Самореализация учащихся на уроках чтения
статья на тему

Федотова Елена Владимировна

Статья "Самореализация учащихся на уроках чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.25 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»

Выступление на кафедре

начального образования

(из опыта работы)

Самореализация учащихся

 на уроках чтения

                                                                                 Подготовила: Федотова Е.  В.

Саранск

Чтобы навык чтения был правильным, полноценным, учитель должен учитывать следующие психолого-физиологические и гигиенические условия его формирования.

1.  Физические данные каждого ученика (зрение, слух, речевой аппарат, ростовые показатели).

2.  Освещенность класса. Ее несоответствие нормам нарушает зрительное восприятие.

3.  Психологический фактор. Чтобы методически правильно построить работу на уроке, учитель должен учитывать возрастные, индивидуальные и типологические особенности каждого. Эти знания помогают учителю применять индивидуально-дифференцированный  подход в обучении.

4. Эмоциональную обстановку на уроках чтения. Если учитель с радостью воспринимает достижения ученика, по – доброму, терпимо относится к их, то атмосфера

на уроках всегда спокойная, доброжелательная. Школьники не боятся неправильно прочитать, неверно ответить на вопрос.

Учитель способствует самореализации учащихся на уроках чтения и положительно влияет на конечный результат, т.е. на сформированность навыка чтения и использование игровых методов обучения.

Важнейшей задачей уроков чтения является совершенствование навыка выразительного и беглового чтения. Выразительной чтение - интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении.  Оно эмоционально воздействует на слушателей и передает правильное отношение к изображаемым в произведении фактам, событиям и людям, их мыслям и чувствам.

Формирование навыка выразительного чтения у школьников требует специальной работы учителя. По справедливому утверждению ученых- методистов  М.Р. Львова, В.Г Горецкого, Н. П. Каноныкина и Н.А. Щербаковой, «...учить выразительно читать – это значит учить глубже понимать читаемый текст. Сознательность и выразительность - качества чтения, связанные между собой. Если выразительное чтение помогает осознанию читаемого, то полная выразительность определяется глубиной понимания текста».

В выразительном чтении должны активно проявляться мысли, отношение учащихся к тому, о чем они читают.  Читая текст вслух, ученик должен четко и правильно передать мысли автора, выражать свое отношение к фактам, событиям, действующим лицам.

Следовательно, основными дидактическими условиями в работе по выразительному чтению являются:

1.  Ясное понимание учащимися содержания текста.

2.   Наличие определенного отношения ученика к тому,  о чем он читает.

3.   Чтение произведения с намерением воздействовать  на слушающих.

На уроках чтения школьники вместе с учителем учатся находить нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения.  Для этого они определяют  тему, т.е. о ком или о чем говорится в тексте, выделяют опорные слова, которые способствуют выразительному чтению.

Покажем это на примере изучения стихотворения С. В. Михалкова «Мой щенок».

Анализируя стихотворение, школьники совместно с учителем и самостоятельно учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса,  выделение главных, «нужных слов», паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.

Все названные компоненты выразительного чтения, особенно чтения наизусть, помогают учащимся самореализоваться на уроках, представить себя на конкурсе чтецов или актерами.

Работа над стихотворением  «Мой  щенок»   ведется  по строчкам   произведения. (После предварительного знакомства со стихотворением.)

Учитель (У.). Как нужно читать первые строчки стихотворения?

Я сегодня сбилась с ног —

У меня пропал щенок.

Два часа его звала.

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла.

Дети (Д.)- С чувством любви и тревоги.

У. Как следует читать строчки, где рассказывается о том, что делал щенок утром? (С седьмой по двадцать вторую.)

Д. Спокойно, с удивлением.

У. Какие чувства нужно показать, читая строчки с двадцать третьей по двадцать восьмую?

Может, он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим.

Заблудился.

Ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем?

Д. Грусть, тревогу, беспокойство, жалость.

У. Как прочитать последние строчки стихотворения?

Д. Сначала с чувством жалости и любви, а самые последние — с гордостью.

Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу.

Далее школьники находят в тексте отрывки к иллюстрациям стихотворения и выразительно читают их.

На уроках чтения во II классе целесообразно использовать упражнения по технике речи, способствующие формированию четкой дикции,  интонационной  выразительности речи, что помогает каждому ученику реализовываться в силу своих способностей.

1.  Для развития речевого аппарата — «Фонетическую зарядку».

Ученики произносят различные звукоподражания с разной силой голоса, меняя темп речи.

Например. «Путаница» К.И. Чуковского.

У. Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Д. «Га-га-га!»

У. Птицы зачирикали:

Д. «Чик-чирик!»

У. Кошки замурлыкали:

 Д. «Мур-мур-мур!»

У. Представьте, что мы заблудились в лесу. Нам страшно. Мы кричим.

Д. «Ay! Ay! Ay!».

2.  Для формирования четкой дикции учащиеся сначала читают буквы, затем  слоги, карточки с которыми вразброс прикреплены на доске. Потом самостоятельно составляют слова и объясняют лексическое значение каждого из них.

3.   Используется чтение скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе.

4.  Работа с чистоговорками способствует развитию творческих способностей учащихся.

По образцу ученики самостоятельно придумывают свои чистоговорки, порой очень веселые.

Например: Лы-лы-лы- любим мы с тобой каникулы.

