Эссе "Моё педагогическое кредо"
статья по теме
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «Моё педагогическое кредо»
Любая школа начинается с начальной. Маленький человек с букетом цветов первый раз идёт в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание.
Возможно ли надолго удержать чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учёбе? Как подготовить его к взрослой, самостоятельной жизни? Эти вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый учитель.
Несколько лет назад, приняв свой первый в жизни класс, я определила для себя, что в своей работе, я буду не только учить детей - давать им знания, но и воспитывать у своих учеников любовь к текущему моменту их жизни, трепетное отношение к окружающему миру и всему живущему в нем, учить детей быть самостоятельными и вдумчивыми людьми.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве. У них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. И пока длится эта вечность, рядом с ребенком есть я, направляющая его представления о добре и зле в нужное русло, умеющая радоваться, удивляться, восхищаться и огорчаться вместе с ним. Потому что учитель не имеет права быть по-настоящему взрослым человеком, пока он прикасается к детским душам. Пока дети доверяют ему свои тайны, проблемы, сокровенные мечты.
Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное, святое детство! (Я. Корчак)
Однако и эта счастливая пора детства когда-то закончится, и важно учить детей быть самостоятельными. Готовить их к самостоятельной деятельности в поисках информации необходимой для получения знаний, умению принимать решения и доводить их до исполнения. Особой становится и моя задача: не научить , а побудить к добыванию знаний, не оценить умения, а выявить способность применять их в жизни. Одним словом, учитель по отношению к ученику является источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию, и результат – это итог совместных действий учителя и ученика. Знания, добытые самостоятельно , оказывают на маленького человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. Самостоятельное добывание знаний положительно влияет не только на способность ребенка лучше ориентироваться в повседневной жизни, но и на его воспитание в целом. А воспитание можно назвать успешным тогда, когда ребенок может обходиться без взрослого.
Все действия ребёнка, конечно, нужно комментировать, но об ошибках и о том, что он ничего не умеет, следует говорить с надеждой на лучшее: «Это дело тебе здорово добавит работёнки…» или «Для тебя это ещё слишком сложно, но со временем, я надеюсь, ты с этим справишься…».
Если детям подскажут, как можно изменить ситуацию к лучшему, то это поможет им стать действительно сознательными людьми, ведущими этичный образ жизни и способными меняться к лучшему.
Когда ребёнок подрастёт, он должен хорошо усвоить следующие вещи:
- все трудности преодолимы;
- нужно научиться мириться как со своими недостатками, так и с недостатками других людей;
- за свои поступки нужно уметь отвечать;
- нужно служить людям, но не терять при этом чувства собственного достоинства и не унижаться;
- ты можешь быть самым лучшим и необыкновенным для мамаы и папы, но остальные люди вовсе не обязательно должны считать тебя таким. Трепетное отношение к жизни означает, что человек умеет ценить мир, людей, животных, красоту и своеобразие природы. Это состояние, которое помогает воспитывать целый ряд качеств: сострадание, терпение, любовь, доброту, честность. Если передать ребёнку любовь к тому, что достойно такого чувства, это откроет путь к воспитанию в нём уважительного и ответственного отношения к жизни. К сожалению, столь тонкое чувство нередко оказывается загублено в нашем жестоком мире, где материальные ценности зачастую ставятся на первое место. Современная культура такова, что у ребёнка остаётся всё меньше возможностей испытывать благоговение. Вот почему на воспитание этого качества я обращаю особое внимание.
Уважение – это соответствующее отношение к окружающему миру, в основе которого лежит именно благоговение. Если оно есть у ребёнка, если есть знания и способность думать критически, то уважение к жизни, скорее всего, придёт само собой. Например, если ребёнок знает о повадках и особенностях животных, если он внимательно анализирует информацию и осознаёт ценность жизни животных, то он не захочет причинять им боль и страдания.
Чуткость. Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих; это значит не быть равнодушным к тому, что испытывают люди; чуткий человек думает о других, со вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость. Быть чутким – значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желаниям других. (Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается; следует уважать чужие устремления и мысли.) Быть чутким – значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим. Эгоистичный, нечуткий человек способен причинить боль другому, и если ты равнодушен к людям, то и они станут отвечать тебе тем же. «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Наша чуткость рождает чуткость в других.
Есть основания надеяться, что при таком подходе ребёнок научится руководствоваться в повседневной жизни основным правилом этики: при решении любой проблемы, при выполнении любого действия дети научатся выбирать тот вариант, который наиболее этичен по отношению к окружающим – людям и животным.
Ребёнок, впервые переступающий порог школы, переполнен надеждами: ему будет интересно и радостно среди одноклассников, у него будут хорошие друзья, его будет любить учительница, он будет получать пятёрки и родители будут им довольны. Многое здесь зависит от учителя, так как он для первоклассника – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эссе "Мое педагогическое кредо"
рассуждение о работе учителя...
Эссе "Моё педагогическое кредо" + самопрезентация
Педагогическя деятельность учителя...
Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты"
«Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты». Если учитель имеет только любовь к делу, ...
Мое педагогическое кредо.
В этом году я участвовала в конкурсе учитель года. Одним из критериев оценки была защита педагогческого кредо. Я представляю свое выступление с той целью, что кому-то - возможно предстоит ...
Мое педагогическое кредо.
В этом году я участвовала в конкурсе учитель года. Одним из критериев оценки была защита педагогческого кредо. Я представляю свое выступление с той целью, что кому-то - возможно предстоит ...
Моё педагогическое кредо
Моё педагогическое кредо: «Мой истинный дом – это школа, а ученики – это моя жизнь»....
Педагогическое кредо
В материале отражены мои педагогические взгляды на воспитание и обучение детей...