"Добрый волшебник"
методическая разработка по теме

Жукова Елена Николаевна

Адаптационно-развивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobryy_volshebnik_izmenen.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социально развития Саратовской области

Государственное учреждение

«Красноармейский центр социальной помощи семье и детям «Семья»

Адаптационно-развивающая

 программа для детей в возрасте от 3 до 5 лет

Разработана педагогом-психологом

отделения дневного пребывания

подгруппы «Солнышко»

Жуковой Е. Н.

Красноармейск 2010

I. Пояснительная записка

 Когда родители приводят ребенка в отделение дневного пребывания, их  в основном интересует один вопрос: «Стоит ли отдавать малыша в отделение дневного пребывания или продолжать воспитывать его дома?» С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в данном учреждение работают специально обученные специалисты, но, с другой, настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в группе много плачут, часто болеют.

Действительно, может случиться так, что малыш с первых дней посещения отделения дневного пребывания будет плакать, тяжело переживать разлуку с близкими, родными, а через 3 – 4 дня заболеет. Но не надо торопиться обвинять во всем специалистов учреждения.

Многочисленные исследования ученых (Э. Торндайк, И. П. Павлов, В. Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него социальным условиям, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду, а так же как малыша встретят в новом коллективе.

У детей, проходящих реабилитацию в отделении дневного пребывания Центра «Семья» тревожное состояние в период адаптации сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, замкнутости, плача. Замечено, что общим фактором значительного роста тревожного поведения является повышение напряженности.

Поэтому психокоррекционная программа «Добрый волшебник» предусматривает коррекцию тревожного поведения через установление эмоционального контакта между несовершеннолетними, формирование навыков правильного общения, контролирование своего поведения.

II. Структура программы

Занятия разделены на 2 блока. I адаптационный блок – игровая психокоррекция, направленная на снижение тревожности у несовершеннолетних в период адаптации. II развивающий блок – занятия с элементами сказко- и  арттерапии.

I блок состоит из 7 групповых занятий по 20 минут каждое.  II блок содержит 16 групповых  занятий по 30 минут.

Занятия I блока рассчитаны проводиться два раза в неделю в течение месяца.

1 неделя: понедельник - «Теплый дом», пятница - «Как вас зовут?»

2 неделя: понедельник - «Твое имя», четверг - «Веселое путешествие».

3 неделя: вторник - «Ласковое имя», четверг - «Как нужно здороваться»

4 неделя: понедельник - «Давайте поздороваемся»,

Занятия II блока проводятся два раза в неделю в течение двух месяцев.

1 неделя: вторник - «Что за палочки такие?» четверг - «Королева-кисточка»

2 неделя: вторник - «Бревенчатый домик-станция», пятница - «Пищащий комочек»

3 неделя: понедельник - «Вагончики», среда - «Домики»

4 неделя: вторник - «Веселая лужайка», четверг - «Улитка»

5 неделя: среда - «Трава для зайчат», пятница - «Картина из пластилина»

6 неделя: понедельник – «Коврики», четверг «Угощение для дня рождения»

7 неделя: вторник – «Колобки», пятница «Овощи на зиму»

8 неделя: среда – «Яблоки и груши», пятница «Подарки для зайчат»

 Формы проведения занятий

I блок – игры, игровые упражнения, рассказы, сказки и сказкотерапия.

II блок - упражнения, игры с элементами арттерапии и сказкотерапии.

Методы, используемые в ходе занятий.

Методы: игровой, наглядный, словесный.

III. Примерное содержание занятий

I блок. Групповое занятие «Теплый дом».

Цель: - Настроить группу на совместную деятельность;

- развивать доверие друг к другу.

1 часть - вводная.

Задача: - познакомить детей друг с другом;

- вовлечь в общение стеснительных детей.

«Звучит спокойная музыка. Психолог приглашает детей пройти в комнату. Предлагает сесть на коврик по кругу.

Психолог: Ребята! Мы с вами живем одной большой и дружной семьей в нашем теплом доме! Вам здесь уютно, вас здесь любят. В этом доме у вас будет много друзей, вы научитесь любить и уважать друг друга, дружно играть, не ссориться, весело общаться друг с другом!

Давайте возьмемся за руки и ласково улыбнемся своему соседу сначала справа, а затем слева. Я рада, что у вас такие приветливые улыбки.

 2. Основная часть.

Цель: - формирование у группы позитивных форм взаимодействия друг с другом.

Задача: - коррекция эмоциональной сферы;

- развитие эмпатии.

Игра «Солнышко» (по И. Н. Кольцовой).

Психолог: Сядьте в круг. Посмотрите, что у меня есть в руках! Это солнышко! Оно будет согревать нас своим теплом. Сейчас каждый из вас подержит в руках солнышко и затем передаст своему соседу справа. Держите солнышко в руках бережно, нежно, передавайте его аккуратно, чтобы не обидеть, не уронить!

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет!

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет!

От этого желтого пушистого комочка нам стало тепло! Сейчас вы превратитесь в солнышко и согреете своим теплом себя и других.

Под ласковую музыку дети выполняют этюды (подняли руки, ладошками вверх, потянулись, руки в стороны и покружились).

- Как было ваше солнышко? (Ласковым, теплым)

- Нарисуйте каждый свое солнышко. Покажите его настроение.

(Дети рисуют).

3. Заключительная часть.

Задача: - анализ занятия.

Заполнение экрана обратной связи.

Психолог: «Ребята, сейчас вам дам коробочку, в которой лежат волшебные кружочки: черного, желтого и красного цвета. Эти цвета горят о том, какое у вас настроение. Вы выберете, пожалуйста, тот свет, который показывает ваше настроение. Желтый кружок говорит, что у вас хорошее настроение и вам понравилось наше занятие, красный кружок говорит, что настроение у вас не много грустное, а черный, что у вас плохое настроение и что-то вам не понравилось на занятие. (Дети выбирают цвет). А теперь я попрошу вас подойти и приклеить свой кружок к нашему экрану.

        

II блок. Групповое занятие «Что за палочки такие»

Цель: - формирование навыков общения у детей 3-5 лет в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности.

Задача: - развитие самоконтроля;

- развитие чувства сплоченности коллектива;

- коррекция эмоциональной сферы.

1 часть – вводная.

Задача: - установление эмоциональной связи с детьми.

Психолог: Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть. Сядьте в круг. Посмотрите, что у меня есть в руках! Это солнышко! Оно будет согревать нас своим теплом. Сейчас каждый из вас подержит в руках солнышко и затем передаст своему соседу справа. Держите солнышко в руках бережно, нежно, передавайте его аккуратно, чтобы не обидеть, не уронить!

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет!

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет!

От этого желтого пушистого комочка нам стало тепло! Сейчас вы превратитесь в солнышко и согреете своим теплом себя и других.

Под ласковую музыку дети выполняют этюды (подняли руки, ладошками вверх, потянулись, руки в стороны и покружились).

2. Основная часть. Игра с элементами сказкотерапии.

Задача: - развитие эмпатии;

- расширение кругозора;

- коррекция мелкой моторики.

Психолог: Перед началом занятия имитирует громкий телефонный звонок, затем, стараясь привлечь внимание детей, говорит в трубку: «Здравствуйте, игрушки! Я вас слушаю. Не говорите только все сразу. Не беспокойтесь, я вас поняла. Думаю, что ребята вам помогут».

Положив трубку, психолог объясняет детям: «Ребята. Мне позвонили ваши игрушки и сообщили, что у нас на столе появились какие-то цветные палочки. А они не знают, что с этими палочками делать».

Психолог берет в руки коробку, достает из нее карандаши и продолжает свой рассказ: «Игрушки внимательно рассмотрели палочки, но что это такое, так и не поняли. Мишка попытался построить из них домик, но тот развалился. А вы, дети, не знаете, что это за цветные палочки? Может быть, вы поможете игрушкам – расскажите, что с ними надо делать? » (Дети отвечают)

После того, как дети ответят. Им предлагается взять какую-нибудь игрушку и показать ей, как надо держать карандаш. Затем, детям предлагается нарисовать что-нибудь на своих листочках. Потом дети должны рассказать, что они нарисовали для своих игрушек.

3. Заключительная часть.

Задача: - анализ занятия.

Психолог: - Ребята, вам понравилось наше занятие?

Заполнение экрана обратной связи.

Психолог: «Ребята, сейчас вам дам коробочку, в которой лежат волшебные кружочки: черного, желтого и красного цвета. Эти цвета горят о том, какое у вас настроение. Вы выберете, пожалуйста, тот свет, который показывает ваше настроение. Желтый кружок говорит, что у вас хорошее настроение и вам понравилось наше занятие, красный кружок говорит, что настроение у вас не много грустное, а черный, что у вас плохое настроение и что-то вам не понравилось на занятие. (Дети выбирают цвет). А теперь я попрошу вас подойти и приклеить свой кружок к нашему экрану.

