Рабочая программа по православной культуре 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Рабочая программа по православной культуре 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pk_2.rar53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по православной культуре 2  класс

Пояснительная записка

         Рабочая программа курса «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко. Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Предмет «Православная культура» является региональным компонентом.

Согласно действующему учебному плану МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» рабочая программа для 2 класса рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю.

        Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач, включает его содержательные компоненты с учетом возможностей учащихся младшего школьного возраста и предназначена для использования в начальных классах общеобразовательных учебных заведений любого типа.

Программа обеспечена: 

Шевченко Л.Л.  Православная культура (духовно-нравственная культура). 1 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6 изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. /Л.Л. Шевченко.-2003-2007.- 180 с.

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Музыкальное пособие «Звуковая палитра»

Цели и задачи программы учебного предмета "Православная культура"

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ "Об образовании" и обозначенными в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"", программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.
• Развитие нравственного чувства сопереживания.
• Развитие чувства ответственности за другого человека.
• Развитие чувства благодарения.
• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания:
• Развитие эстетического восприятия.
• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.

Педагогическая интерпретация поставленных задач предполагает выделение знаний, умений, навыков, уровней воспитанности, являющихся показателями их реализации. Определение знаний не является сложной проблемой, так как предмет предполагает ознакомление учащихся с основным содержанием христианского вероучения, памятниками православной письменности, изобразительного и музыкального искусства. Объем знаний предопределен культурологическим характером предмета и отражен в "Примерном содержании образования по предмету...".

Общая характеристика предмета

В программе первого года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В каждой четверти рассматриваются новые аспекты основной темы года, В программе выделены два направления, на основе которых организуется к педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание к разрабатывается методика обучения и воспитания:

1. Связь православной культуры с жизнью.

2. Опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.

В соответствии с ними поставлены задачи четвертей:

Установление личных связей ребенка с православной культурой.

Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира,

Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

Такой подход дает большие возможности для духовно- нравственного и эстетического воспитания учащихся.                                                                                                                                                       Принципами отбора материала для программы 2 года обучения, помимо указанных общих для всех классов, приняты:

— принцип нравственной значимости и художественности материала;

— принцип привлекательности и доступности для детей;

— принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра:

Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием. Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения «творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к осознанию сложности Божиего мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного даже самого элементарного творчества закладывает у ребенка основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворенном по Божиему замыслу.

    Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры. Это религиозная символика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство.

     Соответственно с требованиями программы дети должны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их восприятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель прежде всего должен стремиться к тому, чтобы они получили яркое эстетическое впечатление. А затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чувство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерасторжимое единство.

    С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах были определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

         Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность.

Важно, чтобы на уроках создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).

        Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет «Православная культура« относится к образовательным областям «Обществознание», «Искусство» и «Филологии», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.                                                                                                                                                                        Умение видеть красоту Божиего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка; имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств.  

  В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.

1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

2.Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.

3. Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации, религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

      Структурными методическими элементами описания урока являются: задачи, ход и содержание работы, методы и средства обучения . Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (Наглядное пособие «Иллюстрации») и музыкальное сопровождение уроков (Музыкальное пособие «Звуковая палитра»).

Виды деятельности учителя и учащихся на уроке: рисование, пение, ритмические движения, игры, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, слушание рассказа учителя, обсуждение, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников.

Описание места предмета в учебной программе

Курс  «Православная культура» изучается во 2 и 3 классах  по 1 часу в неделю. (34 учебных недели).

Описание ценностных ориентиров

Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности:

Младшие школьники (1—4 классы):

1)семья; 2) Бог; 3) дружба (любовь); 4) книги (Гарри Поттер, Астрид Линдгрен "Пеппи — Длинный чулок", Дж. Толкиен, Винни Пух); 5) искусство, музыка; 6) материальные блага; 7) театр, кино (компьютер).

Нравственные ценности:

Младший школьный возраст:
1) доброта, любовь; 2) честность.

Дети не принимают:
1) злость; 2) подлость; 3) ложь.

Результаты освоения программы

Педагогическое решение предполагает создание системы выработки специфических (в соответствии со спецификой предмета) навыков-умений. Их специфика связана с Божественным характером Источника, питающего православную культуру, постижение которого невозможно в рамках светского общего образования. В то же время изучение предмета "Православная культура" в объеме, определенном "Примерным содержанием образования по предмету...", становится достижимым при активизации образно-ассоциативного восприятия учебной информации. Для этого в содержании программы должны быть представлены методические материалы, которые будут его стимулировать. Возможностями активизации образно-ассоциативного восприятия обладают методики эстетического, нравственного воспитания и методики стимулирования навыков художественного творчества, которые могут быть успешно использованы на уроке православной культуры. Навык формируется повторением. На уроках православной культуры у детей посредством тренировок можно развить навыки общения с объектами православной культуры, видения целенаправленного формирования образа Божиего творения в окружающей жизни, потребность искать его и находить в Священном Писании, в жизни святых, в православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни (в православных праздниках, языке богослужения и т.д.). В изображенном, отраженном в природе и произведениях церковного и светского искусства надо научить видеть смысл, для которого была создана определенная форма (изображение, молитва, житие, канон, распев, жанр, украшение, обряд, постройка, праздник и т.п.). Навык общения с высокими образцами православной культуры должен формироваться в непосредственном общении с оригиналом, а при невозможности — с пересказом, репродукцией, видеофильмом. Учебные задачи должны ставиться как практические творческие: понимание образного содержания, создание образа в собственных продуктах творческой деятельности и выражение в них своего отношения.

Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни: например, знания о детстве преп. Сергия Радонежского и семейных взаимоотношениях из житий других святых позволят ребенку развивать у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи, умение выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.п.

Отсюда следуют два вывода:

1. Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления и восприятия. Данные психологов показывают, что у детей есть задатки творческого восприятия. Оно характеризуется взаимосвязью нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла — с категорией безобразного. Творческое развитие предполагает движение от образа-чувства к средству выражения: интонации, жанру, стилю, цвету, форме, особенностям языка, обряду, канону. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.

2. Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

Обучение должно быть организовано так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Затем эта актуализированная потребность позволит учителю совместно с ребенком сформулировать вопрос: для чего и как создавалась православная культура? И теперь, опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства ее создания, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

Содержание учебного предмета "Православная культура" призвано обеспечить усвоение школьниками основ социального и культурного опыта, и поэтому оно должно состоять из тех же компонентов, что и весь опыт в целом.

Структуру программы нельзя отделять от ее содержания, методов преподавания, принципов организации материала. Учитель должен всегда помнить о специфике предмета, его культурологическом содержании, о том, что объектом изучения является процесс развития культурного феномена — православной культуры. Восприятие культурных явлений без эмоционально-оценочного отношения, а значит, без увлеченности самим предметом невозможно.

Содержание учебной программы

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.

В ожидании Рождества — самого красивого события зимы

Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире.  Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.

Праздники-радости

Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.

Пасха: цвета и звуки весны

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

9

2.

В ожидании Рождества — самого красивого события зимы

7

3.

Праздники-радости

10

4.

Пасха: цвета и звуки весны

8

Всего:

34

Из них контрольных работ

4

Средства и формы контроля

Устный опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ, тестирования при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по   изученной теме.

      Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение стихотворения, высказывание своего мнения, характеристика поступков героев, сравнение их со своими поступками.

        Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль по проверке   проводится в виде контрольных работ тестового характера.

№ урока

Организация контроля

8

Контрольная работа №1 по теме: «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».

15

Контрольная работа №2 по теме:  «В ожидании Рождества- самого красивого события зимы»

25

Контрольная работа №3 по теме: «Праздники-радости»

33

Контрольная работа №3 по теме:  «Пасха: цвета и звуки весны»

Контрольные материалы.

Урок № 8. Контрольная работа №1 по теме: «Красота божиего мира».

1 вариант.

