Проектная работа "Здоровьесберегательные технологии в учебном процессе в рамках ФГОС второго поколения"
проект по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В проекной работе даны несколько здоровьесберегательные технологии, где можно использовать во время урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_bud_zdorov.docx | 365.79 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя начальных классов
МБОУ «АНОШ №4»
Миндубаевой Раисы Шагитовны
2016 год
Содержание проектной работы «Будь здоров».
- Тема проекта ……………………………………………..… 1 стр.
- Актуальность проекта ……………………………………… 3 стр.
- Проблема проекта …………………………………………… 3 стр.
- Цель проекта ………………………………………………… 4 стр.
- Задачи проекта ………………………………………………. 4 стр.
- Инновационный потенциал проекта. ………………… 4 - 6 стр.
- Разработки и реализация проекта………. ……………. 6 – 17 стр.
- Оценка проделанной работы (рефлексия) , рекомендации по возможному использованию результатов………………17 - 23 стр.
- Заключение ……………………………………………….…24 стр.
- Список использованной литературы………………………..25 стр
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым
Ж.-Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества.
Актуальность нашего проекта в том, что в последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Проблема проекта - это изучение проблемы здоровья, которая выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Сохранение жизни, здоровья и развитие детей – основное направление организации учебно-воспитательного процесса. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д. Мы, учителя, замечаем, что дети работают 20 минут, а остальное время отдыхают, выполняют задания лишь бы как-нибудь. Даже игровая ситуация мало что изменит. Один просто ложится на парту, другой вертится, отвлекается. На переменах дети устраивают "гонки", "кучу-малу" и т.д., потому что нужно куда - то деть скопившуюся за урок энергию, им нужно много двигаться, это их особенность.
Целью нашего проекта: обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности и пропаганда здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
- Показать различные здоровьесберегающие технологии.
- Рассказать о мероприятиях, которые уменьшают риск возникновения заболеваний.
Инновационный потенциал проекта.
Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
- Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который
гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
- творческий характер образовательного процесса.
- обеспечение мотивации образовательной деятельности.
- принцип целостности.
- осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.
- рациональная организация двигательной активности.
- обеспечение адекватного восстановления сил.
- обеспечение прочного запоминания.
- комплексная система закаливания детей.
Здоровьесберегающие технологии,- это такая организация образовательного и воспитательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Используются следующие целевые установки:
*Стимулировать у детей желание жить, быть здоровым;
*Учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
*Показывать им , что жизнь прекрасна;
*Вызывать у них позитивную самооценку.
В воспитательной деятельности рекомендуется использование следующих средств здоровьесберегающих технологий:
-средства двигательной направленности (физминутки, физические упражнения, подвижные игры, танцевальные занятия)
-оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны на основе прогулок на воздухе, водные процедуры на основе занятий в бассейне, витаминотерапия)
-гигиенические факторы( выполнение санитарно- гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня)
Важнейшим условием нашей учебной деятельности – применение в практике здоровьесберегающих технологий. Педагогам необходимо вести системную работу по формированию здорового образа жизни детей: соблюдать санитарно-гигиенические нормы, активно вести оздоровительную работу, освоить здоровьесберегающие методики и технологии. Познакомимся с некоторыми из них.
Разработки и реализация проекта.
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом уроке.
- Проведение физкультминуток
Физкультминутки на уроках представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе урока, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность урока. Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.
Основные задачи физминутки заключаются в:
- снятии усталости и напряжения;
- внесении эмоционального заряда;
- совершенствовании общей моторики;
- выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Физминутка тесно связана с темой урока и является переходным моментом к следующей части урока. В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Физкультминутки проводим, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. В состав упражнений для физкультминуток включаем :
- упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укрепления мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- упражнения на ковре,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области груди, лица, рук, ног,
- психогимнастика,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Физкультминутки проводить в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Познакомимся с комплексами физкультминут для профилактики нарушений зрения. Вот примерные комплекты.
Комплекс1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.
- сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
- крепко зажмурим, глаза, потом открыть ( 4 раза);
- руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз_;
- смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
- руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
- держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").
Комплекс 2 (по Аветисову): исходное положение стоя.
