Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunym_umnikam_i_umnitsam.docx79.24 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: «Пояснительная записка»

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014г.

Программа третьего  класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Раздел: «Общая характеристика курса»

       . Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса   в  3-м классе является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий  .

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

 

Раздел: «Место курса в учебном плане»

    Общий объём времени, отводимого на изучение курса в 3 классе, составляет 69 часов в год, 2  раза в неделю.

Раздел: «Содержание курса»

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

-        задания на развитие внимания;

-        задания на развитие памяти;

-        задания на совершенствование воображения;

-        задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

-        дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-        выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-        вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-        выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-        выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

-        деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит-мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Модель занятия в 3 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, мышления (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                           ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Раздел: «Тематическое планирование»

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

10

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

10

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

10

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

10

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

7

Всего:

69

Раздел: «Календарно – тематическое планирование»

№ урока

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные

Личностные

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий.

Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Ознакомление учащихся с результатами начальной диагностики. Рекомендации от учителя по компенсации недостатков. Знакомство с содержанием занятий курса.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Выявлять функциональные отношения между понятиями. Классифицировать явления, предметы.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Оценивать результаты выполненного задания.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2

3

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

4

5

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Ориентироваться в пространстве листа.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Описывать признаки геометрических фигур

Давать определения тем или иным понятиям; сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества.

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

6

7

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Ориентироваться в пространстве листа.

Давать несложные определения понятиям.

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид».

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

8

9

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Пользоваться облегчёнными приёмами запоминания.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы;

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.

10

11

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Определение результативности работы за год. Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Оценивать результаты выполненного задания

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

12

13

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур.

Составлять ребусы в парах, соревноваться в группах.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своей работы и работы одноклассников

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

14

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Знакомство с логическими и логически-поисковыми задачами, пути их решения. Решение логических задач. Развитие мышления. Составление своих логических задач

Давать определения тем или иным понятиям; сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы;

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Оценивать свои действия

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задач.

16

17

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Делить фигуры на несколько заданных фигур и построить заданную фигуру из нескольких частей, выбираемых из множества данных. Строить суждения при решении нестандартных задач.

Определять последовательность событий.

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником.

Проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

18

19

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Совершенствовать работу с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь).

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Учиться планировать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её реализации.

Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий.

Овладевать навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

21

22

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур.

Составлять ребусы в парах, соревноваться в группах.

Решать тестовые задания в группах, аргументировать свой выбор решения.

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид».

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Овладевать навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Учиться планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

Овладевать навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

23

24

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Выделять существенные

предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Учиться овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

25

26

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради, алгоритма.

Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли.

Иметь установку на безопасны, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

27

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя.

Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению, применять на практике правильно, рационально выбранное мнение.

29

30

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся фактов.

Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников.

Проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание.

31

32

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Определять последовательность событий.

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы.

Учиться концентрировать внимание на учебном процессе, использовать знания на практике.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

33

34

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Определять последовательность событий.

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из схемы и рисунка, анализировать, делать выводы.

Учиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

35

36

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Совершенствовать работу с числограммами (предмет изображён с помощью чисел).

 Участвовать в играх на развитие слуховой памяти. Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Применять имеющиеся знания для решения учебных заданий.

Учиться выполнять логические действия: сравнение, обобщение, классификации, установление аналогии. Развивать познавательную активность

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

37

38

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид».

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Учиться концентрировать внимание на учебных действиях, оценивать результат своей работы.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач.

39

40

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

41

42

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся фактов.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, находить и выделять необходимую информацию.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества.

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

43

44

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстративным материалом.

Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Принимать и осознавать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

45

46

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Определять последовательность событий.

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Учиться работать по предложенному учителем плану, реализовывать учебные задачи и цели.

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

47

78

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям.

Судить о противоположных явлениях. Определять последовательность событий.

Выявлять функциональные отношения между понятиями;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться отличать верно выполненное задания от неверного. Доказывать и аргументировать свою точку зрения. Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликты.

49

50

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Выделять черты сходства и различия. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником.

Проявлять эстетическую потребность, ценности и чувства. Иметь мотивацию к творческому труду.

51

52

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.  Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид».

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по признаку, уметь устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, соотносить с известными понятиями.

Учиться адекватно воспринимать оценку учитель, ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий.

Проявлять мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

53

54

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре.

Учиться анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

Определять границы собственного знания и «незнания».

55

56

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Учиться проговаривать вслух последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

Воспринимать роль учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся

57

58

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Учиться понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли.

Проявлять познавательный интерес к изучению нового материала.

59

60

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Определять последовательность событий.

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Уметь анализировать, делать выводы, умозаключения.

Учиться извлекать необходимую информацию из речевого потока, текста, рабочей тетради.

Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах.

Знать и применять основные моральные нормы (взаимопомощь, естественность).

61

62

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

   

Определять последовательность событий.

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Уметь выявлять особенности (качества, признаки разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).

Учиться овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявлять готовность решать её, использовать полученные знания на практике.

Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач

63

64

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Уметь использовать схему, алгоритм для решения учебной задачи, анализировать объект и выделять существенные признаки.

Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной   задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Уметь давать определения, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

65

66

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

Обобщать, делать несложные выводы.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре.

Учиться владеть умениями выполнять учебные действия в уме, при помощи алгоритма, самостоятельно, доказывать свою точку зрения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

67

68

69

Выявление уровня развития внимания на конец учебного года

Выявление уровня развития восприятия и воображения на конец учебного года.

уровня развития памяти и мышления на конец учебного года.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Объяснять значение слов и выражений.

Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя.

Определять последовательность событий.

Выявлять функциональные отношения между понятиями.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Учиться оценивать результаты работы, подводить итоги и делать выводы, анализировать действия.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

Раздел: «Учебно – методическое и материально-техническое обеспечения курса внеурочной деятельности»

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

  1. О.А.Холодова Юным умникам и умницам (в 2-ух частях) 3 класс.

Для реализации программного содержания используется для учителя:

  1. О.А.Холодова Юным умникам и умницам (в 2-ух частях) 3 класс. Методическое  пособие.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Компьютер.
  5. Интернет-ресурсы.

Раздел: «Результаты освоения курса и система его оценивания»

В результате изучения данного курса в 3-ом классе обучающиеся

получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий .

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

рабочей тетради.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя.

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

(на развороте, в оглавлении, в словаре).

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические

рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

(на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Читать и пересказывать текст.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов

  В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.  Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

- стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А.

-текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

- итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1-4 классов

Программа курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1-4 классов

Программа курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса "Умники и умницы" (общеинтеллектуальное направление)...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность.. "умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса....