Творческий отчет
статья по теме
Творческий отчёт " Нравственное воспитание младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchyot.docx | 48.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчёт
Астаховой Татьяны Николаевны,
учителя начальных классов Муниципального казённого
общеобразовательного учреждения «Шлипповская средняя общеобразовательная школа» Сухиничского района
по теме «Нравственное воспитание младших школьников».
2012 год
В 1985 году начала работать в Брынской средней общеобразовательной школе. В МКОУ «Шлипповская средняя общеобразовательная школа» я работаю с 1986 года.
Образование среднее-профессиональное, в 1985 году закончила Кондровское педагогическое училище, по специальности – «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». Стаж педагогической работы 27 лет, в должности учителя начальных классов 27 лет.
В текущем 2012-2013 учебном году преподаю в 4 классе. Работаю по программе «Школа России» ( в 2-х частях) для начальных классов,авторы:С.В. Анашенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2011.
Для изучения программного материала использую учебники:
М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 4 класса в 2- частях. М. Просвещение, 2008.
Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях. М.: Дрофа, 2008г.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2-х частях. М.: Просвещение, 2008.
А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. Учебник для 4 класса в 2-х частях. М.: Просвещение, 2009.
А.В. Кураев. Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2012
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношение к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».
Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание и формирование учебной деятельности.
Проанализировав программы и учебники для начальной школы, я убедилась, что широкие возможности для нравственного воспитания учащихся представляет содержание обучения. Эти возможности заложены во всех без исключения учебных предметах. Но использование их в значительной степени зависит от нашего мастерства.
Высокая миссия учителя – нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребёнку открывать этот мир во всём богатстве и многообразии. А значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия, подчинены единственной цели – всестороннее развивать личность ребёнка, ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, фантазии и творчества.
Я ставлю перед собой задачи:
-выработать личные нравственные убеждения, терпимость;
- научить бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- формировать чувство любви к Родине на основе литературных произведений;
- осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;
- развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;
- прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Я стараюсь ему помочь осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, помогаю ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Здесь мне помогают уроки литературного чтения. Приведу некоторые примеры из учебника по литературному чтению, используемые мною для нравственного воспитания младших школьников.
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел…», М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Произнесите слово «мама»? Что вы почувствовали? (тепло, ласку, заботу, радость и т.д.) С чем можно сравнить ваши ощущения? (с чувством, которое испытываем от солнышка). Случайно ли, что возникают одинаковые ощущения от света солнышка и от произнесения слова мама? (Мама, как солнышко, дает нам жизнь, тепло, радость, без нее невозможна жизнь человека, как невозможна жизнь всех людей без солнышка) При изучении основ православной культуры, дети знакомятся с заповедями. Вот одна из них: «Почитай отца твоего и матерь твою». Родители дали каждому из вас жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны уважения (почитания)?
Мы приходим к выводу, что родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием.
Урок, проведенный по сказке «Ашик-Кериб», где очень ярко и эмоционально показана роль материнской любви в жизни человека и необходимость ответной сыновней любви для матери, побудило одного из моих учеников к собственному творчеству. Климович Артём сочинил стихотворение:
Мама! Мама!
Без тебя, любви твоей,
Без твоей улыбки ясной
Жизнь моя была бы
Скучной и несчастной.
Ты уйдёшь на пять минут,
А я уже скучаю.
Жить без тебя я не могу
Люблю тебя и очень уважаю.
За твою любовь и ласку,
За добрые твои слова
Целую нежно тебя, мама!
Своей любви я не скрываю.
Могу я объявить на всю страну:
Ни в снег, ни в дождь
Тебя не брошу, мама,
Свою любовь к тебе я сохраню.
Пусть стихотворение еще неумелое, но в нем звучит искреннее детское чувство, и всколыхнулось это чувство, стало осознанным во многом благодаря разговору, который возник на уроке по прочитанным произведениям.
В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Например, я наблюдала, что когда дети играли в школу, то все мои жесты, мимика, речь повторялись в том ученике, который выступал в роли «учителя». Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.
Человек, живя в обществе и занимаясь деятельностью, проявляет себя как личность, выражает своё отношение к окружающему миру, к самому себе. Особенности личности каждого ученика проявляются в его характере.
