из опыта работы учителя МАОУ "СОШ № 2 п.Новоорск" Оренбургской области Гречуха Ирина Анатольевна
консультация по теме
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности я ставлю перед собой главную цель « Научить детей учиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пусть живая, ищущая мысль ребёнка,
рассуждение, доказательство, сопоставление
освещают все стороны изучаемых явлений и помогают
не только усвоению понятий, но и овладению навыками.
Л.В.Занков
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности я ставлю перед собой главную цель « Научить детей учиться».
Уметь учиться – это, значит, уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. По Д.Б.Эльконину «Учебная деятельность–это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий… Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие»… Поэтому моя цель всего процесса обучения – это развитие ученика.
Выбор средств, методов и технологий обучений определяется целью, которую ставит перед собой педагог. Если обратиться к определению «Педагогическая технология (по В.М.Монахову)-это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в безусловных комфортных условиях для учащихся и учителя». В самом определении заложено творческое начало активизации деятельности, как педагога, так и ученика.
Исходя из всего выше сказанного, из цели, которую ставлю перед собой, я использую технологии, предлагающие построения учебного процесса на:
-проблемной основе (Л.В.Занкова),
-опережающей основе (С.Н.Лысенкова),
-учебное взаимодействие.
С 1 класса начинаю работу по развитию речи учащихся. В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий проблема развития речи учащихся прообретает всё большую остроту.
Если вспомнить, что развитие речи теснейшим образом связано с развитием мышления, становится понятно, почему эта проблема является одной из главных. Существует несколько условий развития речи. Это и наличие хорошей речевой среды для учащихся, и обеспечение усвоения школьниками достаточного лексического запаса, и создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся. Последнее условие в сочетании с сотрудничеством даёт неплохие результаты. Сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвлённую сеть взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, общегрупповое взаимодействие учеников.
Начинаю работу с 1 класса со стиля отношения учителя и ученика. Очень важен тон общения, важно вовремя похвалить ученика, как за правильный ответ, так и за смелость высказывания своего мнения, даже идущего вразрез с мнением других.
С 1 класса начинаю учить учеников работать в паре. Этот вид работы, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.
Работа в группе учит школьника вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения. Показатели развития устной и письменной речи :
- уровень связности речи;
- уровень умений учащихся по восстановлению деформированного текста;
- уровень умения составления текста в соответствии с заданным жанром ( со 2 класса).
Другим, немаловажным условием учебной деятельности для развития ученика является дифференцированный подход к обучению. Так как ребятишки поступают в 1 класс с разным уровнем подготовки, то и уроки стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от степени своей подготовленности, с каждого урока уносили для себя что- либо новое, т.е. получал развитие, укреплял уже имеющиеся знания и не терял интерес к обучению. Для этого я начала обучение « с забеганием вперед». Когда я работала по традиционной программе, то переделывала тематическое планирование с 1-4 классы, сознательно включая в урок темы, которые будут изучаться позже. Благодаря такому построению урока ребятишки, которые поступили с хорошей подготовкой в 1 класс, не «топтались» на месте, изучая знакомый им уже материал, а имели возможность закрепить те знания, умения и навыки, которые у них уже были и одновременно получить новую информацию. А те учащиеся, уровень подготовки, к школе которых был ниже, получали знания по установленной программе. Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не «выпадать» из него. Доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками - та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются малознакомые действия; сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнения и действия с действиями других и общим результатом. В обучении по системе Л.В.Занкова тематическое планирование переделывать почти не приходится, т.к. одна из «заповедей» урока развивающего обучения - создать ситуацию помощи менее продвинутым ученикам через ответы хорошо успевающих.
Основная задача периода обучения грамоте, независимо от программы обучения, формировать у первоклассников элементарные навыки чтения и письма. Решая эту задачу, учитель начальных классов не должен забывать, что в этот же период закладываются многие основы дальнейшего усвоения младшими школьниками систематического курса русского языка.
