Статья "Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения".
статья по теме
Мои первые наработки при работе по новым стандартам,
первые впечатления, размышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения
В федеральных государственных стандартах второго поколения приоритетом начального общего образования ставится формирование общеучебных умений и навыков , а также способов деятельности уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование таких методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, находить нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новые требования предполагают построение урока в логике системно – деятельностного подхода.
Деятельностный метод требует новой структуры урока, новых приёмов и форм работы . Так постановка целей и задач урока, да и определение темы урока даётся не учителем , а формулируется самими учениками.
Формирование этого регулятивного умения в первом классе происходило на уровне определения цели учебной деятельности уже в готовом виде или с помощью учителя. Во втором классе дети переходят на новый уровень: самостоятельно определяют тему и цели урока. На данном этапе урока часто использую такие побуждающие к мыслительной деятельности фразы
« Назовите , определите тему нашего урока», « Чему будем сегодня учится?»,
« Какая возникла проблема?», « Каких знаний не хватает для выполнения задания?». Известно, что знания, которые человек добыл сам, в процессе поиска усваиваются быстрее и надолго откладываются в памяти, по сравнению с теми, были даны в готовом виде. Поэтому в структуру нового урока включён этап « открытия» нового знания Но в младшем школьном возрасте поисковая мыслительная деятельность у ребёнка наиболее активируется в ходе совместной работы с другими детьми, когда ребёнок получает возможность выдвигать свои предположения, спорить, доказывать своё мнение одноклассникам. Поэтому на уроках очень часто практикую групповую работу и работу в парах. Работа в группах по 4 – 5 человек даёт возможность для выдвижения нескольких версий и дальнейшего их обсуждения ( важно, чтобы в такую группу попало несколько «сильных» учеников- лидеров) . Работа же в парах не даёт ученикам менее подготовленным не участвовать в выполнении задания. Такие формы работы позволяют также формировать коммуникативные универсальные учебные действия, такие как: умение вступать и вести диалог, слушать и слышать собеседника, понимать , что своя точка зрения не единственная и принимать точку зрения своего товарища. Надо отметить, что дети стали более активными на уроке, не боятся ошибиться и высказать свою точку зрения, стала лучше речь, ответы перестали быть односложными стали более полными и красивыми. Дети учатся оценивать свою работу и работу своих товарищей .Оценивая выполнение задания они не просто выставляют определённый балл, а комментируют своё решение, анализируют выполненную работу. При оценивании письменных работ введена знаковая система ( + - !), дети сами решают , какой знак заслужила их работа, а впоследствии сравнивают с отметкой учителя. Очень важен такой этап урока, как рефлексия учебной деятельности , на котором фиксируется новое знание и происходит самооценка учениками своей индивидуальной степени усвоенности материала и своей активности на уроке. Таким образом происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий. На этом этапе урока применяется знаковая система оценивания в виде смайликов: (« зелёный» – понял всё хорошо и могу объяснить товарищу,
« желтый» - понял материал, но иногда затрудняюсь,
« красный» - понял плохо, требуется помощь.)
Так же ввела для поощрения индивидуальных достижений учащихся жетоны и карту « Наши достижения». Такой жетон ученик может получить , если сам разобрался в трудном задании, стал лучше писать, лучше читать дал на уроке очень хороший ответ, активно работал, выполнил по желанию задание творческого или поискового характера . Эта система позволяет и слабому ученику видеть свои пусть и небольшие , но достижения. Так ученик , у которого по пятибалльной системе оценивания выше « тройки» почти никогда и не бывает, получает жетон за то, что стал чище и аккуратнее писать, делать меньше ошибок, сам решил задачу, справился с примерами, прибавил в технике чтения, работал в группе и помогал товарищам.
Современная школа предъявляет к ученику и такие требования, как умение искать , преобразовывать, фиксировать и представлять , полученную информацию в различном виде ( в виде таблиц, текстов, графиков и др. ). Планирую часто на уроке такие задания, которые требуют от детей самостоятельного поиска информации с использованием словарей, энциклопедий, атласов –определителей, Интернета ( в домашних условиях). Почти у всех детей есть дома компьютеры с подключённым Интернетом ( 10 чел. из 13) и многие самостоятельно уже могут осуществлять поиск в Интернете.
На уроке использую и ЭОР( электронные образовательные ресурсы), что позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизировать деятельность учащихся, повысить активность и интерес. Работая с интерактивной доской дети всё время находятся в движении: вставляют буквы и цифры, передвигают картинки, классифицируют слова, предметы по группам, получают новые сведения, практически сразу после выполнения задания получают оценку правильности выполнения в виде звуковых сигналов. Всё это позволяет сделать урок более интересным , насыщенным, приобщить детей к использованию новых технических образовательных средств. Решить многие проблемы, связанные с формированием у ребёнка УУД помогает проектная деятельность. Опираясь на свой опыт , могу сказать, что детям по силам осуществить, как краткосрочные проекты творческой направленности, так и требующие более длительной подготовки . И, если в первом классе проектная деятельность была больше индивидуальной и выполнялась с помощью родителей, то во втором классе дети уже способны работать над проектом в паре и группами. Большой интерес и положительные эмоции вызвали у детей такие проектные работы:
« Моя малая родина», « Живая азбука» , « Мой домашний любимец» , « Учусь брать интервью». Радует , то что во втором классе дети предлагают некоторые темы проектов сами . Так предложили провести проектную работу по теме « Удивительные животные планеты Земля». И, хотя эта тема не запланирована, но мы найдём время для этой работы. Ведь главный ориентир для учителя- это заинтересованность и значимость проекта для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Презентация....
Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...
Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »
«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...
Формирование УУД младших школьников в рамках ФГОС второго поколения
Выступление на ММО...
Проектная работа "Здоровьесберегательные технологии в учебном процессе в рамках ФГОС второго поколения"
В проекной работе даны несколько здоровьесберегательные технологии, где можно использовать во время урока....