проект "овощи и фрукты"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Селезниха»
Обоснование проекта
В 1 класс дети всегда приходят с уверенностью, что будут учиться только на «5», с глубоким осознанием только своего «я».
В 1 классе перед учителем стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка. Дети приходят в класс совсем разные по темпераменту, с разным уровнем подготовки к школе, но уверенные, что именно «я» самый «умный и талантливый».
Использование проектно-исследовательской технологии помогает в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Плавный переход от фронтальной работы к работе в группах,
помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.
Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.
Разумеется, помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. И здесь есть свои плюсы. В ходе исследовательской деятельности родители держат постоянный контакт как с ребёнком, так и с учителем.
Для плодотворной работы, я решила предложить детям и родителям тему для исследования «Овощи и фрукты».
Растительные продукты в питании человека являются основным источником витаминов, минеральных элементов и органических кислот, кроме того, они содержат белки, ферменты, жиры и углеводы. Витамины стимулируют обменные процессы в организме, и их набор должен быть полноценным. Недостаток каких-либо питательных веществ или витаминов приводит к нарушению обменных процессов, функций внутренних органов и может послужить причиной заболевания. Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни, я надеюсь, поможет успешно усвоить тему, сохранить приумножить здоровье детей.
Цели и задачи:
систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;
познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни;
воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.
Этапы работы над проектом.
1этап. Подготовительный.
Определение источников информации.
Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.
Формирование рабочих групп.
2 этап. Планирование.
1. Выработка групповых и индивидуальных планов работы.
2. Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы..
3. Распределение задач и обязанностей между членами групп.
4.Определение способов предоставления результатов работы.
3 этап. Исследование.
1. Работа в библиотеке.
2. Экскурсия на овощной рынок, в магазин, наблюдения.
3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.
4 этап.
Урок-отчёт, сообщения, выставка рисунков, поделок, плакатов.
Состав творческих групп.
1 группа «Любители овощей»
Белова Олеся – старший группы
Сердюкова Вероника
Суржиков Олег
Кузнецова Евгения
2 группа «Любители фруктов»
Куликова Анастасия – старшая группы
Оленченко Анастасия
Соколова Ольга
Писарев Георгий
Тимралиев Камиль
Жихарев Максим
3 группа «Витамины»
Симонян Лиана – старшая группы
Медведева Светлана
Кожевникова Екатерина
Ахадов Давид
Юдин Василий
Задания творческим группам.
1 группа:
Выяснить отличие овощей от фруктов.
Узнать у родителей, какие овощи выращивают в нашей местности.
Совершить экскурсию с родителями на овощной рынок, в магазин. Выяснить, какие овощи завозят к нам из других регионов.
Найти загадки об овощах.
Форма отчёта: загадки, рисунки, выставка поделок из овощей, сообщения учащихся.
2 группа:
Выяснить отличие фруктов от овощей.
Узнать у родителей, какие фрукты выращивают в нашей местности.
Совершить экскурсию с родителями на овощной рынок, в магазин. Выяснить, какие фрукты завозят к нам из других регионов.
Найти загадки о фруктах.
Форма отчёта:, загадки, рисунки, фотографии, сообщения учащихся, выставка поделок из фруктов.
3 группа:
Изучить витамины, которыми богаты овощи и фрукты нашего края.
Показать разнообразие витаминов, их влияние на здоровье человека.
Дать описание каждого витамина.
Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки детей, поделки.
Тема урока: Овощи и фрукты.
Цели урока:
- систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;
- познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
- формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
- развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
- привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.
Оборудование:
1. Рисунки овощей и фруктов, о которых говориться в загадках;
2. Таблички «Овощи», «Фрукты»;
3. Выставка поделок овощей и фруктов;
4. Загадки;
5. Фрукты и овощи;
6. Выставка книг об овощах и фруктах, информационные папки.
Ход урока:
I Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас гости.
Мы рады гостям?
Повернитесь, гостям улыбнитесь
И, пожалуйста, садитесь.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб здоровыми быть надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
II. Актуализация знаний.
Учитель читает первую группу загадок и на доску вывешивает рисунки – овощи.
1)Учитель:
- Отгадайте загадки!
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …(лук).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочней…(помидора).
Нарядилась Алёна
В сарафанчик свой зелёный.
Завила оборки густо.