- руки сзади, пальцы в замок, на счет 1-2 прогнуться, отведя голову назад - вдох,
- вернуться в исходное положение -выдох (4 - 6 раз);
- частое моргание в течение 10 секунд;
- положив кисти рук на плечи, делать круговые движения плечами в одну и другую стороны (6-8 раз);
- держа голову прямо, смотреть вверх-вниз (5 - 6 раз);
- приседание (10-12 раз);
- смотреть на палец, расположенный на расстоянии 20 - 25 см от глаз.
Комплекс 3: исходное положение стоя.
- отвести согнутые в локтях руки назад - вдох, обнять себя - выдох (8-10 раз);
- зажмуриться (8 - 10 раз);
- упражнения для плечевого пояса (6 - 8 раз);
- круговые движения глазами в одну и другую сторону (10-15 раз);
- ноги врозь, наклоны туловища в левую и правую стороны (4 - 6 раз);
- смотреть на указательный палец перед собой 4 5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз и смотреть правым глазом, далее - опять двумя глазами и тоже - левым глазом.
Комплекс 4: исходное положение стоя.
- кисти рук положить на плечи, отвести локти назад - вдох, вперед - выдох (6-10 раз);
- частые моргания в течение 10 секунд;
- на счет 1 - 2 разогнуться, голову назад - вдох, на счет 3-4 наклониться вперед -выдох (6 - 8 раз);
- держа голову прямо, проследить взглядом: вверх -вправо - вниз - влево, вверх - влево - вниз - вправо;
- кисти на затылок, повороты туловища в стороны (4-6 раз);
- закрыть левый глаз, переводить взгляд правого глаза издали на расположенный перед собой палец - 10 секунд, то же - с другим глазом
Физпаузы для профилактики нарушения зрения.
Гимнастика для глаз.
I сидя. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 см. Затем открыть на 3-5 сек (6-8) раз.
II сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
III стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек.
Поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз.
Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руки (10-12 раз)
IV стоя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот) 1мин.
V стоя. Поставить палец правой руки по средней линии на расстоянии 25-30 см от глаза. Смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 сек, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 сек.
VI стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону, медленно передвигать палец справа налево и следить, затем слева направо (10-12 раз).
VII сидя. Тремя пальцами каждой руки нажать на верхнее веко, через 1-2 сек снять пальцы с век (3-4 раза).
VIII сидя, смотреть вдаль 3-4 сек, перевести взор на кончик носа на 3-5 сек (6-8 раз).
IX стоя. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх, медленно передвигать палец сверху -вниз и наоборот. Следить глазами (10-12 раз).
X сидя. Голова неподвижна. Вытянуть руки вперед и вправо. Рукой на расстоянии 40-50 см делать медленные круговые движения по часовой стрелке и следить за кончиком пальца. Левой рукой - движения против часовой стрелки (3-6 раз).
XI стоя. Голова неподвижна. Глаза вверх, вниз, вправо, влево (6-8 раз).
XII сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой и против часовой стрелки (3-6 раз).
XIII стоя. Ноги на ширине плеч, опустить голову, посмотреть на носок левой ноги, поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты, то же самое вправо - вниз.
XIV Вытянуть руки вперед на ширине плеч и на уровне глаз. Посмотреть в правый верхний угол комнаты. Перевести взор на кончик пальцев левой руки, посмотреть в верхний левый угол, перевести взор на кончик пальцев правой руки (3-4 раза).
- Упражнения надавливания на пальцы рук.
Методика японского врача НамикосиТакудзиро.
Воздействие надавливанием на пальцы рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Такудзиро утверждает, что пальцы представляют собой «пути обратной связи» с теми или иными органами. Например, нажатие на средний палец тонизирует мозг, снижает повышенное кровяное давление; воздействуя на мизинец, можно улучшить сердечную деятельность.
Полезно использовать надавливание на пальцы рук в сочетании с дыхательными упражнениями по методу Стрельниковой, и эти воздействия значительно улучшают самочувствие. Нажимать следует от основания пальца до кончика, включая подушечку, в 3-4 приема. Надавливать палец нужно попеременно на лицевую, тыльную, а затем и на боковые стороны пальцев. Продолжительность надавливания - 3 сек., сила - средняя. Обрабатываются пальцы обеих рук поочередно.