IV. Цель программы:

- стабилизация эмоционально – волевой сферы.

Задачи программы:

- снижение тревожных тенденций в поведении несовершеннолетних;

- развитие навыков межличностного общения.

V. Целевая группа

Программа рассчитана на проведение занятий с несовершеннолетними 3-5 лет в период адаптации в новой социальной среде (отделении дневного пребывания), нуждающимися в психокоррекции эмоционально-волевой сферы.

VI. Срок реализации

 Реализация программы происходит в течение 2 месяцев.

Список используемой литературы

Авторы.

  1. Кирюхина Н. В., «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. Пособие./ Н. В. Кирюхина. – М.: Айрис – пресс, 2005 – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)».
  2. Клюев Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность». – Ярославль, 1997.
  3. Введение в психологию / Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Академия, 1997.- 463 с.
  4. Кряжева Н. Л. «Кот и пес спешат на помощь…» / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 2000.- 176 с., ил. – (Серия: «Психологи детям, психологи о детях»).

VII. Содержание работы

I блок - адаптационный.

Цель: коррекция эмоциональной сферы в период адаптации к новому социальному окружению.

Задачи: - Знакомство детей друг с другом;

-способствовать развитию навыков межличностного общения у детей;

-вовлечение в общение стеснительных детей;

        -развитие эмпатии

1 занятие «Теплый дом»

Цель: - настроить группу на совместную деятельность;

 - развивать доверие друг к другу.

Задача: - познакомить детей друг с другом;

- вовлечь в общение стеснительных детей;

- коррекция эмоциональной сферы;

- развитие эмпатии.

2 занятие «Как вас зовут?»

Цель: - развивать способность выражать и проявлять чувства;

Задачи: - настроить внимание детей на восприятие своего имени и имени другого ребенка;

- способствовать укреплению дружеских контактов между детьми.

3 занятие «Твое имя» 

Цель: - способствовать формированию чувства группового единства, эмоционального сближения;

Задача: - развивать умения передавать эмоции невербальным способом, через пластику.

4 занятие «Веселое путешествие»

Задачи: - способствовать активному восприятию ребенком своего имени и имени товарища;

- способствовать новому способу взаимодействия друг с другом;

- развивать навыки невербальной передачи чувств.

5 занятие «Ласковое имя»

Задача: - развивать положительные эмоции при восприятии другого человека.

6 занятие «Как нужно здороваться»

Задачи: - вызвать у детей положительные эмоции; 

- развивать эмпатию и мелкую моторику.

       

        7 занятие «Давайте поздороваемся»

Задачи: - закрепить знания детей о способах приветствия;

- развивать умения преодолевать мышечное напряжение;

- способствовать развитию навыков регуляции поведения;

- развивать умение работать в коллективе.

II блок – развивающий.

Цель: - снижение уровня тревожности и стабилизация эмоционально-волевой сферы с использованием техники арттерапии.

Задачи: - развитие мелкой моторики;

- коррекция познавательной сферы;

- выражение эмоционального состояния;

- снятие эмоционально-психического напряжения.

1 занятие «Что за палочки такие?»

Задачи: - снятие напряжения;

- развитие чувства сплоченности коллектива;

- коррекция эмоциональной сферы.

2 занятие «Королева-кисточка»

Задачи: - развитие самоконтроля;

- снятие напряжения мышц рук.

3 занятие «Бревенчатый домик-станция»

Задачи: развитие у детей отзывчивости, доброжелательности.

4 занятие «Пищащий комочек»

Задачи: -  развитие у несовершеннолетних отзывчивости, сочувствия;

- снижение эмоционального напряжения;

- развитие мелкой моторики

Задачи: 5 занятие «Вагончики»

Задачи: - развитие у несовершеннолетних отзывчивости, сочувствия;

- снижение эмоционального напряжения.

6 занятие «Домики»

Цель: - развитие навыков взаимоподдержки;

- снятие эмоционально-психического напряжения.

        7 занятие «Веселая лужайка»

Задачи: -  развитие у несовершеннолетних отзывчивости, сочувствия;

- снижение эмоционального напряжения;

- развитие мелкой моторики.

8 занятие  «Улитка»

Задачи: -  развитие у несовершеннолетних отзывчивости;

 - коррекция мелкой моторики;

- расширение кругозора.

9 неделя «Трава для зайчат»

Задачи: - развивать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помогать им.

 10 занятие «Картина из пластилина»

Задачи: - коррекция эмоционального состояния;

        - снижение напряжения;

- коррекция мелкой моторики

11 занятие  «Коврики»

 Задачи: - развитие творческих способностей.

12 занятие «Угощение для дня рождения»

Задачи: -  развитие у несовершеннолетних отзывчивости;

- развитие мелкой моторики;

- развитие воображения.

13 занятие «Колобки»

Задачи: - развитие доброжелательного отношения к игровым персонажам;

- развитие мелкой моторики.        

14 занятие «Овощи на зиму»

Задачи: - развитие творческой деятельности;

- снижение мышечного напряжения.

15 занятие «Яблоки и груши»

Задачи: - развитие творческой деятельности;

- снижение мышечного напряжения.

16 занятие «Подарки для зайчат»

Задачи: - развитие доброжелательность и отзывчивости;

- развитие мелкой моторики;

- развитие воображения.

IX. Ожидаемые результаты программы.

За время реализации психокоррекционной программы предполагается достичь следующих результатов:

- снижение тревожных тенденций в период адаптации;

- стабилизация состояния эмоционально-волевой сферы;

- повышение у несовершеннолетних культуры межличностного общения;

- развитие познавательных процессов.

X. Мониторинг реализации программы:

Для определение уровня тревожности у детей дошкольного возраста используются следующие психодиагностические методики:

- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

- Методика исследования эмоционального состояния (по Э. Т. Дорофеевой).

Диагностика проводится в первые пять дней после поступления ребенка в отделении. По итогам реализации программы исследование уровня тревожности н/л проводится по этим же методикам. Изменение выбора цвета для рисунка, высказывания детей будут свидетельствовать эмоциональном состоянии ребенка

Кроме того, после каждого занятия заполняется экран обратной связи. Цветовой выбор детей говорит о состоянии ребенка в течение каждого занятия.

Приложение 1

I Блок – адаптационный.

Цель: коррекция эмоциональной сферы в период адаптации к новому социальному окружению.

Задачи: - Знакомство детей друг с другом;

-способствовать развитию навыков межличностного общения у детей;

-вовлечение в общение стеснительных детей;

        -развитие эмпатии.

Занятие 1 «Теплый дом»

Цель: - настроить группу на совместную деятельность;

 - развивать доверие друг к другу.

Задача: - познакомить детей друг с другом;

- вовлечь в общение стеснительных детей;

- коррекция эмоциональной сферы;

- развитие эмпатии.

Оборудование: запись спокойной музыки, пушистый желтый шарик, бумага акварель или карандаши.

Ход занятия

 1. Вводная часть.

Звучит спокойная музыка. Психолог приглашает детей пройти в комнату. Предлагает сесть на коврик по кругу.

Психолог: Ребята! Мы с вами живем одной большой и дружной семьей в нашем теплом доме! Вам здесь уютно, вас здесь любят. В этом доме у вас будет много друзей, вы научитесь любить и уважать друг друга, дружно играть, не ссориться, весело общаться друг с другом!

Давайте возьмемся за руки и ласково улыбнемся своему соседу сначала справа, а затем слева. Я рада, что у вас такие приветливые улыбки.

 2. Основная часть.

Игра «Солнышко» (по И. Н. Кольцовой).

Психолог: Сядьте в круг. Посмотрите, что у меня есть в руках! Это солнышко! Оно будет согревать нас своим теплом. Сейчас каждый из вас подержит в руках солнышко и затем передаст своему соседу справа. Держите солнышко в руках бережно, нежно, передавайте его аккуратно, чтобы не обидеть, не уронить!

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет!

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет!

От этого желтого пушистого комочка нам стало тепло! Сейчас вы превратитесь в солнышко и согреете своим теплом себя и других.

Под ласковую музыку дети выполняют этюды (подняли руки, ладошками вверх, потянулись, руки в стороны и покружились).

- Как было ваше солнышко? (Ласковым, теплым)

- Нарисуйте каждый свое солнышко. Покажите его настроение.

(Дети рисуют).

3. Заключительная часть. Задача: - анализ занятия.

Психолог: - Ребята, вам понравилось наше занятие?

Заполнение экрана обратной связи.

