Рабочая программа по православной культуре
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программы по учебному предмету "Православная культура"- 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2klass.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель м/о учителей русского языка и литературы ___________И.Т.Сорокина Протокол №5 от «16»июня 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Майская гимназия» ________В.В Ульянцева «27» июня 2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Майская гимназия» _________А.Н. Манохин Приказ №153 от «31» августа 2011 г. |
Рабочая программа
Шкарупа Елены Викторовны
(первая квалификационная категория)
по учебному предмету
«Православная культура»
2 «б», «в», «г» класс
(базовый уровень)
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
В современных условиях возрождения и развития традиций российской национальной культуры, сохранение и изучение духовного наследия русского народа приобретает особую актуальность. Изучение православной культуры в системе образования Белгородской области обусловлено настоятельной потребностью современного российского общества в модернизации образования, совершенствовании его содержания, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области осуществляется на основе Закона Белгородской области от 03.07.2006 г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».
Рабочая программа по православной культуре для 1 года обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году.
Рабочая программа составлена с учетом рекомендаций инструктивно-методического письма Департамента культуры и молодежной политики Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году».
Цель: формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер.
В соответствии с целью разработа ны задачи всех четвертей учебного года:
- актуализация знаний в области православной культурной традиции для современ ных школьников;
- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в исто рико-культурном контексте;
- приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе об разцов православной культуры;
- формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики.
В авторскую программу внесены изменения по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы с 30 – 32 часов в год на 34часа.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы:
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
На изучение предмета «Православная культура» во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часов, 4 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие в себя - творческие работы, тестирование и т.д. 1 четверть - коллективная творческая работа «Наш красивый мир»; 2 четверть - творческие работы по теме: «Рождество самое красивое событие зимы» ; 3 четверть - тестирование по теме: «Праздники-радости»; 4 четверть - защита проектов «Родословие моей семьи»; итоговую контрольную работу «Мы и мир божий вокруг нас». Программа включает 1час на проведение контрольной работы, 1 час – на проведение тестирования, 2 часа на проведение экскурсий, 1 час на защиту проектов.
Основной формой организации учебного процесса является урок: урок сообщение нового, комбинированный урок, урок-обобщение, а также экскурсия и защита проектных работ. Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (Наглядное пособие «Иллюстрации») и музыкальное сопровождение уроков (Музыкальное пособие «Звуковая палитра»).
Преобладающими формами текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся являются творческие работы, собеседование, тестирование, анализ продуктов деятельности (мини-сочинения, рисунки и т.д.), контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету».
В результате изучения предмета «Православная культура» в рамках 1 года обучения учащиеся должны:
знать/понимать
- первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира;
- базовые понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);
- краткую историю и традиции главных православных праздников;
- православные семейные ценности; свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры.
уметь
- вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;
- видеть красоту мира;
- давать нравственную оценку поступкам людей;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
Общая тема: «Мы и мир Божий вокруг нас»
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 четверть «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем». | 8 | ||||
1. | Красота в окружающем мире. | 1 | |||
2-3. | Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и неру котворная. | 2 | |||
4 | Бог — Творец красивого мира. | 1 | |||
5. | Сотворение человека. | 1 | |||
6. | Правила жизни, данные людям. | 1 | |||
7. | Как изобразить доброе и красивое? | 1 | |||
8. | Повторение по теме: «Красота Божиего мира». Коллективная творческая работа «Наш красивый мир». | 1 | |||
2 четверть «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» | 7 | ||||
1. | Как люди покинули Рай. | 1 | |||
2. | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | 1 | |||
3. | Добрые и злые люди. | 1 | |||
4. | За что Бог наказал людей. | 1 | |||
5- 6. | Как Бог простил людей. В ожидании праздника. | 2 | |||
7. | Повторение по теме: «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы». Творческие работы на тему: «Рождество –самое красивое событие зимы». | 1 | |||
3 четверть «Праздники–радости» | 10 | ||||
1-2. | Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово. | 2 | |||
3. | Зимние радости. Святки. | 1 | |||
4. | Праздник Крещения. | 1 | |||
5. | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | 1 | |||
6. | Праздник дня защитника Отечества. | 1 | |||
7. | Масленица. Прощеное воскресенье. | 1 | |||
8-9. | Как люди предали Христа. Покаяние. | 2 | |||
10. | Тестирование по теме: «Праздники радости» | 1 | |||
4 четверть «Пасха: цвета и звуки весны» | 9 ч. | ||||
1. | Праздник Благовещения. | 1 | |||
2-3. | Как мы готовимся к празднованию Пасхи. Экскурсия в храм. | 2 | |||
4. | Какого цвета Пасха? | 1 | |||
5-6. | Праздник Дня Победы. Экскурсия в музей. | 2 | |||
7. | Родословие моей семьи. Проектная работа | 1 | |||
8. | Мои обязанности. | 1 | |||
9. | Итоговая контрольная работа по теме: «Пасха: цвета и звуки весны» | 1 | |||
Всего | 34 |
Содержание программы 1 года обучения
Общая тема: «Мы и мир Божий вокруг нас».