3. Пальчиковая гимнастика в начале урока.
1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) и т. д.
11. Колокольчик, колокольчик все звенит, язычком он шевелит.
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает)
12. А у кошки ушки, ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)
13. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво. (Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши)
4. Массаж биологически активных точек на ушной раковине.
С помощью их массажа можно быстро поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, мобилизовать функции систем, лимитирующих работоспособность (В.А. Иванченко).
Тщательно помассировать надавливанием средней силы ушные раковины от верхней точки до мочки. Продолжительность - 10-15 сек
- Профилактика зрительного утомления и развитие зрения.
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Покорчимрожи.
Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.
Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.
Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительно двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
- Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного
Базарный Владимир Филиппович - русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики.
Сущность технологии, её отличительные особенности:
- Ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парта и конторка.
- Схемы зрительных траекторий;- Специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки»- Экологический букварь (картина-панно);
- Сенсорные кресты;- Специальные держалки;
- Специальные художественно-образные каллиграфические прописи, выполняемые перьевой ручкой и др.
Принципы технологии В.Ф. Базарного
Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного.
Во-первых, учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.
Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого в классах на потолке размещена схема универсальных символов (СУС) - комплекс геометрических фигур в виде эллипсов, кругов, креста.
Гимнастика глаз (улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочек ее клади.
теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончена. Ты молодец!
В-третьих, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
Автоматизированная система сенсорнокоординаторного тренажера (бегущие огни) позволяет выполнять зрительно-двигательные упражнения более интенсивными ритмическими движениями глаз, головы, туловища. Для этого в классе устанавливают в углах 4 сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами. По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.)
В результате подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации.
Сенсорные «круги»
Также карточки можно расположить и на сенсорных «кругах», которые закреплены на потолке на расстоянии 2 – 2,3 метра от пола (таких кругов 4)
Сенсорный круг способствует формированию правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.
При повторении, изучении нового дети обращаются к карточкам. Каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе такого поиска ребята совершают движения головой, глазами и туловищем. При этом им приходится поворачиваться в разные стороны для поиска необходимого материала. Активизируют базовое телесно – координаторное чувство на фоне зрительно – поискового, зрительные (зрительно - поисковые) стимулы несут в себе значительный мотивационно – активизирующий заряд на весь организм.
В – четвертых, гигиенически оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен коврик из естественной ткани (шерсти, соломы) с нашитыми на него пуговицами или аппликатор Кузнецова.
Оценка проделанной работы (рефлексия), рекомендации
по возможному использованию результатов
- Все вышеперечисленные особенности технологии В.Базарного стали основой и нашей Концепции по изменению учебно-воспитательного процесса в начальном звене с целью решения проблемы ухудшения здоровья за 4 года обучения в начальной школе и созданию подпрограммы развития в школе, по "освоению в практической деятельности учителей начальной школы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного"
Что дают технологии В.Ф.Базарного?
1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся.
2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3.Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервнопсихических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой сугубо патологии.
Здоровьесберегающие технологии профессора В.Ф. Базарного апробированы, дают хорошие результаты укреплении здоровья и развития детей.
Важным условием в достижении цели является то, что все образовательные учреждения, работающие "по - Базарному", регулярно проводят экспресс-диагностику детей и отчитываются перед родителями за состояние их здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего, творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа "здоров-нездоров", а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Количественные экспресс-тесты по всем этим показателям разработаны лабораторией Базарного.
Офтальмолог по образованию, он обратил внимание на ухудшение здоровья ребенка при начале обучения в школе. Уже 30 лет он исследует состояние здоровья детей в школе. По мнению В.Ф.Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.
Во - первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый школьный
Во – вторых, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.
Владимир Филиппович Базарный на основе многолетних исследований и наблюдений в школе создал свою методику школьного обучения в начальных классах.
Так как же добиться высокой успеваемости, не ограничивая детей жесткими рамками принятого поведения на уроке, когда им приходится сидеть за партой по несколько часов в день? Как сберечь здоровье детей, уберечь их от перегрузки и переутомления? Поэтому мы как один из путей достижения нашей цели выбрали элементы методики Базарного В. Ф. Мы считаем, что данная методика позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей.
