Рабочая программа по курсу "Охрана зрения и развитие зрительного восприятия" для 3 класса.
рабочая программа (3 класс) по теме
В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.
Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №87 IV ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Утверждено»
Педагогическим советом
протокол от 28.08.2012г.№____
Введено приказом от 28.08.2012г. № 117
Директор школы:
___ Т.И.Королькова
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
коррекционного курса «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
для 3 б класса (1час в неделю, 35 часов в год).
Составитель: Мухаметзянова Р.Г. - учитель начальных классов
«Согласовано»
Заместитель директора________ Маркова Л.С. от 25.08.2012г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО протокол №1 от 24.08.2012г.
Руководитель МО ________ Маринина Т.А.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2012г.
Пояснительная записка.
В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия.
В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.
Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение.
Цель данной программы: компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а так же мотивации, установок, интересов; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности; овладение знаниями о здоровье сберегающем процессе по охране зрения, а также помощь в адаптации к учебе, жизни.
Задачи программы:
Дать знания об основных тифлопедагогических требований для поддержания остаточного зрения.
Формирование зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов.
Формирование у детей навыков зрительного обследования предметов за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.
Развитие умения сочетать цвета друг с другом, различать их оттенки при увеличении поля восприятия и расстояния между объектами.
Развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве.
В курсе используются психофизиологический и психолого-педагогический методы.
Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора, улучшает состояние основных функций зрения.
Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по подгруппам 1раз в неделю. Развитие зрительного восприятия реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Содержание программы.
Объем часов – 35ч. Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю.
Основные разделы программы:
I раздел. Оценка уровня зрительного восприятия – 2 часа
-определение уровня знаний, умений и навыков после 2-го года обучения.
II раздел. Охрана зрения – 4 часа
- понятие «острота зрения»;
- основные тифлопедагогические требования, их соблюдение в школе и дома.
III раздел. Восприятие цвета – 10часов
- совершенствование восприятия цветов и их оттенков, умения сочетать цвета в орнаменте;
-формирование зрительных представлений по теме: «Перелетные птицы», умение сравнивать контурные и заполненные изображения птиц.
- фиксация цвета по насыщенности;
- развитие зрительно-моторной координации.
IV раздел. Восприятие формы и величины предметов – 10часов
- упражнения в классификации фигур по форме и величине, соотнесении изображения предмета и геометрической фигуры;
- упражнения на развитие наглядно-образного мышления: сходство и различие фигур, нахождение 4-го лишнего.
- формирование зрительных представлений по теме: «Деревья и кустарники» распознавание деревьев и кустарников по листьям, плодам,
- проведение зрительных диктантов;
V раздел. Ориентировка в пространстве и на плоскости– 9часов
- взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости, в заданном по отношению друг к другу положению; умение словесно объяснить положение предметов;
-развитие зрительного глазомера;
- формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира», составление плана комнаты ;
- экскурсия «Улица, на которой расположена школа»;
Требования к уровню подготовки учащихся:
Умение узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.
Умение сохранять остаточное зрение.
Знание тифлопедагогических требований и соблюдение их в школе и дома.
Умение сочетать цвета друг с другом в орнаменте, при изготовлении различных поделок.
Умение выполнять рисунки по клеткам по заданному образцу.
Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение с помощью предлогов.
Умение классифицировать фигуры по форме и величине.
Иметь сформированные зрительные представления по следующим темам: «Деревья и кустарники», «Моя квартира», «Перелетные птицы нашего края»,
Умение выделять лишний объект, сличать сходные изображения.
Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их.
Умение ориентироваться в пространстве.
Умение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.
Календарно-тематическое планирование
Мухаметзянова Р.Г.
Ф.И.О. учителя
на 2012/2013 учебный год
План составлен согласно адаптивно-авторской программы. Утверждена научно-методическим советом ЦРО г. Н. Челны , 2010г.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Автор программы |
Охрана зрения и развитие зрительного восприятия | 3 | 35 | 1 | Мухаметзянова Р.Г. |
Методическая тема на 2012-2013 учебный год
Городская | Школьная | Учителя |
Муниципальная система образования в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. | Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня, на основе современного менеджмента. | Повышение уровня познавательной деятельности слабовидящих учащихся в условиях школы полного дня. |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседании МО
Протокол №1 Заместитель директора Маркова Л.С
Руководитель МО Маринина Т.А. (Ф.И.О.)
(Ф.И.О.)
