Рабочая программа по ОБЖ для 4 класса, программа "Школа России".
рабочая программа (4 класс) по теме

Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе авторской программы Л.П.Анастасовой,П.В.Ижевского,Н.В.Иванова "Основы безопасности жизнедеятельности" (сборник "Концепция и программы для начальных классов","Школа России", Москва, издательство " Просвещение", ч.2, 2009 год,с.3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh.docx41.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_______Каменева Т.А..

Протокол № ___ от

«____»________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области

___________       Сурина А. Д..

«____»____________2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 1» города Валуйки Белгородской области

__________   Будыкина С.А.

Приказ  №_____ от

«____»____________2012г.

Рабочая  программа

Григоревской Галины Дмитриевны

вторая квалификационная категория

по учебному курсу «ОБЖ»

4 «Г»  класс

УМК «Школа России»

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» (сборник «Концепции и программы начальных классов, «Школа России», Москва, Издательство

 « Просвещение», ч. II, 2009 год,с.3).

Цели программы:

  1. привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  2. сформировать у детей научно обоснованную систему  понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  3. выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
  4. формировать социальный опыт школьника, уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  1. развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему  здоровью и здоровью окружающих;
  2. стимулировать у ребёнка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

В авторскую программу внесены изменения: добавлен 1 час в раздел «Безопасное поведение на улицах и дорогах», согласно учебному плану школы, который рассчитан на 35 учебных недель.

 Название учебно-методического комплекта:

Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 3-4кл,/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова- 2-е изд.-М.Просвещение,2010.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год: в неделю - 1 час.

Практических работ- 6 часов.

Формы организации учебного процесса:

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  1. работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
  2. изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся 4 класса  и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях. Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса  обучающиеся должны знать:

  1. правила перехода дороги;
  2. правила движения на велосипедах;
  3. правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров;
  4. основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, прикатании на лодке;
  5. способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
  6. как ориентироваться на местности;
  7. как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной безопасности при разведении костра;
  8. когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова;
  9. основные понятия- «здоровье», «здоровый образ жизни»
  10. факторы, влияющие на состояние здоровья- (курение, алкоголь, токсикомания).

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

  1. правильно переходить дорогу, перекрёсток;
  2. ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным признакам;
  3. определять расстояние по карте и по местности;
  4. организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
  5. завязать 1-2 вида узлов;
  6. развести и погасить костёр;
  7. вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
  8. оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).

Календарно-тематическое планирование

35 часов, 1 час в неделю

п\п

Наименование раздела и темы урока

Часы уч. вр.

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

1

Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.

1ч.

04.09

Исследовать взаимодействие человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на человека.

Усвоить  понятия о здоровом образе жизни.

Познакомиться с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека.

2

Можно ли уберечься от травм?

1ч.

11.09

Характеризовать опасные и безопасные ситуации.

Закрепить понятия «травма».

 Познакомиться с видами травм.

3

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1ч.

18.09

.

Познакомиться с понятием «закаливание», способами закаливания.

Мотивация на ЗОЖ.

Исследовать особенности взаимодействия человека с окружающей средой.

4

Предупреждение бытового травматизма.

1ч.

25.09

Характеризовать действия человека в чрезвычайных ситуациях Выработка навыков проведения игр,  соблюдение правила поведения.

5

Твои действия при пожаре.

1ч.

02.10

Вести диалог: отчего может возникнуть пожар, что делать при пожаре.

Умело действовать в чрезвычайных ситуациях.

закрепить навыки поведения при обращении с огнём.

Определять экстремальные ситуации для человека в природной среде. Объяснять лесные опасности. Работать с компасом.

6

Как вести себя  на воде.

1ч.

09.10

Вести диалог о мерах безопасности в осеннее и зимнее время, о водной переправе и мерах безопасности при пользовании водной переправой.

Формировать навыки правильного поведения на воде.

Познакомиться с мерами безопасности при пользовании гребными лодками.

7

Где вода – там беда.

1ч.

16.10

Познакомиться с правилами купания в реке и мерами безопасности при купании, подручными средствами спасения на воде.

8

Мы и транспорт.

1ч.

23.10

.

Соблюдать правила дорожного движения, характеризовать дорожные знаки ПДД.

 Познакомиться с историей транспорта, с видами транспорта.

Анализировать ситуации на дорогах.

9

Практическая работа №1 по теме «Мы и транспорт».

1ч.

06.11

Формировать навыки правильного поведения в транспорте.

10

Скорость движения и остановочный путь.

1ч.

13.11

Вести дискуссия на тему, почему на улице опасно.

 Формировать представления о скорости движения и остановочном пути.

Объяснять понятия «тормозной путь», «тормозное расстояние».

11

Если ты стал водителем.

1ч.

20.11

Усвоить правила катания на велосипедах.

Познакомиться с профессией водителя.

12

Практическая работа №2 по теме «Если ты стал водителем».

1ч.

27.11

Усвоить правила катания на велосипедах.

13

В детстве не научишься – всю жизнь промучишься.

1ч.

04.12

Вести дискуссия на тему, почему на улице опасноУсвоить правила катания на велосипедах, меры безопасности.

