из опыта работы учителя МАОУ "СОШ № 2 п.Новоорск" Оренбургской области Гречуха Ирина Анатольевна
консультация по теме
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности я ставлю перед собой главную цель « Научить детей учиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пусть живая, ищущая мысль ребёнка,
рассуждение, доказательство, сопоставление
освещают все стороны изучаемых явлений и помогают
не только усвоению понятий, но и овладению навыками.
Л.В.Занков
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности я ставлю перед собой главную цель « Научить детей учиться».
Уметь учиться – это, значит, уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. По Д.Б.Эльконину «Учебная деятельность–это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий… Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие»… Поэтому моя цель всего процесса обучения – это развитие ученика.
Выбор средств, методов и технологий обучений определяется целью, которую ставит перед собой педагог. Если обратиться к определению «Педагогическая технология (по В.М.Монахову)-это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в безусловных комфортных условиях для учащихся и учителя». В самом определении заложено творческое начало активизации деятельности, как педагога, так и ученика.
Исходя из всего выше сказанного, из цели, которую ставлю перед собой, я использую технологии, предлагающие построения учебного процесса на:
-проблемной основе (Л.В.Занкова),
-опережающей основе (С.Н.Лысенкова),
-учебное взаимодействие.
С 1 класса начинаю работу по развитию речи учащихся. В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий проблема развития речи учащихся прообретает всё большую остроту.
Если вспомнить, что развитие речи теснейшим образом связано с развитием мышления, становится понятно, почему эта проблема является одной из главных. Существует несколько условий развития речи. Это и наличие хорошей речевой среды для учащихся, и обеспечение усвоения школьниками достаточного лексического запаса, и создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся. Последнее условие в сочетании с сотрудничеством даёт неплохие результаты. Сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвлённую сеть взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, общегрупповое взаимодействие учеников.
Начинаю работу с 1 класса со стиля отношения учителя и ученика. Очень важен тон общения, важно вовремя похвалить ученика, как за правильный ответ, так и за смелость высказывания своего мнения, даже идущего вразрез с мнением других.
С 1 класса начинаю учить учеников работать в паре. Этот вид работы, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.
Работа в группе учит школьника вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения. Показатели развития устной и письменной речи :
- уровень связности речи;
- уровень умений учащихся по восстановлению деформированного текста;
- уровень умения составления текста в соответствии с заданным жанром ( со 2 класса).
Другим, немаловажным условием учебной деятельности для развития ученика является дифференцированный подход к обучению. Так как ребятишки поступают в 1 класс с разным уровнем подготовки, то и уроки стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от степени своей подготовленности, с каждого урока уносили для себя что- либо новое, т.е. получал развитие, укреплял уже имеющиеся знания и не терял интерес к обучению. Для этого я начала обучение « с забеганием вперед». Когда я работала по традиционной программе, то переделывала тематическое планирование с 1-4 классы, сознательно включая в урок темы, которые будут изучаться позже. Благодаря такому построению урока ребятишки, которые поступили с хорошей подготовкой в 1 класс, не «топтались» на месте, изучая знакомый им уже материал, а имели возможность закрепить те знания, умения и навыки, которые у них уже были и одновременно получить новую информацию. А те учащиеся, уровень подготовки, к школе которых был ниже, получали знания по установленной программе. Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не «выпадать» из него. Доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками - та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются малознакомые действия; сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнения и действия с действиями других и общим результатом. В обучении по системе Л.В.Занкова тематическое планирование переделывать почти не приходится, т.к. одна из «заповедей» урока развивающего обучения - создать ситуацию помощи менее продвинутым ученикам через ответы хорошо успевающих.
Основная задача периода обучения грамоте, независимо от программы обучения, формировать у первоклассников элементарные навыки чтения и письма. Решая эту задачу, учитель начальных классов не должен забывать, что в этот же период закладываются многие основы дальнейшего усвоения младшими школьниками систематического курса русского языка.