- Какие же качества личности выражает характер? – спрашиваю у учеников. Дети при помощи учителя приходят к выводу, что это умение владеть собой, своими чувствами, желаниями. Они говорят о том, что у каждого человека свой характер, и проявляется он в поступках человека. При изучении сказок я ставлю перед собой цель: показать, что сказки – это выражение отношения людей к добру и злу в их жизни, они учат видеть доброе и злое (плохое и хорошее) в людях. Сказки – это своеобразные «рецепты поведения» в разных ситуациях. Рассматриваем это на примерах героев произведений. Вспоминаем сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (Рукодельница проявляет трудолюбие, заботу, отзывчивость, доброту и т. д.. Ленивица – грубость, лень, несамостоятельность). У А. С. Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». (У мачехи мы видим – злобу, зависть, высокомерие и т. д.. Царевна – добра, заботлива, тактична и т. д. )
Я задаю детям вопрос:
- А как вы думаете, кто из героев больше нравится авторам? На чьей стороне писатели? Почему? (дети понимают авторскую позицию, которая выражена через «награждение» положительных героев и «наказание» отрицательных)
- Какие из этих черт характера ценят не только писатели, но и люди вообще, за какие из них уважают в обществе, а к каким относятся с неодобрением? (дети понимают, что положительные черты личности всегда одобряются окружающими, ими можно гордиться)
Таким образом мы переходим к исследованию личного нравственного опыта учащихся и к совершенствованию их нравственных представлений.
- Нужно ли человеку знать, какой у него характер?
- Человеку необходимо знать, какой у него характер, для того чтобы научиться управлять собой, своими поступками и чувствами, воспитывать себя, свою силу воли, - отвечают школьники.
Вместе с детьми выясняем, что черты характера бывают положительными, а бывают отрицательными. Составляем небольшую таблицу в тетради:
Положительные | Отрицательные |
Трудолюбие Уважение Активность Тактичность Мужество Самостоятельность Аккуратность | Лень Высокомерие Самонадеянность Трусость Грубость Несамостоятельность Неаккуратность |
- Какими чертами должен обладать добрый человек? Запишем эти названия этих черт характера на доске.
Доброта Трудолюбие
Вежливость Ответственность
Смелость Самостоятельность
Делаем вывод, что если человек грубый, резкий, характер у него скверный, то этого человека избегают. Если у него положительные черты, то этого человека уважают. Дети понимают и то, что необходимо учиться сдерживать свои чувства, эмоции, тогда и окружающие люди будут с уважением и вниманием относиться к вам.
После чтения произведений И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и муравей», «Ворона и Лисица» вместе с детьми анализируем и выявляем нравственный смысл произведений. При организации бесед, стараюсь, чтобы дети больше размышляли, учу детей приёмам анализа, сравнения, обобщения нравственных явлений, содержащихся в прочитанном произведении. Басни И.А. Крылова дают хороший материал для такой работы. Дети с удовольствием читают их, чувствуют комичность ситуаций, описанных в баснях, но одновременно я стараюсь дать понять, что, осмеивая пороки, автор пытается научить читателя быть нравственнее методом «от противного», дети с моей помощью приходят к выводам: Лебедь, Рак и Щука не смогли сдвинуть с места воз, т.е. сделать порученное им дело, потому что не сумели договориться, значит, нам нужно стараться не быть похожими на этих героев, когда хотим добиться какого-то результата в деле; Стрекоза оказалась без крова и пищи накануне суровой зимы, потому что не хотела трудиться, значит, мы не должны лениться, если хотим жить счастливо – все эти общеизвестные истины для детей являются открытиями, а И.А. Крылов помогает освоить их через смех. Конечно, к такому выводу дети приходят не сразу, а только в результате целенаправленной работы на уроке.
На уроках по окружающему миру использую воспитательную функцию данного предмета по формированию основ мировоззрения, развитию самостоятельности, экологического отношения в природе. Совершая экскурсии, дети учатся наблюдать за неживой природой, любоваться и восхищаться ею. Стараюсь, чтобы дети заметили яркость красок осенней природы, нежность и разнообразие оттенков снега. В результате постоянной работы над этим аспектом их воспитания дети начинают зорче всматриваться в окружающий их мир, устанавливать ассоциативные связи между различными его объектами и явлениями, что делает их жизнь наполненнее, содержательнее, а значит, нравственнее. У младших школьников всегда велик интерес к живой природе, но постепенно они начинают не только замечать птиц, бабочек, жучков и т.д., но и выясняют их названия, то, где они живут, чем питаются. Они сравнивают образ жизни различных живых существ, делают выводы, создают собственные минисочинения о них, через это осознавая ценность каждой жизни, как бы несущественна она ни казалась на первый, незаинтересованный, взгляд. Такое отношение к природным объектам помогает и в формировании представления о ценности человеческой жизни, ее неповторимости. Такая работа становится также надежной базой для дальнейшего экологического воспитания.
