Семь чудес Оренбургской области.
план-конспект

Байбекова Елена Геннадьевна

Материал к классному часу или занятию внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sem_chudes_orenburgskoy_obl.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка внеурочной деятельности в 4 классе.

Тема: «Семь  чудес Оренбургской области»

Цель: воспитание любви к родному краю; обогащение духовного мира учащихся; совершенствование их нравственного начала; формирование патриотизма, ответственности, гордости и уважения к людям, живущим в родном крае.

Задачи:  образовательные:

а) формирование представлений об истории своего родного края;

развивающие:

а) развитие познавательного интереса к истории своего края, его прошлого, настоящего и будущего;

б) развитие таких личностных качеств как чувство гордости за свой  родной край,за героическое прошлое и настоящее своей малой родины;

воспитательные:

а) воспитание уважительного отношения к родному краю, гордости за него;

б) воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края;

в)познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли свой талант, работали на благо  своей малой родины.

Формируемые УУД:

1.Совместно с учителем формулировать тему и учебную задачу

2.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения и отстаивать свою точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

3.Перерабатывать полученную информацию: анализировать и делать выводы

4. Воспитание таких личностных качеств, как чувство патриотизма, гордости, любви к малой родине.

Оборудование: карта   Оренбургской области, символика  России  и Оренбуржья, компьютер, проектор, карточки с текстами, выставка книг, пуховые платки, каравай, русские народные костюмы, рушник, солонка, аудиозаписи, жетоны с удивительными местами Оренбуржья, кольцо, видеосказка «Аленький цветочек»

Ход занятия.

Выходят девочка и мальчик  в русских  народных  костюмах с караваем под песню «Родные напевы»Слайд 1

1 Мир вам гости дорогие

Вы явились в добрый час

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас

2. Хлебосольством да радушьем

Знаменит Оренбургский край

Здесь для вас и песни русские

И медовый каравай! (гости отламывают кусочек каравая)

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые  наши гости!

- Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, чему посвящено занятие кружка?

Верно, сегодня мы будем говорить об Оренбуржье. Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной оренбургский край!

 У каждого человека есть свой родной край, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это …Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать её леса, поля, реки, животный и растительный мир.

- Что  такое  родина  для  человека?

Выступление детей.(Настя Ш, Рита, Стёпа)

Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Слайд 2
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Слайд 3
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Слайд 4
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Слайд 5
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.

А что же ждёт нас  интересного, вы узнаете, ответив на мои вопросы.

  1. Главный город Оренбургской области? (Оренбург)
  2. Какое животное изображено на гербе Оренбургской области? (куница)слово 7
  3. В каком году образован город Гай? (1959)
  4. Что символизируют молот и обушок на гербе города Гая? (трудовые достижения Гая), а печь? (развитие медедобывающей отрасли)слово чудес
  5. Как называется золотой шар с крестом наверху у орла на гербе РФ (держава)
  6. Материк, на котором находится наша страна. (Евразия)слово Оренбургской
  7. Что изображено на гербе Гайского городского округа? (солнце, орёл, гора)области

Молодцы! Знакомьтесь с темой занятия(Семь  чудес Оренбургской области).

-Что такое чудеса, чудо? (удивительное невероятное событие)

-Какие задачи поставим перед собой? Где пригодятся знания?

Посмотрите на слайд, вот такую большую территорию занимает наша родная Оренбургская область. Это герб Оренбургской  области.

Сердцем нашего Оренбуржья является областной центр – город Оренбург. Покажите на карте центр Оренбуржья.

«Здравствуй, трижды зачатая, единожды рожденная твердыня, русский город!

Век стоять тебе покровом и оплотом и ширить могучие крылья свои!»

Великий русский писатель В.И. Даль

Слайд 7В 1734г. Иваном Кириловичем Кириловым был разработан проект “строительства русского города на юго-восточных рубежах Российской империи”.  Но не сразу начали строительство, а только с 3 раза. А также Кирилов заложил Бузулукскую  крепость в 1736 г.

Сегодня Оренбург крупный промышленный, торговый и культурный центр, “ворота в Азию».

В  этом  городе побывали многие великие люди, что оставило глубокий след, как в культурном наследии нашего края, так и в российской науке, искусстве.

-Вспомните, кто из знаменитых людей бывал в Оренбурге.

В Оренбург приезжал Пушкин А.С.