Психолог: «Ребята, сейчас вам дам коробочку, в которой лежат волшебные кружочки: черного, желтого и красного цвета. Эти цвета горят о том, какое у вас настроение. Вы выберете, пожалуйста, тот свет, который показывает ваше настроение. Желтый кружок говорит, что у вас хорошее настроение и вам понравилось наше занятие, красный кружок говорит, что настроение у вас не много грустное, а черный, что у вас плохое настроение и что-то вам не понравилось на занятие. (Дети выбирают цвет). А теперь я попрошу вас подойти и приклеить свой кружок к нашему экрану.

2 занятие «Как вас зовут?»

Цель: - развивать способность выражать и проявлять чувства;

Задачи: - настроить внимание детей на восприятие своего имени и имени другого ребенка;

- способствовать укреплению дружеских контактов между детьми.

Оборудование: запись спокойной музыки, акварель, кисточки, заготовки сердечек.

 

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Психолог: Я рада видеть вас, таких дружных, приветливых, снова в этой комнате!

Давайте сядем на коврик по кругу, возьмемся за руки, посмотрим в глаза соседу и улыбнемся!

Тренинговое упражнение «Улыбнись соседу».

2. Основная часть.

Психолог: Каждый человек имеет свое имя. И это имя может звучать по-разному.. Можно сказать строго, официально, а можно ласково!

Игра «Назови ласково».

Психолог: Возьмите друг друга за руки. Мы сейчас будем знакомиться, как будто первый раз увиделись. Надо назвать свое уменьшительное имя и спросить соседа, как его зовут. (Первым начинает взрослый).

- Меня ласково зовут Леночка, а как зовут тебя?

- Меня зовут Андрюшка, а тебя? (И так далее, до последнего).

Психолог: Вам было приятно, когда вас называли ласково? Как бы вы хотели, чтобы вас называли?

От ласкового имени становится тепло, как будто бы вас согревает солнышко. Давайте превратимся в маленькие солнышки и согреем друг друга и себя теплом.

Дети под спокойную музыку выполняют этюды «Солнышко».

Психолог: Сегодня мы близко познакомились с ласковыми именами, согрели друг друга теплом, и у каждого из вас в сердечке остался  лучик солнышка, который будет помогать вам дружить. Давайте раскрасим эти сердечки тем цветом, каким вам хочется.

Дети раскрашивают сердечки акварелью по своему усмотрению и настроению. По окончанию работы дети садятся в круг на коврике, кладут готовые сердечки перед собой.

Психолог: Давайте подарим друг другу эти сердечки. Возьмите сердечко, приложите его к своему сердцу, согрейте своим теплом. А теперь передайте его бережно своему соседу справа.

- Понравилось вам сердечко, которое вам подарили?

3. Заключительная часть.

Психолог: Теперь сядьте в круг, возьмитесь за руки. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Димочке, Димочки к Аленушке и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она вас не покидает и греет! (Заполнение экрана обратной связи). До свидания!

3 занятие «Твое имя»

Цель: - способствовать формированию чувства группового единства, эмоционального сближения;

Задача: - развивать умения передавать эмоции невербальным способом, через пластику.

Оборудование: музыкальный отрывок веселого содержания, стул- трон, акварель, кисти.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Психолог: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас! А вы рады нашей встречи? Возьмитесь крепко за руки, посмотрите в глаза соседе и улыбнитесь!

Тренинговое упражнение «Передай добро».

Психолог: Я знаю, что вы очень добрые дети! Давайте поделимся добром с другими!

Приложите свои ладошки к сердцу, наполните их своим добром, закройте ладошки и теперь осторожно, чтобы не уронить и не разбить, передайте соседу.

Приложите ладони к своему сердцу, пусть добрые чувства, переданные товарищем, поселятся и в вашем сердце.

  1. Основная часть.

Психолог: Ребята, у меня для вас есть сюрприз! Вот этот стул с высокой спинкой. Это трон. Вы по очереди будете сидеть на троне, а остальные будут называть вас ласковыми именами или говорить вам ласковые имена. Можно погладить, обнять, поцеловать сидящего на троне.

После игры.

- Что вы почувствовали, когда сидели на «волшебном» стуле?

Бывает иногда грустно, как будто бы прошел дождик. Но после дождика всегда выглядывает солнышко и на небе появляется веселая радуга, радостная, в ней дружно переплетаются веселые цвета! Давайте нарисуем радугу! Пусть разноцветная радость останется с вами и не позволит вам грустить и ссориться!

Дети рисуют радугу, выбирая материалы по усмотрению и желанию.

3. Заключительная часть.

Психолог: Теперь сядьте в круг, возьмитесь за руки и передайте эстафету дружбы. Я чувствую, что дружбы у нас стало больше, так пусть она не покидает нас никогда! (Заполнение экрана обратной связи). До свидания!

4 занятие «Веселое путешествие»

Задачи: - способствовать активному восприятию ребенком своего имени и имени товарища;

- способствовать новому способу взаимодействия друг с другом;

- развивать навыки невербальной передачи чувств.

Оборудование: грамзапись голосов птиц.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Упражнение «Улыбнись соседу».

Психолог: Садитесь на ковер, возьмите друг друга за руки, посмотрите в глаза соседу справа, улыбнитесь, теперь улыбнитесь соседу слева. Чтобы наша сегодняшняя встреча прошла хорошо, давайте наполним наши сердца добром, поделимся им с товарищами.

Выполняется упражнение «Передай добро».

2. Основная часть.

Психолог: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А отправимся туда на паровозике. Я – паровоз, и у меня пока нет вагончиков. Я еду один: чух – чух – чух. А вот первая станция! Как же она называется? (Дети должны сказать, что станция называется «Аленушка», то есть по имени того ребенка, к которому подъезжает паровозик. Паровозик ездит до тех пор, пока все дети не станут «вагончиками».) 

Психолог: Понравилось ли вам путешествие на поезде? Наш поезд остановился на поляне. Давайте послушаем птиц, которые здесь поют!

(Дети слушают голоса птиц).

Психолог: Давайте превратимся в птиц и полетаем, как они!

Дети под запись голосов птиц изображают птиц, «летают», выполняют произвольные действия.

Психолог: Вам понравилось быть птицами? Давайте нарисуем волшебные перья птиц  и оставим их на память о сегодняшней прогулке! (Дети рисуют перья птиц).

3. Заключительная часть.

Психолог: Садитесь в вагончики, мы отправляемся домой!

- Вам понравилось наше путешествие?

Возьмите друг друга за руки, передадим эстафету дружбы. (Заполнение экрана обратной связи).

5 занятие «Ласковое имя»

Задача: - развивать положительные эмоции при восприятии другого человека.

Оборудование: акварель, бумага, вода, широкая кисть, пушистый желтый шарик.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Выполняется упражнение «Улыбнись соседу».

Игра «Солнышко».

Психолог: Сядьте в круг. Посмотрите, что у меня есть в руках! Это солнышко. Оно будет согревать вас своим теплом. Сейчас каждый из вас подержит в руках солнышко и затем передаст своему соседу справа. Держите солнышко в руках бережно, нежно, передавайте его аккуратно, чтобы не обидеть, не уронить!

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет!

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет!

(После упражнения).

Психолог: От этого желтого пушистого комочка нам стало тепло! Сейчас вы превратитесь в солнышко и согреете своим теплом себя и других.

Под ласковую музыку дети выполняют этюды (подняли руки, ладошками вверх, потянулись, руки в стороны и покружились).

Психолог:

- Как было ваше солнышко?

  1. Вводная часть.

Этюд «Мне тепло».

Психолог: Представьте себе, что вам стало прохладно. Вы мерзнете. Подул холодный вечер. Но вот выглянуло солнышко и стало тепло! Мы расправили плечи, гладим себя по рукам, представляя, как тепло разливается по всему телу.

- Как вы почувствовали тепло?

Ребята! У каждого человека есть имя. Вы это знаете! Но это имя можно произнести по-разному. Можно сказать строго, серьезно, а можно и ласково! Сейчас мы будем друг другу бросать мячик, а тот, кому мячик попадет в руки, назовет свое ласковое имя. Когда мячик обойдет всех детей, то тот, кто бросает его дальше, называет имя того, кому этот мяч бросает.

Игра «Назови ласково».

Психолог: Ребята, вам понравилась эта игра?

  1. Заключительная часть.

Психолог: Какое настроение у вас к концу занятия? (Заполнение экрана обратной связи). Возьмите друг друга за руки и передайте эстафету дружбы.

6 занятие «Как нужно здороваться»

Задачи: - вызвать у детей положительные эмоции; 

- развивать эмпатию;

- коррекция мелкой моторики.

Оборудование: Мягкие игрушки зайца и лисы, гуашь, кисточки, мокрая салфетка.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Психолог: Добрый день ребята! Возьмитесь за руки, нежно пожмите друг другу руки. Мы вместе, мы дружные, мы все здесь!

  1. Основная часть.

Беседа «Как нужно здороваться».