Как называется наша Родина? ________________________________________

Почему мы называем Россию Отечеством?______________________________

________________________________________________________________________

Продолжи предложения:

Красивые дома созданы трудом людей - _______________________________

Картины рисуют ___________________________________________________

Что называется красотой нерукотворной?______________________________

________________________________________________________________________

Слова: свет, небо, море, земля, растения, звезды, луна, солнце, рыбы, птицы – расположи в последовательности сотворения Богом мира.

___________________________________________________________________________

Что такое ХРАМ?______________________________________________________

___________________________________________________________________________

За какое время Бог сотворил мир?________________________________________

Какие правила для жизни получили от Бога Адам и Ева?_____________________

___________________________________________________________________________

Какого человека называют добрым?______________________________________

вариант.

Как называется наша Родина? ________________________________________

Почему мы называем Россию матерью?_________________________________

___________________________________________________________________________

Продолжи предложения:

 Музыку сочиняют ________________________________________________

Стихи сочиняют _________________________________________________

Что называется красотой рукотворной?___________________________________

__________________________________________________________________________

Слова: свет, небо, море, земля, растения, звезды, луна, солнце, рыбы, птицы – расположи в последовательности сотворения Богом мира.

___________________________________________________________________________

Что такое молитва?____________________________________________________

__________________________________________________________________________

За какое время Бог сотворил мир?________________________________________

Как называется книга, в которой рассказано о сотворении мира?______________

__________________________________________________________________________

Как называется ангел, хранящий человека?________________________________

Урок № 15. Контрольная работа №2 по теме:«В ожидании Рождества»

1 вариант.

Почему Бог прогнал Адама и Еву из рая?_________________________________

______________________________________________________________________

Кто такие Каин и Авель?______________________________________________

Какой был Каин?____________________________________________________

Почему Каин убил Авеля?_____________________________________________

____________________________________________________________________

Назови, какими добрыми делами славен человек?_________________________

_______________________________________________________________________

За что Бог наказал людей?_____________________________________________

Что означает это слово: (заполни пропуски)

Благовест – звон к _ _ _ кол _ в   храма  в праздничный день.

Кто такой священник? ________________________________________________

Подчеркни одной линией, что хорошо в поведении детей?

Послушание. Непослушание. Сочувствие. Помощь. Насмешка.

вариант.

Почему Бог прогнал Адама и Еву из рая?_________________________________

______________________________________________________________________

 Кто такие Каин и Авель?______________________________________________

Какой был Авель?____________________________________________________

Что тебе нравится в Авеле и не нравится в Каине?__________________________

_______________________________________________________________________

Назови, какие злые поступки (грехи) не должен делать человек?_____________

______________________________________________________________________

За что Бог наказал людей?_____________________________________________

Что означает это слово: (заполни пропуски)

Величать – п_ _ слав _ _ ть

Кто такие певчие?____________________________________________________

Подчеркни двумя линиями то, что плохо в поведении детей?

Послушание. Непослушание. Сочувствие. Помощь. Насмешка.

         Урок № 25. Контрольная работа №3 по теме: «Праздники-радости»

1 вариант.

Какие праздники мы отмечаем зимой?____________________________________

Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа?_______________________

_______________________________________________________________________

От чего  Христос  пришел спасти людей?__________________________________

_______________________________________________________________________

Напиши, что означают слова:

Риза – _________________________________________________________________

Колядовать – __________________________________________________________

Христославы – _________________________________________________________

Что происходило в праздник Крещения Господня? ______________________

Продолжи предложения:

 Крестный ход - _________________________________________________________

Православная вера - ____________________________________________________

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

Почему праздник называется Днем защитника Отечества?___________________

_______________________________________________________________________

Что означает праздник Масленицы?____________________________________

Как называется время, следующее за праздником Масленицы?____________

2вариант.