Анализировать ситуации на дорогах.

14

Как стать грамотным пассажиром.

1ч.

11.12

Рассмотреть причины ДТП на дорогах.

Повторить правила безопасности при поездке в транспорте.

15

Учись быть пешеходом. (Экскурсия)

1ч.

18.12

Повторить правила движения по городу, перехода дороги.

Анализировать ситуации на дорогах.

16

Поездка на электропоезде.

1ч.

25.12

Познакомиться с правилами поведения пассажиров на вокзале, правилами поездки в поезде.

17

Железнодорожный переезд.

1ч.

15.01

Познакомиться с видами железнодорожных переездов и правилами перехода через них.

Анализировать ситуации на дорогах.

18

Знакомство с подразделением милиции – службой ГИБДД.

1ч.

22.01

Познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Повторить правила перехода улицы.

19

Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге?

1ч.

29.01

Формировать навыков безопасного поведения на дороге.

Познакомиться с правилами поведения в экстремальных ситуациях.

20

Основные виды травм и первая помощь при них.

1ч.

05.02

Классифицировать виды бытовых травм.

Рассмотреть способы предохранения от бытовых травм. Выработать правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах.

21

Практическая работа №3 по теме «Первая помощь при травмах».

1ч.

12.02

Выработать правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах.

22

Осторожно – электричество!

1ч.

19.02

Усвоить инструкции по правилам обращения с электроприборами.

Познакомиться с правилами оказания первой помощи при поражении током.

23

Мы и животные.

1ч.

26.02

Характеризовать общие условия, необходимые для жизни животных, меры безопасности при общении с домашними животными.

Усвоить правила безопасности при обращении с животными.

Знать правила оказания первой помощи при укусах животных.

24

Уступи змее дорогу.

1ч.

05.03

Усвоить правила безопасности при встрече со змеёй.

Формировать понятия о само- и взаимопомощи.

25

Когда кусают насекомые.

1ч.

12.03

Познакомиться с правилами оказания первой помощи при укусах насекомых.

26

Практическая работа №4 по теме «Первая помощь при укусах насекомых».

1ч.

19.03

Усвоить практически правила оказания первой помощи при укусах насекомых.

27

Что влияет на здоровье?

1ч.

09.04

Объяснять понятие «болезнь», правила сохранения и укрепления здоровья, уметь проводить профилактику болезней.

Усвоить понятия о здоровье и факторах, на него влияющих.

28

Как правильно есть?

1ч.

16.04

Закрепить знания о полноценном питании как факторе роста и развития школьника, его здоровья.

29

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

1ч.

23.04

Доказать и показать влияние окружающей среды на здоровье человека.

Объяснять роль витаминов в развитии организма человека.

30

Грибы съедобные и ядовитые.

1ч.

30.04

Классифицировать виды грибов.

Усвоить правила сбора грибов.

 Знать правила оказания первой помощи при отравлениях.

31

Чем и как можно отравиться? Как этого избежать?

1ч.

07.05

Комментировать причины отравлений различными веществами.

 Знать методы оказания первой помощи при отравлениях.

32

Практическая работа №5 по теме «Оказания первой помощи при отравлениях».

1ч.

14.05

Отработать навыки оказания первой помощи при отравлениях.

33

Как справиться с инфекцией?

1ч.

21.05

Активизировать словарь  понятиями «инфекционная болезнь», «вакцина», «иммунитет», «прививка».

34

О вреде курения и алкоголя.

1ч.

28.05

Расширить знания о вреде алкоголя и курения

35

Практическая работа №6 по теме

 « Лекарственные растения».

1ч.

Знать  лекарственные растения, их пользу для человека.

Сбор и хранение лекарственных растений.

Содержание учебного курса программы ОБЖ.

  1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся- 22 часа.

1.1.Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного материала  в 1-4 классах)

Опасные шалости и  игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

1.2.  Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1-4 классах).

Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрёстки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно- транспортного травматизма.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров.

1.3. Безопасное поведение на природе.

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта                        по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.

Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костёр.  Меры      пожарной безопасности при разведении костра.

1.4. Безопасное поведение на воде. Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.

2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей-5 часов.

2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.

Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок её вызова.

Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос- первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Кровотечения из носа- оказание первой медицинской помощи.

2.2.Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

Оказание первой помощи при отравлениях.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

  1. Основы здорового образа жизни.- 7 часов.

3.1. Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни». Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

3.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

Формы и средства контроля

Формы  текущего контроля:

  1. фронтальный опрос;
  2. опрос в парах;
  3. творческие задания;

Формы  итогового контроля:

  1. практические работы

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. 1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
  2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 3—4 кл. В 2 ч. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.— М.: Просвещение, 2005.
  3. Анастасова Л.П.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, пособие для 3—4 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— М.: Просвещение, 2005.
  4. Плакаты тематические по правилам ДД
  5. Презентации.
  6. Интернет,  ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по математике - 1 класс ("Школа России")

МАТЕМАТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ч) Программа: ШКОЛА РОССИИ. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.// Рабочие программы. Предметная линия у...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...