Психолог: Рукопожатием мы поприветствовали друг друга. А знаете ли вы, что когда мы приветствуем друг друга и говорим «Здравствуй», то желаем здоровья! Поэтому, здороваясь друг с другом, надо говорить вежливо, с уважением. Давайте поздороваемся друг с другом. Начну я: «Здравствуй, Костя!»

- Понравилось вам приветствовать друг друга?

- По–разному приветствуют друг друга дети и взрослые. Об этом я услышала от наших игрушек – Зайца и Лисы. (Появляются мягкие игрушки).

Дети: Здравствуй, Лиса! Привет, Зайчик! (Затем игрушки «здороваются» прикасаясь носами, спиной, лапами, плечами к детям).

Психолог: Ребята, ваши ладошки ласковые, они умеют и здороваться, и отпечатываться на бумаге. Возьмите гуашь розового цвета, покрасьте ею свою ладошку и отпечатайте на бумаге.

А теперь «оживите» ее. Готовую работу подарите тому, кому хотите.

  1. Заключительная часть.

Психолог: Давайте возьмемся за руки. Мы дружные ребята. А когда мы держимся все вместе, дружбы становится больше! Ребята, давайте жить дружно. (Заполнение экрана обратной связи).

7 занятие «Давайте поздороваемся»

Задачи: - закрепить знания детей о способах приветствия;

- развивать умения преодолевать мышечное напряжение;

- способствовать развитию навыков регуляции поведения;

       - развивать умение работать в коллективе

Оборудование: мягкие игрушки лисы и зайца, иллюстрации настроений радости, огорчения, злости.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Дети садятся на стульчики, поставленные по кругу.

Психолог: Возьмитесь за руки и улыбнитесь, своему соседу.

Тренинговое упражнение «Доброе утро».

- Теперь давайте скажем друг другу «Доброе утро». Говорить надо искренне, от души, глядя прямо в глаза. Я начну так: «Доброе утро, Андрюша!» А ты мне должен ответить: «Доброе утро, Елена Николаевна!» (И так все дети).

  1. Основная часть.

 Психолог: В моем конверте есть картинки, которые выражают разные эмоции – настроение, переданное мимикой. Посмотрите на них. Как вы думаете, какое лицо было у вас, когда вы говорили соседу «Доброе утро»?

- Как вы думаете, почему на этой картинке выражение огорчения? А на этой – злости?

К нам в гости пришли друзья Лиса и Заяц. Давайте поздороваемся с ними. Вспомните способы приветствия. Здороваться будем по очереди. Не забудьте, что и мимикой нужно выразить степени радости от встречи с гостями.

Дети здороваются ранее усвоенными способами, улыбаясь игрушками.

Психолог: Ребята, вы получили радость от этого упражнения? А ведь радость можно не только выражать словами и мимикой, но и нарисовать! Как вы думаете, какого цвета может быть радость? Конечно же, яркая, большая! Давайте ее нарисуем.

(Дети рисуют).

  1. Заключительная часть.

Психолог: - Что вам понравилось сегодня?

А теперь давайте возьмем друг друга за руки, что будет означать, что мы дружные дети, и передадим через рукопожатие дружбу! Когда мы вместе, дружбы больше! (Заполнение экрана обратной связи).

II блок – развивающий.

Цель: - снижение уровня тревожности и стабилизация эмоционально-волевой сферы с использованием техники арттерапии.

Задачи: - развитие мелкой моторики;

- коррекция познавательной сферы;

- выражение эмоционального состояния;

- снятие эмоционально-психического напряжения.

Занятие 1 «Что за палочки такие?»

Задачи: - снятие напряжения;

- развитие чувства сплоченности коллектива;

- коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: наборы цветных карандашей, бумага, телефон.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Во время завтрака психолог незаметно для детей размещает на рабочем столе коробки с карандашами.

Психолог: Возьмитесь за руки и улыбнитесь, своему соседу.

Тренинговое упражнение «Доброе утро».

- Теперь давайте скажем друг другу «Доброе утро». Говорить надо искренне, от души, глядя прямо в глаза. Я начну так: «Доброе утро, Андрюша!» А ты мне должен ответить: «Доброе утро, Елена Николаевна!» (И так все дети).

2. Основная часть.

Перед началом занятия имитирует громкий телефонный звонок, затем стараясь привлечь внимание детей, говорит в трубку: «Здравствуйте, игрушки! Я вас слушаю. Не говорите только все сразу. Не беспокойтесь, я вас поняла. Думаю, что ребята вам помогут».

Положив трубку, психолог объясняет детям: «Ребята. Мне позвонили ваши игрушки и сообщили, что у нас на столе появились какие-то цветные палочки. А они не знают, что с этими палочками делать».

Психолог берет в руки коробку, достает из нее карандаши и продолжает свой рассказ: «Игрушки внимательно рассмотрели палочки, но что это такое, так и не поняли. Мишка попытался построить из них домик, но тот развалился. А вы, дети, не знаете, что это за цветные палочки? Может быть, вы поможете игрушкам – расскажите, что с ними надо делать? » (Дети отвечают)

После того, как дети ответят. Им предлагается взять какую-нибудь игрушку и показать ей, как надо держать карандаш. Затем, детям предлагается нарисовать что-нибудь на своих листочках. Потом дети должны рассказать, что они нарисовали для своих игрушек.

3. Заключительная часть.

Психолог: - Ребята, вам понравилось наше занятие? Упражнение «Улыбнись соседу». Заполнение экрана обратной связи.

Занятие 2 «Королева-кисточка»

Задачи: - развитие самоконтроля;

- снятие напряжения мышц рук.

Оборудование: Королева-кисточка (большая малярная кисть, на которой нарисованы или наклеены глаза и рот; на границе металлической части прикреплена с помощью резинки юбка – кусок яркой ткани, скрывающая деревянную часть), кисти, краска гуашь одного цвета, бумага.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Выполняется упражнение «Улыбнись соседу».

Игра «Солнышко».

2. Основная часть. Психолог показывает детям Королеву-кисточку и рассказывает:

«В некотором царстве жили-была Королева-кисточка и было у нее в королевстве много девочек-кисточек. Девочкам-кисточкам очень хотелось рисовать, и они поехали в один детский сад, чтобы вместе с ребятами сделать много красивых рисунков. Но скоро три девочки-кисточки вернулись все в слезах».

Дальше психолог продолжает свой рассказ от двух персонажей: Королевы-кисточки и  одной из девочек-кисочек

Королева-кисточка: Почему ты плачешь?

Девочка-кисточка: Дорогая Королева! Знаете, к каким плохим детям я попала! Они опускали меня в краску, вот так (Показывает на середину металлической части).

Психолог опускает ее в краску до середины металлической части.

Девочка-кисточка: Ой! Глаза щиплет, в рот попало, как невкусно, помойте меня скорей!

Психолог споласкивает кисточку в воде.

Девочка-кисточка: Меня надо опускать в краску до середины ворса (показывает). Когда в краске только волосики, мне не больно, я все вижу и могу хорошо рисовать. А потом нужно не забывать снимать лишнюю краску о край баночки.

Психолог: «Ребята, а вы, не хотите ли поиграть с кисточками – пустить их «погулять» по листу бумаги». Интересуется, умеют ли дети обращаться с кисточками и не хотят ли научиться этому. Дети вместе с психологом рисуют.

После того, как дети закончат рисовать, психолог предлагает им промыть кисти. В это время Королева-кисточка обращается ко второй девочке-кисточке: «А ты почему плакала? Чем тебя обидели?»

Вторая девочка-кисточка: Меня очень плохо споласкивали, так что в волосах осталась краска, а она потом засохнет и будет очень больно. А надо споласкивать так (психолог показывает). Я люблю, чтобы меня купали в большой банке, а потом споласкивали чистой водой. (Психолог споласкивает ее во второй – маленькой баночке).

Королева-кисточка (обращается к третьей девочке-кисточке): А тебя чем обидели?

Третья девочка-кисточка: Когда мне вытирали волосы, то больно дергали за них. А надо легонько приложить волосы к салфетке или даже «прокатить» вот так… тогда они станут сухими и мне будет очень приятно (показывает).

Психолог предлагает детям сполоснуть и высушить кисти. Дети споласкивают и высушивают их. Психолог хвалит каждого ребенка индивидуально за то, что они все сделали правильно. Королева-кисточка спрашивает девочек-кисточек, довольны ли они детьми. Получив положительный ответ, она выражает уверенность в том, что теперь ребята будут дружить с кисточками и станут хорошо рисовать.

3. Заключительная часть. Психолог: «Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось? Какое у вас настроение?» Заполнение экрана обратной связи.  

3 занятие «Бревенчатый домик-станция»

Задачи: развитие у детей отзывчивости, доброжелательности.

