Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"
статья на тему
В этом отчете я рассказала об УМК "Перспективная начальная школа". С какими знаниями выходят дети по окончанию 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Постоянно искать новое,
чтобы быть в состоянии учить
и воспитывать других…»
А.С. Макаренко
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника. Я – счастливый человек, прежде всего потому, что я нашла свое призвание в жизни, признание учителя. Именно со школой я связываю свои честолюбивые мечты. Я считаю, что школа меня ждет, встречает с распростертыми объятиями, у школы есть достоинство – дети. Я считаю школу делом своей жизни.
В МОУ СОШ № 3 х. Киреевка работаю с 1990 года учителем начальных классов.
Когда педагог горит, тогда зажигаются и его ученики, поэтому в своей педагогической деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным. Поэтому я в поиске новых, эффективных форм и методов обучения.
Приветствую инновации. Второй год разрабатываю и апробирую образовательные технологии учебно-воспитательного процесса, ориентированные на развитие личностной свободы учащихся, которые предполагают адаптацию и преемственность идей на всех этапах обучения, работая по новому УМК «Перспективная начальная школа». УМК «Перспективная начальная школа» создан на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребенка, его эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.
Главной особенностью «Перспективной начальной школы» является то, что данный комплект – один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. При разработке учебного материала учитываются такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника (ребенок, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами – но комплект помогает решать эту задачу); особенности восприятия школьника.
В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей образовательной области словари; дает каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей.
УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на Интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками, таким образом, комплект подразумевает создание условий использования компьютера в школе и их перспективное развитие.
Организация обучения рассчитана через систему заданий в учебнике. Интересны главные действующие лица, с помощью которых школьник получает знания – это разновозрастные брат и сестра (Маша и Миша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. Психологические характеристики всех героев настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними, а значит, и получать знания. В оформлении учебников применен принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.
Нововведением методической системы является интерактивность. Она понимается авторами комплекта как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. В комплекте выстраивается система интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Учебники приглашают учащихся принять участие в работе клуба «Ключ и заря» и клуба «Мы и окружающий мир».
УМК «Перспективная начальная школа» подготовлен с учетом всех требований к ребенку XXI века. Здесь применен очень интересный подход к подаче материала, более интересны для младшего школьника раскрыты темы занятий. Очень много креативного материала, подталкивающего детей к творчеству. В данном комплекте ставятся задачи раскрытия способностей человека, удовлетворения его разнообразных образовательных способностей, гармонизации отношений личности общества, окружающей среды, а также формирования у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления.
На протяжении двух лет разрабатываю и апробирую образовательные технологии организации учебно-воспитательного процесса, ориентированные на развитие личностной свободы учащихся, которые предполагают адаптацию и приемственность основных идей на всех этапах обучения.
В ходе наблюдений и исследований установила, что полноценное развитие личностной свободы школьника обеспечивается за счет освоения качественно нового типа содержания образования: опыта свободной деятельности учащихся. Организация свободной деятельности решает противоречие, возникающее в системе традиционного обучения: между необходимостью жесткой регламентации деятельности на уроке и необходимостью формировать свободную личность ученика.
В ходе инновационного поиска установила, что освоение школьниками опыта свободной деятельности осуществляется более эффективно в условиях органического сочетания двух различных организационных форм:
а) обычных уроков, функции и структура которых несколько изменяются (происходит перераспределение функций между урочной формой и свободной работой);
б) свободной работы учащихся по решению поставленной проблемы.
Во время свободной работы учебные предметы выступают не как средства формирования предметных знаний, а как средства личностного развития учащихся. Цель этой работы состоит не в выполнении учебных заданий, а в формировании умений приобретать знания, понимать свои возможности, интересы через осмысление материала, определять цели собственного саморазвития.
При организации учебной деятельности использую индивидуальные и коллективные формы работы с применением упражнений – комплексов интеллектуального содержания, игровой методики, собственные находки. Люблю нестандартные формы уроков: уроки-викторины, уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-практикумы, уроки-сказки, интегрированные уроки. Широко использую разноуровневый, дидактический материал для индивидуальной работы с детьми, развиваю творческие способности учащихся, их самостоятельность.
Мажорный тон уроков – характерная черта моей работы. Уроки для меня и мох учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема. Буквы С, с. Звуки [c], [с].
Цели урока:
- Познакомить учеников с согласными звуками [с], [с], буквой С, с.
- Формировать умение выделять звук [с];
- Развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; речь обучающихся; прививать интерес к чтению, расширять их кругозор.
Оборудование:
Учебник «Азбука» (авт. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.;
демонстрационная касса букв;
схемы;
картинки, содержащие изображение буквы с; индивидуальные карточки.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Назовите и покажите буквы, которые мы изучили. (Дети хором называют буквы, а один ученик их показывает по таблице).
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками из азбуки.
А сейчас я предлагаю вам игру «Дополни предложение»:
1) Звуки бывают … (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2) После твердых согласных пишутся гласные …(а, о, у, ы).
3) После мягких согласных пишутся гласные … (е, ё, и, я, ю).
- Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают. Ученик читает стихотворение Валентина Берестова о гласных и согласных.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с…- змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш…- шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж…- шмели в саду жужжат.
Р-р-р…- моторы тарахтят.
- Сообщение темы урока.
Учитель. Отгадайте загадки:
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
Дети. Санки.
Учитель. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
Дети. Собака.
Учитель. Спереди – пятачок,
Сзади крючок.
Посредине спинка,
А на ней щетинка.
Дети. Свинья.
Учитель. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
Дети. Солнце.
Учитель. Что за птица:
Песен не поет.
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет?
Дети. Самолет.
Учитель. Чем эти слова похожи?
Дети. Они начинаются с одного звука – [c].
Учитель. Именно об этом звуке мы будем с вами говорить сегодня на уроке.
- Работа над темой.
Учитель. Произнесите еще раз слова-отгадки, выделяя голосом только первый звук.
Дети. С-с-санки, с-с-собака, с-с-свинья, с-с-солнце, с-с-самолет.
Учитель. Какой звук мы выделили?
Дети. Звук [с].
Учитель. Какой он?
Дети. Согласный.
Учитель. Откройте учебник «Азбука» на стр. 56. И рассмотрите картинки.
(Дети рассматривают картинки, выделяют звуки [с], [с] из слов лось и нос.
[л] [о] [с] [н] [о] [с]
Звуко-буквенный анализ слов: соты, сито, рысь.
- Физкультминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Подтянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх – хлопок.
Руки, ноги разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим, вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идет.
(Дети садятся за парты.)
Учитель. Дети, а на что похожа буква С?
Полумесяц в небе темном Шел конь подковами звеня.
Буквой С повис над домом. Как буква С следы коня.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
(Учитель вывешивает рисунки, содержащие изображением буквы С.)
Конструирование буквы С: элементы строчной буквы № 20; элементы прописной буквы № 16.
- Работа с книгой.
Чтение слогов стр. 56 хором.
- Прочитайте слоги с гласными, обозначающими твердость согласного звука: са, со, сы, су.
- Прочитайте слоги с гласными, обозначающими мягкость согласного звука: ся, се, сю, си, сё.
Прочитайте слоги с гласными в начале: ас, ос, ус, эс, ыс, ис.
- Работа с индивидуальными таблицами.
Учитель. Игра «Лабиринт».
Закрасьте разными карандашами цепочки найденных слов (сколько слов, столько и цветных дорожек – «выходов» из лабиринта.
НА СИ С О СО СЫ НИ СА НА СО НА
|
Слова: Насос, сосна, оса, сани.
СО О НА С С
НА СО С
СИ НА
|
Слова: Сосна, насос, осина.
НА О СО СА СА АН НИ НА СЫ НА С СИ
|
Слова: Осы, сани, Анна, сосна, насос.
Учитель. Какие слова повторяются в каждой карточке?
Дети. Сосна, насос.
Учитель. Кто может объяснить значение этих слов?
Дети. Сосна – это хвойное дерево.
Насос – это помпа, устройство для выкачки воды.
- Физкультминутка.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся помашем
Крылья сложим назад.
- Работа с учебником.
- Работа над группой слов со звуком с стр. 57.
- Чтение «жужжанием».
- Работа над стихотворением стихотворения стр. 57.
- Чтение учителем.
- Чтение хором за «диктором».
- Найдите слова с буквой с в стихотворении.
- Работа над текстом «Россия» стр. 57.
- Чтение текста учителем.
- Беседа по содержанию.
- Итог урока.
Учитель. Предлагаю игру «Любопытный»
Ответ на вопрос должен начинаться с буквы с.
Учитель. Какие вы знаете имена на букву С ?
Дети. Света, Саша, Сергей, Семен.
Учитель. Какие вы знаете животные на букву с ?
Дети. Собака, слон, суслик, соловей.
Учитель. Что говорит мама, когда ты ложишься спать?
Дети. Спокойной ночи.
Учитель. Что дает мама маленькому ребенку, когда он плачет?
Дети. Соску.
Учитель. Какое волшебное слово на букву с вы знаете?
Дети. Спасибо.
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: Поиграем. Лесные новости.
Цели:
- познакомить учащихся, как дикие животные готовятся к зиме;
- воспитывать интерес и любовь к животным, уважительное и бережное отношение к природе;
- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи.
Оборудование:
предметные картинки (животные), телевизор, видеофильм, таблички (кто как зимует) для игры.
Ход урока.
- Организация класса. Психологическая поддержка.
Учащиеся садятся в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Учащиеся рассаживаются по местам. Парты расставлены полукругом.
- Сообщение темы урока.
Трещала с самого утра:
Пор-р–р–ра! Пор–р–р–ра!
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока).
На доске появляется изображение сороки.
_ Что вы знаете об этой птице?
Сегодня с самого утра сорока трещала о том, что осень заканчивается, наступает зима и пора проверить свои кладовые. Лесные жители услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На нем и мы побываем и узнаем, как жители леса готовятся к зиме.
На доске таблички:
Лесные новости | Кто как к зиме готовится? |
- Итак, мы отправляемся в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно.
Подготовленный ученик читает:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Речевая разминка.
- Угадайте, кто придет на лесное собрание?
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это … (белка).
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
Недотрога, весь в иголках.
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Ёж)
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки. (Заяц)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … ( воробей).
Водяные мастера
Строят дом без топора. (Бобры)
Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
На доске вывешиваются картинки с изображением угаданных животных.
- Кажется, почти все собрались, и мы можем идти. Встали, пошли …
Физкультминутка.
Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной,
Прыгал зайка озорной, озорной, озорной, так …
Мишка зайку догонял, догонял, догонял.
Он вразвалочку шагал, он шагал, он шагал, так …
И нарядна, хороша, хороша. Хороша,
Шла лисичка не спеша, не спеша, не спеша, так …
Дети изображают действия, движения животных.
Просмотр видеофильма «Кто как к зиме готовится?».
- А теперь мы должны вести себя тихо и осторожно, потому что сейчас увидим, как лесные жители готовятся к зиме.
Ролевая игра «Лесное собрание».
- Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании, о котором трещала сорока.
Учащиеся получают картинки с изображением животных и по очереди читают приготовленные дома стихи.
- Итак, лесное собрание объявляется открытым!
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне –
Вы готовы ли к зиме?
- Да, - ответили лисицы, -
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
- Ну, а я, - ответил крот, -
Под землей устроил ход.
Там с красавицей женой
Будем чай мы пить зимой.
Крикнул бобр медведю с речки:
- Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок –
Из трубы пойдет дымок.
- А у нас есть валенки, -
Отвечали заиньки. –
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь.
Смотрит белка из дупла:
- Я орешков припасла.
Высоко мое дупло.
В нем и сухо, и тепло.
Вылез ежик из листвы:
- Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе – грибов кадушка.
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
III. Итог урока. Игра «Не ошибись!»
- Проверим, какими внимательными вы были, какие лесные новости узнали. У вас на партах лежат маленькие картинки. По моему сигналу каждый из вас достанет свою картинку, найдет на доске табличку, которая соответствует тому, как это животное готовится к зиме, и встанет около нее.
Впадают в спячку | Улетают на юг | Делают запасы на зиму |
Не делают запасы на зиму, не впадают в спячку |
Рефлексия.
- Я хочу похлопать Сергею, потому что мне очень понравилось, как он сегодня работал на уроке. Сережа, а чья работа сегодня больше всего понравилась тебе?
Учитель и Сергей подходят и хлопают тому ученику, чья работа понравилась Сергею. И так далее, пока весь класс не будет хлопать последнему ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...
Положение о творческом объединении учащихся начальной школы "Подсолнушек" (газета начальной школы) МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)
Положение регламентирует деятельность творческого объединения "Подсолнушек" (газета начальной школы) учащихся начальной школы МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)....
ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»
ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...
«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»
Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...
Комментарии
УМК "Перспективная начальная школа"
УМК "Перспективная начальная школа"