Объём и качество пропедевтической работы в области грамматики и орфографии уже к концу второго года обучения скажется на качестве знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.Работая по традиционной программе, я пересматривала тематическое планирование в период обучения грамоте и вставляла темы, которые не изучаются, но они более полно дополняют, обогащают материал этого курса. В учебниках развивающего обучения по системе Л.В.Занкова автор делает акцент, уделяет большее внимание грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте. Но элементы обучения с «забеганием» вперед у меня сохранились, т.к. у учеников могут возникнуть вопросы по теме, которая на данном этапе не изучается.
В период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе материал по грамматике и орфографии. Учащимся не сообщаются теоретические сведения; в практической устной или письменной речевой работе они выполняют такие действия, упражнения, которые подготавливают их к усвоению определённых тем на более поздних ступенях обучения.
В период обучения грамоте, одновременно с формированием графического навыка, закладываются основы орфографического навыка. В этот период работа по орфографии ведётся главным образом на фонетическом (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы).Скорость письма первоклассников очень маленькая. Поэтому орфографическая работа больше проводится в устной форме, чем в письменной; наблюдение над читаемыми словами. Ещё в подготовительный период необходимо сформировать у учащихся представления о сильной и слабой позиции, о несовпадении произношения и написания слов.
В результате практических работ у учащихся накапливается определённый речевой опыт, наблюдения над явлениями языка- над словами, их составом и образованием, изменением и сочетанием с другими словами. На этой основе в дальнейшем идёт формирование теоретических обобщений. В этот же период формируются элементарные навыки самоконтроля: списывания по памяти, проговаривание, сличение написанного с образцом.
В учебниках авторов развивающего обучения по системе Л.В.Занкова делают акценты, уделяют большое внимание:
- лексическая работа ( Н.В.Нечаева)- учебник и пропись,
- сведения о лексико-грамматических разрядах слов (частях речи)-Н.В.Нечаева-учебник и пропись,
- в области пунктуации пропедевтика правил оформления предложения на письме, знаки препинания в конце предложения, интонация(Н.В.Нечаева)-учебник ипропись,
- орфографическая пропедевтика занимает значительное место в период обучения грамоте, особенно на уроках письма (выделение опасных мест),
- формирование орфографической зоркости учащихся(Н.В.Нечаева- в период обучения грамоте знакомит учащихся с разными типами орфограмм)-учебник и пропись.
Н.В.Нечаева формирует первые представления об явлениях языка.
Урок математики строится так, чтобы ученик мог систематически повторять пройденное, формировать навыки, автоматизировать их, продвигаться в познании предмета, развивать характер и волю в самостоятельных работах. Поэтому самостоятельной работе, не зависимо от урока, я отвожу особое место. Часто на уроке учащиеся выполняют несколько видов самостоятельной работы, каждый вид работы обязательно проверяется. Форма проверки используется разная: самопроверка, взаимопроверка, сверка с доской, с помощью сигнальных буквенных карточек. Полезно, когда в классе висят наглядные пособия, выполняющие опорную функцию в управлении мышления учащихся. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального или материализованного действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. Поэтому при усвоении необходимых понятий, правил, последовательности выполнения работы я применяю общие и индивидуальные схемы-опоры.
Есть у меня диагностические листы, где я прослеживаю результаты проверочных, контрольных работ, формирование учебных навыков. Делаю анализ пробелов в знаниях и умениях каждого ребенка. Это дает возможность дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей.
Большую помощь в возникновении познавательного интереса ребенка на протяжении всего урока оказывает сменяемость видов деятельности. Любой вид деятельности на уроке я использую для обучения детей самоконтролю, самоанализу, самооценки.
Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседу, в дискуссию со мной и ребятами. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждения, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой-либо области знаний. Необходимо обеспечивать напряжение мысли каждого ребёнка, так как знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)
Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п...
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подгото...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
Статья из опыта работы учителя начальных классов Вамбольд Натальи Анатольевны
laquo;Воспитание – великое дело: им решается участь человека».В.Г. Белинский...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...