Лекция на тему "Задачи и перспективы Московского образования с детьми с ОВЗ"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Лекция на тему:
"Задачи и перспективы московского образования
для детей с ограниченными возможностями развития"
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с ограниченными возможностями здоровья, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. Интеграция лиц с нарушениями развития в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых по праву признается дефектологами как высшая ступень социально-трудовой и профессиональной адаптации. Еще в 20-е годы XX в. ведущие ученые, в числе которых были Л. С. Выготский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и другие, выдвинули концепцию комплексного развития ребенка в конкретных средовых социальных условиях.
В основе любой образовательной системы должен находиться ребенок со всеми его проблемами, а образовательная система (как бы она ни называлась) призвана адаптироваться к нему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 года:
"Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья".
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Всем известно, что в Москве уже существуют интегративные группы и классы в общеобразовательных учреждениях. И дети нашего нашего Центра тоже продолжают обучение в массовой школе.
Но проблема состоит в том, что в стенах нашего учреждения с ними проводится только коррекционно-развивающая работа, а адаптироваться детям и их семьям к условиям общеобразовательного учреждния приходится самостоятельно.
Педагоги нашего Центра предлагают для наилучшей интеграции детей с овз в общеобразовательные учреждния, начинать адаптаптацию уже в стенах коррекционного учреждения, начиная с дошкольного звена. Работа по адаптации к условиям массовой школы в нашем учреждении уже проводится.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
Основной целью работы по адаптации является щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми. В основу ставится социально- эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.
Деятельность специалистов и педагогов центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции должна включать в себя следующие направления:
психолого-медико-педагогическое обследование
Работа по выявлению групп детей, способных продолжать дальнейшее обучение:
в общеобразовательных школах ;
общеобразовательных школах с интегративными классами;
специальных (коррекционных) школах.
тесный контакт между педагогами центров и общеобразовательных учреждений
составление рекомендаций для ОУ по работе с этими детьми;
консультации педагогов по адаптации учебных программ;
проведение обучающих семинаров для преподавателей, направленных на совершенствование их профессионального мастерства и принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям;
оказание помощи в создании благоприятной среды в школе в целом.
работа с родителями
проведение консультаций и тренингов для родителей;
составление рекомендаций родителям учеников по выбору ОУ для получения дальнейшего образования.
Предлагаются следующие этапы адаптации с включением в ОУ:
Этап 1. Ориентировочный.
Установление эмоционального контакта со сверстниками и взрослыми.
Ребенок наблюдает за обстановкой, смотрит, что делают дети, слушает педагога.
Этап 2. Организационный. Включение в деятельность, психолого-педагогическая диагностика.
Ребенок участвует в занятиях и игровой деятельности.
Этап 3. Основной. Индивидуальный образовательный маршрут.
После того, как прошел период адаптации ребенка к новым социальным условиям, специалисты Центра и образовательного учреждения разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий постепенное включение ребенка в коллектив сверстников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Итогом этой работы по адаптации станет успешная интеграция детей с овз в ОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и перспективы московского образования
Материал представляет собой актовую лекцию на конкурсе "Самый классный классный 2012", в котором я принимала участие и стала финалистом....
Специфика работы начальной ступени образования с детьми с ОВЗ
Специфика работы начальной ступени образования с детьми с ОВЗ...
Перспективы развития образования: возможности и риски
Перспективы развития образования: возможности и риски...
Окружающий мир 3 кл. УМК "Перспектива" "Московский Кремль"
Цели деятельности учителя: ознакомление с достопримечательностями Московского Кремля. Планируемые результатыПредметные: знать об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных ...
Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)
Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)...
Лекция на тему: Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ через формирование читательской грамотности.
В представленных материалах четко прослеживается опыт коррекционно - воспитательной работы с детьми с ОВ, через формирование читательской грамотности....
Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Московский Кремль"
Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Московский Кремль".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о ...