Программа "Лепка из глины"
рабочая программа (1 класс) по теме

Рябкова Елена Геннадьевна

Цель программы:формирование художественно-творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_lepka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ОСНАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

                                       

ПРОГРАММА 

«ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ»

(Модифицированная образовательная программа дополнительного образования

для детей младшего школьного возраста, срок реализации II четверть учебного года )

                 

                                                                                                     

                                                                                                                Составитель:  

                                                                                                          учитель начальных  классов

                                                                                                          Е.Г.Рябкова

г. Ачинск 2012 г

Паспорт программы дополнительного образования  «Лепка из глины»

для учащихся 1 класса

Наименование программы

«Лепка из глины»

Составитель

программы

Учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 9» Е.Г.Рябкова

Координатор программы

Администрация МБОУ «ООШ № 9»

Основные исполнители программы

  1. Учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 9»
  2. Ученики 1 класса

Задачи курса

  1. Познакомить с технологией изготовления декоративной игрушки из глины
  2. Дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа
  3. Познакомить с народными традициями народного искусства по лепке из глины
  4. Развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию
  5. Развивать творческие способности и задатки
  6. Развивать умение наблюдать, выделять главное
  7. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
  8. Воспитывать художественный вкус, отзывчивость, уважение к окружающим людям.

Срок реализации программы        

II четверть (8 часов)

Основные разделы программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель программы.
  3. Задачи.
  4. Универсальные учебные действия.
  5. Формы и методы обучения.
  6. Условия реализации программы.
  7. Материалы и инструменты.
  8. Предполагаемые результаты.
  9. Учебно-тематический план.
  10. Методические рекомендации по проведению занятий.
  11. Оценка результатов работы.
  12. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности. 

    Образовательная программа «Лепка из глины» разработана на основе авторской программы Обориной О.Г. «Сборник образовательных программ детских образовательных учреждений областного центра художественного творчества учащихся «РОСТОК» и рассчитана на 1 год.

    Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

    Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

    Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

    Программа рассчитана на детей с 6 – 10 лет. В группах могут заниматься дети разного возраста. В создании разновозрастных групп есть свои преимущества: младшие всегда вольно и не вольно смотрят на старших не только по возрасту, но и по опыту творческой деятельности, и видят ориентиры своего роста, учатся выстраивать отношения, расширяют информационное поле.

    Очень важным моментом является развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.

 

Цель программы:

формирование художественно- творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

ЗАДАЧИ  ОБУЧЕНИЯ

 

Образовательная:

  1. познакомить с технологией изготовления декоративной игрушки из глины
  2. дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа
  3. познакомить с народными традициями народного искусства по лепке из глины

Развивающая:

  1. развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию
  2. развивать творческие способности и задатки
  3. развивать умение наблюдать, выделять главное

Воспитательная:

  1. воспитывать усидчивость, аккуратность.
  2. воспитывать художественный вкус, отзывчивость, уважение к окружающим людям.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения декоративной игрушки; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

1. Словесные:

  1. Рассказ
  2. Лекция
  3. Беседа
  4. Дискуссия

2. Практический:

  1. Практическая работа

3. Наглядный:

  1. Демонстрация
  2. Иллюстрация

4. Метод проблемного обучения:

  1. Проблемное изложение материала
  2. Создание проблемных ситуаций

5. Метод игры:

  1. Игра – конкурс
  2. Игра – путешествие
  3. Игра – викторина и т.п.  

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Материально – техническая база (глина, краски, основной и вспомогательный инструмент) 
  2. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей) 
  3. Методическое обеспечение(методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству) 
  4. Техника безопасности 

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ 

  1. Глина, гуашь, краски, кисти, палитра. 
  2. Стеки, наждачная бумага. 
  3. Доски для лепки. 
  4. Лак для покрытия.

  

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Должны знать:

  1. технику безопасности
  2. технологию лепки разными способами
  3. особенности последовательной работы

Должны уметь:

  1. пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой
  2. применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте

 

Учебно-тематический план обучения

№ п/п        

Наименование    темы

Теория        

Практика

Всего часов

1.

Введение

1

1

2.

Знакомство с народным искусством

1

1

3.

Техника безопасности работы с инструментами

1

1

4.

Способы декоративного оформления. Лепка новогоднего колокольчика.

1

1

2

5.

Сушка и роспись глиняных изделий.

2

2

6.

Выставка

1

Итого

8

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ С ГЛИНОЙ

 

1.      Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки

2.      Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении  радом сидящего человека

3.      При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках

4.      На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.

5.      При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах

6.      После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость

7.      По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

 

 

ЭТАПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ

 

1.      Передача общего строения

2.      Уточнение общего строения

3.      Проработка основных деталей

4.      Обработка поверхности изделия кисточкой при помощи воды

5.      Просушивание изделия

6.      Обработка поверхности изделия наждачной бумагой

7.      Покраска основной краской

8.      Продумывание элементов раскраски на альбомном листе

9.      Раскрашивание готового изделия

10.    Покрывание лаком

 

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ!

1.      технику безопасности

2.      технологию лепки разными способами

3.      особенности последовательной работы

4.      росписи ДПИ

5.      особенности выполнения композиции

 

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ!

1.      пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой

2.      применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте

3.      самостоятельно выполнять изделия средней сложности

4.      правильно применять расцветку в покраске изделий

                                 

Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Декоративная игрушка (колокольчик) используется в качестве подарка к Новогоднему празднику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998 
  2. Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении». – Пеленг,1992 
  3. Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 1989 
  4. Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996 
  5. Сокольникова Н.М. «Изоб. искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....

Презентация к уроку технологии в начальных классах "Мастерим из глины"

Презентация к уроку технологии в начальных классах "Мастерим из глины"...

Сценарий открытия выставки глиняных игрушек "Чудеса из глины"

Воспитанники объединения "Декоративно-прикладное творчество" подготовили выставку из глиняных игрушек. Чтобы выставка не прошла скучно - устроили праздник: каждую оформленную композицию представляли а...

Проектная работа по технологии "Лепка из глины"

Проектная работа на тему: "Лепка из глины"ученицы 3-го класса....

Лепка из глины. Филимоновская игрушка.

Практические рекомендации с использованием ЭОР....

Презентация по внеурочной работе "Цветы из глины"

Презентация по внеурочной работе "Цветы из глины"...