Как я развиваю творческие способности учащихся на уроках чтения.
статья по чтению на тему
Уроки литературного чтения – это прежде всего работа с литературным текстом, поэтому я строю работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о которых идет речь в тексте: ребенок всегда еще один герой рассматриваемого текста, находящегося в ситуации сравнения себя, своих друзей, своих привязанностей и вкусов, своих психологических особенностей и переживаний с теми реализациями, которые он обнаруживает в тексте. Умение анализировать литературное произведение - умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа.Уроки литературного чтения – это прежде всего работа с литературным текстом, поэтому строю работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о которых идет речь в тексте: ребенок всегда еще один герой рассматриваемого текста, находящегося в ситуации сравнения себя, своих друзей, своих привязанностей и вкусов, своих психологических особенностей и переживаний с теми реализациями, которые он обнаруживает в тексте. Умение анализировать литературное произведение - умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ya_razvivayu_tvorcheskie_sposobnosti_uchashchihsya_na_urokah_chteniya.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Как я развиваю творческие способности учащихся на уроках чтения.
Уроки литературного чтения – это прежде всего работа с литературным текстом, поэтому строю работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о которых идет речь в тексте: ребенок всегда еще один герой рассматриваемого текста, находящегося в ситуации сравнения себя, своих друзей, своих привязанностей и вкусов, своих психологических особенностей и переживаний с теми реализациями, которые он обнаруживает в тексте. Умение анализировать литературное произведение - умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа.
Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.
Прием «Чтение с остановками»
Чтение текста с остановками осуществляется по частям. Каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения.
Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества, как для создания нового. К тому же это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков.
Для творческого пересказа подходят все литературные жанры. Идея творческого пересказа заключается в создании нового, на основе оригинального, произведения. Использую следующие виды работ:
измени какое-либо событие, изложенное в прочитанном;
расскажи историю от лица одного из героев;
продолжи рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше или, наоборот, в прошлом;
составь рассказ из нескольких текстов на заданную тему;
перескажи текст и продолжи его, добавив новые факты, события из жизни героев;
измени лицо, время глаголов при передаче содержания текста;
составь рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта;
составь или продолжи рассказ по картинкам, иллюстрирующим прочитанное.;
составь рассказ по личным наблюдениям картин, природы, близких прочитанному.
Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса использую такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать ребятам мир своих чувств и учит их «метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувства слова» - основы литературы как вида искусства. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств.
В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра в слово, игра словами. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.
В работе с детьми я использую прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.
Большое количество заданий адресуется к фантазии ребенка, стимулируя его к разным видам деятельности по поводу текста: дополнить, изменить, предположить, придумать, нарисовать, разыграть по ролям и т.д. Такие задания нацелены на то, чтобы воспитывать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.
«Выдвини свою версию (можно сказочную):
-Почему у слона хобот?
-Откуда у кенгуру сумка?
-Почему не летает пингвин?»,
«Придумай легенду о происхождении анютиных глазок, фиалки, незабудки».
На уроках литературного чтения нужно использовать чистоговорки и скороговорки. После проведенной работы над ними, необходимо давать творческие задания:
-Прочитай эту скороговорку с повествовательной, вопросительной интонацией делая логическое ударение на другое слово;
-Вырази мимикой, жестами, голосом восхищение, удивление, иронию, насмешку, грусть, обиду.
-Придумай различные жизненные ситуации, когда можно сказать эту фразу по – разному.
Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, -интерпретация сказки.
Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.
Вот примеры некоторых заданий.
- Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
- Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
- «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
- «Сказка –Наоборот». Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
- Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
- Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой.
На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации.
Пауза в чтении. Обращение к классу:
- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
- «Салат из сказок». Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
- Перестановка персонажей внутри одной сказки.
- Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
- Перестановка персонажей.
- Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.
Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:
- анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
- чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
- чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;
- постановка «живых картин» к произведению;
- составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;
- драматические импровизации;
- развернутые драматические представления.
В своей работе я использую нетрадиционные формы уроков, которые помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка,урок-утренник, уроки творчества, путешествие по литературной стране, урок КВН, урок-игра, читательские конференции, урок - диалог и т.д. Использование нестандартных уроков вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Нестандартные уроки активизируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых он и не подозревал.
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все, кто окружает ребенка. В своей работе придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их.
Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Важно научить ребёнка не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.
При разработке методики формирования творческих способностей учащихся учителю важно учитывать:
- общий уровень развития ученического коллектива;
- возрастные особенности формирования креативной сферы;
- личностные особенности учащихся;
- специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
- положительные мотивы учения;
- интерес учащихся;
- творческая активность;
- положительный микроклимат в коллективе;
- сильные эмоции;
- предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
- креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
- опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
- актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
- индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
- системность обучения;
- творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя:
- пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературному чтению;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- развитие креативного мышления;
- развитие творческой самостоятельности учеников;
- воспитание творческой личности.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.
В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Многие из учащихся, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»
Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...
Творческий отчет по самообразрванию на тему: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения"
Творческий отчет...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....
Как я развиваю творческие способности учащихся на уроках чтения.
Уроки литературного чтения – это прежде всего работа с литературным текстом, поэтому я строю работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о...
- Мне нравится (1)