Рабочая программа предмета «Основы православной культуры» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».
В учебно-методический комплект входят:
- ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа предмета «Основы православной культуры» для 4 класса | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы православной культуры»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Рабочая программа по «Основам православной культуры» для 4 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с учебным планом МОУ лицея № 12 г. Люберцы Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2010 года.
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».
В учебно-методический комплект входят:
- ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011,
- Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред.В. А. Тишкова, Т.А.Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
2. Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
3.Общая характеристика учебного предмета.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
4.Основные содержательные линии
Цель формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры
России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);
– усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Место предмета в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.
Формы занятий
Тип урока: комбинированный
Характерные группы уроков
1. Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок - ролевая игра, урок-викторина).
2. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт,).
3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок- путешествие в прошлое).
4. Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-телемост, урок-диспут, урок-выставка).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение основ православной культуры учащимися 4 класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:
1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.
4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.
6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
9. Азбука духовно_нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств надо - прежде всего: заботиться как родителям, так и школьным педагогам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры
учащимися 4 класса:
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по «Основам православной культуры» для 4 класса
(1 часа в неделю, всего 34 часа)
Учитель Рачицкая Татьяна Анатольевна
- ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
Раздел I. Введение в православную духовную традицию. | ||||
1 | 1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. | Сентябрь | ||
2 | Культура и религия. Как человек создаёт культуру. | Сентябрь | ||
3 | Человек и Бог в православии | Сентябрь | ||
4 | .Православная молитва, ее происхождение и значение. | Сентябрь | ||
5 | Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. | Октябрь | ||
6 | Проповедь Христа. Чему учил Христос. | Октябрь | ||
7 | Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. | Октябрь | ||
8 | Пасха. Воскресение Христа. | Октябрь | ||
9 | Православное учение о человеке. Душа. Что такое образ Божий в человеке. | Ноябрь | ||
10 | Совесть и раскаяние. | Ноябрь | ||
11 | Заповеди. Какие заповеди даны людям. | Ноябрь | ||
12 | Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. | |||
13 | Золотое правило этики. | |||
14 | Храм. Что люди делают в храмах. | |||
15 | Икона. Почему икона так необычна. | Конец 2 ч | ||
16 | Творческие работы учащихся о значении православной культуры в жизни людей, общества. | 3 | ||
Раздел II. Православие в России. | ||||
17 | Как христианство пришло на Русь. | |||
18 | Подвиг. О человеческой жертвенности. . | |||
19 | Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. | |||
20 | Зачем творить добро?. Чему радуются святые. | |||
21 | Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. | |||
22 | Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. | |||
23 | Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. | |||
24 | Монастырь. Почему люди идут в монахи. | |||
25 | Отношение христианина к природе. | |||
26 | Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. | |||
27 | Защита Отечества. | |||
28 | Христианин в труде. | |||
29 | Любовь и уважение к Отечеству. | |||
30 | Обобщающий урок по разделу: Православие в России. | |||
31 | Выбор темы для творческой работы. | |||
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...
Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.Вопросы, связанные с введением в школьну...
Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс
Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....
Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики",учебный модуль "Основы православной культуры" под редакцией Кураева А.В.("Просвещение" 2013 г.)со...
Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)
Программа по Основам православной культуры в 4 классе, которая является модулем к курсу "Основы религиозных культур и светской этики" + календарно-тематическое планирование....