Какие праздники мы отмечаем зимой?____________________________________

Чему посвящен праздник Рождества?_____________________________________

Почему христиане называют Христа Спасителем?__________________________

Как называется приготовление к празднованию Рождества Христова?__________

Напиши, что означают слова:

Всенощная – ___________________________________________________________

Лампада – _____________________________________________________________

Святки – ______________________________________________________________

Для чего люди крестились?____________________________________________

Продолжи предложения:

 Крестный ход - _________________________________________________________

Монах - ________________________________________________________________

Подчеркни слова, которые не могут принадлежать защитнику Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

Как называется последний день Масленицы?____________________________

Что такое пост?_______________________________________________________

Урок № 33. Контрольная работа №3 по теме: «Пасха: цвета и звуки весны»

1 вариант

Что означают слова:

Благодать - ____________________________________________________________

Благовестить - _________________________________________________________

Трезвон - ______________________________________________________________

Игумен – ______________________________________________________________

Где распяли Иисуса Христа? __________________________________________

Что такое плащаница?________________________________________________

Как одним словом можно назвать всех предков?_________________________

Кто создал церковно-славянскую азбуку?_______________________________

Вставь пропущенные слова:«святые _______________ и Мефодий»,

«святой князь Димитрий _____________»

Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?______________

_______________________________________________________________________

2вариант

Что означают слова:

       Благовещение – ________________________________________________________

             Благоволить - __________________________________________________________

Звонарь - ______________________________________________________________

Монастырь - __________________________________________________________

Где похоронили Иисуса Христа?_______________________________________

Что такое Радоница? __________________________________________________

_______________________________________________________________________

Как одним словом называют отца, мать и их детей?_____________________

Кто такие Кирилл и Мефодий? ________________________________________

Вставь пропущенные слова: «собор Василия ____________________»,

«Святой преподобный Сергий _______________»

Объясни, что означает слово «Богоявление»?_________________________

Материально-техническое обеспечение

Список иллюстраций

I четверть

Общая тема: "Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем"

Урок 1. Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

 И.И. Шишкин. Рожь (фрагмент) .  
А.А. Дейнека. Раздолье
А.А. Дейнека. Будущие летчики
К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня
А.А. Пластов. Сенокос (фрагмент)
Бартоломео Бимби. Подсолнух
Бартоломео Бимби. Виноград
Бартоломео Бимби. Цитрусовые
Бартоломео Бимби. Ягоды
Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж

Уроки 2—3. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная

 И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу
Н. Пиросманишвили. Белая медведица с медвежатами
Н. Пиросманишвили. Косули на водопое
Н. Пиросманишвили. Олень
Неизвестный художник. Тигр и жирафы
А. Дюрер. Заяц
А.А. Рылов. В голубом просторе (фрагмент)
Пьетро Пери Скаччати. Обезьяна, сойка, аист, попугай
И.К. Айвазовский. Морской берег. Прощание
И.К. Айвазовский. Вид Одессы в лунную ночь
Собор Покрова Божией Матери на Рву (храм Василия Блаженного). Москва. XVI век
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Перли. Боголюбово. XII век

Урок 4. Бог — Творец красивого мира

 И.И. Левитан. Золотая осень
Сотворение мира (Бытие I, 1 —19). Фреска. Ярославль
Мир Божий. Фотография

Урок 5. Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие

 Сотворение человека (Бытие II, 15—18). Фреска. Ярославль
Создание жены (Бытие II, 21—25). Фреска. Ярославль

Урок 6. Правила жизни, данные Богом в Раю

 Пахарь. Фреска (фрагмент). Ярославль
Древо познания (Бытие П, 15—18; Ш, 1—7). Фреска. Ярославль

Урок 7. Как изобразить доброго и красивого человека?

 К.С. Петров-Водкин. Петроград 1918 года
Преподобный Серафим Саровский. Икона
И.П. Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме
В.А. Тропинин. Кружевница
. Л.П. Боровиковский. Архангел Гавриил (фрагмент картины "Благовещение")

II ЧЕТВЕРТЬ

ОБЩАЯ ТЕМА: "В ОЖИДАНИИ РОЖДЕСТВА — САМОГО КРАСИВОГО СОБЫТИЯ ЗИМЫ"

Урок 1. Как Адам и Ева ушли из Рая

  Изгнание из Рая (Бытие III, 14—24). Фреска. Ярославль

Урок 2. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира

 В.М. Васнецов. Аленушка
И.К. Айвазовский. Море ночью
А.И. Куинджи. На острове Валааме (фрагмент)
Ф.А. Васильев. Перед дождем
К.Е. Маковский. Дети, бегущие от грозы