Как зовут её? (Капуста)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)
Весь в пупырышках, зелёный,
Он и свежий, и солёный
Очень вкусный - удалец
Наш хрустящий…(огурец).
И зелен, и густ,
на грядке вырос куст.
Покапай немножко:
под кустом…картошка.
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? (Свёкла)
Учитель читает вторую группу загадок и на доску вывешивается вторая группа рисунков - фрукты.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
Он почти как апельсин
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (Лимон).
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (Бананы)
Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает ...(ананас).
Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (Мандарин)
2) Учитель:
– Как можно назвать слова-отгадки?
После этого учитель показывает таблички со словами «ОВО ЩИ», «ФРУКТЫ» и просит расположить их над соответствующей группой рисунков.
Учитель:
- Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об овощах и фруктах)
- Давайте определим тему нашего урока. (На доске написано: «Овощи и фрукты – самые витаминные продукты.»
III. Работа над новой темой.
Учитель:
- Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи - в огороде. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи - нет, хотя сладковатая морковь — овощ.)
- К этому уроку вы очень хорошо подготовились, провели интересное расследование, и каждая группа спешит порадовать остальных своими знаниями.
Группа «Любители овощей» и группа «Любители фруктов» нам расскажут, какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности, а какие завозят из других регионов.
1) Отчёт группы «Любители овощей».
Белова Олеся:
Весной я маме и папе помогаю на огороде сажать картошку, лук, морковку. Мама высаживает рассаду капусты, перца, помидоров. А я помогаю ей поливать. Ещё я знаю, что чеснок сажают на зиму и накрывают, а можно сажать весной. Я узнала, что родина чеснока – Средняя Азия. На Руси появился более тысячи лет назад. «Чеснок семь недугов изводит», так говорят врачи. Людей лечит не только чеснок, но и его запах. Если чеснок посадить возле других растений, то он уберегает их от болезней и вредителей.
Сердюкова Вероника:
А я расскажу о картошке. Картошку называют вторым хлебом. Родина картошки – Южная Америка. Во времена Петра I картофель завезли в Россию и стали выращивать только для царского стола. Теперь картофель главный хозяин на русском столе. Его сажают весной в землю с проросшими отростками и собирают урожай через 100 дней. (Показ фото с картофельным полем)
Мы с мамой сделали поделку из картофеля.
Суржиков Олег:
Я с мамой и папой ездил на овощной рынок. Там продают много овощей, которые растут и у нас на огороде. Это картофель, помидоры, огурцы, капуста, лук, чеснок, свёкла, кабачки, перец.
Я расскажу о помидорах. На Урале рассаду помидоров высаживают в теплицы и на землю в начале лета. Есть много сортов помидоров, есть даже сорт солёных помидоров. Самый большой помидор вырастили в Англии, он весил около 2 кг. Раньше помидор считали ядовитым. Россия – это первая страна, где помидоры стали выращивать для еды.
Кузнецова Женя:
У моей мамы есть журнал «Приусадебное хозяйство». Там написано, как правильно высаживать и ухаживать за морковкой. Мама мне помогла оформить стенгазету для урока «Морковь – лакомство гномов». Морковь полезна и вкусна. Она содержит много веществ, которые необходимы для зрения и роста детей.
В давние времена считали, что морковь – это лакомство гномов, если отнести в лес миску с морковкой, то наутро найдёшь в этом месте слиток золота. Но люди ничего не находили.
Каждый год мы сажаем на огороде морковь, осенью готовим на зиму салаты, зимой используем сырую и готовим разные блюда: салаты, соки, котлеты, пироги. (Показ газеты)
Физминутка. «Собираем урожай»
Учитель:
- А сейчас слово предоставим группе «Любители фруктов».
2) Отчёт группы «Любители фруктов».
Куликова Настя:
Я с родителями была на овощном рынке. На нём продают фрукты, которые выращивают в нашей местности. Это яблоки, груши, арбузы.
Я расскажу о пользе яблок. Яблоки помогают снизить заболеваемость сердца. В семенах яблок содержится очень много йода, в яблоках большое количество железа, что необходимо нашему организму.
