Информационная справка. "Введение системных обновлений в деятельности МБОУ СОШ с.Кубанка Переволоцкого района Оренбургской области в идеологии ФГОС»
статья (1 класс) на тему

Лисина Любовь Григорьевна

В данном информационном материале подводятся первые итоги работы за один учебный год по новым образовательным стандартам, обобщается опыт работы педагогического коллектива по введению ФГОС НОО. Подробно рассказывается о каждом направлении проделанной работы, выявляются проблемные поля, указываются пути их возможного устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnaya_spravka_o_sistemnyh_obnovleniyah.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная справка. «Введение системных обновлений в деятельности  МБОУ СОШ с.Кубанка Переволоцкого района Оренбургской области в идеологии ФГОС»

Зам. директора по УВР - Лисина Л.Г.

        Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел  федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения,  в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

     Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

  Мы расскажем о системных обновлениях в нашей школе, подведём итоги первого года работы по новым государственным образовательным стандартам, а также выявим проблемные поля, причины недоработок, укажем пути их возможного устранения.

 Направления обновления школьной практики являются актуальными  для всех участников образовательного процесса нашего ОУ (учителей, учащихся, родителей), которые видят школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям,  уважении прав ребенка, где создаются комфортные условия как для учащихся, так и для педагогов, где созданы условия для личностной самореализации каждого.

              Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Именно с начальной школы в 2011/2012 учебном году началось внедрение новых образовательных стандартов по всей стране.

Переход на ФГОС НОО осуществлен в нашем ОУ через:

1. Создание материально-технической базы для внедрения ФГОС НОО.

2. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС НОО.

3. Составление основной образовательной программы НОО.

4. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО.

5. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС НОО.

6. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.

Подробно расскажем о каждом направлении проделанной работы.

1.Создание материально-технической базы для внедрения ФГОС НОО

Одним из основополагающих критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО является материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса. В школе была проведена инвентаризация учебных помещений (смотр учебных кабинетов), инвентаризация материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса,  оборудована игровая комната для учащихся 1-го класса (17 учеников). Педагогу, внедряющим ФГОС, был обеспечен свободный доступ к электронным образовательным ресурсам (к ресурсам сети Интернет, цифровым образовательным ресурсам библиотеки). Мониторинг готовности показал, что МБОУ СОШ с.Кубанка обладает достаточной материально-технической базой, которая включает в себя:

  1. Учебные кабинеты начальных классов (два из четырех кабинетов оборудованы ПК и мультимедийным проектором; имеется переносное оборудование – ноутбук; переносные экраны для показа презентаций; проекторы)
  2. 1 спортивный зал
  3. 1 актовый зал
  4. библиотека
  5.  компьютерный кабинет (9 компьютеров)
  6. игровая площадка на пришкольной территории (песочница, скамеечки, качели)
  7. стадион с футбольной и волейбольной площадками
  8. игровая

Наличие такой материально-технической базы позволило нам организовать занятия по всем направлениям внеурочной деятельности в рамках своего образовательного учреждения. За счет  финансирования улучшено материально – техническое обеспечение для введения ФГОС,  расширен библиотечный фонд, все учащиеся 1-го и 2-го классов на 100% обеспечены учебной литературой,  произведён ремонт;  в классах оформлены  различные образовательные зоны (игровые, для отдыха). В школе организован доступ к сети Интернет, в локальную школьную сеть подключены все кабинеты. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности

Но не все требования Сан Пин выполнены в достаточном объёме. Так, например, не произведена замена  ученическая мебель на регулируемую, одноместную. Пока приходиться мечтать о ноутбуках для учащихся.

Задачи:

Продолжить обеспечение материально-технической базы школы в соответствии с требованиями введения ФГОС.

2. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС НОО.