Дата 24.08. 2012г. Дата 25.08.2012г
Календарно - тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел. Тема учебного материала | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактичес. сроки | Планируемый результат | Вид контроля | Коррекц. задачи | ||
знания | умения | ОУУН и способы действий |
I. Раздел. Оценка уровня развития зрительного восприятия. ( 2 часа) | |||||||||||
1. | Оценка уровня развития зрительного восприятия. | 1 | Важность и необходимость иметь навыки зрительных умений. | Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием. | Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов. | Тест. | Совершенствование предметного восприятия. | ||||
2 | Оценка уровня развития зрительного восприятия | 1 | Важность и необходимость иметь навыки зрительных умений. | Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием. | Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов. | Тест. | Совершенствование предметного восприятия. | ||||
II.Раздел. Охрана зрения. (4часа) | |||||||||||
3 | Понятие «острота зрения». | 1 | Знание, что такое «острота зрения». | Сохранять остаточное зрение. | Работать в заданном режиме. | Воспитание правильного отношения к своему дефекту. | |||||
4 | Понятие «острота зрения». | 1 | Знание, что такое «острота зрения». | Сохранять остаточное зрение. | Работать в заданном режиме. | Воспитание правильного отношения к своему дефекту. | |||||
5 | Основные тифлопедагогические требования. | 1 | Важность соблюдения гигиены глаза, Знание основных тифлопедагогических требований. | Соблюдать гигиену глаз, выполнять тифлопедагогические требования в школе и дома. | Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза. | Расширение навыков самообслуживания. | |||||
6 | Основные тифлопедагогические требования. | 1 | Важность соблюдения гигиены глаза, Знание основных тифлопедагогических требований. | Соблюдать гигиену глаз, выполнять тифлопедагогические требования в школе и дома. | Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза. | Расширение навыков самообслуживания. | |||||
III. Раздел. Восприятие цвета. (10 часов) | |||||||||||
7 | Сочетание цветов. | 1 | Знание правил сочетания цветов и их оттенков. | Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. | Определение соотношения компонентов объектов. | . | Развитие наглядно-образного мышления. | ||||
8 | Сочетание цветов. | 1 | Знание правил сочетания цветов и их оттенков. | Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. | Определение соотношения компонентов объектов. | Практическая работа. | Развитие наглядно-образного мышления. | ||||
9 | Сочетание цветов. | 1 | Знание правил сочетания цветов и их оттенков. | Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. | Определение соотношения компонентов объектов. | Практическая работа. | Развитие наглядно-образного мышления. | ||||
10 | Сочетание цветов. | 1 | Знание правил сочетания цветов и их оттенков. | Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. | Определение соотношения компонентов объектов. | Практическая работа. | Развитие наглядно-образного мышления. | ||||
11 | Сочетание цветов. | 1 | Знание правил сочетания цветов и их оттенков. | Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. | Определение соотношения компонентов объектов. | Практическая работа. | Развитие наглядно-образного мышления. | ||||
12 | Сочетание цветов. | 1 | Знание правил сочетания цветов и их оттенков. | Сочетать цвета друг с другом В орнаменте, при изготовлении различных поделок. | Определение соотношения компонентов объектов. | Практическая работа. | Развитие наглядно-образного мышления. | ||||
13 | Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края». | 1 | Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы». | Опознавать перелетных птиц по значимым признакам. | Выполнение анализа частей и опознавание предметов. | Развитие зрительного восприятия. | |||||
14 | Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края». | 1 | Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы». | Опознавать перелетных птиц по значимым признакам. | Выполнение анализа частей и опознавание предметов. | Развитие зрительного восприятия. | |||||
15 | Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края». | 1 | Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы». | Опознавать перелетных птиц по значимым признакам. | Выполнение анализа частей и опознавание предметов. | Развитие зрительного восприятия. | |||||
16 | Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края». | 1 | Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы». | Опознавать перелетных птиц по значимым признакам. | Выполнение анализа частей и опознавание предметов. | Развитие зрительного восприятия. | |||||
IV. Раздел. Восприятие формы и величины предметов. (10 часов) | |||||||||||
17 | Из каких фигур состоит предмет. | 1 | Соотнесение изображения предмета и геометрической фигуры. | Классифицировать фигуры по форме и величине. | Осуществление анализа; синтеза сенсорной информации. | Практическая работа. | Развитие зрительного восприятия. | ||||
18 | Из каких фигур состоит предмет. | 1 | Соотнесение изображения предмета и геометрической фигуры. | Классифицировать фигуры по форме и величине. | Осуществление анализа; синтеза сенсорной информации. | Практическая работа. | Развитие зрительного восприятия. | ||||
19 | Упражнения в классификации фигур по форме, величине. | 1 | Развитие наглядно - образного мышления. | Находить сходство и различие фигур. | Выявление существенных признаков объекта. | Практическая работа. | Выделение из группы предметов одного лишнего. | ||||
20 | Упражнения в классификации фигур по форме, величине. | 1 | Развитие наглядно - образного мышления. | Находить сходство и различие фигур. | Выявление существенных признаков объекта. | Практическая работа. | Выделение из группы предметов одного лишнего. | ||||
21 | Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и кустарники ». | 1 | Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края. | Зрительно узнавать их в природе. | Опознавание, описывание различных объектов. | Расширение объема зрительной памяти. | |||||
22 | Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и кустарники ». | 1 | Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края. | Зрительно узнавать их в природе. | Опознавание, описывание различных объектов. | Расширение объема зрительной памяти. | |||||
23 | Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и кустарники ». | 1 | Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края. | Зрительно узнавать их в природе. | Опознавание, описывание различных объектов. | Расширение объема зрительной памяти. | |||||
24 | Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и кустарники ». | 1 | Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края. | Зрительно узнавать их в природе. | Опознавание, описывание различных объектов. | Расширение объема зрительной памяти. | |||||
25 | Графический диктант. | 1 | Развитие зрительно-моторной координации | Выполнять рисунок по инструкции и самостоятельно по клеткам. | Свободно ориентироваться на плоскости. | Практическая работа. | Тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы. | ||||
26 | Графический диктант. | 1 | Развитие зрительно-моторной координации | Выполнять рисунок по инструкции и самостоятельно по клеткам. | Свободно ориентироваться на плоскости. | Практическая работа. | Тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы. | ||||
V. Раздел. Ориентация в пространстве и на плоскости. (9 часов) | |||||||||||
27 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | Развитие зрительного глазомера. | Ориентироваться в пространстве. | Проведение разных видов сравнения. | Практическая работа. | Развитие зрительного анализа и синтеза. | ||||
28 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | Развитие зрительного глазомера. | Ориентироваться в пространстве. | Проведение разных видов сравнения. | Практическая работа. | Развитие зрительного анализа и синтеза. | ||||
29 | Практическая деятельность в свободном пространстве. | 1 | Развитие зрительно-моторной координации. | Располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение. | Оперирование понятиями, суждениями. | Практическая работа. | Ориентирование на основе пространственных представлений | ||||
30 | Практическая деятельность в свободном пространстве. | 1 | Развитие зрительно-моторной координации. | Располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение. | Оперирование понятиями, суждениями. | Практическая работа. | Ориентирование на основе пространственных представлений | ||||
31 | Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира». | 1 | Знание правил составления плана комнаты, рационального расположения мебели. | Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов. | Построение на плоскости заданных рисунков. | Совершенствование зрительно- моторной координации. | |||||
32 | Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира». | 1 | Знание правил составления плана комнаты, рационального расположения мебели. | Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов. | Построение на плоскости заданных рисунков. | Совершенствование зрительно- моторной координации. | |||||
33 | Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа». | 1 | Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окруж. действит., их положение в пространстве. | Узнавать предметы и объекты на большом расстоянии. | Ориентирование на местности. | Целенаправленно развивать пространственное восприятие. | |||||
34 35 | Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа». Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа». | 1 | Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окруж. действит., их положение в пространстве. | Узнавать предметы и объекты на большом расстоянии. | Ориентирование на местности. | Целенаправленно развивать пространственное восприятие. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ученик должен понимать:
- значение зрения для человека;
- важность соблюдения гигиены глаз.
Должен знать:
- понятие «острота зрения»;
- основные тифлопедагогические требования.
Должен уметь:
- сохранять остаточное зрение;
- определять и сочетать различные цвета;
-ориентироваться на основе пространственных представлений;
- ориентироваться на плоскости и в пространстве
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.
Основная литература:
Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. –Москва, 2004.
Программа коррекционного курса «Охрана зрения и зрительного восприятия для учащихся 1 – 7 классов» школы-интерната IV вида г.Владимира, 2010. Разработала: тифлопедагог Ксенофонтова Н.В.
Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –М.:РАОИКП, 1999. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).
Дополнительная литература:
Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. – Москва, 1999.
Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально- бытовому ориентированию в школе для детей с нарушением зрения. – Москва, 2008.
Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.— М.: Генезис, 2003. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – Москва, «Просвещение», 1090.
Грищенко Т.А. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками. Сайт в Интернете: www.superin.ru (Лучшие работы в сети по логопедии и коррекционной педагогике).
Сайт в Интернете: www. Festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей) и другие.
Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие. –Москва, 1990 http://www.twirpx.com/.
Средства обучения:
Занятия проводятся в кабинете охраны зрения. Для организации теоретической и практической работы используются:
различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;
наборы черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;
цветные фломастеры, карандаши;
таблицы;
специализированные тифлосредства (лупы, цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы);
персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями,
видео и музыка для релаксации и другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Охране зрения и развития зрительного восприятия" для 5 класса
Рабочая программа коррекционного...
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 3 класс VIII вид.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред. Л.И. П...
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...