Лекция на тему: Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ через формирование читательской грамотности.
презентация к уроку
В представленных материалах четко прослеживается опыт коррекционно - воспитательной работы с детьми с ОВ, через формирование читательской грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ через формирование читательской грамотности
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из них, интерпретировать, использовать ее при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Выполнение задач развития читательской грамотности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет свою специфику. Она связана с особенностями их познавательной сферы, они представлены на экране.
Однако, все вышесказанное не означает, что дети с ОВЗ не способны формировать читательскую грамотность.
Воспитание ребенка через интерес к чтению- является уникальным средством, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети попадают в школу с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими.
Поэтому развитие читательской грамотности решает также и воспитательные задачи: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить понятия добра и зла.
Опыт работы свидетельствует: устойчивый навык самостоятельного чтения и интерес к художественной литературе проявляется у большинства обучающихся с ОВЗ только к концу третьего года обучения. но и тогда адекватное понимание идейного смысла многих стихотворений и сказок остается недоступным для большинства из них.
Хотелось бы поделиться с коллегами, работающими в коррекционных классах, удобной системой анализа уровня сформированности читательских умений учащихся с ОВЗ, вы ее видите на экране.
В таблице конкретные аналитические умения детей разделены на три уровня: высокий, средний и низкий. К сожалению, ограниченность времени не позволяет подробно остановиться на формулировках, они представлены на экране.
А я вам расскажу о приемах, которые с моей точки зрения, наиболее интересны и эффективны в рамках решаемых задач.
Т.к. у детей крайне слабая техника чтения, бедное воображение, начинать следует с эмоционального введения детей в мир литературных произведений, помогающего ребенку понять содержание прочитанного. В этой связи необходимо отметить, что выразительное чтение педагога позволяет создать нужное настроение, вызвать интерес к героям книг.
Лучшей литературной основой для этого, без сомнения, являются русские народные сказки, вызывающие наименьшее затруднение в восприятии школьников. Кроме того, сказочный жанр весьма эффективен с точки зрения задач воспитания. Сюда относится: отсутствие прямых назиданий и нравоучений; многообразие проблем, встречающихся в сказках; психологическая защищенность, которая обеспечивает ребенку неизменная победа добра над злом.
Чтение сказок можно эффективно сочетать с их пересказом. Следует подчеркнуть, что обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро воспринимают зло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты, как со стороны окружающих их взрослых, так и в отношениях друг с другом сказочных персонажей.
Инсценирование литературных произведений – другой эффективный приём, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей. На праздниках и на уроках можно увидеть инсценированные отрывки из сказок С.Я. Маршака, Дж. Родари, А. Линдгрен, а также постановки русских народных сказок.
Не каждый ребенок с ОВЗ способен сыграть роль, однако все дети с удовольствием помогают взрослым делать декорации, шить костюмы.
Традиция, так называемого, семейного чтения, оказалась очень интересной формой приобщения детей к книге, когда сам ребенок и другие члены его семьи читают книгу по очереди вслух, затем обсуждают прочитанное, а иногда и инсценируют.
Семейное чтение – прекрасный опыт не только развития читательской грамотности, но и возможность положительно влиять на детско-родительские отношения в семьях моих учеников.
Таким образом, в основу руководства самостоятельным чтением учащихся с ОВЗ и формирования у них читательской грамотности должно быть положено воспитание устойчивого интереса к книге, любви к чтению.
Формирование интереса к книге у обучающегося с ОВЗ, любви к чтению становится процессом, управляемым только при соблюдении определенных условий, а именно:
- Книги, интерес к которым мы хотим воспитать у детей с ОВЗ, должны окружать учащихся повседневно. И чем более привлекательны эти объекты по внешнему виду, чем разнообразнее, тем больший интерес вызывают они у обучающихся
- Работая с обучающимися, педагог должен стремиться к максимальному учету их интересов, так как в психическом развитии ребенка, страдающего интеллектуальной недостаточностью, интересу принадлежит ведущая роль
- Содержание работы с книгой должно планироваться педагогом в строгом соответствии с уровнем фактических знаний и умений по чтению, а также с возможностями каждого обучающегося.
Ведя систематическую коррекционно – воспитательную работу с детьми через формирование читательской грамотности, я достигла следующих результатов. На экране представлены победители областных конкурсов чтецов и победительницу научно – практической конференции Юниор по теме «Песочные рассказы»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования
Виды функциональной грамотности. 1. Читательская грамотность 2. Математическая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. Финансовая грамотность 5. Глобальные компетенции 6. Креативное мышление
Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Низкая способность к обобщению и абстрагированию. Слабое развитие памяти и внимания. Мышление наглядно-образное. Низкий лексический запас. Часто не могут установить причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно и не всегда адекватно.
Коррекционно-воспитательная деятельность предполагает: - воспитание у детей эмоционального восприятия художественного слова; - развитие чувства родного языка, обогащение активного и пассивного словаря школьников; - развитие воображения и эмоциональной памяти; - развитие эстетических задатков детей.
Показатели уровня сформированности читательских умений учащихся с ОВЗ Аналитические умения Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией. Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя. Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы. При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не понимает предметное содержание прочитанного и не осознает причинность событий. Умение воспринимать образ – персонаж. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Умение видеть авторскую позицию. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. Умение осознать идею произведения. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. При определении основной мысли требуется помощь учителя.
Приёмы: выразительное чтение педагога; п ересказ; и нсценирование литературных произведений; с емейное чтение .
Условия формирования интереса к книге: Книги, интерес к которым мы хотим воспитать у детей с ОВЗ, должны окружать учащихся повседневно. И чем более привлекательны эти объекты по внешнему виду, чем разнообразнее, тем больший интерес вызывают они у обучающихся Работая с обучающимися, педагог должен стремиться к максимальному учету их интересов, так как в психическом развитии ребенка, страдающего интеллектуальной недостаточностью, интересу принадлежит ведущая роль Содержание работы с книгой должно планироваться педагогом в строгом соответствии с уровнем фактических знаний и умений по чтению, а также с возможностями каждого обучающегося.
И з опыта работы:
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...
Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"
laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...
Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"
Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)
Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников
Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...
Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...