Нравственное воспитание в начальной школе (из опыта работы)
материал на тему
Проблема, освященная в данной статье, актуальна в школе, так как в сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образы?
Помочь в этом должна школа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,-
значит вырастить угрозу для общества»
Теодор Рузвельт.
Под этими строчками может подписаться любой человек.
Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребёнка?
В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность - это «правило, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках»
Основным содержанием нравственного воспитания В.А.Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Писатель и педагог С.А.Соловейчик пишет: «Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей».
Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека.
Воспитанию нравственной личности способствовала работа над темой по самообразованию: «Усвоение идейно-нравственного содержания произведения через анализ и характеристику образа литературного персонажа».
Приёмы работы учащихся на уроках чтения
Приемы подготовки учащихся к восприятию художественного текста
1.Активное слушание рассказа учителя с последующим ответом на вопросы, заданные перед началом чтения.
— Внимание! Послушайте рассказ о писателе, запомните даты его жизни, где он жил, учился и работал.
1а. Вопросы записаны на доске.
16. Записать ответы по ходу рассказа в тетрадь.
2.Подготовка рассказа о писателе.
Используя энциклопедии, Интернет, вступления к книгам, составьте краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
2а. Подготовьтесь рассказать в начале следующего урока.
26. Запишите этот рассказ и красиво оформите.
3.Рассматривание иллюстраций к тексту перед чтением, предугадывание содержания. Работа коллективная (возможно, с использованием смартдоски или ПК).
4.Активное участие в беседе по теме, которая будет раскрыта в тексте.
Прослушивание музыки перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений с целью эмоционального настроя.
Обсуждение чувств и представлений, которые рождает музыка.
Работа над заданиями цифрового диктанта (в вербальном формате или
в виде рисунков с ошибками).
Пример: 1 класс. «Сказки К. Чуковского».
— Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0.
1.Чуковского зовут Корней Павлович. (Иванович.) :
2.Тараканище, Мойдодыр, Приключения Незнайки - сказки К. И. Чуковского. (Незнайка - Н. Носова.)
Формы и приемы работы учащихся на этапе первичного восприятия текста
Чтение детьми «про себя» с последующим ответом на записанные на доске вопросы.
-Вопросы по фактическому содержанию (К рассказу В. Осеевой «Синие листья»):
Как зовут героев?
В каком классе учились девочки?
О чем просила Лена Катю?
- Вопросы, ведущие к выводам и обобщениям
Была ли Катя настоящей подругой Лене? Докажите.
Какими чертами характера обладала Катя?
Кто прав в рассказе, а кто нет?
Почему рассказ так назван?
Активное слушание с заданием придумать вопросы за время чтения к тексту.
Ответы учащихся на эмоционально-оценочные вопросы учителя.
Понравился ли вам рассказ (стихотворение)? Почему?
Какое чувство вызвал у вас рассказ?
Что особенно взволновало вас в этом рассказе?
Что особенно запомнилось?
Какие картины нарисовали себе, слушая это стихотворение?
Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением.
Какие из слов лучше выражают настроение героя стихотворения Э. Мошковской, обидевшего маму? Подчеркни их.
Грусть, скука, обида, отчаянье, надежда, горе, огорчение.
Формы и приемы работы учащихся по анализу прочитанного произведения
Цифровой диктант как способ первичного усвоения фактологии и
смысла прочитанного:
Примеры: 2 класс. В. Осеева «Хорошее»
К Юре обращались за помощью 4 раза.
Первой за помощью обратилась сестренка. Она просила завя-
зать ей шнурки на ботинках.
В доме у Юры была кошка.
Собаку Юрика звали Дружок.
Мама дала Юре совет, какие хорошие дела он может сделать
Ответ. 010001.
- Коллективный поиск ответов (фронтально).
- Поиск ответов в группе.
- Индивидуальный поиск ответов.
Ш, Составление цифрового диктанта по фактическому содержанию:
- Всем классом (фронтально).
- В качестве соревнования между группами.
- В качестве индивидуального домашнего задания.
- Ответы на вопросы (устно):
- По фактическому содержанию. Пример: Летописи. 4 класс
О каком князе идет речь в этом отрывке?
Какую смерть предсказали волхвы князю?
Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?
- Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные
Связи (почему, что было причиной и т.д.).
- Ответы на вопросы, связывающие жизнь детей и литературное
произведение:
«Саша-дразнилка», 1 класс
-А как вы общаетесь со своими друзьями? Не обижаете ли вы их?
- Часто ли вы обижаетесь на своих друзей? За что?
- Ответы на вопросы, ведущие к оценкам, выводам и обобщениям.
- О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В. Осеевой
Ш, Постановка учащимися вопросов к тексту
Составление плана произведения.
- Восстановление порядка событий с опорой на готовые иллюстрации
В каком порядке происходили события в сказке? Расставь цифры по рисунками. (Ученик получает карточки с иллюстрациями к сказке.)
