Изучение образов народного творчества и их воплощение в изделях из глины на уроках и неклассных мероприятиях
статья по теме
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ГЛИНЫ
НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Мальцева Ольга Михайловна, учитель начальных классов
В основе образовательной политики современной России лежит идея толерантности, многокультурности общества, которая диктует необходимость обновления содержания образования, реализующего этнокультурную функцию, придания ему национального характера. И сегодня остается актуальными мысли основателей отечественной педагогики о воспитании российского юношества в духе нравственности, партиотизма, национальных ценностей и народных традиций.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка. Обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. И рассматривает как часть материальной культуры.
Изучение народного прикладного творчества осуществляется во взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря. Такой подход вводит детей в мир народного творчества как особое этнокультурное пространство и способствует формированию в творчестве целостных представлений о национальной русской культуре, народном миропонимании, этических и эстетических ценностей.
Лепка один из любимых занятий не только дошкольников, но и школьников. Сколько интересного можно сделать из этого живого послушного материала. Она имеет огромное значение в развитии творческих способностей через приобщение к художественной лепке на основе народных традиций.
Задачи, которые ставятся в процессе обучения:
приобщать к труду через освоение промысла,
воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, к культуре русского народа и народов России.
Содержание представлено тематическими блокам:
Мир живой природы, (лепка домашних птиц и животных);
Народный календарь («Новый год», Покров, Рождество, Пасха);
Мир образов народных сказок (лепка героев народных сказок: «Снегурочка», «Кот, петух и лиса»);
Мир традиционной русской игрушки (Каргопольская, Абашевская, Дымковская, Филимоновская).
Студию «Волшебная глина» посещает студию 25 детей. Начали работу с Дымковских игрушек, истории их возникновения. Дети с удовольствием слушают рассказ о подготовке к празднику «Свистунья». О рождении игрушки, ее лепке, обжиге, побелке и покраске. Уже изготовили по одной барышне. И раскрасили их. На будущее планирую создание «Лаборатории по созданию новых идей методом РТВ» Это соединение различных материалов свой логотип, эмблемы, значки. Изготовление поделок, сувениров, к праздникам Новый год», «8 марта», День космонавтики.
Соленое тесто стало очень популярным в последнее время материалом для лепки. Поделки из теста – древняя традиция и им находится место в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Взял Бог кусок глины и сотворил человека. Воссоздание мира - вот ключевое слово для тех, кто хочет присоединиться к процессу возрождения древних народных промыслов в России. Воссоздание человека – маленького творца - который с помощью рук может воссоздать всю Землю. И выйти за ее пределы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изделия мастеров народного творчества. Изготовление куклы из ткани, мочалы и пряжи
Урок технологии в начальной школе по теме: «Изделия мастеров народного творчества. Изготовление куклы из ткани, мочалы и пряжи», Разработала учитель высшей категории МБОУ СОШ №3 с.Александ...
Методическая разработка "Изучение устного народного творчества в программах дополнительного образования детей"
Сценарная разработка в помощь классному руководютель начальной школы....
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс "Обобщение изученного по теме "Устное народное творчество"
Урок проводился, как открытый в 2014 году в форме игры КВН....
" Образы животных в народном творчестве" по курсу "Окружающий мир" (автор А.А. Плешаков). 3-й класс.
Знакомились с группами животных. Вспомнили произведения устного народного творчества, в которых встречаются образы данных животных.Большая мудрость заключена в народных сказках о животных и в волшебны...
Технологическая карта на тему: "Образы животных в народном творчестве"
Тема: «Образы животных в народном творчестве»,3 класс....
«Человек-художественный образ» Тема урока « Кукла-оберег в русском народном творчестве"
Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с куклами-оберегами и его значением в жизни крестьян. Сформировать понятие- “оберег”. Научиться изготавливать традиционную тряпичную к...
Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.
Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках....