеспечитиь выполнение детьми федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям учащихся общеобразовательной школы.
Организации и функционировании классов КРО определяется положением о классах коррекционно-развивающего обучения. Основными задачами системы коррекционно-развивающего обучения являются:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня умственного развития учащихся;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития
- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
-социально трудовая адаптация.
Немаловажным фактом является то, что по окончанию обучения в 9 классе КРО выпускники получают документ установленного образца и могут продолжить обучение в 10 – 11 классах.
В качестве основных задач системы коррекционно-развивающего обучения рассматриваются:охрана и укрепление средствами организованных влияний физического и нервно психического здоровья детей группы риска; коррекция отклонений,имеющихся в их развитии, компенсация недостатков дошкольного развития.семейного воспитания,активизация личностного потенциала как главной опоры в коррекционной работе;обеспечение полноценного образования в соответствии с государственными стандартами и в нормативные сроки.
В качестве основных задач системы коррекционно – развивающего обучения рассматриваются: охрана и укрепление средствами организованных влияний физического и нервно психического здоровья детей группы риска; коррекция отклонений, имеющихся в их развитии, компенсация недостатков дошкольного развития, семейного воспитания, активизация личностного потенциала как главной опоры в коррекционной работе; обеспечение полноценного образования в соответствии с государственными стандартами и в нормативные сроки.
Общеобразовательная программа в классах КРО дополняется программой коррекционно-развивающей работы, которая предусматривает:
-целенаправленнное развитие социально-нравственных качеств детей,необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях;
-формирование содержательной учебной мотивации последовательное замещение формальных мотивов учения,характерныхдля детей группы риска на начальном этапе обучения интересами познавательными;
-развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность;
-обогащение кругозора и развитие речи до уровня. Позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал;
-развитие личностных компонентов познавательной деятельности(познавательной активности, самостоятельности,преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности);
-формирование необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие учебных умений-общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных.
В зависимости от степени и характера отклонений в развитии учащихся группы риска коррекционно-развивающего работа проводится в следующих формах: классы коррекционно-развивающего обучения; коррекционно-развивающие группы, ориентированные на восполнение дефицитов в развитии и академической подготовке школьников; индивидуальные коррекционные занятия. Последние две формы организации коррекционно-развивающего обучения могут иметь место как в рамках урочной,так и внеурочной деятельности, что определяет характер изменений,вносимых в учебный план и школьный режим. Принципиальным в организации классов КРО является меняющийся состав класса. Дети, которые в процессе работы преодолевают отставание в развитии и приобретают необходимые качества учебной деятельности (самостоятельность,произвольность,темп), переводятся в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие, нуждающиеся в педагогической помощи дети. Прохождение одинаковой государственной программы делает переход в обоих случаях безболезненным.
Наряду с классной формой занятий учебным планом предусматривается групповая и индивидуальная формы коррекционно-развивающей работы. Групповые или индивидуальные занятия проводятся вне уроков специалистами по коррекции отдельных недостатков детского развития (логопедические группы,психокоррекционные группы, ЛФК и т.д.). Перечисленные формы коррекционно-развивающей работы носят временный характер (до достижения необходимого уровня развития) и являются дополнением к обучению в классе.
Принципиально важным в методике коррекционно-развивающего обучения является постоянно проводимая диагностика уровня зоны актуального и ближайшего развития ребенка, построение в связи с этим индивидуальной помощи и индивидуальное оценивание качества проделанного учебного пути. Активное,заинтересованное,комфортное состояние ребенка в процессе учебных занятий поддерживается в том случае, если трудности возникающие в процессе деятельности,оказываются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнута. Качественная диагностика результатов обучения,как необходимое условие обратной связи,фиксируется в разработанных для классов КРО педагогических картах учащихся,дневниках учителя,журналах качественного учета успеваемости и успешности.