- Разделите текст на части и нарисуйте иллюстрацию к каждой
части.
- Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть.
- Расставьте номеров рисунков в том порядке, в каком происходили изображенные события и рассказе.
- Подробный пересказ с употреблением обязательного списка слов и выражений (активизация словаря).
Характеристика героев произведения.
-Выбор характеристик героев:
2класс. В. Сутеев «Мешок яблок»
Что можно сказать о характере Зайца? Выберите из списка слова, описывающие его характер:
Злой, добрый, доверчивый, щедрый, жадный, заботливый, добродушный, скромный, хвастливый, трусливый, смелый, находчивый хитрый.
- Поиск и чтение примеров, для подтверждения характеристики.
- Подбор пословиц к произведению.
- Выбор одной из нескольких предложенных пословиц.
- Первоначальное «восстановление» пословиц:
Соедини начало и конец пословиц. Подчеркни пословицу, которая
подходит к сказке «У страха глаза велики».
Где ум, что можно сделать сегодня.
У страха есть доля правды.
Реализации воспитательных задач способствовало также формирование индивидуального стиля учебных навыков и мотивационного интереса, учащихся к учебной деятельности. Анкетирование «Мотивация» среди учащихся проводилась в течение всего периода обучения.
В начале обучения обычно часть детей приходит с низкой школьной мотивацией, негативным отношением к школе. Причины: запугивание детей перед трудностями в школе, низким отметкам, боязнь детей отрицательного отношения со стороны родителей, педагога, сверстников. Для повышения мотивации я использовала такие средства, как создание комфортной среды, поиск путей включения в разные виды деятельности, создание отношений сотрудничества, создание системы стимулирования оценивания детей.
Взаимоотношения в классе также влияют на уровень тревожности у детей.
Обычно ребёнок недоволен своим положением в коллективе, своим социальным статусом. Изолированность детей, а иногда и отверженность связана с неумением вести себя с окружением, с уровнем воспитанности.
Кроме того я работала и над совершенствованием личностных качеств учащихся, формированием уровня воспитанности.(Автор: Н.П.Капустин)
т.к. это является немаловажным фактором в воспитании ответственного отношения к окружающим.
Формы работы:
- классные часы,
- читательские конференции,
- изучения нравственного наследия,
- просмотр кино/диафильмов на нравственную тематику,
- дискуссии,
- праздники,
- инсценировки.
Особое внимание было уделено для решения воспитательных моментов активизации внеурочной творческой деятельности.
По результатам внеурочной деятельности стоит отметить, что 12 человек имеют призовые места по предметному творчеству, весь класс участвует в социальном творчестве (неоднократные призовые места). В своей практике для участия в предметных неделях я дополнительно занимаюсь с детьми, раздаю им разнообразные задания, рекомендую литературу. Результатами работы считаю не только призовые места моих учеников, но и развитие у них интереса к предметам, мышления, коммуникативных способностей. В предметных неделях принимает участие весь класс. Наш класс постоянно награждается призовыми грамотами на уровне общеобразовательного учреждения. Кроме того, учащиеся моего класса постоянно принимают участие в различных районных и школьных мероприятиях:
Проводимая работа способствует повышению самооценки как социально значимой личности
Проблема, освященная в данной статье, актуальна в школе, так как в сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образы?
Помочь в этом должна школа.
Литература
- Волгоград :Учитель – 2006 г.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
- Дьячкова Г.Т. Родительские собрания в начальной школе. Разработки. Лекции. Беседы.
- Жиренко О.Е. Лапина Е.В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М., 2006 г.
- Жиренко О.Е. Киселева Т.В. Классные часы по этическому воспитанию. – М., ВАКО- 2007 г.
- Кипрова И.А. Азбука нравственного воспитания. – М., «Просвещение» - 1974 г.
- Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М., «Оникс 21 век» 2003 г.
- Матвеева Е.И.. Учим младшего школьника понимать текст. – М., ВАКО-2005 г.
- Персидская И.В. Классные часы 1-4 классы. Волгоград: Учитель–2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся 2 класса . Из опыта работы учителя начальных классов Семибратченко Т.Н.
Как я прививаю детям духовно-нравственные ценности во 2 классе начальной школы....
«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)
«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»(из опыта работы)...
Эстетическое воспитание в начальной школе (из опыта работы)
Презентация из опыта работы для выступления на педагогическом совете...
Организация процесса социального воспитания в начальной школе (из опыта работы)
Под социальным воспитанием принято понимать процесс целенаправленного создания определенных условий для дальнейшего развития и совершенствования человека. Многие ученые при характеристике воспита...
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»
laquo;Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»...
Духовно-нравственные воспитание: проблемы и решения. Из опыта работы
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться в семье. Во многих семьях воспитание опустилось до уровня материальн...
Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)
Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....