Оборудование: Пластилин, дощечки для работы.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Выполняется упражнение «Улыбнись соседу».

Игра «Солнышко».

  1. Основная часть.

Психолог: (рассказывает) «Подхожу я сегодня к нашему Центру и вдруг слышу: ту-ту-ту! Поезд идет. Из окон зайчата выглядывают и лисята, очень веселые, только мокрые-премокрые, а лисенок Рыжик и зайчонок Прыг, который уже выздоровел, перепачканы ну прямо от кончиков ушей до хвоста Увидели меня и закричали: «Поезд, стоп!» - и поезд остановился. Все зайчата и лисята из вагончиков повыскакивали, отряхиваются, даже меня забрызгали. А их мамы ко мне бегут с сумками, видно, в магазин собрались.

- Вы что это, - спрашиваю, - все мокрые?

- Мы, - говорят мамы, - под дождь попали. Пока поезда дождались. Совсем промокли и теперь очень беспокоимся, как бы наши дети не простудились. У нас ведь станция под открытым небом. Вот если бы было какое-нибудь здание, тогда совсем другое дело.

Лисята и зайчата, как услышали, что мамы говорят, давай кричать:

- Вот хорошо было бы!

- Тогда и касса была бы, а мы бы в ней покупали билеты, - сказал рассудительный зайчонок.

- И буфет! – хором сказали Рыжик и Прыг. – А в буфете всякие вкусные вещи.

- Нельзя ли ребят попросить, - сказали мамы, - чтобы они нам построили станцию?»

Убедившись в готовности детей помочь своим друзьям, психолог говорит, что для постройки хорошего станционного здания надо подготовить много ровных бревен. После этого можно будет сообща приступить к строительству. Затем психолог предлагает детям научить их лепить из пластилина ровные бревна.

Психолог показывает детям, как надо изготавливать бревна.

Психолог говорит детям, что бревна для станции надо будет отвезти в лес на грузовиках. Ставит на стол машину, чтобы «строители» складывали в них вылепленные бревна.

После того, как дети налепят бревна, психолог предлагает детям выбрать место для постройки и подготовить площадку. Руководство по постройки станции осуществляет психолог. Вначале он строит сам, демонстрируя детям приемы работы и комментируя свои действия. Затем можно доверить эту работу старшим детям, поручив младшим передавать бревна.

Когда станция будет готова, можно пригласить зайчат и лисят на ее открытие.

  1. Заключительная часть.

Психолог: «Ребята, как вы думаете какое мы сегодня сделали дело? Какое у вас настроение? Вы сегодня все молодцы! Вы показали, что вы добрые и отзывчивые дети, и вы всегда придете на помощь в трудную минуту». (Заполнение экрана обратной связи)

4 занятие «Пищащий комочек»

Задачи: - развитие интереса к работе с пластилином;

        - снижение напряжения;

- коррекция мелкой моторики.

Оборудование: пластилин и доски.

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Солнышко».

II. Основная часть

Психолог: «Ребята, мне кто-то принес кусочек пластилина и положил на стол. Я сидела за столом и писала план работы, а комочек лежал себе потихоньку. В комнате никого не было.

Вдруг слышу – пищит кто-то:

- Выпусти меня, выпусти!

Я оглянулась – никого. Ну, думаю, это котенок, наверное.

Посмотрела по сторонам никого нет.

Опять кто-то пищит:

- Выпусти меня, выпусти!

И тут я поняла, что это комочек пищит. Очень я удивилась. Я очень удивилась.

- Как я могу тебя выпустить? – спрашиваю. – Откуда?

А он отвечает:

- Я не хочу быть просто комочком. Я могу кем-нибудь стать! Сделай из меня что-нибудь. Можно колобок – я тогда покачусь, покачусь и песенку запою. Можно птичку, тогда я полечу к другим птичкам, познакомлюсь с ними, буду гнездышко себе строить.

Вот такой разговор получился у нас. Я теперь думаю, что нам из этих комочков слепить? Яблоко? Колобок? А может еще что-нибудь? Давайте вместе придумаем!»

Дети вместе с психологом лепят из пластилина какие-нибудь предметы, животных или птиц. После занятия психолог спрашивает у детей, что у них получилось.

III. Заключительная часть. Упражнение «Улыбнись соседу». Заполнение экрана обратной связи.

5 занятие «Вагончики»

Задачи: - развитие навыков взаимоподдержки;

- снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: Три куклы, игрушечный мышонок, медвежонок, зайцы, клей, картон, бумажные квадраты желтого цвета, бумажные круги красного цвета, бумажный прямоугольник зеленого цвета.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Игра «Солнышко».

2. Основная часть.

Психолог: Психолог рассказывает: «Услышали наши игрушки, что к зайцам можно ездить по железной дороге, и захотелось им в гости к лесным жителям. А главное – очень им интересно по железной дороге прокатиться

- Только я не хочу в их вагончиках ехать, - сказала кукла Света, известная капризуля. – Их вагончики не красивые. Одноцветные. И пыльные. И старые: они же в этих вагончиках все время ездят. Хочу вагончики новенькие и обязательно разноцветные.

- Верно-верно запищали мышата. – Мы хотим серенький вагончик, как наша шерстка, это очень красиво.

- Что вы понимаете! – пренебрежительно сказала кукла Света и посмотрела на себя в зеркало. – Самый лучший цвет – голубой, цвет моих глаз. А еще в вагончиках обязательно должны быть большие окна, чтобы все видели, какая я красивая , и любовались.

- А мы из окон будем любоваться на лес, на речку, - мечтательно сказала кукла Аня. – Хорошо бы еще зеленый вагончик, под цвет листьев на деревьях.

- Я бы поехал в желтом вагончике, - буркнул мишка, - Желтый цвет очень хороший, это цвет меда.

- А красный, - загорелась новой выдумкой кукла Аня. – Красный вагончик бежит по рельсам быстро, как огонек!

- Все это пустые фантазии, - сказала кукла Маша, строгая и рассудительная. – Нет у нас никаких вагончиков. Ни разноцветных, ни одноцветных, ни старых, ни новых – никаких.

Это была правда, и игрушки загрустили. Вот они сидят по углам и грустят, мечтая о том, как бы было хорошо, если бы у них были вагончики разного цвета».

Психолог: «Ребята, давайте поможем нашим игрушкам – сделать разноцветные вагончики! У нас есть заготовленный материал. Мы с вами возьмем картон. Приклеим на него прямоугольники разных цветов – это будут вагончики, желтые квадратики будут окнами, а красные кружочки - колесами». (Дети вместе с психологом изготавливают вагончики).

По окончанию работы психолог спрашивает у игрушек, нравятся ли им вагончики. Затем спрашивает у детей, знают ли они, как надо ездить по железной дороге и что нужно с собой брать.

Убедившись, что дети представляют себе, как можно играть в поездку по железной дороге, психолог предлагает всем сделать вагончики из стульев и вместе с игрушками поехать в гости к зайцам.

Роли, которые трудны для детей (кассир, проводник, машинист) психолог берет на себя.

3.Заключительная часть.

Психолог берет зайчиху, делает вид, что встречает гостей. Разговаривая с детьми, зайчиха спрашивает, с кем из игрушечных персонажей они приехали в гости, где покупали билеты, что видели по дороге из окна вагона, хотят ли отдохнуть или погулять по лесу. После дети возвращаются домой. Психолог спрашивает, понравилось ли ребятам путешествие в лес, хотели бы они еще съездить в гости, какое у них настроение. (Заполнение экрана обратной связи)

6 занятие «Домики»

Задачи: - развитие навыков взаимоподдержки;

- снятие эмоционально-психического напряжения.

      Оборудование: готовые формы для изображения домика, клей, картон.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Психолог: Добрый день ребята! Возьмитесь за руки, нежно пожмите друг другу руки. Мы вместе, мы дружные, мы все здесь!

  1. Основная часть.

Психолог: Психолог рассказывает: «У наших зайчат паровоз стал часто ломаться, колесо у вагончика отломается, то гудок не сработает, а не давно и совсем плохо стало: машинист предупредил, что последнюю неделю поработает и уйдет. Не будет больше водить поезда по заячьей дороге.

- Мне, - говорит, - на работу к вам далеко ездить. Я в городе живу, а станция вон где, в лесу. Каждый раз боюсь опоздать на работу. Надоело. Вот если бы я при станции жил – тогда другое дело.

- Конечно, - жаловалась мне по телефону мама-зайчиха, - чтобы железная дорога хорошо работала, нужны машинисты, стрелочники, контролеры, кассиры – продавать  и проверять билеты. Вот если бы в лесу рядом с железнодорожной станцией поставить домики, чтобы в них жили работники железной станции.