Оленченко Настя:
- Я с мамой был в библиотеке, где очень много книг. Библиотекарь нам дала толстую книгу «Энциклопедию растений». С собой нам книгу не разрешили взять, поэтому мама выписала из неё на листочек про ягоду малину. Я вам про неё сейчас расскажу. Малина – лесное растение. Люди сажают её в саду. Малина очень полезна. В ней содержатся витамины А, В, С. Из ягод получают вкусное варенье, компот, желе. Малиной лечат простуду.
Учитель:
- Какие фрукты привозят из далеких краев?
Соколова Ольга:
К нам привозят следующие фрукты: лимоны, апельсины, бананы, яблоки, гранаты, мандарины.
Лимон кислый из-за большого количества витамина С. Лимонное дерево - небольшое растение высотой до 3 метров. Веточки его с колючками. Листья крупные, яйцевидно-овальные. (Показ картинки)
Писарев Георгий:
Апельсин. Плоды его очень сладкие, ароматные. Дерево похоже на дерево лимона, только без колючек. Родина апельсина – Китай. ( Показ картинки)
Тимралиев Камиль:
Ананас – вечнозелёное растение, длина которого до 80см. В пищу употребляют мякоть и сок ананаса. Если потянуть за зубцы ананаса и они легко вытаскиваются, значит он спелый. (Показ картинки)
Жихарев Максим:
Бананы созревают на банановых пальмах, которые всего 3 метра в высоту. Почти на каждом стволе банана плоды висят громадными гроздьями от 50 до 140 штук. Листья растения используют вместо тарелок, из них делают нитки, верёвки и бумагу. (Показ картинки)
3) Игра «Во саду ли в огороде».
Учитель:
- Ребята, а сейчас мы проверим, запомнили ли вы, что растёт в саду, а что на огороде.
(На одной половине доски висит дерево, а на другой – рисунок огорода, на столе вразброс лежат фрукты и овощи).
- Я буду вам загадывать загадки, которые вы приготовили к уроку. Если отгадка - овощ, то вы его садите на грядку. Если отгадка – фрукт, то вы его помещаете на дерево.
(Отгадавший выходит к доске и определяет место фрукту или овощу).
Сидит красная девица в темнице, Яркий, сладкий, налитой,
А коса на улице. (Морковь) Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики -
И зелен, и густ Из далёкой Африки. (Апельсин)
На грядке вырос куст.
Начали щипать – Круглое, румяное,
Стал плакать и рыдать. (Лук) С дерева упало,
Любе в рот попало. (Яблоко)
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка, Я полезен для больных простудой
Все лекарства заменяет Во мне есть много витамина С,
Нам головка…(чеснока). А чай со мною просто чудо
Меня за это уважают все. (Лимон)
Неказиста, шишковатая,
А придёт на стол она, Ароматен и янтарен вкусный сок,
Скажут весело ребята: Запасайтесь витаминами вы впрок.
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) Знаю, вы не прочь меня покушать,
Потому что я подруга
Бурый, сладкий корнеплод ваша…(груша).
В винегрет и борщ пойдёт,
А на сахар сорт другой
Вырастет для нас с тобой. (Свёкла)
4) Отчёт группы «Витамины».
Учитель:
- Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи содержат витамины, необходимые для нашего организма? Расскажите об этом.
Симонян Лиана:
Моя мама выписывает журналы и газеты про здоровье. Они называются «ЗОЖ» - здоровый образ жизни. В этих журналах много пишут про витамины, которые содержатся во всех овощах и фруктах.
Витамины – это жизненно необходимые вещества. Они попадают к нам в основном с пищей. Зимой и весной наш организм ослаблен, в этот период он особенно нуждается в витаминах. Если в организме недостаточно витаминов, мы начинаем болеть, чувствуем усталость, ухудшается наше настроение. Поэтому зимой и весной необходимо больше есть овощей и фруктов, богатых витамином С. Он содержится в лимоне, апельсине, капусте и даже картофеле. Много витаминов содержится в моркови.
Медведева Светлана:
Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранить зрение, а зубам быть крепкими и здоровыми. Найти этот витамин можно в капусте, морковке, зелёном луке, помидорах. (Показ газеты)
Кожевникова Катя:
Витамин В даёт нам силу, хороший аппетит. Вы не захотите огорчаться и плакать по пустякам. Найти его можно в яблоках свёкле, редиске, зелени салата, картофеле, шиповнике.
Во саду ли, в огороде
Вы меня всегда найдете.
А кто летом в лес пойдет.
