Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
статья по теме

Черничкина Галина Валентиновна

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеучебной деятельности младших школьников

в рамках ФГОС второго поколения

Черничкина Г.В.

г. Верхний Уфалей, МБОУ СОШ №1

   В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Верхнего Уфалея участвует в апробации ФГОС второго поколения.  

   Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная работа». Общеобразовательное учреждение имеет право реализовать предлагаемую внеучебную работу только при наличии необходимых условий обучения в режиме продленного дня.

   Я считаю, что это нововведение удачно как для педагога начальной школы, так и для ребенка. Планируя организацию внеурочной работы, я придерживалась следующих принципов:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

       Предлагаю познакомиться с направлениями образовательно-воспитательной деятельности, которые мы используем в начальных классах в режиме продленного дня.

Направление образовательно-воспитательной деятельности

Название кружка

Кол-во часов

Спортивно-оздоровительное

«Крепыш»

3

Художественно-эстетическое

«Мы танцуем и поем»

«Юный художник»

2

Образовательное

«Занимательная математика»

«Веселая грамматика»

2

Патриотическое

«Родное гнездо»   (сотрудничество с городским историко-краеведческим музеем)

1

Общественно-полезное

«Умелые ручки»

1

Проектная деятельность

«История школы, в которой я учусь»

«Семейные праздники»

1

   Отводимые часы используются на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и их родители (законные представители) выбрали те направления деятельности, которые им наиболее интересны. Но разумное распределение часов в значительной мере зависит от учителя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

   Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Существует большое количество самых разнообразных  предметных кружков. Образовательный кружок «Веселая грамматика» предусматривает более углубленное изучение некоторых тем по русскому языку. А на кружке «Занимательная математика» я успешно реализую принцип дифференцированного обучения, т.к. при работе использую пособие В.Н.Рудницкой «Дидактические материалы по математике».

   С большим удовольствием посещают дети занятия кружка «Умелые ручки». Я считаю, что ребенку для полноценного развития эти занятия необходимы как воздух. Ведь это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Периодически мы с детьми организуем выставки работ. Это дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

   С нетерпением дети ждут занятий кружков «Юный художник» и «Мы танцуем и поем». Приоритетной целью художественного образования является духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль данной программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма, в основу программы положен  принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». А многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Фольклорный материал вносит в занятия радостные минутки. После каждого занятия педагог вместе с детьми оформляет выставку работ. У родителей же появляется возможность посмотреть и обсудить детские работы с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.

   Особенно любят дети заниматься в спортивном кружке «Крепыш».

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

   Такой уровень наших детей мы  и поддерживаем  занятиями в кружке «Крепыш».

Его посещение позволяет учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма.

   Спортивно-оздоровительная деятельность очень разнообразна. Занятия проходят и в тренажерном, и в спортивном залах, на стадионе улицы. Содержание занятий включает в себя упражнения и игры с учетом интересов и желаний учащихся. Тем самым повышается эмоциональный фон ребенка, а главное-желание систематически заниматься физической культурой.

   Поэтому, можно сказать, что физическая культура-это универсальное средство борьбы с болезнями. Конечно, кроме оздоровительного, физические упражнения дают и тренирующий эффект, а также формируют физические качества и навыки.

   Уровень физической подготовленности, по словам учителя, значительно растет. Такие кружки должны существовать, они необходимы для укрепления здоровья и полноценного развития ребенка.

                  Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

    к родному городу, к родной речи – задача первостепенной

                     важности, и нет необходимости это доказывать.

                                                                                                 Д.С.Лихачев

   Тесное сотрудничество установлено с «Историко-краеведческим музеем г. Верхнего Уфалея».  Музейно-педагогическая программа «Родное гнездо» предусматривает совместную работу специалистов музея и школы, она решает и образовательно-воспитательные, и воспитательно-развивающие задачи, способствует развитию творческих способностей младшего школьника, его погружение в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о мире.

Программа «Родное гнездо»

  1. Вводная беседа. Что такое музей?
  2. «Родное гнездо» /понятие о малой родине/.
  3. «Секреты музея».
  4. «Уфалейское подворье» /экскурсия в частный дом старинной постройки/.
  5. «Кто на подворье живет?»
  6. «В русской избе» /мифология жилища/.
  7. «Дом вести – не лапти плести».
  8. «Что в избе за барыня?» /история печи/
  9. «Без хозяина дом – сирота».
  10. «Нет дороже дружка, чем родная матушка».
  11. «Радость в доме – дети!»
  12. «Жили-были дед да баба».
  13. «Вся семья вместе, так и душа на месте».
  14. «Дорожи своим именем».
  15. «Родословное древо».
  16. «Мой род – моя крепость».
  17. «Семейный котел всегда кипит» /о семейных праздниках/.
  18. «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя».
  19. «От Рождества до Крещения». Зимние забавы.
  20. «Диалог прошлого  с настоящим».
  21. «Федорино горе» / о кухонной утвари\.
  22. «Этот звон посуды нежной» / о кузнецовском фарфоре/.
  23. «Движение рук рождает образ» / о каслинском литье/.
  24. «Самовар кипит – уходить не велит».
  25. «О чем звенит самовар?» /традиции и обычаи русского застолья/
  26. «Как рубашка в поле выросла» /сказка-быль о льноделии/.
  27. «Сказ о голубом цветке» /история льноделия/.
  28. «Из бабушкиного сундука» /народный костюм/.
  29. «Башкирская юрта».
  30. «Ой, лапти мои, лапти лыковые».
  31. «Во поле береза…» / о дереве России – березе/.
  32. «Берестяные чудеса».
  33. «Уфалейские посиделки» / с чаепитием/.