Урок 3. Добрые и злые люди

 Авель (Бытие IV, 1—2). Фреска. Ярославль
Каин убивает Авеля (Бытие IV, 3—8). Фреска. Ярославль

Урок 4. За что Бог наказал людей

 Потоп (Бытие VII, 10—15)
И.К. Айвазовский. Бурное море
И.К. Айвазовский. Девятый вал
Богоматерь Умиление. Икона
Благовещение. Икона
Ф.П. Решетников. Прибыл на каникулы

III четверть общая тема: "Праздники-радости"

Уроки 1—2. Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово

 Вифлеем. Базилика Рождества
Рождество Христово. Икона
Богоматерь Тихвинская. Икона. XIX век
В.М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
В.М. Васнецов. Богоматерь. Эскиз для мозаики русской православной церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте
В.И. Отмар. Поклонение волхвов. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Урок 3. Зимние радости. Святки

 В.И. Суриков. Взятие снежного городка (фрагменты)

Урок 4. Праздник Крещения

 Крещение. Икона
И. Тупылев. Крестины
В.В. Беляев. Благословение детей. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Урок 5. Праздники  в  нашем доме:  день  рождения, день Ангела

 Ангел Златые власы. Икона. Конец XII века
М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею
М.В. Нестеров. Юность преподобного Сергия Радонежского

Уроки 5—6. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария

 Неизвестный художник (И.Я. Вишняков и мастера Живописной канцелярии). Рождество Божией Матери

Урок 6. День защитника Отечества

 В.М. Васнецов. Три богатыря
Святой благоверный князь Александр Невский. Икона
П.Д. Корин. Александр Невский. Средняя часть триптиха

Урок 7. Масленица. Прощеное воскресенье

 Б.М. Кустодиев. Масленица (фрагмент)

Уроки 8—9. Как люди предали Христа. Покаяние

 Симон Ушаков.Тайная вечеря. Икона
Распятие. Икона
В.М. Васнецов. Распятие. Оригинал мозаики для храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
Богоматерь Владимирская. Икона (цветное изображение)
Богоматерь Владимирская. Икона (черно-белое изображение)

IV четверть общая тема: "Пасха: цвета и звуки весны"

Урок 1. Праздник Благовещения

 И.И. Левитан. Март
А.К. Саврасов. Грачи прилетели
А.Г. Венецианов. На пашне. Весна
Благовещение. Икона

Урок 2. Как мы готовимся к празднованию Пасхи

 В.М.  Васнецов.  Плащаница.  Оригинал Плащаницы Владимирского собора в Киеве

Урок 3. Какого цвета Пасха?

 Ангел на гробе. Складень (фрагмент)
Воскресение Христово. Складень
Сошествие во ад. Икона
М.В. Нестеров. Сошествие Христа во ад. Эскиз для иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
Вознесение. Икона
Б.М. Кустодиев. Христосование

Урок 4. Праздник Дня Победы

 Преподобный Сергий Радонежский (фрагмент покрова). XV век
И.С. Глазунов. Князь Димитрий Донской
И.С. Глазунов. Куликово поле (фрагменты)
А.П. Бубнов. Утро на Куликовом поле
Великомученик Георгий Победоносец

Урок 5. Родословие моей семьи

 Родословие Иисуса Христа. Икона
А.Е. Егоров. Отдых на пути в Египет
С.В. Иванов. Семья
А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке
С. Славянский. Семейная картина
А.А. Пластов. Сенокос (фрагмент)

Урок 6. Мои обязанности

 Андрей Рублев. Спас. Икона
Богоматерь Умиление Белозерская. Икона
Евангелие. 1751 год
А.Г. Венецианов. Жнецы
Ф.П. Решетников. Опять двойка
Страница из "Слова похвального на зачатие святого Иоанна Предтечи". XVI век

Музыкальное сопровождение к урокам православной культуры в 1 классе  

I четверть

"Красота Божиего мира: "Наблюдаем, слушаем, изображаем"

Урок 1. Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

Вход в класс (на каждом уроке)

 М.П. Мусоргский. Цикл "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка" (жанр марша)

 С.В. Рахманинов. Прелюдия оп. 23, ре мажор (фрагмент)

 Русская народная песня "Во поле береза стояла"

 П.И. Чайковский. Четвертая симфония, финал (фрагмент "Во поле береза стояла")

Уроки 2—3. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная 

 М.П. Мусоргский. Цикл "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка" (фрагмент)

 Звуки природы: Птицы (лес). Кукушка. Курица. Буря (ветер) и гром. Лягушка

Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка", Танец птиц, фрагмент

 М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила", адажио из 3-го действия

Урок 4. Бог — Творец красивого мира

 П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть (фрагмент)

 Д. Бортнянский. "Сей день, его же сотворил Господь" (фрагмент из Хорового концерта № 9)

Урок 5. Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие

 П.И.Чайковский. "Верую" (Литургия Иоанна Златоуста)

 С. Зубачевский. "Хвали, душе моя, Господа"

 П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик"

Урок 6. Правила жизни, данные Богом в Раю

 Н. Кедров. "Отче наш"

 А.К. Лядов. Полонез

 П.И. Чайковский. Пятая симфония, 2-я часть, анданте кантабиле

Урок 7. Как изобразить доброго и красивого человека?

 М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка"

 С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром, 2-я часть

 С.С. Прокофьев. Токката, оп. 11

II четверть 

"В ожидании Рождества - самого красивого собития зимы"

Урок 1. Как Адам и Ева ушли из Рая

 М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка"

 Г.В. Свиридов. Романс

 Седе Адам. Валаамский распев

Урок 2. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира

 П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня" из цикла "Времена года"

 А.К. Лядов. "Музыкальная шкатулка"

"Ныне силы небесные", древний распев (гармонизация Г. Львовского)

Урок 3. Добрые и злые люди

 П.И. Чайковский. Четвертая симфония, 2-я часть

 С.В. Рахманинов. Вокализ

Урок 4. За что Бог наказал людей

 М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"

 А.Н. Скрябин. Этюд

 П.И. Чайковский. "Господи, помилуй!" (из Литургии Иоанна Златоуста)

Уроки 5—6. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария

 Благовест

 "Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица"

 П.И. Чайковский. "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года"

 П.И. Чайковский. Увертюра к балету "Щелкунчик"

III четверть  "Праздники - радости" 

Уроки 1—2.Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово 

 С.В. Рахманинов. "Слава Богу в вышних" ("Шестопсалмие", "Всенощное бдение"), фрагмент

 "Рождество Твое", рождественские песнопения

 Д. Бортнянский. "Слава в вышних Богу"; Хоровой концерт № 6, фрагмент

 Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Ночь перед Рождеством", фрагмент

Урок 3. Зимние радости. Святки

 П.И.Чайковский. "Декабрь. Святки" из цикла "Времена года"

Урок 4. Праздник Крещения

 П.И. Чайковский. "Январь. У камелька" из цикла "Времена года"

 П. Чесноков. "Слава... Единородный Сыне"

Урок  5.   Праздники  в  нашем доме:  день  рождения, день Ангела 

 "Иже добродетелей подвижник", тропарь преподобному Сергию

 Д. Бортнянский. "Господь, просвещение мое"; Хоровой концерт № 26, фрагмент

Урок 6. День защитника Отечества

 А.П. Бородин. Вторая симфония — "Богатырская", 1-я часть, фрагмент

.С.С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский", фрагменты "Битва на Чудском озере" хор "Вставайте, люди русские, на смертный бой", "На Руси родной на Руси большой не бывать врагу»

Урок 7. Масленица. Прощеное воскресенье 

 П.И. Чайковский. "Февраль. Масленица" из цикла "Времена года"

 Г.В. Свиридов. "Тройка", "Зимняя дорога"

 С.В. Рахманинов. "Колокола", поэма для симфонического оркестра, хора и солистов, 1-я часть: "Слышишь, сани мчатся в ряд", фрагмент