Не только красоту в природе помогаю детям увидеть, но и обращаю внимание на экологические проблемы: захламлённость леса, мусор уничтожают эту красоту, наносят вред каждому из нас. Спрашиваю у школьников, что они чувствуют при сравнении чистых, ухоженных уголков природы с теми, где человек нарушил красоту природы. Конечно, дети возмущаются безнравственным поведением людей по отношению к природе и делают свои выводы. После этого совершенно естественным становится вопрос о том, какую помощь они сами могут оказать в сохранении природы. Поэтому, когда мы работаем на субботниках по уборке территории, посадке деревьев, их работа становится осмысленной, дети ощущают важность своего дела, чувствуют себя благородными защитниками окружающей среды, что стимулирует их дальнейшее развитие в данном направлении.
На уроках русского языка для развития речи учащихся и в целях нравственного воспитания использую небольшие изложения по текстам нравственной направленности. Например: при работе над текстом «Спасённый сад», я выясняю, что такое спасение. (избежание беды). Какая беда произошла? (прорвало трубу)
-Чем грозила струя воды? (Вода вымывала из-под цветов землю и могла уничтожить весь сад)
- Какой момент в рассказе показался самым волнующим? ( Гайдару было очень больно, когда он зажимал трубу ладонью, сдерживая мощное давление воды)
- Подтвердите словами из текста, что ему действительно было больно? («почернел, стиснул зубы»)
- Как вы оцениваете поведение Гайдара в этой ситуации? (он мужественный человек, он вызывает восхищение)
- С какой целью автор рассказал этот случай? (Ещё раз показать нам, каким внимательным и мужественным человеком был Гайдар)
- Почему у Гайдара весь день было прекрасное настроение? ( Он помог совсем незнакомым людям, а это дает чувство удовлетворения, радости).
Знакомясь с поведением Гайдара в этом случае, дети получают пример нравственного поведения, понимают, что на таких людей нужно стараться быть похожими, чтобы и к тебе относились с уважением.
Я всегда стараюсь задавать такие вопросы: а как бы вы поступили, если бы оказались на месте того человека? В этом случае дети, представив эту ситуацию, решили, что об этом должны были сообщить взрослым, так как им самим трудно справиться с такой проблемой, но , главное, нельзя оставаться равнодушными.
Изложение «Медаль за отвагу». Я задаю вопрос: «За какие заслуги награждают медалью»?(проявил себя в работе, спас кого-то от беды, совершил подвиг, защищая Родину и т.п.)
- За что Игорь Кугай получил медаль «За отвагу на пожаре»? (помог малышам вылезти из горящего дома). Как вы думаете, этот поступок достоин награждения медалью?
- Какой момент в рассказе вы считаете самым волнующим? (Игорь оказался внутри горящего дома, мы не знаем, удастся ли ему выжить, спастись самому и спасти детей)
Как бы вы поступили в этом случае? (Дети говорят: «Я тоже так поступил бы, хотя думаю было бы страшно, но ведь надо спасать малышей»). Меня радует то, что дети понимают нравственный смысл этих текстов, а главное – стараются проецировать ситуации на себя, свою жизнь. Пусть не все, что они говорят в этих случаях, найдет подтверждение в их поведении, но постепенное «накапливание» опыта анализа таких ситуаций, формирует у них представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
На уроках математики также использую воспитательные возможности текстовых задач, включённых в учебник. Это задачи о труде, воспитывающие бережливость и ответственность; о видах спорта, обращающие внимание на пользу занятий физкультурой и спортом; и другие.
Огромную роль в нравственном воспитании учащихся играет семья. Однако иногда я наблюдаю нежелание или неумение родителей выстраивать свои отношения с детьми. Поэтому на родительских собраниях рассматриваются актуальные вопросы воспитания, проводятся совместные мероприятия учащихся, учителей и родителей: классные часы, соревнования, праздники, что способствует сближению родителей и детей, родителей и школы. Например: неделя здоровья, месячник «Семья», праздник осени, новогодний утренник, акция «Поможем птицам». Провожу анкетирование по выявлению воспитанности учащихся. Данные мероприятия помогают решить задачи по развитию и воспитанию личности ребёнка:
- Ответственность за свои дела и поступки.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Воспитывать чувства патриотизма;
- Деятельность отношение к труду;
- усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только приповерхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставить свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаковы важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой- то области, на каком-то уровне.
Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Я уверена, что наша совместная работа, принесёт хорошие результаты.
Уровень воспитанности 1 класса.
