«Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»
статья
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anufrieva_natalya_nikolaevna.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»
Ануфриева Наталья Николаевна
МБОУ СОШ № 2 р.п. Новоспасское
Ульяновская область
Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы
В духовно-нравственном воспитании обучающихся начальной школы весьма актуальным, по моему мнению, является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.
Духовно-нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания. Я считаю, что роль школы и меня, как классного руководителя, в духовно – нравственном становлении обучающихся начальной школы очень важна.
В этом направлении в школе с детьми провожу немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Однако эта система воспитательных мероприятий является эффективной при условии участия в ней родителей.
Организация совместной деятельности детей, родителей и учителей – необходимое условие формирования духовно-нравственной сферы ребенка, которая способствует общению и взаимоотношению детей друг с другом и со взрослыми. В процессе общения ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Наблюдая за тем, что сегодня происходит в стенах современной школы, я понимаю, что мне есть над чем работать. Но многое у нас уже получается. В школе за многие годы существования сложились определённые традиции, позволяющие решать задачи духовно – нравственного воспитания. Различные приёмы и методы работы я применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В начальной школе проводятся свои праздники, в которых дети принимают активное участие, проводятся тематические классные часы. Это:
- сентябрь (День знаний, Безопасный маршрут от дома до школы, День семейного общения);
- октябрь (День учителя, День пожилого человека, Праздник урожая)
- ноябрь (День матери);
- декабрь (День толерантности, Новогодние праздники);
- февраль (Праздник пап);
- март (Праздник бабушек и мам);
- апрель (Пасха, День победы).
- каждый месяц (Патриотический марафон)
Ко всем этим мероприятиям я стараюсь привлекать родителей (подготовка праздника, костюмы, рисунки, плакаты, изготовление инвентаря, создание презентаций, приготовление любимых блюд).
Родители вместе с детьми принимают активное участие не только в праздниках, но и многочисленных конкурсах (школьных, районных, всероссийских «Азбука нравственности» и международных), где зачастую занимают призовые места.
К семейным мероприятиям относятся:
* ежегодные праздники здоровья совместно с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»
* участие конкурсе, посвящённом неделе детской книги «Мама, папа, я – читающая семья»
* семейное участие в районных конкурсах Декоративно-прикладного творчества «Рождество Христово» и «Пасхальная радость»
В классе оформляются выставки творческих работ. Родители помогают в оформлении.
Работаю с детьми по спортивно-оздоровительному направлению. Ребята с удовольствием посещают объединение «Я и мое здоровье». На занятиях мы создаем коллажи, рисуем, проводим беседы, играем в игры, просматриваем ролики, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания. Все эти занятия дают знания в области оздоровления.
Дети и родители принимают участие в Акции «Школьный двор», изготовляют кормушки и подкармливают птиц, украшают кабинет к праздникам. Такое участие детей совместно с родителями в трудовых делах школы воспитывает уважение к труду.
Каждую четверть в начальной школе проводятся внеурочные мероприятия, направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Это игровые программы и библиотечные уроки, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, справедливости и милосердия (занятия по толерантности и безопасности).
В 1 классе ребята работают над проектом «Профессии моих родственников». В ходе выполнения проекта, дети и родители не только знакомятся с различными профессиями на примерах своих родственников, но и прививается любовь к прекрасному, при оформлении работ.
Также уделяю внимание семье, при этом воспитывая любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, заботу о старших и младших. В этом направлении проводятся классные часы и мероприятия по изучению своей семьи, составлению генеалогического дерева семьи; совместные мероприятия посвящённые «Дню семьи», «Дню матери», «Дню отца».
Традиционным в школе является участие в «Патриотическом марафоне» (изготовление поздравительных открыток, посещения на дому, встречи, концерты). Дети приняли самое активное участие в «Акции Добра» (сувениры детям-инвалидам, посещение на дому)
Работая в направлении духовно-нравственного воспитания, я наблюдаю, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Я стремлюсь к тому, чтобы у ребят сложились товарищеские отношения, чтобы они умели быстро договориться, редко ссорились. Чтобы общие поручения выполняли дружно, видели, кому нужна помощь, активно помогали друг другу.
В начальной школе все ребята начальных классов негласно живут согласно урокам хороших манер, которые мы, учителя, стараемся доносить до них ежедневно, желая научить доброте, вежливости, аккуратности и хорошим манерам.
Я считаю, что очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, предста...
Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Рихтер Еленой Андреевной.В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духо...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы "В мире добра".
В МБОУСОШ № 1 г. Советский реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «В мире добра».Программа «В мире добра» разработана по циклическому прин...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы.
Программа воспитательной работы 2016-2020 уч.год...
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы
Программа воспитательной работы для начальных классов...
Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.
Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тема: Работа с...
Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)
Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....