Уроки 8—9. Как люди предали Христа. Покаяние

 П.И. Ч айковский. Шестая симфония — "Патетическая", 4-я часть

 А. Львов. "Уне тебе бяше, Иудо"

 А. Львов. "Вечери Твоея"

 Ф. Иванов. "Не рыдай мене, мати"

IV четверть "Пасха: цвета и звуки весны"

Урок 1. Праздник Благовещения

 С.В. Рахманинов. "Весенние воды"

 П.И.Чайковский. "Апрель. Песня жаворонка" из цикла "Времена года"

 С.В. Рахманинов. "Богородице Дево, радуйся" ("Всенощное бдение")

Урок 2. Как мы готовимся к празднованию Пасхи 

 Н. Озеров. Кондак Акафиста Страстям Христовым

Урок 3. Какого цвета Пасха?

 Красный Лаврский перезвон

 "Христос воскресе" (гармонизация П. Турчанинова)

 П.И. Чайковский. Пятая симфония, финал

Урок 4. Праздник Дня Победы

 М.И. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"

 П.И. Чайковский. Шестая симфония, финал

 "Земле русская", стихиры русским святым

Урок 5. Родословие моей семьи

 П.И. Чайковский. Марш солдатиков из балета "Щелкунчик "

Урок 6. Мои обязанности 

 П.И. Чайковский. "Верую" (Литургия Иоанна Златоуста)

 П.И.Чайковский. "Март. Подснежник" из цикла "Времена года"

 М.П. Мусоргский. "Богатырские ворота" из цикла "Картинки с выставки"

Литература

1. Шевченко Л.Л.  Православная культура (духовно-нравственная культура). 1 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6 изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. /Л.Л. Шевченко.-2003-2007.- 180 с.

2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.

3. ШевченкоЛ.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 1 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 3 издания. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций/Л.Л. Шевченко Отечества.-2003-2007.-177 с.

4. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.
5. П. Воздвиженская. Моя первая Священная История, Минск, Юнацтва, 1993.

6. Л. Толстой. Учение Христа, изложенное для детей, Минск, Юнацтва, 1993.

Тематическое планирование  уроков православной культуры

2 класс

№ п/п

Тема урока

Часы учебного времени

Характеристика основной деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

По плану

Фактически

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

1

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

1

Слушание, наблюдение, рисование, творческая работа: Сочинение сказки «Что я вижу?».  Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

2

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная.

1

Слушание музыки и стихотворений, наблюдение, анализ и сравнение, творческая работа. Чтение, сочинение, рисование на тему «Грустный дождик»

3

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная.

1

Слушание музыки и стихотворений, наблюдение, анализ и сравнение, творческая работа. Чтение, сочинение, рисование на тему «Грустный дождик»

4

Бог — Творец красивого мира.

1

Наблюдение, обсуждение, слушание, творческая коллективная работа «Красивый мир цветов и бабочек»

5

Сотворение человека.

1

Слушание музыки и рассказа учителя, творческая работа «Самый красивый дом»

6

Правила жизни, данные людям Богом в раю

1

Наблюдение, рассуждение, выводы,  коллективная творческая работа. Аппликация «Рай».  Уточнение и обобщение жизненных наблюдений.

7

Как изобразить красивого и доброго человека

1

Слушание музыки и рассказа учителя, обсуждение, рисование: «Доброе и злое в цвете».  Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

8

Контрольная работа №1 по теме: «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».

1

Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе.

9

Как люди покинули рай

1

Слушание музыки и рассказа учителя, обсуждение на тему: «Мои поступки. Раскаяние и прощение»; рисование по выбору темы:  «Печаль», «Злые», «Послушные»

В ожидании Рождества - самого красивого события зимы

10

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

1

Рисование, разгадывание загадок по иллюстрациям, слушание музыки с анализом характера и сопоставление с образным содержанием иллюстраций. Построение взаимосвязи «Скромность - послушание – радость» и «Непослушание – печаль»

11

Добрые и злые люди

1

Наблюдение, обсуждение, слушание, творческая  работа: Рисование на тему: «Добрые – злые».  Уточнение и обобщение жизненных наблюдений.