Темы четвертей:
1 четверть - Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красо та в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски кра сивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - люби мое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Прави ла жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звуча нии. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
2 четверть: В ожидании Рождества — самого красивого события зимы.
Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Нака зание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родите лей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окру жающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состо яния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благоче стивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли чело век побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования пе чали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Пес нопения и величания.
3 четверть: Праздники-радости. Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рож дество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как хри стиане понимали праздники? Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Ди митрий Донской.
4 четверть: Пасха: цвета и звуки весны.
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Побе ды. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою по ложивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победо носец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная ответ ственность. За что могу отвечать я?
Формы и средства контроля
Результатами изучения православной культуры школьниками являются:
- критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),
-критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и
- критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.
Формы контроля могут быть вариативными, включая
- анкетирование,
- тестирование,
- анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
Дополнительная литература
- Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).
- Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.
- Ионина Н.А. Православные святыни. Изд.РООССА. 2010.
- Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
- Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
- Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий.-М.? Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура : Методическое пособие для учителя: 1-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.
- Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).
- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.
- http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность
непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы
окружающего мира.
1 четверть
Коллективная творческая работа «Наш красивый мир».
Дети делятся на шесть творческих групп. Каждая группа рассказывает об одном дне сотворения Богом мира. демонстрация выставка – панно 2наш красивый мир».
2 четверть
Творческие работы по теме: «Рождество самое красивое событие зимы».
3 четверть
Тестирование по теме: «Праздники-радости».
- Какого числа празднуется Рождество Христово?
А) 19 января
Б) 7 января
- Чему посвящен праздник Рождества?
А) Рождению Спасителя
Б) Рождению Богородицы
- Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа?
А) Солнце
Б) Вифлеемская звезда
- Кто такие волхвы?
А) Путешественники
Б) Умные, богатые люди
- Назови день празднования Крещения?
А) 19 января
Б) 21 сентября
- Кто крестил людей?
А) Иоанн Креститель
Б) Моисей
- Когда отмечается день защитника Отечества?
А) 1 января
Б) 23 февраля
- За что надо просить прощение в прощеное воскресение?
А) За причиненные обиды
Б) За любовь
4 четверть
Защита проектов «Родословие моей семьи»
Проектная работа по теме: «Родословие моей семьи».
Нарисуй родословное древо своей семьи и расположи на веточках имена всех известных тебе родственников (в синих клеточках – родственников со стороны отца, в красных – со стороны матери).
Я и мои братья и сёстры. Папа. Мама.
Папина линия: дедушка; бабушка; прадедушка (папа дедушки); прабабушка (мама дедушки); прадедушка (папа бабушки); прабабушка (мама бабушки);
Мамина линия: дедушка; бабушка; прадедушка (папа дедушки); прабабушка (мама дедушки); прадедушка (папа бабушки); прабабушка (мама бабушки);
Итоговая контрольная работа за 1 годобучения.
Закончи предложение: «Православная культура – это …».
Что Бог поручил в раю Адаму и Еве?
За что должны были отвечать Адам и Ева?
Какие правила Бог дал людям для жизни?
Остался ли Адам жить в раю?
Кто такие Каин и Авель?
За что Бог сохранил Ноя и его семью?
Какое обещание Бог дал людям?
Для чего пришёл в мир Иисус Христос?
Кто подсказывает человеку, как надо поступить правильно?
Кто оберегает человека от зла?
Подчеркни слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать – гулять – слушать – слышать – исполнять.
Вставь пропущенные слова: «храм Покрова на …», «собор Василия…», «Святые равноапостальные … и Мефодий», «Святой благоверный князь Димитрий …», «Святой преподобный Сергий …».
Закончи предложение: «В начале сотворил Бог …».
Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?
Что означает слово «Богоявление»?
Какой самый главный и красивый христианский праздник?
Когда, кем и по какому поводу были сказаны слова: «Богородица Дева, радуйся!»?
Допиши предложения:
«Человека называют добрым, когда …»;
«Семья – это …»;
«К праздникам Православной Церкви относятся: Рождество Христово, …»;
«Храм – это …»;
«Книга, в которой рассказано о сотворении мира, называется …»;
«Православная вера – это …».
Объясни слова: «Не в силе Бог, а в правде». Кому они принадлежат?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по православной культуре для 3 класса
рабочая программв расчитана на второй год обучения (3 класс)...
Рабочая программа по православной культуре 2 класс
Рабочая программа по православной культуре 2 класс...
Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс.
Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс. (Пояснительная записка, требования к полученным результатам, тематическое планирование)....
Рабочая программа по православной культуре 2 класс (ФГОС)
Рабочая программа курса «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко. Данная программа соответствует образовательным стандартам нача...
рабочая программа Основы православной культуры
программа по основам православной культуры в начальных классах...
Рабочая программа "Основы православной культуры"
Содержит: планируемые результаты,содержание курса,ктп....
Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура" 4 класс
Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура"...