№ | Фамилия, имя учащегося | Основные качества личности школьника | Уровни их проявления | Основные факторы, обусловливающие данный уровень воспитанности | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | ||
1. | Блинов Кирилл | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | + | + | + | + | + | + | _ | _ | + | + | |||
2. | Ильичёв Миша | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | + | + | + | _ | _ | + | + | + | _ | + | _ | ||
3. | Клевкова Олеся | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
4. | Климович Артём | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | + | + | + | + | _ | + | + | + | + | + | |||
5. | Стародубцева Соня | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | + | + | + | + | _ | + | + | + | + | + | |||
6. | Чумак Сергей | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | + | + | + | _ | _ | + | + | _ | _ | + | _ |
- Блинов Кирилл – воспитанность проявляется (21б.)
- Ильичёв Миша – воспитанность слабо проявляется (16б.)
- Клевкова Олеся – воспитанность проявляется (20 б.)
- Климович Артём – воспитанность проявляется (22б.)
- Стародубцева Соня – воспитанность проявляется (21б.)
- Чумак Сергей – воспитанность слабо проявляется (16б.)
Основные качества личности:
- трудолюбие
- интеллект (учёба)
- увлечённость, любознательность
- долг и ответственность
- дисциплинированность и пунктуальность
- честность и правдивость
- доброта и отзывчивость
- простота и скромность
- коллективизм и товарищество
- здоровье (забота о своём здоровье и здоровье окружающего мира)
Оцениваются в баллах классным руководителем.
3 – ярко проявляется
2 – проявляется
1 – слабо проявляется
0 – не проявляется
Уровни проявления качеств личности школьника:
- ярко проявляет самостоятельность и активную общественную позицию
- проявляет самостоятельность и активную общественную позицию
- слабо проявляет самостоятельность и активную общественную позицию
- проявляет отрицательное отношение к социально значимой деятельности, преобладает внешняя регуляция деятельности.
Отмечают в плане «+» в той графе, уровень проявления активности которой соответствует обозначенной графе.
Основные факторы, обусловливающие данный уровень воспитанности:
- влияние семьи
- учебные достижения
- положение в коллективе
- состояние здоровья
- влияние классного коллектива на личность
- общественно полезный труд
- влияние сверстников в свободном общении
- позиция педагогов (согласованность действий)
- наличие внутреннего стремления к самосовершенствованию ребёнка
Отмечают в плане «+» (позитивное влияние) или «-»( негативное влияние) в соответствующей графе таблицы
Уровень воспитанности конкретного ученика класса можно оценить, подсчитав суммарный балл воспитанности качеств 1 – 10 данного ученика и затем сравнить со следующей таблицей:
Воспитанность ярко проявляется – суммарный балл более 24
Воспитанность проявляется – суммарный балл от 17 до 24
Воспитанность не проявляется – суммарный балл от 0 до 9
Анализируя уровень воспитанности первоклассников, выяснила, что домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. За нравственным развитием ребёнка требуется следить также тщательно, как и за успехами в учёбе. Планируя работу с родителями, обязательно включаю: родительские собрания на воспитание нравственности детей, где родители делятся своим опытом; посещения семей; индивидуальные беседы с родителями; совместную подготовку и проведение праздников. Я знаю, что родители мне всегда помогут и это очень важно.
Уровень воспитанности 4 класса.
№ | Фамилия, имя учащегося | Основные качества личности школьника | Уровни их проявления | Основные факторы, обусловливающие данный уровень воспитанности | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | ||
1. | Блинов Кирилл | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
2. | Ильичёв Миша | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
3. | Клевкова Олеся | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
4. | Климович Артём | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
5. | Стародубцева Соня | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
6. | Чумак Сергей | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
- Блинов Кирилл – воспитанность ярко проявляется (28б.)
- Ильичёв Миша – воспитанность проявляется (22б.)
- Клевкова Олеся – воспитанность ярко проявляется (27б.)
- Климович Артём – воспитанность ярко проявляется (30б.)
- Стародубцева Соня – воспитанность ярко проявляется (29б.)
- Чумак Сергей – воспитанность проявляется (21б.)
Анализируя уровень воспитанности четвероклассников, выясняю, что уровень воспитанности в основном у всех ярко проявляется.
Я старалась детям помочь почувствовать коллектив как целое, учила их дорожить его интересами. Вместе с детьми мы планировали работу на год, составили перечень правил поведения в школе, распределили поручения. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"
Четыре года работала по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". В своем отчете я рассказа о формах. методах работы по этому УМК....
Творческий отчет второклассников
Нам понравилось!...
Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"
В этом отчете я рассказала об УМК "Перспективная начальная школа". С какими знаниями выходят дети по окончанию 4 класса....
Творческий отчет
Творческий отчет учителя о проделанной работе за 5 лет...
Творческий отчет в стихотворной форме
Представляю материал в стихотворной форме для классного часа о здоровом образе жизни....
Творческий отчет
презентация "Развитие орфографической зоркости"...