Объём и качество пропедевтической работы в области грамматики и орфографии уже к концу второго года обучения скажется на качестве знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.Работая по традиционной программе, я пересматривала тематическое планирование в период обучения грамоте и вставляла темы, которые не изучаются, но они более полно дополняют, обогащают материал этого курса. В учебниках развивающего обучения по системе Л.В.Занкова автор делает акцент, уделяет большее внимание грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте. Но элементы обучения с «забеганием» вперед у меня сохранились, т.к. у учеников могут возникнуть вопросы по теме, которая на данном этапе не изучается.
В период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе материал по грамматике и орфографии. Учащимся не сообщаются теоретические сведения; в практической устной или письменной речевой работе они выполняют такие действия, упражнения, которые подготавливают их к усвоению определённых тем на более поздних ступенях обучения.
В период обучения грамоте, одновременно с формированием графического навыка, закладываются основы орфографического навыка. В этот период работа по орфографии ведётся главным образом на фонетическом (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы).Скорость письма первоклассников очень маленькая. Поэтому орфографическая работа больше проводится в устной форме, чем в письменной; наблюдение над читаемыми словами. Ещё в подготовительный период необходимо сформировать у учащихся представления о сильной и слабой позиции, о несовпадении произношения и написания слов.
В результате практических работ у учащихся накапливается определённый речевой опыт, наблюдения над явлениями языка- над словами, их составом и образованием, изменением и сочетанием с другими словами. На этой основе в дальнейшем идёт формирование теоретических обобщений. В этот же период формируются элементарные навыки самоконтроля: списывания по памяти, проговаривание, сличение написанного с образцом.
В учебниках авторов развивающего обучения по системе Л.В.Занкова делают акценты, уделяют большое внимание:
- лексическая работа ( Н.В.Нечаева)- учебник и пропись,
- сведения о лексико-грамматических разрядах слов (частях речи)-Н.В.Нечаева-учебник и пропись,
- в области пунктуации пропедевтика правил оформления предложения на письме, знаки препинания в конце предложения, интонация(Н.В.Нечаева)-учебник ипропись,
- орфографическая пропедевтика занимает значительное место в период обучения грамоте, особенно на уроках письма (выделение опасных мест),
- формирование орфографической зоркости учащихся(Н.В.Нечаева- в период обучения грамоте знакомит учащихся с разными типами орфограмм)-учебник и пропись.
Н.В.Нечаева формирует первые представления об явлениях языка.
Урок математики строится так, чтобы ученик мог систематически повторять пройденное, формировать навыки, автоматизировать их, продвигаться в познании предмета, развивать характер и волю в самостоятельных работах. Поэтому самостоятельной работе, не зависимо от урока, я отвожу особое место. Часто на уроке учащиеся выполняют несколько видов самостоятельной работы, каждый вид работы обязательно проверяется. Форма проверки используется разная: самопроверка, взаимопроверка, сверка с доской, с помощью сигнальных буквенных карточек. Полезно, когда в классе висят наглядные пособия, выполняющие опорную функцию в управлении мышления учащихся. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального или материализованного действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. Поэтому при усвоении необходимых понятий, правил, последовательности выполнения работы я применяю общие и индивидуальные схемы-опоры.
Есть у меня диагностические листы, где я прослеживаю результаты проверочных, контрольных работ, формирование учебных навыков. Делаю анализ пробелов в знаниях и умениях каждого ребенка. Это дает возможность дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей.
Большую помощь в возникновении познавательного интереса ребенка на протяжении всего урока оказывает сменяемость видов деятельности. Любой вид деятельности на уроке я использую для обучения детей самоконтролю, самоанализу, самооценки.
Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседу, в дискуссию со мной и ребятами. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждения, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой-либо области знаний. Необходимо обеспечивать напряжение мысли каждого ребёнка, так как знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)
Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п...
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-211310-1385556983.jpg)
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подгото...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/20/picture-19948.jpg)
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
Статья из опыта работы учителя начальных классов Вамбольд Натальи Анатольевны
laquo;Воспитание – великое дело: им решается участь человека».В.Г. Белинский...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385332-1390031520.jpg)
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...