Об-об-об — провалились мы в сугроб.

Ех-ех-ех - любим мы веселый смех.

5. Игра «Произнесите правильно». Задание: Произнесите стихотворение без ошибок. (Стихотворение пишется на доске.)

В поле Поля-Полюшка

Полет поле - полюшко.

Сорняков не будет в ноле.

 Если полет поле Поля.

6. Для отработки интонационной выразительности речи учащиеся читают разные по эмоциональной окраске предложения, стараясь голосом передать восторг, удивление, сожаление, радость, грусть т.д.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Эти строки читаются с сильным чувством.

Чудная  картина.

Как ты мне родна!

Эти строки — спокойно, с любовью.

Улетели сегодня стрижи...

А куда улетели, скажи?

Школьники читают с чувством сожаления, с вопросительной интонацией в голосе.

Для формирования умения правильно интонировать можно петь небольшие детские песенки. Каждая из них имеет свою мелодию (веселую, грустную), что позволяет выражать свое отношение к содержанию текста.

Например, песня «Весенняя» (муз. Тимичковой).

Солнышко лучистое

Улыбнулось весело,

Потому что мамочке

         Мы запели песенку.

Песенку такую: «Ля-ля-ля!»

Песенку простую: «Ля-ля-ля!»

7. Для того чтобы школьники научились выделять главные «нужные» слова, можно использовать скороговорки, пословицы, поговорки и прочие афористические изречения.

Проворонила ворона вороненка.

Книга — лучший друг.

Задание: Прочитайте так, чтобы логическое ударение было на первом слове, затем на втором и третьем. Какой вариант прочтения вы считаете правильным?

8.  Для совершенствования темпа чтения проводится упражнение «Гонка за лидером».

Сначала ученики читают текст с учителем, т.е. формируется беглость и способ чтения (чтение целыми словами). Затем на роль учителя приглашается хорошо читающий ученик, и ученики читают вместе с ним. Так в течение всего учебного года все ученики выступают в роли учителя. Это упражнение одновременно стимулирует учащихся, ведь они в роли учителя и должны хорошо читать.

9.   Для формирования беглого чтения используется упражнение «Чтение навстречу».

Задание: Прочитайте предложение: сначала первое и последнее слово, затем второе и предпоследнее и т.д.

10.  С целью развития творческих способностей учащихся, обучения составлению небольших рассказов, стихов, сказок применяется иллюстративный материал, сюжетные и предметные картинки.

11.  Используется прослушивание грамзаписей, аудиокассет с литературным материалом. Профессиональное актерское чтение очень нравится ученикам, оно является для них образцом для подражания.

Так, например, чтение стихотворения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» в исполнении актрисы «Театра Рекламы» Ольги Лифенцевой ученики слушают с установкой: «Какие средства выразительности использует актриса при чтении?».  Обычно они могут назвать следующие средства выразительности: соблюдение пауз, сила голоса (понижение или повышение), выделение голосом главных, нужных слов, логическое ударение, темп.

12.  Для отработки мимики, подготовки речевого аппарата можно использовать схематические рисунки «Маски».

У. Посмотрите на эти маски. (На доске четыре рисунка лиц. Первое из них выражает восторг, удивление. Второе — печаль, грусть, плач. Третье — радость, счастье, хорошее настроение. Четвертое - покой, серьезность.) Скажите, что они выражают? Изобразите и вы эти чувства.

13. Для снятия мышечного напряжения проводятся физкультминутки с речевым материалом, игры.

«Живые загадки». Ученики заранее продумывают, какого животного они будут показывать. Остальные отгадывают, а затем воспроизводят движения и, если можно, звукоподражания.

«Зеркало». Ученики копируют друг друга — движения тела, мимику, жесты.

На уроках чтения можно рассказать ребятам о театре, актерах, съемках фильма и предложить задание - показать актерские пробы, чтобы режиссер утвердил на роль.  Ученики с удовольствием делятся на группы и участвуют в «пробах» (это чтение по ролям, инсценировки небольших произведений, например, «Терем – теремок» С. Я. Маршака). 

Можно предложить школьникам «выступить по радио». Для этого  организуется игра «Театральный час». Участники разбиваются на группы - актерские составы. Сначала читает текст первый состав, остальные закрыв глаза и положив голову на парту, слушают. Затем читает второй состав. После этого происходит анализ услышанного и выбирается «Лучший актерский состав». Часто на уроках (особенно при изучении тем «Устное народное творчество»,  «Писатели — детям») используется фильмоскоп, школьники совершают «поход» в кинотеатр и с увлечением озвучивают героев диафильмов. Эта работа развивает в школьниках творческие способности, воображение, фантазию.

Выполнение психолого–физиологических и дидактических условий обучения чтению, а также описанные методические приемы положительно влияют на формирование навыка чтения и на самореализацию учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для самореализации ребенка на уроках чтения

Решение одной из главных проблем начальной школы - чтения...

Проект "Литературное развитие учащихся на уроках чтения"

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы о...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...

Как я развиваю творческие способности учащихся на уроках чтения.

Уроки литературного чтения – это прежде всего работа с литературным текстом, поэтому  я строю работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о...

Как я развиваю творческие способности учащихся на уроках чтения.

Уроки литературного чтения – это прежде всего работа с литературным текстом, поэтому  я строю работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о...