Я считаю, что совместная работа с городским историко-краеведческим музеем очень важна. Об этом же говорят и отзывы родителей:

«В конце сентября я со своей дочерью посетила Челябинский областной краеведческий музей. Великолепные залы, огромные, просторные. Мы 3 часа бродили по трем выставочным залам.

И какова же была моя гордость, когда моя дочь, пройдя по «Залу истории и народного быта» провела для своей мамы мини экскурсию. Она рассказывала мне и про предметы из крестьянской избы, и про народные костюмы, и про ткацкий станок.

Но сразила меня наповал у экспоната напоминавшего маленький железный чайничек и на мой вопрос: «Что это?», запросто ответила: «Мама, ну ты что не знаешь? Это же «дымаль», для обкуривания ульев с пчелами!».

Я поинтересовалась, откуда же у моего ребенка такой багаж знаний по истории родного края, на что получила ответ: «Ведь мы же каждую неделю с продленкой ходим в музей!»

И в этот момент я поняла, наверняка дети, посетившие наш краеведческий музей хотя бы раз, впитают это достояние на годы, познают чувство малой родины, а также любовь к России».

Гриднева И.А. (мама уч-ся 2 «В» класса Гридневой Марины)

Одним из направлений образовательно-воспитательной деятельности является проектная деятельность.

   Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником.

   Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.

   Для развития навыков исследовательского поведения у детей необходимо сформировать умения:

  1. видеть проблему;
  2. задавать вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определения понятиям;
  5. классифицировать;
  6. наблюдать;
  7. проводить эксперимент;
  8. делать выводы и умозаключения;
  9. структурироватьматериал;
  10. доказывать и защищать свои идеи.

   В 1 классе мы выполнили групповой проект «История школы, в которой я учусь». Предметом исследования являлась школа и ее история. Мною были поставлены следующие цели: познакомить с понятием «малая родина», учениками, которыми школа может гордиться по праву; развивать умение работать с научным текстом, выделять в нем главную мысль, анализировать; развивать интерес к проектной деятельности, обучаться работать в группе и индивидуально по плану проекта; воспитывать любовь к родной школе, чувство патриота родной школы, гордость за то, что ты – Ученик.

   Вместе с учащимися был составлен план проекта:

  1. История моей школы. / Школьный музей, экскурсии, городской историко-краеведческий музей/.
  2. Символика родной школы.
  3. Традиции школы.
  4. Мои родители – ученики МОУ «СОШ№1».
  5. Знаменитые люди, обучавшиеся в нашей школе.
  6. Учителя – участники различных конкурсов городского и областного уровней.
  7. Учителя, которые окончили среднюю школу №1.
  8. Е.Ю.Зайцева – преподаватель русского языка и литературы, продолжатель педагогической династии Пожелуевых.
  9. Просто ученики, без которых не существовал бы дом – средняя школа №1, которая в этом году отмечает свой юбилей.

  Итогом работы  над проектом явилась его защита на х городской научно-практической конференции учащихся города Верхнего Уфалея, в секции «Краеведение», где мы заняли 1 место.

   У детей появилось желание продолжить работу над новым проектом, а меня, как педагога, это очень радует. Довольны работой и родители:

   «Отдав ребенка в 1 класс МОУ СОШ №1, мы узнали о таком нововведении, как проектная деятельность в младших классах. Наша дочь с большим интересом занималась этой деятельностью, тема была понятна продленного дня. Работая над проектом, она познакомилась с историей школы, ее символикой, традициями. Узнала, что многие знаменитые люди тоже когда-то учились в этой школе. Так же из интервью (которое научились брать сами ученики) они узнали об учителях и  администрации школы.и интересна ей. Занятия в основном проводились в группе

   Некоторые вопросы были построены на основе самостоятельной деятельности, так же были и экскурсии. Можно сказать, что перврклассники прошли сложнейший путь исследований, и затем была защита данного проекта. Дочь очень сильно переживала, готовилась к этому, а мы, конечно же, переживали вместе с ней. Ведь это была серьезная работа. И  защищая свой проект на городской научно-практической конференции учащиеся нашего класса, заняли первое место и получили грамоту Управления образования. В результате проектной деятельности наш ребенок научился работать с научным  текстом, выделять главные мысли, анализировать. Учитель воспитала чувство паириотизма, любовь к родной школе, гордость, за то, что она – Ученица этой школы.

    Мы очень благодарны нашему педагогу!»

                      Семья Воробьевых (родители уч-ся 2 «В» класса

                                                                     Воробьевой Ксении)

   Вместе с тем практика показывает, планируя внеучебную работу, невозможно обойтись без связи с учреждениями дополнительного образования, которые оказывают помощь в проведении кружков, праздников и т.д.

   Судя по отзывам родителей, детям безумно нравится внеурочная деятельность.

«Во время занятий в группе продленного дня уделяется большое значение всестороннему развитию детей. Ребята с радостью посещают различные кружки: эстетического, образовательного, спортивного  и других направлений. Каждый нашел то, что ему действительно нравится. Каждую неделю дети посещают городской историко-краеведческий музей, а это приобщение детей к истории родного края, города. Один раз в неделю ребята ходят в городскую библиотеку. Не думаю, что работающие родители смогли бы так всесторонне организовать досуг своего ребенка».

С уважением, семья Маркиных (родители учащейся 2 «В» класса Маркиной Яны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование толлерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения"

В рамках объявленного Президентом РФ Года Российской истороии проводятся III краевые педагогические чтения имени Я.М. Неверова, посвященные 1150-летию образования Российской государствености.Направлен...

Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...

Внеклассное мероприятие для младших школьников в рамках ФГОС второго поколения. «За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем»

Материал для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями....