Эссе на тему "Черты гражданской идентичности в России"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Черты гражданской идентичности в России»
Гражданская идентичность - 1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; 2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.
Гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью. Критерий гражданственности – целостное отношение человека к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.
Гражданственность выражает не этнические или этнокультурные, а общеродовые интересы человечества в конкретной национально-специфической форме.
Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению Граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только гражданин принадлежат политические права и свободы. В гражданском законодательстве РФ термин Гражданин, если специально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо. Гражданин – это тот, кто готов разделить ответственность за страну
Гражданская позиция – это действия человека, созданного государством, которые либо помогают, либо мешают этому государству.
Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, ведущий тип социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями.
Становление гражданской идентичностью определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства.
Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы: 1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; 2) самоназвание гражданской общности; 3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; 4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; 5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
Средством обеспечения интеграции и переживания чувства принадлежности является система символов. Наличие «своей» символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ является материализованным носителем идеи (словесным, событийным или предметным), в данном случае идеи единства, целостности, отражает значимые для общности ценности и образы, обеспечивает мотивацию сотрудничества. Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, фигур исторических (национальных) героев, наиболее значимых исторических и современных знаменательных для страны событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности. Образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности является центральным символом гражданской идентичности, включающим в себя как объективные характеристики жизнедеятельности общности, такие, как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так и субъективное отношение к ним. Образ Родины не всегда включает в себя все выделенные компоненты, он, скорее, отражает наиболее значимые из них, позволяя фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.
Гражданское воспитание молодежи в современном России, формирование идентичности гражданина России позволят решить ключевые задачи развития нашего общества – обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственную независимость России; преодолеть мировоззренческий и нравственный кризис и кризис доверия к государственной власти; возродить уважение к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию.
Сложность решения задач гражданского воспитания личности в условиях современной России связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием прежнего единства духовных и идеологических установок.
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ , 60% россиян чувствуют, что «в них стало меньше патриотизма» (тогда как в 1992 году таких было 17%), 82% российских граждан «ощущают «малую и крайне малую» ответственность за происходящее в стране или не чувствуют ее вовсе». Значительная часть призывников не желают служить в Вооруженных Силах Российской Федерации, значительная часть молодежи выражает желание покинуть Родину и считает, что такие понятия, как «воинская честь» и «воинская доблесть» лишены смысла и ушли в прошлое. За последние 15 лет в общественном сознании обесценивались такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Наблюдается деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей, ослабление патриотизма в молодежной среде.
Неопределенность стратегии развития общества, отсутствие единства взглядов на мировоззренческую и духовно-нравственную основу социального развития определяют актуальность и при этом особую сложность решения задач гражданского воспитания в современной России.
И основная задача сегодня состоит в повышении эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Необходимо усиливать воспитательную компоненту в образовании, использовать образовательную систему для привития молодежи патриотизма, нравственности, гражданственности, позитивного правосознания, приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры.
Необходимо более тщательно подходить к вопросу разработки образовательных и воспитательных стандартов духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, образовательных стандартов по русскому языку, литературе, историческим и обществоведческим предметам. Важнейшим аспектом в деле воспитания патриотизма является знание молодыми людьми собственной истории, память о ключевых для России событиях, победах российского оружия. К сожалению, многие из славных дат сейчас забываются, трактовка некоторых ключевых для России событий отдается для «внутреннего толкования» сопредельных государств. К примеру, день Крещения Руси (28 июля) в Украине отмечается, как «День Крещения Киевской Руси - Украины».
Важным моментом является воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации: флагу, гербу, гимну. Следует ввести в образовательные учреждения, как обязательную, церемонию поднятия Государственного флага Российской Федерации в дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы России и в памятные даты России. Этот опыт давно и успешно реализуется в целом ряде стран мира.
Гражданско-патриотическая позиция не может быть навязана молодому человеку – она должна быть им осознана, прочувствована.
Россия нуждается в создании системы поддержки добровольчества, координирующей молодежные добровольческие центры, в которых молодые люди могут получить информацию о том, где и как они могут применить свои силы в добровольческом служении.
Таким образом, в настоящее время органам власти всех уровней в рамках осуществляемой ими молодежной политики требуется обеспечить создание: 1) условий для повышения эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; 2) действенного механизма пропаганды национального самосознания в молодежной среде; 3) условий для широкого и системного участия молодых людей в добровольческой деятельности, обеспечив надежные правовые основания и необходимую ресурсную поддержку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности младших школьников
Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов....
Эссе "« Черты гражданской идентичности в России»
Известный российский ученый А.А.Леонтьев утверждал, что нормальное самосознание гражданина новой России – это единство трех начал: во – первых , это чувства принадлежности к своему этносу,...
Формирование гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности...
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ
Роль формирования гражданской идентичности подростков...
Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Обобщение педагогического опыта. В статье описывается опыт работы над проектом "Мой город детства и мечты отсюда родом я"К сожаления размер презентации большой, не загружается. Если материал интересен...
Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников (публичное выступление).
Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников. Задачи: •Предметные – формирование художественного вкуса и любви к прекр...
Формирование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 класс
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отно...