Создана нормативно – правовая база, которая основывается на документах федерального, регионального уровня:

  1. Нормативные документы по введению ФГОС на федеральном и региональном уровне:
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3.   Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 10.04.2009г.
  4.  Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 01.06.2009г.
  5.  Приказ о введении ФГОС НОО 06.10.2009.
  6. ФГОС НОО 06.10.2009.
  7. Приказ Министерства образования Оренбургской области №1/15-681 от 16.02.2010г. «Об участии ОУ по внедрению ФГОС НОО»
  8. Приказ Переволоцкого РОО от 20.06.2011

Созданы следующие нормативные документы по введению ФГОС на уровне ОУ:

  1. ·       Приказ об утверждении ООП НОО;
  2. ·       Приказ об утверждении Положения о распределении стимулирующей части;
  3. ·       Приказ об утверждении учебного плана;
  4. ·       Кроме этого, внесены изменения в коллективный договор; Управляющим Советом принято решение о процедуре участия школы по введению ФГОС.
  5. ·       Разработана образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
  6. ·       Определены учебные рабочие программы.
  7. ·       Утверждены программы внеурочной деятельности.
  8. ·       Внесены изменения в локальные акты, регламентирующие стимулирующие и компенсационные выплаты в связи с переходом на ФГОС.
  9. ·       Внесены изменения в должностные инструкции в связи с переходом на ФГОС (учитель начальных классов, заместитель директора по УВР).
  10. Выводы:

- Разработана основная нормативная база в соответствии с требованиями введения ФГОС;

- В план ВШК школы на 2011/2012 учебный год были включены мероприятия по контролю введения ФГОС в начальной школе. В план ВШК на 2012-2013 учебный год  усилен контроль за введением ФГОС.

Задачи:

- Необходимо доработать локальные акты по организации внеурочной деятельности в 1 и 2 классах.

3. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС НОО. Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив МБОУ СОШ с.Кубанка, возглавляемый директором школы – Алпатовой Н.В., – это творческие, сплоченные педагоги, большинство из которых всегда находится в творческом поиске наиболее эффективных путей повышения качества обучения, воспитанности учащихся. Они охотно делятся опытом и наработками на открытых уроках, своими идеями на районных семинарах, являются членами экспертных комиссий при проведении аттестации педагогических работников, предметных олимпиад, экспертами по проверке мониторинговых  и аттестационных работ.

Педагоги ищут ответ на вопрос, как «вылепить», выпестовать доброго во всех отношениях человека. Как найти в ребёнке то самое ценное, что заложено в нём природой? Как развить все индивидуальные задатки, склонности и творческий потенциал у детей, так как каждый ребёнок по-своему уникален, одарён и талантлив.

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив МБОУ СОШ с.Кубанка работал над единой методической темой: «Обеспечение научно-методических условий для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Перед администрацией школы встала задача оказать методическую поддержку педагогическим работникам для адаптации в условиях введения нового образовательного стандарта, повысить «стрессовоустойчивость» коллектива,  выработать механизм поэтапных действий по изменению и дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями ФГОС.  Был составлен  план методической работы школы, касающийся раздела повышения квалификации педагогов по вопросам введения федерального государственного стандарта начального общего образования. Она представляла собой заранее спланированную и систематически осуществляемую систему действий: посещение и анализ уроков и занятий, индивидуальные консультации, подготовку сообщений на школьных методических объединениях. В соответствии с Планом методической работы были организованы различные формы обучения и повышения квалификации: прохождение курсовой подготовки на базе ИПКиППРО ОГПУ, проведение теоретических семинаров и семинаров-практикумов, педсоветов, самообразование.
Итогом стал  нижеприведенный план корпоративного обучения педагогов, выполненный полностью, без срывов, на 100%

мероприятие

Тема

Дата проведения

1

Методический совет

Особенности ФГОС второго поколения. Перспективы введения

сентябрь 2011г.

Изучение методов педагогической диагностики

Рабочая программа учителя

2

Методический совет

Разработка мониторинга применения метапредметных учебных действий. ФГОС

октябрь 2011г

3

Методический совет

Итоги посещения открытых уроков и внеучебной деятельности в 1-ом классе ФГОС.

январь 2011

4

Методический День

Знакомство с приемами, формами и методами обучения и воспитания учащихся 1-го класса в урочной и внеурочной деятельности

февраль 2012г.

5.

Педсовет

Реализация ФГОС. Стандарты второго поколения

март 2012г

6.

Постоянно действующий семинар

Системно-деятельностный подход в образовании

В течение 2012г.