В Оренбурге прошли детские годы баснописца И.А.Крылова.

Сюда приезжал выдающийся писатель Л. Н. Толстой.

С Оренбургским Высшим военным авиационным училищем летчиков связана биография Героя Советского Союза Валерия Чкалова и  Юрия Алексеевича  Гагарина (летчик – космонавт).

- Итак, какое же чудо находится в Оренбургской обл,нам нужно узнать?Слайд 9

1 чудо «Мост  Европа- Азия»

Оренбургская область – это обширные просторы на границе Европы и Азии, где сходятся заволжские и казахстанские степи и Уральский хребет. Где находится мост «Европа – Азия»?

На левом берегу реки Урал, недалеко от города Оренбург в 1981 году был установлен знак границы Азии и Европы. Высота памятника составляет около 15 метров. Слайд 11С разных сторон памятника написаны границы. Наверху обелиска находится шар, который символизирует Землю, а если спуститься по ступенькам от скульптуры Чкалова, то как раз можно выйти к мосту «Европа-Азия», объединяющую историческую часть города с Зауральной рощей.(Прикрепляют жетон на карту)

Следующее чудо, вы узнаете, прочитав  текст на карточках. Возьмите в руки карандаши и помечайте знаками : + знаю, - не знаю, !- Хочу узнать.

Группы получают карточки и читают, затем рассказывают, что за чудо узнали.

(Гора, по форме напоминающая фигуру лежащего верблюда, находится в 9 км от поселка ВосточногоСветлинского района  и в 200 км от города Орска. 

Верблюд-гора — одно из самых интересных природных творений и своеобразный символ оренбургских степей.)

- О каком чуде вы узнали? Слайд 11 Расскажите, что вы уже знали о горе? А что нового узнали? А что хотите узнать? Так, где находится Верблюд гора?

2 чудо. Верблюжья гора     слайд 11. Прикрепляют жетон

О горе сложены легенды, в одной из них говорится, будто бы однажды верблюд хотел померяться силой с Уральским хребтом, пришел, приготовился к бою, да так и застыл навеки.

 В другой  легенде рассказывается о том, что  давным-давно шел этими местами караван. Люди искали место, где могли бы остановиться на ночлег или поселиться. Но путь был так труден, что от нехватки воды и пищи погибли все люди и верблюды. Остался только один верблюд, который продолжил путь. Шел верблюд дни и ночи, когда вдали заметил реку. Прилег верблюд отдохнуть и окаменел.

-Что значит природное творение? Значит, Верблюд гора – это памятник …(природы)

Молодцы, двигаемся дальше.

3 чудо Пуховый платок.

Отгадайте Загадки(работа в группах)

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею.(веретено)

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки

И вот он – шарф для Петеньки.(спицы)

Чешет целый день рука,

Чтобы нить была тонка.(Чески)

Тонка, длинна, одноуха, остра - всему миру красна. (игла)

Два братца - одно сердце.(ножницы)

-Так, что же лежит в ларце? (читают и называют отгадку)

- Кто догадался, какое следующее Чудо? Слайд 12Послушаем стих-е.

1 Мне платок подарили пуховый,   Кира

Оренбургский пуховый платок.

Он согреет, как тёплое слово,

Даст мне силы, как влаги глоток.

2. Этот пух оренбургские козы     Катя

Нарастили в степях среди гор,

Где гуляют ветра и морозы,

Чтоб сплела мастерица узор.

3. Чтоб тончайшую нить отбелила,    Алёна

Расчесала искусной рукой,

Людям сердце своё подарила,

И тепло, и уют, и покой. 

Пух оренбургских коз самый тонкий в мире: Поэтому изделия из оренбургского пуха - шали и паутинки особенно нежные и мягкие.

-Вспомните, как оценили это достоинство оренбургских коз? (памятник козе)Слайд 13

Вяжут их не только вручную, как раньше, используя веретено и прялки (показ), но и на машинах.  Тонкость изделия определяют2 способами: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.(опыт с кольцом)

Важной вехой в истории оренбургского платка обозначен 2004 год: выпущен 50-миллионный пуховый платок! Ныне он хранится в историческом музее Оренбурга.Прикрепляют жетон

Физминутка«Оренбургский пуховый платок» (танец)

4 чудо – озеро Развал.

 В этом задании спрятаны  слова. Если вы догадаетесь какие, то узнаете следующее чудо (работа в группах).

