Самообразование.Влияние уровня школьной зрелости обучающихся на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации
презентация к уроку (1 класс) по теме
Презентация по теме самообразования "Влияние уровня школьной зрелости обучающихся на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения , смыслообразования и нравственно- этической ориентации определяют готовность ребенка к обучению.
Таким образом, целью исследования - выявить влияние уровня школьной зрелости на уровень сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации
Задачи исследования: 1.Теоретический анализ литературы с целью определения терминов «школьная зрелость», «уровень школьной зрелости»; Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения. Т.о, "Школьная зрелость" (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.
Уровни школьной зрелости: « Школьнозрелые » - уровень психического развития соответствует норме, высокая способность к подражанию, высокая степень сформированности тонких двигательных координаций. « Среднезрелые » - общий интеллектаульный уровень развития ребенка имеет незначительные отклонения от нормы, средняя способность к подражанию, средняя степень сформированности тонких двигательных координаций. «Незрелые» - "Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет . Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться.
2.Определить термины «универсальные учебные действия», «универсальные учебные действий нравственно-этической ориентации ». Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося
Универсальные учебные действия - это система действий учащегося , обеспечивающая : культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности Российская академия образования
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные Российская академия образования
ЛИЧНОСТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Нравственно - этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты: 1. Уровень выделения морального содержания поступка 2. Уровень ориентации на просоциальное поведение 3. Уровень развития моральных суждений 4. Уровни решения моральной дилеммы
3.Подбор и апробация методик для выявления уровня школьной зрелости обучающихся 1 «в» класса »; Для выявления степени школьной зрелости использован тест А. Керна в модификации И.Ирасека (см. Приложение 1. Тест Керна – Ирасека ) Он содержит три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Каждое задание оценивается баллом от 1(наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). 3-5 баллов- « школьнозрелые » 6-9 баллов – « среднезрелые » 10-15 баллов – «незрелые»
Таблица 1. Результаты диагностики уровня школьной зрелости (в баллах) См.Приложение 2. Таблица 1. Результаты диагностики уровня школьной зрелости (в баллах)
14 чел .-100 % Школьнозрелые – 7% 1 чел . Среднезрелые – 79% 11 чел. Незрелые - 14% 2 чел. Диаграмма 1. Результаты диагностики уровня школьной зрелости (в процентах)
4. Подбор и апробация диагостик на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации обучающихся 1 «в» класса»; Для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации применена индивидуальная беседа ( см.Приложение 3 . Задание на оценку уровня сформированности УУД нравственно – этической ориентации) (см. Приложение 4. Таблица 2. Результаты диагностики уровня сформированности УУД нравственно-этической ориентации)
Диаграмма 2. Результаты диагностики УУД нравственно-этической ориентации (в процентах)
Диаграмма 3. Сравнительные данные диаграмм 1 и 2. Результаты диагностики уровня школьной зрелости Результаты диагностики УУД нравственно-этической ориентации
Вывод: Уровень школьной готовности не влияет на уровень сформированности УУД нравственно –этической ориентации ( так возможны варианты: А) школьнозрелый – средний уровень УУД нэо Б) среднезрелый – средний уровень УУД нэо В) незрелый – высокий, средний уровень УУД нэо )
Использованная литература: 1. Как проектировать УУД в начальной школе. Под редакцией А.Г.Асмолова . –Москва, «Просвещение», 2008. – с. 3,60,42 2.Т.А.Ратанова.Общая психодиагностика.-1998. – с.22-24. 3. http://www.rae.ru/forum2011/137/1070 4. юhttp://www.s1043.ru/newness.html?id=132 5. http://www.sib-imama.ru/pages/texts/neuspevaem2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: "«Исследование уровня школьной тревожности обучающихся первого класса, как показателя адаптации к обучению на новой возрастной ступени развития»
В работе представлена динамика исследования тревожности первоклассников в результате проведения коррекционно-развивающей работы методами игровой и танцевально-двигательной терапии....
Формирование нравственно-этической ориентации у младших школьников
Формирование нравственно-этической ориентации у младшего школьника...
Смысловое чтение как фактор развития и обогащения нравственно-этических ориентаций детей младшего школьного возраста
На уроке литературного чтения дети читают книги с огромным нравственным потенциалом. Для того чтобы дети воспринимали эстетические и нравственные ценности, необходимые знания, обогощать свой читательс...
Статья на тему "Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы".
Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы....
Уровень сформированности метапредметных результатов обучающимися за 2 года обучения 2020-2022 гг.
Уровень сформированности метапредметных результатов обучающимися за 2 года обучения 2020-2022 гг....
Уровень сформированности метапредметных результатов обучающихся 2 класса за 2021-2022 учебный год
Уровень сформированности метапредметных результатов обучающихся 2 класса за 2021-2022 уч.год....
Тест для определения уровня школьной зрелости
Тест для определения уровня школьной зрелости...