12

За что Бог  наказал людей.

1

Обсуждение-повторение, слушание музыки и рассказа учителя. Творческая  работа: Рисование радуги и ковчега.

13

Как бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария.

1

Чтение, слушание стихов, рассказа, музыки, творческая  работа: 1) Рисуем зимний пейзаж.

14

Как бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария.

1

Чтение, слушание стихов, рассказа, музыки. Творческие  работы: 1) Рисуем зимний пейзаж. 2) Вырезаем снежинки.

15

Контрольная работа №2 по теме:  «В ожидании Рождества- самого красивого события зимы»

1

Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе.

16

В ожидании Рождества - самого красивого события зимы

1

Слушание, коллективный творческий рассказ, выводы, творческая  работа: Сочинение рождественских колядок, стихов.

Праздники- радости

17

Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово.

Слушание, коллективный творческий рассказ, выводы, творческая  работа: Сочинение рождественских колядок, стихов

18

Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово.

Слушание, коллективный творческий рассказ, выводы, творческая  работа: Сочинение рождественских колядок, стихов

19

Зимние радости. Святки.

1

Обсуждаем - вспоминаем зимние праздники,  построение взаимосвязи «Любовь – благоволение – мир – красота – благодарение»

20

Праздник Крещения

1

Слушание музыки и рассказа учителя, творческая  работа: Рисуем «Крещенский мороз».  Уточнение и обобщение жизненных наблюдений.

21

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.

1

Слушание, чтение, анализ, размышление, творческая  работа: Объёмная аппликация «Ангел»

22

Праздник дня защитника Отечества

1

Чтение, слушание, рассматривание иллюстраций, составление рассказов.  Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

23

Масленица. Прощеное воскресенье.

1

Слушание, чтение, анализ, размышление, творческая коллективная  работа: Игрушка «Масленица»

24

Как люди предали Христа. Покаяние.

1

Слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций.  Уточнение и обобщение жизненных наблюдений.

25

Контрольная работа №3 по теме: «Праздники-радости»

1

Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе.

26

Как люди предали Христа. Покаяние

1

Обобщение, завершение коллективной творческой  работы «День Ангела»

Пасха: цвета и звуки весны

27

Праздник Благовещения.

1

Слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций, творческая  работа: Объёмная аппликация «Птичка»

28

Как мы готовимся к празднованию Пасхи. Экскурсия в храм.

1

Чтение, слушание рассказа учителя и музыки, творческая коллективная  работа: Панно «Птицы прилетели».  Повторение правил поведения во время экскурсии.

29

Как мы готовимся к празднованию Пасхи.

1

Чтение, слушание рассказа учителя и музыки, творческая коллективная  работа: Панно «Птицы прилетели»

30

Какого цвета Пасха?

1

Чтение, рисование, слушание, творческая  работа: «Пасхальное яйцо».  Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

31

Праздник Дня Победы. Экскурсия в музей.

1

Чтение, слушание стихов, рассказа, музыки, построение взаимосвязи «красиво – память».  Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.  Повторение правил поведения во время экскурсии.

32

Родословие моей семьи.

Наблюдение, рассуждение, выводы, проектная  работа: «Родословное дерево моей  семьи»

33

Контрольная работа №3 по теме:  «Пасха: цвета и звуки весны»

Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе.

34

Мои обязанности

Слушание, чтение, анализ, размышление, выводы. Обобщение, подведение итогов.   Коллективная  творческая  работа «Сад родословных деревьев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по православной культуре для 3 класса

рабочая программв расчитана на второй год обучения (3 класс)...

Рабочая программа по православной культуре

Рабочая программы по учебному предмету "Православная культура"- 2 класс...

Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс.

Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс. (Пояснительная записка, требования к полученным результатам, тематическое планирование)....

Рабочая программа по православной культуре 2 класс (ФГОС)

       Рабочая программа курса «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко. Данная программа соответствует образовательным стандартам нача...

рабочая программа Основы православной культуры

программа по основам православной культуры в начальных классах...

Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура"...

Рабочая программа "Основы православной культуры" для 4 класса

ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" для 4 класса...