Рлоалповаропвропргаз  (газ)Нефтьорпоаодадллпллл (нефть)

Рапрлаплсольрдрдлыдп (соль)Рпронрудаомдлллплллш (руда)

Яшмальдлрлрлрлрллллп)яшма)Йззщещшщкшксерачюб (сера)

Щшнншгелийжвовлджз (гелий)Мраморхухххехкщзшют (мрамор)

Бмллвпролполшзгранит (гранит)

- Какие слова нашли?(Слова: газ, нефть, соль, руда, яшма, сера, гелий, мрамор, гранит)

 -Как мы можем назватьвсе эти слова, одним словом?

(Это полезные ископаемые, которые добывают в нашей области.)Слайд 14

Таня-Богаты земные кладовые Оренбуржья они хранят в себе железные, медные и никелевые руды, нефть, газ, серу, каменную соль, знаменитую Орскую яшму, строительные материалы: глину, песок, мел, известняк, гранит, гипс, мрамор. Более 60 видов полезных ископаемых найдено в нашей области. Это настоящая подземная кладовая!

Слайд 15В Оренбургской области есть огромное озеро Развал.  Это достопримечательность г.  Соль-Илецка. Оно расположено в самой низкой точке суши на Земле – 400 м. ниже уровня мирового океана.

   Свои корни озеро Развал берёт ещё во времена гражданской войны. От разрушенийобразовалась  глубокая воронка, глубиной около 10 сажень (маховая или косая). Вода затопила шахту, что и привело к образованию легендарного озера Развал в июне 1919 года.

       Вместо воды озеро наполнено крепким соляным раствором. И утонуть там невозможно, даже несмотря на восемнадцатиметровый слой воды. На поверхности волшебного озера можно стоять и ходить, но  нырнуть в воду нельзя. Она мгновенно выбросит Вас наружу.

     Именно поэтому озеро Развал  сравнивают с Мёртвым морем.

           Ледяное озеро не даёт жизни ни растительности, ни рыбам. На глубине чуть более четырёх метров, температура воды ниже 0. Но  озеро не замерзает даже в лютые морозы.

На сегодняшний день озеро Развал популярно не только среди туристов, но и среди людей, решивших поправить своё здоровье. Озеро обладает лечебными свойствами и помогает при многих кожных  болезнях,  бронхиальной  астмеи другие.

Вешают жетон.

5 чудо «Усадьба Аксаково» Музей-заповедник.

Отгадайте,  из какой сказки отрывок. (Просмотр видео)-Кто автор? Слайд 16

Аксаков Сергей Тимофеевич немалую часть своей жизни прожил в селе Ново-АксаковеБугурусланского уезда. Село было основано дедом писателя, Степаном Михайловичем Аксаковым. Дом находился в центре сельской площади. Впечатления детства, юности и зрелого возраста легли в основу многих его произведений, и в их названия, писал о природе Оренбургского края.

Именно здесь им была услышана им сказка во время своей болезни от ключницы Пелагеи.

Слайд 17Ежегодно в музее проводятся дни открытых дверей, русские обрядовые праздники, конкурсы на лучший детский рисунок по произведениям С.Т. Аксакова.

 После 1826 года С.Т.Аксаков проживал в Москве и Подмосковье, усадьба, где жил писатель С.Т.Аксаков, была поставлена на государственную охрану как памятник истории.Слайд 18

 Что вы запомнили? К какому виду памятников отнесём «Музей-заповедник Аксаково» (истории) Прикрепляем жетон.

6 чудо–  Бузулукский бор

-Послушайте одноклассников и попробуйте догадаться, где мы оказались. Выступление уч-ся.Слайд 19Голос птиц.

Люблю бескрайние просторы,    Настя Ф
Край необъятный странный наш,
Платков изящные узоры,
Степей и гор простой пейзаж.

Люблю зимы трескучий холод Богдан
И лета томную жару,
На окнах - роспись и узоры,
Росу на листьях поутру,

Урала жгучую прохладу,      Витя
Степей бескрайний наш простор,
В лесу из зелени преграду -
Сосновый стройный частокол.

Куда же мы сейчас попали? Какое следующее чудо  Оренбуржья?Слайд 20

А сейчас ребята из группы «Защитники природы» расскажут об этом памятнике.

Егор С.