И я обещала зайчихи передать вам ее просьбу. Хорошо бы сделать много домиков, чтобы поставить их рядом со станцией. В них смогут жить машинисты, стрелочники, контролеры, кассиры. Тогда с железной дорогой все будет в порядке, и зайчата всегда будут приезжать к вам в гости».

Убедившись, что дети готовы помочь зайчатам, психолог предлагает сделать красивые домики из цветной бумаги. (Дети вместе с психологом приклеивают домики на картон). Когда домики будут готовы, психолог звонит зайчихе. Он сообщает, что домики для машинистов, стрелочников, контролеров, кассиров и других работников железной дороги уже готовы. Продолжая разговор с зайчихой, психолог узнает, что ни зайчата, ни белочки. Ни даже медведь и лисенок не умеют водить паровоз, продавать билеты и что она, поэтому просит ребят немного поработать на железной дороге – поучить лесных зверей. Затем психолог предлагает поострить из стульчиков поезд и решить, машинистом, контролером и кассиром.

  1. Заключительная часть. Упражнение «Улыбнись соседу»

Заполнение экрана обратной связи.

7 занятие «Веселая лужайка»

Задачи: -  развитие у несовершеннолетних отзывчивости, сочувствия;

- снижение эмоционального напряжения;

- развитие мелкой моторики.

Оборудование: гуашь, листы прямоугольной и круглой формы.

Ход занятия

I. Вводная часть.  Я рада вас видеть. Давайте сядем на коврик по кругу, возьмемся за руки, посмотрим в глаза соседу и улыбнемся. Тренинговое занятие «Улыбнись соседу». 

II. Основная часть.

Психолог: «Щенки и зайчата после веселого ужина в гостях у мамы-зайчихи подружились. Вместе в прятки играли, вместе сказки слушали, вместе играть ходили.

А недавно зайчонок Зап и щенок Трезорка поспорили у кого о дворе красивее?

- У нас, - сказал Трезорка, - недалеко от конуры клумба. Цветы на ней очень красивые. И пахнут сильно и сладко.

- А у нас, - сказал Зап, - перед лесным домиком лужайка. Травка на ней мягкая-мягкая. На ней лежать хорошо и прыгать.

- А цветы на вашей лужайке есть? – спросил Трезорка.

- Нет, - грустно вздохнул зайчонок, - нет, цветов нет. А у вас во дворе лужайка есть?

- Нет, - грустно сказал Трезорка, - лужайке нет. Асфальт, асфальт, а посередине клумба с цветами.

Вечером каждый спросил у своей мамы, что лучше цветы или лужайка. Обе мамы ответили, что лучше всего, когда и то, и другое – лужайка, а на ней цветы. И вот сегодня звонят мне зайчонок и щенок и просят разбить у каждого домика лужайку на ней развести цветы. Чтобы мамы, вернувшись с работы, удивились и обрадовались тому, как красиво и хорошо стало во дворе».

Убедившись, что дети готовы помочь, психолог предлагает нарисовать красивые лужайки и клумбы. Детям раздаются заготовки в виде круга, кисти и краски. Психолог объясняет, как можно изобразить цветы на клумбе приемом прикладывания кисти с краской к бумаге. В процессе объяснения способа примакивания он показывает, как набирать краску на кисть и ритмично прикладывать кисть ворсом к бумаге. Подчеркивая, что на клумбе должно быть много цветов.

Во время работы психолог делает вид, что звонит зайчонку и беседует с ним. Затем сообщает «художникам», что животные очень хотят, чтобы дети, сделали одну большую лужайку, где они все могли бы играть. (Дети рисуют большую лужайку на листе ватмана)

III. Заключительная часть. Ребята, вы сегодня все молодцы! Я очень рада, что вы добрые и отзывчивые дети! Как вы думаете, нашим лесным друзьям понравится наши лужайки? Какое у вас настроение? (Заполнение экрана  обратной связи

8 занятие  «Улитка»

Задачи: - вызвать у детей интерес к лепке;

- коррекция мелкой моторики;

- коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: пластилин, доски.

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Солнышко».

II. Основная часть.

Психолог: «Зайчик и щенок поспорили, кому интереснее живется и у кого домики лучше.

- Я в городе живу, - говорит щенок, - у меня соседей много, весело, а у вас в лесу никого нет, скучно.

- Как это никого нет?! – рассердился зайчонок. – Это только кажется! А птички? А белочки? А ежик? А под большим деревом барсук живет, а у вас такого соседа нет!

- У нас домик маленький, но уютный, - говорит щенок, - в нем всегда тепло.

- Мы тоже не мерзнем, - говорит зайчонок, - и у нас в лесу красиво, деревья в окна заглядывают. А самые лучшие домики, - вдруг сказал зайчонок. Они свои домики на себе носят. Домики красивые такие, на булку похожи. Вот смотрите. _ Он принес книжку и показал картинку.

Так что, - спросил щенок, - они смогу прям с домиком с места на место переходить?

- Конечно, сказал зайчонок,  – у них домик всегда при себе. Это хорошо, надоело в одном месте жить, пошел в другое.

- Вот бы к нам пришли, - тихо сказал зайчонок. Рядышком бы жили, у нас бы целый поселок получился.

- Правда, правда, - зашумели остальные звери. – Они бы к нам в гости ходили, мы бы их угощали, всем бы весело было!

Очень захотелось зайчатам поселить рядом с собой улиток. Они прислали нам свою книжку с улиткой и просят, чтобы мы каждому из них такого друга-улитку сделали».

Психолог показывает детям, как нужно лепить улитку. По окончанию лепки психолог имитирует телефонный звонок. Оказывается, что звонит мама-зайчиха, она интересуется, получили ли ребята книгу с улиткой. (Дети хором отвечают). Психолог рассказывает, что ребята уже слепили им улиток и скоро отправят им по почте. Зайчиха предлагает детям поселить их на той веселой полянке, которую они сделали на предыдущем занятие. Дети размещают улиток на полянке.

III. Заключительная часть.

Психолог: - Ребята, вам понравилось наше занятие? Мне тоже очень понравилось наше занятие, а еще мне понравилось, что вы такие дружные ребята и всегда готовы прийти на помощь. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Я рада, что вы такие веселые и дружные. Выберите сердечко такого цвета, какое у вас настроение и приклейте его на наш стенд. (Заполнение экрана обратной связи).

9 занятие «Трава для зайчат»

Задачи: - развивать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помогать им;

- развитие мелкой моторики.

Оборудование: цветные карандаши, бумага (белая).\

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Передай добро».

II. Основная часть.

Психолог: «Только я вышла сегодня из дома, чтобы идти к вам, вижу – мне навстречу зайчата бегут. Окружили меня, а старший Зип, и говорит:

- Ох, помогите, пожалуйста! Только мама утром на работу ушла, как к нам Мишка пожаловал. Все кусты поломал, траву повытоптал, весь двор разорил

- Бедные зайчатки, - говорю, - вы, наверное, сильно испугались?

- Что вы, - Зап говорит, он у них самый рассудительный, - зачем его бояться? Нам мама объясняла, что Мишка никого не трогает, его только дразнить не надо.

- Почему же Мишка у вас такой разгром устроил?

- Он, наверное, за малиной пришел, у нас кусты малины росли, а ягоды еще не поспели, вот он и рассердился.

- Чем же я могу вам помочь? – спрашиваю.

- Надо новые кусты посадить и травку, а то мама вернется с работы и расстроится. Да нам самим неприятно, что у нас такой беспорядок во дворе.

- Ну, одна я с этим не справлюсь, - говорю. Пойдемте к нашим друзьям в Центр «Семья» они обязательно помогут.

- Вот пришли со мной вместе зайчата к вам за помощью. Ребята, хотите ли вы помочь своим новым друзьям». Дети вместе с психологом рисуют траву и кусты.

После окончания работы психолог имитирует телефонный звонок, делает вид, что берет трубку и начинает разговор: «Я вас слушаю. Здравствуйте, зайчиха! Вы потеряли своих зайчат? Не беспокойтесь, пожалуйста, они все у нас. Вы не можете сейчас прийти. Не волнуйтесь я провожу ваших зайчат на станцию. До свидания!» Дети прощаются с зайчатами.

III. Заключительная часть. Упражнение «Улыбнись соседу». Заполнение экрана обратной связи.

10 занятие «Картина из пластилина»

Задачи: - коррекция эмоционального состояния;

        - снижение напряжения;

- коррекция мелкой моторики

Оборудование: пластилин, картинки – трафареты.

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Эстафета дружбы».

II. Основная часть.

Психолог: показывает детям картинку, нарисованную простым карандашом и рассказывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была картинка-невидимка. А невидимкой ее звали потому что она была серая и невзрачная на фоне больших и красочных картин. И ей было от этого грустно. Она висела в темном углу, где ее никто не видел. И вот один добрый человек решил ее раскрасить, но у него не получилось. И тогда он решил прислать ее нам, чтобы мы ее украсили.