Диагностико-коррекционный характер педагогической работы в компенсирующих классах задает и подход к определению участников педагогического процесса. Кроме учителя, владеющего знаниями в области диагностики и педагогической коррекции,обязательными участниками коррекционно-развивающей работы с детьми этих классов являются психологи,социальные психологи и социальные педагоги,медики и другие специалисты.
Особенностью классов коррекционно-развивающего обучения является необходимость осуществления тесной связи с социальной средой, в которой развиваются учащиеся. Основными линиями взаимодействия являются: активное влияние школы на социум,предусматривающее профилактику социальной и школьной дезадаптации; общность психологического климата школы; общность воспитывающей коррекционно-развивающей среды; открытость перехода детей из класса и в класс компенсирующего обучения. Мы считаем, что наиболее значимым в этом взаимодействии является психологический климат школы,характер общественного мнения о роли классов компенсирующего обучения и выравнивания, поскольку осознание необходимости организации в школе специальных форм психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении,понимание и принятие педагогами и родителей целей, задач, принципов специальных классов способствует установлению доверительных отношений, а следовательно и эффективности работы с учащимися данных классов.
Компонентом безбарьерной образовательной среды будет изменение (расширение) создание дисциплин,так изучая предмет «Окружающий мир» социально – ориентированной будет урок по теме «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Предлагаю виды упражнений,которые помогут педагогу формировать у детей познавательные компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе на примере учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс,часть2, М., «Просвещение», 2011.
Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения,анализа, синтеза, обобщениями, классификации по родовидовыми признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Общеучебного характера
2. Перечислите известыне вам названия лесных и луговых цветов.
3. Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?
4. Обсудите в парах в чем взаимосвязь цветов и бабочек?
5. Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так: «Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик….»
Логического характера
6. Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?
7. Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком. Что общего у них? Чем различаются?
8. Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?
9. Обсудите в парах в чем взаимосвязь цветов и бабочек?
10. Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
11. Что произойдет, если…исчезнут все цветы?
На сферу применения
6. Вылепи из пластилина цветок и бабочку.
Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,схем решения учебных и практических задач.
4. Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек
5. Реши кроссворд.
6. Расскажи по схеме о бабочке
-Название бабочки
-Окрас
-Места обитания.
-Чем питается?
-Какие растения предпочитает?
Урок литературного чтения: «Курочка Ряба»
Общеучебный характер
- Воспринимать на слух художественное произведение.
- Читать известную сказку.
- Анализировать представленный в учебнике картинный план.
Логический характер
- Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
- Рассказать сказку на основе картинного плана.
- Отвечать на вопросы.
- Назвать героев сказки.
- Пересказывать сказку на основе картинного плана и по памяти.
На сферу применения
- Инсценировать сказку.
- Отгадывание загадки.
- Проверять чтение друг друга.
- Оценивать свои достижения.
Образование в начальной школе является базой,фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос,что и ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных,коммуникативных, познавательных,регулятивных сферах,обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Литература
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева. Н.В. Ялпаева; под ред.В.А.Сластенина.-3-е изд., перераб.-М.:Изд.центр «Академия»,2004.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании:Учеб. Пособие для студ. Высш.пед. учеб.заведений/Г.Ф.Кумарина.М.ЭВайнер, Ю.Н.Вьюнкова и др.;Под ред. Г.Ф.Кумариной.-М.:Изд.центр «Академия»,2001.
- Шевченко С.Г.Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты6Метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.-м.:ВЛАДОС,1999.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Издательство:Просвещение,2011.
- Учебно- методический комплекс «Школа России». Издательство: Просвещение,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...
Портфолио учителя начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тыгдинской средней общеобразовательной школы Магдагачинского района Камышанской Елены Михайловны
Раздел 1. Общие сведения об учителе1.1. Резюме1.2. Информация о повышении квалификации и профессиональной подготовке1.3. Копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации и п...
Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "
Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...
«Профессионально-педагогическая деятельность учителя начальных классов в современных условиях»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к педагогической деятельности учителя. Способ моделирования широко признан как акт...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....