 Основные формы обучения коллектива:

  1. Работа методического совета школы, который определял стратегические направления введения ФГОС в рамках школы.
  2. Проведение методического дня, когда педагоги имели возможность на практике познакомиться с приемами, формами, методами обучения и воспитания учащихся 1-х классов
  3. Заседания школьных методических объединений, на которых активно обсуждались теоретические материалы по введению ФГОС НОО
  4. Работа постоянно действующего семинара (педагогические чтения), на котором происходило дальнейшее погружение педагогов в теоретические аспекты данной проблемы.

Все занятия были проведены с использованием таких форм как работа в группах сменного состава,  решение педагогических задач, которые позволяют поставить каждого педагога в активную позицию. Необходимо отметить что, благодаря данной системе обучения, в работу по изучению вопросов ФГОС были вовлечены не только учителя начальных классов, но и все педагоги школы. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным для нашего коллектива на этапе введения ФГОС второго поколения в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий, т.е умения учиться, а научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. По этой причине самообразование стало одной из важных духовных потребностей педагогов нашей школы. Так, в течение 2-х лет в учреждении реализуется практика ведения портфолио педагога, творческие отчеты учителей по темам самообразования в рамках аттестации, формирование новых творческих групп по различным направлениям содержания ФГОС.

4. Организация внеурочной деятельности учащихся 1-го класса и 2-го классов.  Общая информация о 1-ом классе и 2-ом классах, реализующих ФГОС

класс

Кол-во уча

щихся

Программа обучения

ФИО педагога

Стаж работы

Кв.категория

Наличие курсовой подготовки

1

10

УМК «Гармония»

Пеннер М.Д.

32

I

Содержание и условия реализации ФГОС второго поколения начального общего образования» 2010г.

2

17

УМК «Гармония»

Мартенс Л.С.

22

I

Содержание и условия реализации ФГОС второго поколения начального общего образования» 2010г.

Учебный план первого и второго класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Кубанка Переволоцкого района» Оренбургской области на 2012-2013 учебный год. ФГОС.

Учебный план 1,2 классы

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

Обязательная часть

21

23

Филология

Русский язык

5

5

Литературное чтение

4

4

Иностранный язык

2

Математика и информатика

Математика

4

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

Искусство

Музыка

1

1

Изобразительное искусство

1

1

Технология

Технология

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

Региональный и школьный компоненты

0

3

Математика (ИГЗ)

1

Литература

1

Русский язык (ИГЗ)

1

Внеурочная деятельность

5

5

Общекультурная  деятельность

«Детская риторика»

1

1

Общеинтеллектуальная деятельность

Проектная деятельность «Юный исследователь»

2

2

Спортивно - оздоровительная

Танцевальная группа «Непоседы»

0,5

0,5

«Здоровейка»

0,5

0,5

Духовно-нравственная деятельность

«Час общения»

1

1

Итого:

26

31

Нами был выбран второй вариант базисного учебного плана, который предполагает организацию 5 часов внеучебной деятельности учащихся с привлечением внешнего совместителя - работника клуба, руководителя танцевальной группы.

Все разнообразные виды внеурочной деятельности представляют собой единый, слаженный и взаимосвязанный комплекс деятельности, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школы стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Главное – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования.

Направления

Название кружка

Количество часов по программе

Форма

организации

занятий

ФИО

педагога

Место

проведения занятий

Всего

Год

Неделя

1.

Спортивно-оздоровительное

«Здоровей

ка»

17

17

0,5

Разучивание игр - познавательная деятельность

Игровая деятельность – игры на перемене, часы активного отдыха, Дни здоровья, школьные спортивные соревнования и праздники.

Данилов А.А.

Спортзал школы

Танцевальная группа «Непоседы»

17

17

0,5

Разучивание плясок, танцев. Танцевальное оформление утренников.

Кочкина Е.А.

рекреация

2

Проектная деятельность

«Юные исследователи»

66

66

2

Поиск информации в книгах, журналах, электронных источниках. Дети учатся создавать сообщения и проекты, выступать с небольшими презентациями.

Лисина Л.Г.

Кабинет 1-2 класса, игровая комната

3

Общекультурная

«Детская риторика»

33

33

1

Формирование речевой культуры младших школьников, формирование культуры общения, беседы о культуре поведения, игры, тренинги

Лисина Л.Г.