- Ребята, вы готовы помочь картинке стать видимой и красивой?»

После того, как дети согласятся помочь картинке, психолог объясняет, как они ее будут украшать.

- Ребята, а украшать нашу картину мы будем необычным способом – пластилином. Мы возьмем каждый по кусочку пластилина, оторвем немного, разомнем и будем прилеплять его к нашей картинке.(Психолог показывает детям, как нужно правильно делать). После дети вместе с психологом украшают картину.

После украшения картина вешается в группе на видном месте.

III. Заключительная часть. Ребята, мы сегодня были настоящими художниками и создали свой шедевр. Вы сегодня все были молодцы. Давайте возьмемся за руки и передадим эстафету дружбы. Заполнение экрана обратной связи.

11 занятие «Коврики»

Задачи: - коррекция мелкой моторики;

- расширение кругозора.

Оборудование: - полоски бумаги, с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы, на каждого ребенка;

- 6 бумажных кругов разного цвета;

- 6 полосок бумаги разного цвета;

- кисти;

- клей.

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Передай добро».

II. Основная часть.

Психолог: «Наши игрушки, куклы, звери и машины – все приехали к нам в группу из магазина, а в магазин – с фабрики, где их изготовили. Игрушки никогда не жили дома. Вы по вечерам уходите домой, а они остаются в группе. И когда вы возвращаетесь утром, они с большим интересом слушают ваши рассказы о доме.

И вот ночью, когда ни кого не было, куклы решили устроить себе дом, чтобы у каждой были своя кроватка, свой столик, свой стульчик, своя тумбочка и разные предметы.

А кукла Света вдруг раскапризничалась:

- Хочу коврик. У детей дома есть коврики, они висят над кроватками и лежат на полу, чтобы было красиво и ножкам  не было холодно, когда утром встаешь с постели.

Другие куклы услышали и тоже захотели, чтобы в их комнатах тоже были красивые коврики.

- Вот глупости! – сказал водитель автомобиля. – Ну, зачем вам коврики?

- Коврики – вещь полезная, - сказала кукла Аня, - он и тебе пригодится.

- Мне? – удивился водитель. – А мне зачем?

- Вот сломается у тебя машина, - сказала кукла Аня, - и тебе надо будет залезть под нее, чтобы починить. Если у тебя был бы коврик, ты бы его постелил на землю или асфальт – и чини себе на здоровье. А так придется тебе лежать на голой земле.

- Пожалуй, верно, - согласился водитель.

- Может быть, дети сделают для нас коврики? – сказала кукла Аня. – Дети ведь все умеют!»

Психолог интересуется, хотят ли дети помочь игрушкам. Получив согласие детей, раздает бумажные полоски-коврики и советует, как их украсить.

III. Заключительная часть. Какое у вас настроение, ребята? Я очень рада, что вы такие радостные и дружные. Заполнение экрана обратной связи. Упражнение «Передай добро».

12 занятие «Угощение для дня рождения»

Задачи: -  развитие у несовершеннолетних отзывчивости;

- развитие мелкой моторики;  

- развитие воображения.

Оборудование: пластилин, доски, кукольные тарелки.

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Солнышко».

II. Основная часть. 

Психолог: «Сегодня утором мне звонят наши лесные друзья- зайчата и говорят:

- Мы вот, что придумали, говорят. Послезавтра у нашей мамы день рождения, только она его никогда не празднует. Наши празднует, а свой – нет. Говорит, ей некогда готовить, она и от наших дней рождения устала, потому что нас много. Но ведь несправедливо, что у каждого из нас есть свой праздник, а у мамы нет.  И мы решили устроить для нее большой-большой праздник, и щенят позвать, и Вас с ребятами.

Зая стихи расскажет и песенку споет, она слова сейчас учит. Зип маме ящик сделает для ложек и вилок. Зап с утра пойдет за цветами. Только помогите, пожалуйста, приготовить угощение, мы сами ничего не умеем.

- Что вам приготовить? – спрашиваю.

- Сладкое, - закричали зайчата, - только сладкое!

- Пирожные, - сказал Зуп. Потом подумал и уточнил: - Много пирожных. Ведь гостей будет много.

- И баранки, - сказала  Зая. – Кругленькие и хрустящие».

Психолог спрашивает детей, хотят ли ребята поучаствовать в подготовке ко дню рождения зайчихи, получив согласие, дети совместно с психологом изготавливают баранки и пирожные. После приготовления угощений дети и психолог рассматривают сладости, затем вызывают машину и отправляют угощения в лес зайчатам.

III. Заключительная часть. Ребята, вам понравилось, что мы сегодня делали? Давайте возьмемся за руки и передадим эстафету дружбы. Заполнение экрана обратной связи.

13 занятие «Колобки»

Задачи: - развитие доброжелательного отношения к игровым персонажам;

- развитие мелкой моторики

Оборудование: пластилин, доски.

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Улыбнись соседу»

II. Основная часть.

Психолог: «Жили-были старик со старухой. Захотелось им чего-то вкусненького. Испекла старуха колобок и поставила его остывать на подоконник. А колобок оттуда убежал. Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел и от зайца ушел, и от волка, и от медведя ушел… Почему ушел? Да они ведь все съесть его хотели. Так и говорили ему: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Колобок и рад найти себе друга. Ему грустно и скучно одному. Хочется ему с кем-нибудь поиграть или хотя бы поговорить. Очень хочется, чтобы его кто-то полюбил, пожалел. А он же в ответ готов расстараться. Он же веселый колобок, и бесстрашный, даже медведя не испугался. И песенки петь умеет, и сказки рассказывать. А как интересно с колобком в прятки играть, или в догонялки!

Колобок все катится, катится, ищет себе друга. А ему вместо слова приветливого каждый встречный норовит сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Психолог предлагает: «Давайте, ребята, вылепим колобок, но не для того, чтобы съесть, а для того, чтобы им любоваться и играть». После того, как дети согласятся лепить колобок, психолог раздает им пластилин и доски, и совместно с ними лепят колобов. После того, как колобки будут готовы, психолог предлагает с ними поиграть. Затем колобков можно выставить на выставку.

III. Заключительная часть. Упражнение «Улыбнись соседу». Заполнение экрана обратной связи.

14 занятие «Овощи на зиму»

Задачи: - развитие творческой деятельности;

- снижение мышечного напряжения

Оборудование: Гуашь серовато-коричневого цвета, листы белой бумаги со срезанными верхними углами (в форме мешка).

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Передай добро»

II. Основная часть.

Психолог: «Ну, опять звонили мне зайчата. Зуп опять набедокурил! Оставил всю заячью семью без овощей на зиму. А ведь зайцы в основном едят овощи – чем же они будут питаться всю долгую зиму?!

А хотел Зуп всего лишь полакомиться огурцами, которые мама-зайчиха засолила в огромной банке. Зайчонок забрался в кладовую, в которой стояли огромные мешки с картофелем, висели длинные связки лука, а в песке хранилась морковка. Зуп очень боялся, что его заметят: понимал, что ему крепко попадет от мамы, если та узнает об этом. А когда делаешь что-либо запретное и боишься, обязательно все получается не так. Желая достать огурец, Зуп наклонил банку и не удержал ее. Банка свалилась на пол. Она была очень большая, и рассол залил весь пол. Намок картофель в мешках, намокла морковь в песке. Чтобы выбраться из глубокой соленной лужи, Зуп ухватился за связку лука и подтянулся, но связка оборвалась и лук тоже попал в лужу.

- Ребята, давайте поможем наши друзьям-зайчатам? Сделаем им овощи и сложим в мешки. А когда зайчата придут к нам в гости, у нас будет все готово».

После того, как ребята соглашаются помочь зайчатам, психолог вмести с ними заготавливают овощи зайчат.

После того, как овощи будут готовы, психолог звонит маме-зайчихе и говорит, что ребята приготовили для них подарок, и приглашает зайчиху в гости. Через несколько минут приезжает зайчиха и дети дарят ей приготовленные запасы. Зайчиха благодарит ребят и уезжает домой.

III. Заключительная часть. – Ребята, вам понравилось наше занятие? Какое у вас настроение? Я рада, что вы такие добрые ребята. Давайте все обнимемся  и улыбнемся. Заполнение экрана обратной связи.

15 занятие «Яблоки и груши»

Задачи: - развитие творческой деятельности;

- снижение мышечного напряжения.

Оборудование: пластилин, доски, картинки с изображением яблок и груш.

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Улыбнись соседу»

II. Основная часть.

Психолог: «Ребята, иду я сегодня к вам, а навстречу ко мне наши друзья зайчата и давай галдеть. Я спрашиваю у них, что случилось, а маленькая Зая начала мне рассказывать.

- Гуляли мы в саду, и вдруг налетел сильный ветер.

