ПРОГРАММА по валеологии для учащихся начальной школы «Моё здоровье».
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_valeologii.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сексяева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов,
МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»,
Красногвардейского района Оренбургской области
Утверждена на Методическом
Совете школы 20 сентября
2014 года.Протокол № 1
ПРОГРАММА
по валеологии для учащихся начальной школы
«Моё здоровье»
Составил: Сексяева Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа№1»
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.
В связи с этим и была мною разработана программа по курсу валеологии «Моё здоровье» для учащихся начальной школы, рассчитанная на 17 часов.
Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.
Цель: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, здорового стиля жизни.
Задачи:
- систематически проводить мониторинг динамики здоровья;
- выявить потребности и определить способности каждого ребёнка в области физической культуры;
- сформировать у учащихся осознание необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств.
Средства достижения цели:
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, психогимнастика, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита, пресс-конференция, комбинированный урок.
Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, физической культуры и ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции. В программе заложен компонент, обеспечивающий формирование навыков самопознания, саморегуляции ребенка /И. Н. Белозерзева/.
Даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях.
Учащиеся узнают, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Знакомятся с тем, как психологическое пространство влияет на общение. Определяют личное психологическое пространство
Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.
С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на уроке проводится психотренинг. Под руководством учителя дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. п. Учитель старается научить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывает способность управлять своим внутренним миром.
Через применение различных тестирований учитель сможет заглянуть во внутренний мир каждого ребенка, грамотно организовать работу с детьми и родителями:
Открыть глаза на самих себя, изменить отношение к себе, воспитать культуру тела, культуру чувств поможет книга Георгия Юдина “Главное чудо света”. Она содержит необходимую информацию из области анатомии, физиологии, гигиены, соблюдающую принципы корректного и доступного просвещения детей и не дублирует программу природоведения.
Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, изучение НОТ школьника, знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления.
Немаловажное значение придается и вопросам безопасности жизнедеятельности. В этом разделе программа продолжает следовать своему основному принципу - формированию у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы | Кол-во часов |
Личная гигиена | ||
1 | Наука валеология и зачем она нужна человеку. | 1 |
2 | Личная гигиена – уход за кожей, ногтями. Умывание и купание. | 1 |
3 | Уход за зубами. Строение зуба и как их сохранить. | 1 |
4 | Зачем и как я одеваюсь? Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Практическая работа: проведение мини-исследований “ Национальная русская одежда”, демонстрация мод. | 1 |
Самопознание и саморегуляция. Режим дня школьника. | ||
5 | Есть ли режим в природе. Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса. | 1 |
6 | Учёба и здоровье. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. | 1 |
7 | Отдых для здоровья. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Природа как источник отдыха и восстановления сил. | 1 |
Физическое воспитание | ||
8 | Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. | 1 |
9 | Подвижные игры. Развитие ловкости, быстроты, гибкости. Предупреждение травм. | 1 |
10 | Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. | 1 |
11 | Утренняя гимнастика, как её проводить. | 1 |
Как правильно питаться | ||
12 | Значение пищи. Чем человек питается? | 1 |
13 | Режим питания. Предупреждение желудочно–кишечных заболеваний. | 1 |
14. | Витамины. | 1 |
Личная безопасность и профилактика травматизма | ||
15 | Я и опасность. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. | 1 |
16 | Путешествие в “Страну Здоровья”. Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. | 1 |
17 | Творческий проект. | 1 |
Используемая литература
- Агеев С.В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе.
- Дорохов А.А. Про тебя самого.
- Немова З.Р. Расти красивым и сильным.
- Подъянова С.А. Осанка за несколько минут.
- Потёмкин Г.А. Факультативный курс «Твоё здоровье»//Справочник классного руководителя.- 2008.-№2-5.
- Степанова М.И. Режим дня школьника. Охрана здоровья детей.
- Шатилова Т.А. Витаминка //Читаем, учимся, играем. – 2005.-№3
- Черноляс Т.В. Сохранение и укрепление здоровья детей – дело общее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»
Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....
Программа физического воспитания учащихся начальной школы
Программа авторская.Разработана на материале рекомендаций А.П.Матвеева(2011), В.И.Ляха(2012) и В.А.Родионова(2004)...
рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"
Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...
Классный час для учащихся начальной школы «Твоё здоровье в твоих руках».
Классный час для учащихся начальной школы «Твоё здоровье в твоих руках»....
Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»
Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»...
Лекция для учащихся начальной школы «Сначала здоровье, рекорды- потом»
Лекция для учащихся начальной школы«Сначала здоровье, рекорды- потом»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....