Территория Бузулукского бора находится на границе Оренбургской и Самарской областей. Не так давно заповедник получил статус национального парка В бору, возраст которого превышает 6 тыс. лет, растет огромное количество сосен. Две сосны уже успели справить свое 300-летие. Чистейший воздух привлекают огромное количество туристов со всей страны. На территории бора в поселках Колтубановском и Партизанском созданы специальные базы отдыха.

Егор Ш. Слайд 21

Почти незаметны в лесу его ночные обитатели – летучие мыши. В бору водится птица козодой. Есть маленькая сова – зорька, она зимует в Африке. Обитает в бору сыч. Много мышей. Есть здесь и филин – самый крупный ночной хищник. Он нападает на водяных крыс, хомяков, уток, куликов, летучих мышей, сов, лис, зайцев и даже колючих ежей.

Амалия

Много в бору белок Здесь водятся синицы, горихвостки, поползни, мухоловки, скворцы, галки, сороки, вороны, кобчики, сойки, зяблики, воробьи, орлы, зорянки, кукушки, , соловьи, стрижи, ласточки, ястребы, клесты, снегири, , свиристели, ореховки,  иволги, удоды, журавки, черные цапли. В Бузулукском бору можно встретить барсука, горностая, ласку куницу, лисицу, волка, лося, оленя, косулю, различных змей, выхухоля, крыс, ежей.Мало лесов в нашей области, но они защищают воду и почву нашего края. Их надо беречь.

-О каком чуде рассказали ребята?Вешают жетон

7 чудо.Культурный комплекс «Национальная деревня»

-Что значит многонациональное Оренбуржье?

В многонациональной  Оренбургской области - проживает более 2 млн. человек, представителей 80 национальностей. слайд 22

26 июня 2007года состоялось торжественное открытие первого подворья культурного комплекса “Национальная деревня”. Всего в комплексе 10 подворий: башкирское, казахское, русское, татарское, мордовское, немецкое, чувашское, белорусское, армянское и украинское.

Это своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы между людьми разных национальностей

.Каждое подворье в "Национальной деревне - это музей, библиотека литературы на родном языке, кафе национальных блюд.

Итог:

Слайд 23  Вот какое замечательное Оренбуржье! Любите ли вы его? Почему?

Сегодня мы совершили путешествие к 7 чудесам Оренбургского края. Понравилось ли оно вам? Было оно для вас поучительным?

На этом наше путешествие по Оренбуржью заканчивается.

А сейчас проверим , как же вы запомнили чудеса.

Рефлексия. Составить кластер по группам (распределяют картинки)

 Оренбургскаяобласть.

Какая? (2 слова от каждой группы)

Природные памятники

Памятники культуры

Памятники истории

Что делает в настоящее время? (2 глагола от каждой группы)

Слайд 24

Как красиво, как богато, как необычно родное Оренбуржье! Не обязательно ехать куда-то далеко на отдых, можно и отдохнуть ,и вылечиться, и попутешествовать по родному краю.. Любят оренбуржцы свой край и берегут его. Я очень хочу, чтобы и вы любили, защищали и оберегали его.

Исполнение песни»Край Оренбургский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная справка. "Введение системных обновлений в деятельности МБОУ СОШ с.Кубанка Переволоцкого района Оренбургской области в идеологии ФГОС»

В данном информационном материале подводятся первые итоги работы за один учебный год по новым образовательным стандартам, обобщается опыт работы педагогического коллектива по введению ФГОС НОО. Подроб...

Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....

Галерея школьной жизни. 4 класс «А» МАОУ СОШ № 2 п.Новоорск Оренбургской области

презентация "Сказки о солнце" (сказки сочинили учащиеся 2 класса)...

из опыта работы учителя МАОУ "СОШ № 2 п.Новоорск" Оренбургской области Гречуха Ирина Анатольевна

        От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теор...

план внеурочного занятия по теме Топонимика (на примере Оренбургской области)

План внеурочного занятия «Топонимика», основываясь на краеведческом материале (топонимика Оренбургской области и города Оренбург)....

Классный час «Семь чудес Тюменской области»

Цель: на основании краеведческого материала развивать интерес обучающихся к истории родного края.Задачи: формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;создавать эм...

Конспект урока окружающий мир "Семь чудес Курской области"

Конспект урока окружающий мир "Семь чудес Курской области" в 4 классе. Цели: познакомить с чудесами Курской области, показать красоту и неповторимость достопримечательностей....