- Я, - говорит,- могу так подуть, что в этом саду ни одного яблока, ни одной груши не останется, все унесу!

И стал ветер со всех сторон заячий сад обдувать. И правда, так дул, что все яблоки и все груши с деревьев сорвало и куда-то унесло. А злой ветер наигрался и улетел.

Огляделись зайчата – а у них в саду все деревья голые, без груш, без яблок. Надо сказать, что зайчата очень любят яблоки и груши, просто жить без них не могут. И улиток часто угощают. Так что зайчата ужасно расстроились и прибежали сюда, попросить, чтобы вы сделали для них яблоки и  груши».

Психолог спрашивает, хотят ли дети помочь зайчатам. После того, как дети согласились, психолог вместе с детьми рассматривают картинки с изображением яблока и груши. После просмотра картинок приступают к лепке фруктов. Когда работа будет закончена, психолог имитирует телефонный звонок. Делает вид, что с кем-то разговаривает по телефону. Сообщает детям, что звонит мама-зайчиха. Она очень расстроена из-за того, что в саду не осталось ни яблок, ни груш. Психолог рассказывает, что ребята приготовили для них сюрприз и отправят его к ним на машине. Зайчиха благодарит ребят и прощается с ними.

 

III. Заключительная часть. «Ребята вам понравилось наше занятие? Упражнение «Передай добро». Заполнение экрана обратной связи.

Занятие 16 «Подарки для зайчат»

Задачи: - развитие доброжелательность и отзывчивости;

- развитие мелкой моторики;

- развитие воображения

Оборудование: Цветные карандаши, бумажные круги диаметром 5-6 см.

Ход занятия

I. Вводная часть. Упражнение «Улыбнись соседу»

II. Основная часть.

Психолог: «Иду я сегодня ребята на работу, а во дворе гуляют Тезорка и Булька – такие важные, такие красивые! Шерстка расчесана. Прямо блестит. У Трезорки бант на шее, а Булька свой бант на хвост нацепил. Крутит хвостом и все время оглядывается на него – любуется.

- Куда это вы собрались? – спрашиваю.

- Мы в гости к зайчатам идем, - гордо говорят они. А Булька тут же добавил:

- Там вкусненькое дадут.

- Да вы же туда и так чуть ли ни каждый день бегаете, - смеюсь.

- Это не то, - отвечают, - это мы просто так бегаем, а сегодня вместе с мамой идем.

И пошли себе дальше. А вы, ребята, любите в гости ходить?»

В это время в комнате раздается телефонный звонок. Психолог берет трубку.

- Алло! Я слушаю. Мама-зайчиха? Да, мы уже знаем, что у вас сегодня будут гости. Что вы говорите! И все разбились? Ах, как жалко. Красивые были тарелки. Да ничего, ничего, не беспокойтесь. Мы, конечно, как всегда, вам поможем.

Психолог кладет трубку и обращается к детям:

- Ребята, опять у зайчат несчастье. Зип хотел помочь маме на стол накрыть, схватил поднос, полный тарелок, и понес в комнату. А Зая ему на встречу бежала. Они столкнулись. Поднос на пол полетел, все тарелки разбились. Теперь зайчата не знают, как гостей кормить.  

- Я предлагаю вам сделать нарядные тарелки и блюдца. Получив согласие детей, раздает им бумажные круги и показывает им, как нужно украшать тарелочки. После того, как тарелочки с блюдцами будут готовы, психолог с детьми рассматривают полученные подарки для зайчат. Затем психолог имитирует телефонный звонок. От имени зайчихи интересуется, готовы ли тарелки и блюдца. Дети отвечают, что готовы. Психолог говорит зайчихи, что сейчас отправят им посылку тарелками и блюдцами. Зайчиха благодарит ребят и прощается.

III. Заключительная часть. – Ребята вам понравилось наше занятие? Я рада, что вы такие добрые и отзывчивые дети! Давайте обнимемся и улыбнемся друг другу. Заполнение экрана обратной связи.                        

Приложение 2.

Методики диагностики несовершеннолетних на предмет наличия тревожности в поведении

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Ребенку показывается серия рисунков 18-31, на которых изображены типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети и которые могут вызвать у них повышенную тревожность. Так, например, рис.18 (игра с младшими детьми), рис 22. (игра со старшими детьми) и рис. 30 (ребенок с родителями) имеют положительную окраску. Рис.20 (объект агрессии), рис. 25 (выговор), рис. 27 (агрессивное нападение) и рис. 29 (изоляция) имеют отрицательную окраску. Рис. 23 (укладывание в постель в одиночестве), рис.24 (умывание), рис. 26 (игнорирование), рис. 28 (собирание игрушек) и рис. 31 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его собственного  состояния в момент тестирования.

В процессе диагностики рисунки предъявляются ребенку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребенку рисунок, психолог к каждому из них дает инструкцию – разъяснение следующего содержания:

  К рис. 18. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

К рис. 19. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

К рис. 20. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

К рис. 21. Одевание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она)одевается».

К рис. 22. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

К рис. 23. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) идет спать».

К рис. 24. Умывание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) в ванной».

К рис. 25. Выговор: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

К рис. 26. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

К рис. 27. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

К рис. 28. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

К рис. 29. Изоляция: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

К рис. 30. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

К рис. 31. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) ест».

На основание данных протокола вычисляют индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

           Количество эмоционально-негативных выборов

ИТ =                                    14                                                            *100%

        

Имя и фамилия ребенка:_________________________   Возраст ребенка:_____________________

Дата проведения обследования:_________________

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребенка

Выбор лица

веселое

печальное

  1. Игра с младшими детьми.
  2. Ребенок и мать с младенцем.
  3. Объект агрессии (хочет ударить стулом).
  4. Одевание.
  5. Игра со старшими детьми.
  6. Укладывание спать в одиночестве.
  7. Умывание.
  8. Выговор.
  9. Игнорирование.
  10. Агрессивное нападение (отбирает игрушку).
  11. Собирание игрушек.
  12. Изоляция.
  13. Ребенок с родителями.
  14. Еда в одиночестве.

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3 до 4 лет условно могут быть разделены на три группы:

  1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
  2. Средний уровень тревожность. ИТ находится в пределах от 20 до 50%.
  3. Низкий уровень тревожность. ИТ располагается в интервале от 0 до 20%.

Методика исследования эмоционального состояния

(по Э. Т. Дорофеевой)

Цель: оценка эмоционального состояния ребенка.

Оценка эмоционального состояния

по типу сдвига цветовой чувствительности

Прядок расположения цветов

Название эмоционального состояния

Характеристика эмоционального состояния

   1.

К – С – З  

Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ)

Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояние гнева, ярости.

   2.

К – З – С

Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ)

Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон – от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций.

   3.

З – К – С

Состояние функциональной расслабленности (ФР)

Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения.

   4.

З – С – К

Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН)

Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы.    

   5.

С – З – К

Состояние функционального торможения (ФТ)

Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминируют отрицательные эмоции. Перенапряжение всех систем организма.

   6.

С – К – З

Состояние аффективного торможения (АТ)

Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон: от состояния растерянности, психологического дискомфорта до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.

Соответствие эмоционального состояния

по типу сдвига цветовой чувствительности.

Сдвиги цветов

Названия сдвигов

Характеристика цветов

К - С – З

К – С – З

Аффективного возбуждения (АВ) Функционального возбуждения (ФВ)

Положительное эмоциональное состояние (+)

З – К – С

З – С – К

Функциональная расслабленность  (ФР)

Функциональная напряженность настороженность (ФН)

Нейтральное эмоциональное состояние (*)

С – З – К

С – К – З

Функциональное торможение (ФТ)

Аффективное торможение (АТ)

Отрицательные эмоциональные состояния (-)

Метод наблюдения

- Ребенок часто плачет;

- часто теряет контроль над собой;

- настроение постоянно меняется от незначительных причин;

- часто сердится, прибегает к дракам.

Приложение 3.

Диагностический материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание проекта "Мир добрых волшебников"

Оценивание  деятельности в проекте  признан эффективнейшим методом обучения при деятельностном подходе к процессу обучения и воспитания. Организация такого оценивания  показана в данной...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Проект "Дорогою добра. Школа добрых волшебников"

Проект помогает развить умение видеть прекрасное, создавать его своими руками, дарить окружающим доброту и радость....

Занятие-игра «Школа добрых волшебников»

Возрастной контингент: 4-6 лет.Количество участников: 5 человек.Оборудование: цветные карандаши, бумага, простой карандаш, ластик, точилка, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.Время проведения: ...

АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "Добрый волшебник и друг детей"

Цель: привлечение и приобщение внимания учащихся к книгам Н. Носова, к творческому наследию детского писателя. Развитие творческих способностей; воображения, памяти, мышления; умения общаться друг с д...