Кабинет 1 -2 класса, игровая комната

4

Духовно - нравственная

«Час общения»

33

33

1

 Программы направлены на формирование межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями; повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.

Мартенс Л.С.; Пеннер М.Д.

Кабинет 1-2 класса, игровая комната

Итого:

4 направления

165

165

5

3 педагога

Для реализации требований ФГОС НОО в нашей школе были созданы условия для полноценного существования группы детей сокращённого пребывания в школе.

В соответствии с требованиями СанПиН был разработан и утверждён директором школы режим работы 1-го класса, в котором отражены часы прогулок, питания и внеурочных занятий с детьми. Время работы группы с 12.15 до 14.30 часов.

Режим проведения внеурочной деятельности -  с понедельника по пятницу, после уроков и обеда,  с 1340 до 1430.  Расписание занятий составлено с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Продолжительность занятия составляет 35 минут, учет посещения учащимися фиксируется в отдельном журнале.  Для оценивания результатов внеурочной деятельности используется технология «Портфолио».

Режим работы группы краткосрочного пребывания  в первой четверти соответствовал требованиям адаптационного периода для первоклассников и включал обязательную прогулку и динамическую паузу до начала внеурочных занятий.

 Режим второй половины дня   1-го класса

Время

Содержание работы

11.30 – 12.30

Прогулка или подвижные игры (по погоде)

12.30 – 12.40

Подготовка к обеду

12.40 – 13.10

Обед

13.10 – 13. 50

Занятия внеурочной деятельности по расписанию

13.50 – 14.20

Прогулка или занятия по плану воспитателя (по погоде)

14.20- 14.30

Встреча с родителями. Уход детей домой

5. Итоги учебной деятельности первоклассников.

     Итоговые работы за первый класс выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и  итоговое оценивание (в форме комплексной письменной  работы) показали, что  у 100%  обучающихся   1-ого класса  сформированы  основные ключевые умения: навык чтения, умение работать с текстом,  выполнять инструкции, позволяющие  успешно продвигаться  в освоении  учебного материала на следующем этапе обучения. Более подробные результаты отражены в анализе ВШК.

Выводы:

- в течение года проводилась работа по формированию УУД учащихся 1 класса;

- организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных умений через комплексные диагностические работы, тестовые задания.

6. Общие выводы:

Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера:

  1. Упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
  2. Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от неэффективных педагогических технологий, накопившихся за многие годы;
  3. Отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных учебных предметов, курсов)

   

  Для  успешной реализации всех направлений  системных обновлений в логике ФГОС,  необходимо всем педагогам школы активно  включится в процесс реализации стандартов второго поколения, для этого назрела необходимость  создать рабочие группы по отработке основных разделов ООП, прописать систему оценивания, вникать в структуру рабочих программ т.к. ее необходимо прописывать не только учителям начальных классов, но и учителям предметникам, работающим в классах,  реализующих стандарты (ИЗО, музыки, физической культуры, иностранного языка).

     Учителям необходимо пройти курсы повышения квалификации, согласно графика курсовой подготовки.

     Продолжить изучение  и применение современных эффективных педагогических технологий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....

Галерея школьной жизни. 4 класс «А» МАОУ СОШ № 2 п.Новоорск Оренбургской области

презентация "Сказки о солнце" (сказки сочинили учащиеся 2 класса)...

из опыта работы учителя МАОУ "СОШ № 2 п.Новоорск" Оренбургской области Гречуха Ирина Анатольевна

        От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теор...

план внеурочного занятия по теме Топонимика (на примере Оренбургской области)

План внеурочного занятия «Топонимика», основываясь на краеведческом материале (топонимика Оренбургской области и города Оренбург)....

Семь чудес Оренбургской области.

Материал к классному часу или занятию внеурочной деятельности....

Презентация "Герои Оренбургской области"

Презентация "Герои Оренбургской области"Презентация рассказывает о Героях Советского Союза С.Бамбурове и С.Долженкове, уроженцах Оренбургской области....


 

Комментарии

Лисина Любовь Григорьевна

хочется поделиться опытом и получить критические замечания от коллег по данной теме.