Тот в корзинке принесёт. (Показ газеты)
Юдин Василий:
: Витамин Д – сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д. (Показ газеты)
Ахадов Давид:
Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, то он вам поможет. Витамин С прячется в луке, чесноке, капусте и во всех фруктах, овощах и ягодах. (Показ газеты)
III. Витаминная реклама.
1) Учитель:
Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут.
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в классе тут.
Рекламы не простые –
Фруктовые и овощные.
Ученики в коронках овощей и фруктов выходят к доске и читают стихи.
1. Я - морковка, рыжий хвостик. 6. У меня колючий бок.
Приходите чаще в гости. На макушке – хохолок.
Чтобы глазки заблестели, Замечательный на вкус,
Чтобы щёчки заалели, Ананасом я зовусь.
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей. 7. Белая и хрусткая,
Зовут меня капусткою.
Вкусная, полезная -
Прогоню болезни я.
2.Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я – витаминов сундучок, 8.Да, я – перец, но не тот,
А ну-ка, откуси бочок! Что язык так сильно жжёт.
Я мясистый, витаминный,
3.Называют меня грушей. Запаси меня на зиму.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете. 9.Я – лук, я – Чипполино,
Весёлый, озорной.
4.А я дыня – жёлтый бок. Простуды и ангины
Кто тут, дети, занемог? Не справятся со мной.
Вкусная, медовая,
Прогоню хворобу я. 10. Я шепну тебе на ушко:
Я – не клоун, но – петрушка
5.Я – заморский гость, банан, Сочная и длинная
Переплыл я океан. Зелень витаминная.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу. 11. В огороде я лежала,
Витамины собирала.
Все (хором): А теперь пришла пора
Ешьте овощи и фрукты, Вам отдать их, детвора!
Пейте натуральный сок !
Будете всегда здоровы.
Проживёте сто леток!
2) (Стук в дверь. Входит фея Здоровья. У неё в руках корзина с фруктами и овощами. На голове корона с надписью «Фея Здоровья»).
Фея Здоровья:
- Здравствуйте, ребята! Я, фея Здоровья, пришла к вам в гости. Все здоровы? Никто не чихает? Отлично! Я вижу вы хорошо знаете, в каких продуктах бывают витамины. За ваши старания и знания я приготовила вам подарки, а подарки не простые – витаминные. Я хочу угостить вас и наших гостей этими подарками. Ешьте на здоровье! (Фея раздаёт детям и гостям фрукты и овощи)
Фея Здоровья.
- Вижу, все вы молодцы!
Парни - просто удальцы!
Девочки - красавицы!
С любой болезнью справитесь.
А мне идти уже пора,
До свиданья, детвора!
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, вам наш необычный урок понравился?
- Почему овощи и фрукты – самые витаминные продукты?
- Зачем нужны витамины нашему организму?
- Чьё выступление вам запомнилось?
- Понравилось ли вам работать с друзьями в группе?
- Ребята, а вы поняли, что нам всем помогло в этом проекте?
Что стало ещё крепче? (Дружба)
Ребята исполняют 1 куплет песни о дружбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренажёр словарные слова по русскому языку "Овощи и фрукты" 1-2 классы
Тренажёр словарных слов для работы на уроке русского языка в 1-2 классах...
Проект "Овощи и фрукты- полезные продукты!"
Проект проведённый в начальной школе в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"....
Секрет созревания овощей и фруктов
11 лет в нашей гимназии действует ГАН - гимназическая академия наук. Дети пишут исследовательские работы. Сначала проходит классный тур, затем гимназические чтения, городские, на базе гимназии проводя...
"Экзотические фрукты и овощи" (презентация и методический комментарий)
Данная презентация предназначена для ознакомления детей с экзотическими фруктами и овощами, которые редко либо никогда не встречаются в нашей стране. К презентации дан методический комментарий,в котор...
Учебный проект "Полезные фрукты и овощи" в 1 классе
Проект выполняется на протяжении месяца и включает в себя учебные занятия в рамках предмета «Окружающий мир» и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов).Метод...
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? 1-2 класс
Интересный материал собран в презентации к внеклассному мероприятию в начальной школе....
Конспект урока "Фрукты. Значение фруктов в жизни человека"
Конспект урока "Фрукты. Значение фруктов в жизни человека"...