Статья "Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения".
статья по теме

Мои первые наработки при работе по новым стандартам,

первые впечатления, размышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения

В федеральных государственных стандартах второго поколения  приоритетом начального общего образования ставится формирование общеучебных умений и навыков , а также способов деятельности уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование таких методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать  новые знания, находить нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  Новые требования предполагают построение урока в логике системно – деятельностного  подхода.  

Деятельностный метод   требует новой структуры урока, новых приёмов и форм работы . Так постановка целей и задач урока, да и определение темы урока даётся не учителем , а  формулируется самими учениками.  

Формирование этого регулятивного умения  в первом классе происходило на уровне определения  цели учебной деятельности  уже в готовом виде или с помощью учителя. Во втором классе  дети переходят на новый уровень:  самостоятельно определяют  тему и цели урока. На данном этапе урока  часто использую такие побуждающие к мыслительной деятельности фразы

« Назовите , определите тему нашего урока»,  « Чему будем сегодня учится?»,

« Какая возникла проблема?»,  « Каких знаний не хватает для выполнения задания?». Известно, что знания, которые человек добыл сам,  в процессе поиска  усваиваются быстрее и надолго откладываются в памяти, по сравнению с теми, были даны в готовом виде.  Поэтому в структуру нового урока включён этап                         « открытия» нового знания  Но в младшем школьном возрасте поисковая мыслительная деятельность у  ребёнка  наиболее активируется в ходе совместной работы с другими детьми, когда ребёнок получает возможность выдвигать свои предположения, спорить, доказывать своё мнение одноклассникам. Поэтому на уроках очень часто практикую групповую работу и работу в парах.   Работа в группах по 4 – 5 человек даёт возможность для выдвижения нескольких версий и дальнейшего их обсуждения ( важно, чтобы в такую группу попало несколько «сильных» учеников- лидеров) . Работа же в парах не даёт ученикам   менее подготовленным не участвовать  в выполнении задания.  Такие формы работы позволяют также формировать коммуникативные  универсальные учебные действия, такие как: умение вступать и вести диалог, слушать и слышать собеседника, понимать , что своя точка зрения не единственная и принимать точку зрения своего товарища.  Надо отметить, что дети стали более активными на уроке, не боятся ошибиться и высказать свою точку зрения, стала лучше речь, ответы перестали быть односложными  стали более полными и красивыми.  Дети учатся оценивать свою работу и работу  своих товарищей  .Оценивая выполнение задания они не просто выставляют определённый балл, а  комментируют своё решение, анализируют   выполненную работу.  При  оценивании письменных работ введена знаковая система (  + - !), дети сами решают , какой знак заслужила их работа, а впоследствии сравнивают с отметкой учителя.  Очень   важен такой этап урока,  как рефлексия учебной деятельности , на котором фиксируется новое знание и происходит самооценка учениками своей  индивидуальной степени усвоенности материала и своей активности на уроке. Таким образом  происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий.  На этом этапе урока  применяется знаковая система оценивания   в виде смайликов:                                                                                                                            (« зелёный» – понял всё хорошо и могу объяснить товарищу,

  « желтый» -  понял материал, но иногда затрудняюсь,

   « красный» - понял плохо, требуется помощь.)

Так же ввела для поощрения индивидуальных достижений учащихся  жетоны и карту « Наши достижения».  Такой жетон ученик может получить , если сам разобрался в трудном задании, стал лучше писать, лучше читать дал на уроке очень хороший ответ, активно работал, выполнил по желанию задание творческого или поискового характера . Эта система позволяет и слабому ученику видеть свои пусть и небольшие , но достижения. Так ученик ,  у которого  по пятибалльной системе оценивания выше « тройки» почти никогда и не бывает, получает жетон за то, что стал чище и аккуратнее писать, делать меньше ошибок, сам  решил задачу, справился с примерами, прибавил в технике чтения, работал в группе и помогал товарищам.  

Современная школа предъявляет к ученику и такие требования, как умение искать , преобразовывать, фиксировать и представлять , полученную информацию в различном виде ( в виде таблиц, текстов, графиков и др. ).  Планирую часто на уроке такие задания, которые требуют от детей самостоятельного поиска информации с использованием словарей, энциклопедий, атласов –определителей,   Интернета         ( в домашних условиях). Почти у всех детей есть дома компьютеры  с подключённым Интернетом ( 10 чел. из 13)  и многие самостоятельно уже могут осуществлять поиск в Интернете.

На уроке использую и ЭОР( электронные образовательные ресурсы), что позволяет разнообразить  формы работы на уроке, активизировать деятельность учащихся, повысить активность и интерес. Работая с интерактивной доской дети всё время находятся в движении: вставляют буквы и цифры, передвигают картинки, классифицируют слова, предметы по группам, получают новые сведения, практически сразу после выполнения задания получают оценку правильности выполнения в виде звуковых сигналов. Всё это позволяет сделать урок более интересным , насыщенным, приобщить детей  к использованию  новых технических образовательных средств.  Решить многие проблемы, связанные с формированием у ребёнка УУД  помогает проектная деятельность.  Опираясь на свой опыт , могу сказать, что детям по силам осуществить, как краткосрочные проекты творческой направленности, так и  требующие более длительной подготовки  .  И, если в первом классе проектная деятельность была больше индивидуальной и выполнялась с помощью родителей, то во втором классе дети уже способны работать над проектом в паре и группами. Большой интерес и положительные эмоции вызвали у детей такие проектные работы:

« Моя малая родина»,  « Живая азбука» , « Мой домашний любимец» , « Учусь брать интервью». Радует , то что во втором классе дети предлагают  некоторые  темы проектов сами . Так предложили провести проектную работу по теме                           « Удивительные животные планеты Земля». И, хотя эта тема  не запланирована, но мы найдём время для этой работы. Ведь главный ориентир для учителя- это заинтересованность и значимость проекта для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Проектная работа "Здоровьесберегательные технологии в учебном процессе в рамках ФГОС второго поколения"

В проекной работе даны несколько здоровьесберегательные технологии, где можно использовать во время урока....