В школе работа по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. началась недавно, поэтому говорить о положительных результатах, по-моему, рано. Просмотрели материалы многих образовательных учреждений, применяющих элементы методики Базарного В.Ф. Приведем примеры только одной из школ города Белгорода. Эксперимент в Белгороде идет уже 3 года. За три года работы с применением ЗСТ В.Базарного были получены новые результаты. Рассмотрим их в динамике:
Показатели физического здоровья учащихся
Медицинский осмотр учащихся (январь 2009 год)
Проработав год по здоровьесберегающей системе Базарного они провели повторное обследование учащихся по тем же критериям.
Повторный медицинский осмотр учащихся (январь 2010 год)
Из данных таблиц видно, что в целом, показатели физического здоровья учащихся имеют положительную динамику практически по всем критериям. Их можно оценить либо как допустимые, либо как оптимальные:
- уменьшилось количество детей имеющих низкий уровень ОФП.
- уменьшилось количество детей, имеющих уровень развития осанки ниже нормы.
- уменьшилось количество учащихся, входящих в подготовительную и специальную физкультурные группы;
- уменьшилось количество диспансерных больных;
- сохранение зрения находится на должном уровне.
Всё это говорит в защиту правильности выбранного пути. Учителя говорят, что сами не ожидали таких результатов: практически все дети осваивают программу начальных классов легко, быстро и с удовольствием.
Эти первоклашки заметно меньше болеют и более уравновешенные, нежели их сверстники. Однако учителя подчеркивают: говорить о результатах пока рано. Сам Базарный рекомендует подводить итоги в выпускных классах.
Нам выпала возможность поделиться опытом работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
Сам термин «здоровьесберегающие» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике. Данная методика содержит еще много пунктов, мы включим их в задачи на будущее...
- Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Достижение сформулированных задач обеспечивается, на наш взгляд, внедрением комплексного подхода к оздоровлению в начальной школе.
Мы проводим очень много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряются современные здоровьесберегающие технологии.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании. Как показала практика, этот курс способствует воспитанию и формированию у детей основ здорового образа жизни, культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Свой трудовой учебный день мы с ребятами начинаем с утренней зарядки. И кто сказал: "Что первый урок не продуктивный?". Мы все вместе взбодрились, проснулись. А вот теперь за работу.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Что значит здоровьеразвивающий подход к уроку? В чем его суть?
- Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя.
- Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования к уроку.
Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и учителю здоровья. А для этого дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности.
Убеждены, что всему основа в работе с детьми - положительные эмоции. Подбодрить, похвалить, поддержать его веру в себя.
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызвать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен избегать резких замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Известно, что невозможно воспитать у ребенка уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Учителю необходимо обнаружить у учащегося достоинства и их стимулировать, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» - это одно из эффективнейших способов, обеспечивающих людям возможность мирного сосуществования.
Очень желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей. Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, даже если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений.
Здоровьесберегающий подход к уроку проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие наряду с учащимися и т.д.
Таким образом, каждый здоровьесберегающий урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.
Выполнение этих требований должно гарантировать условия обучения и воспитания в процессе освоения новых образовательных стандартов,
способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
Заключение
Изложенный выше проектная работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список использованной литературы.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
- Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
- Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми / М. Макаров //Воспитание школьников. - 2005. - N 1. - С. 59-61.
- О рациональной здоровьесберегающей организации учебного процесса в школах.
- Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П. Митина //Начальная школа.. - 2006. - N 6. - C. 56-57.
- Мухаметова Ф. Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения / Ф. Г. Мухаметова //Начальная школа. - 2006. - N 8. - C. 105-106.
- Нестерова Л. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе / Л. В. Нестерова //Начальная школа. - 2005. - N 11. - C. 78-81.
- http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/
- http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/tehnologia.php
- http://edu.of.ru/dance/default.asp?ob_no=56901
Яндекс Картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Презентация....
"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад
В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ УЧАЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД И РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Реализация оценочной деятельности по ОС "Школа 2100"...
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения
Выступление по проблеме сохранения здоровья у учеников начальной школы и учителей....
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»
laquo;Нужно поддерживать крепость тела,чтобы сохранить крепость духа»--Виктор Гюго. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Детям, чтобы прочно усвоить з...
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка ...