Рабочая программа по православной культуре
рабочая программа (2 класс) по теме

Рабочая программы по учебному предмету "Православная культура"- 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2klass.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель м/о учителей русского языка и литературы

___________И.Т.Сорокина

Протокол    №5

от «16»июня 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

МОУ «Майская гимназия»

________В.В Ульянцева

«27» июня 2011 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Майская гимназия»  _________А.Н. Манохин

   Приказ        №153

от   «31» августа  2011 г.

Рабочая программа

Шкарупа Елены Викторовны

(первая  квалификационная категория)

по учебному предмету

«Православная культура»

2 «б», «в», «г»   класс

(базовый уровень)

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

В современных условиях возрождения и развития традиций российской национальной культуры, сохранение и изучение духовного наследия русского народа приобретает особую актуальность. Изучение православной культуры в системе образования Белгородской области обусловлено настоятельной потребностью современного российского общества в модернизации образования, совершенствовании его содержания, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных  учреждениях Белгородской области осуществляется на основе Закона Белгородской области  от 03.07.2006 г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».

Рабочая программа по православной культуре для  1 года обучения школьников разработана на основе концепции и  программы учебного предмета  «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году.

Рабочая программа составлена с учетом рекомендаций инструктивно-методического письма Департамента культуры и молодежной политики Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012  учебном году».

Цель: формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер.

   В соответствии с целью разработа ны задачи всех четвертей учебного года:

  1. актуализация знаний в области православной культурной традиции для современ ных школьников;
  2. развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в исто рико-культурном контексте;
  3. приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе об разцов православной культуры;
  4. формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики.

В  авторскую программу  внесены  изменения  по количеству  часов, отводимых на изучение  элементов содержания программы с 30 – 32 часов в год на 34часа.

             Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы:

  1. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год  обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год  обучения: Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
  3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»:  1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.
  4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

На изучение предмета «Православная культура»  во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часов, 4 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие в себя - творческие работы, тестирование и т.д. 1 четверть - коллективная творческая работа  «Наш красивый мир»; 2  четверть - творческие  работы по теме:  «Рождество самое красивое событие зимы» ; 3 четверть - тестирование по теме:  «Праздники-радости»;  4 четверть - защита проектов «Родословие моей семьи»; итоговую контрольную работу «Мы и мир божий вокруг нас». Программа включает 1час на проведение контрольной работы, 1 час – на проведение тестирования, 2 часа на проведение экскурсий, 1 час на защиту проектов.

     Основной формой организации учебного процесса является урок: урок сообщение нового, комбинированный урок, урок-обобщение, а также экскурсия и защита проектных работ. Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков  являются  иллюстрации к урокам (Наглядное пособие «Иллюстрации») и музыкальное  сопровождение уроков (Музыкальное пособие «Звуковая палитра»).

    Преобладающими формами текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся являются творческие работы, собеседование, тестирование, анализ продуктов деятельности (мини-сочинения, рисунки и т.д.), контрольная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся

           Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету».

        В результате изучения предмета «Православная культура» в рамках 1 года обучения учащиеся должны:

знать/понимать

  1. первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира;
  2. базовые понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);
  3. краткую историю и традиции главных православных праздников;
  4. православные семейные ценности; свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры.

уметь

  1. вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;
  2. видеть красоту мира;
  3. давать нравственную оценку поступкам людей;
  4. использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для  расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы,  искусства.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.


 Календарно-тематическое планирование (2 класс)

        Общая тема: «Мы и мир Божий вокруг нас»

п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Дата проведения

Примечание

план

факт

1 четверть

«Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».

8

1.

 Красота в окружающем мире.

1

2-3.

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и неру котворная.

2

4

Бог — Творец красивого мира.

1

5.

Сотворение человека.

1

6.

Правила жизни, данные людям.

1

7.

Как изобразить доброе и красивое?

1

8.

Повторение по теме: «Красота Божиего мира». Коллективная творческая работа  «Наш красивый мир».

1

2 четверть

 «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» 

7

1.

Как люди покинули Рай.

1

2.

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

1

3.

Добрые и злые люди.

1

4.

За что Бог  наказал людей.

1

5- 6.

Как Бог простил людей. В ожидании праздника.

2

7.

Повторение по теме: «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы». Творческие работы на тему: «Рождество –самое красивое событие зимы».

1

3 четверть

 «Праздники–радости» 

10

1-2.

Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово.

2

3.

Зимние радости. Святки.

1

4.

Праздник Крещения.

1

5.

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.

1

6.

Праздник дня защитника Отечества.

1

7.

Масленица. Прощеное воскресенье.

1

8-9.

Как люди предали Христа. Покаяние.

2

10.

Тестирование по теме: «Праздники радости»

1

4 четверть

 «Пасха: цвета и звуки весны»

9 ч.

1.

Праздник Благовещения.

1

2-3.

Как мы готовимся к празднованию Пасхи. Экскурсия в храм.

2

4.

Какого цвета Пасха?

1

5-6.

Праздник Дня Победы. Экскурсия в музей.

2

7.

Родословие моей семьи. Проектная работа

1

8.

Мои обязанности.

1

9.

Итоговая контрольная работа  по теме: «Пасха: цвета и звуки весны»

1

Всего

34

Содержание программы 1 года обучения

Общая тема: «Мы и мир Божий вокруг нас».

Темы четвертей:

1 четверть -  Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красо та в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски кра сивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - люби мое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Прави ла жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звуча нии. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.

2 четверть:   В ожидании Рождества — самого красивого события зимы.

Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Нака зание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родите лей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окру жающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состо яния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благоче стивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли чело век побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования пе чали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Пес нопения и величания.

 3 четверть:  Праздники-радости.     Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рож дество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как хри стиане понимали праздники? Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Ди митрий Донской.

4 четверть:  Пасха: цвета и звуки весны.

     Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Побе ды. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою по ложивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победо носец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная ответ ственность. За что могу отвечать я?

Формы и средства контроля

Результатами  изучения православной культуры школьниками являются:

- критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),

-критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и

 - критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

 Формы контроля могут быть вариативными, включая

- анкетирование,

- тестирование,

- анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и  т. д.).

  Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с.
  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год  обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
  3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год  обучения: Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

Дополнительная литература

  1. Богородица: полная энциклопедия жизни и  чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).
  2. Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.
  3. Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд.РООССА. 2010.
  4. Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007
  5. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
  6. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.  «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
  7. Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий.-М.? Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.
  8. Шевченко, Л.Л. Православная культура  : Методическое пособие для учителя: 1-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
  9. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»:  1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.
  10. Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).
  11. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.
  12. http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Магнитофон, (музыкальный центр) -  даёт возможность    

          непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы  

          окружающего мира.

 1 четверть

Коллективная творческая работа  «Наш красивый мир». 

Дети делятся на шесть творческих групп. Каждая группа рассказывает об одном дне сотворения Богом мира. демонстрация выставка – панно 2наш красивый мир».

2  четверть

Творческие  работы по теме:  «Рождество самое красивое событие зимы».

3 четверть

Тестирование по теме:  «Праздники-радости».

  1.  Какого числа празднуется Рождество Христово?

А) 19 января

Б)  7 января

  1. Чему посвящен праздник Рождества?

          А) Рождению Спасителя

           Б) Рождению Богородицы  

  1. Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа?

          А) Солнце

          Б) Вифлеемская звезда

  1. Кто такие волхвы?

         А) Путешественники

         Б) Умные, богатые люди

  1. Назови день празднования Крещения?

         А) 19 января

         Б) 21 сентября

  1. Кто крестил людей?

         А) Иоанн Креститель

           Б) Моисей

  1. Когда отмечается день защитника Отечества?

          А) 1 января

          Б) 23 февраля

  1. За что надо просить прощение в прощеное воскресение?

     А) За причиненные обиды

         Б) За любовь

4 четверть

Защита проектов «Родословие моей семьи»

Проектная  работа по теме: «Родословие моей семьи».

 Нарисуй родословное древо своей семьи и расположи на веточках имена всех известных тебе родственников (в синих клеточках – родственников со стороны отца, в красных – со стороны матери).

    Я и мои братья и сёстры.    Папа. Мама.

    Папина линия: дедушка; бабушка; прадедушка (папа дедушки); прабабушка (мама дедушки); прадедушка (папа бабушки); прабабушка (мама бабушки);

   Мамина линия:  дедушка; бабушка; прадедушка (папа дедушки); прабабушка (мама дедушки); прадедушка (папа бабушки); прабабушка (мама бабушки);

Итоговая контрольная работа за 1 годобучения.

Закончи предложение: «Православная культура – это …».

Что Бог поручил в раю Адаму и Еве?

За что должны были отвечать Адам и Ева?

Какие правила Бог дал людям для жизни?

Остался ли Адам жить в раю?

Кто такие Каин и Авель?

За что Бог сохранил Ноя и его семью?

Какое обещание Бог дал людям?

Для чего пришёл в мир Иисус Христос?

Кто подсказывает человеку, как надо поступить правильно?

Кто оберегает человека от зла?

Подчеркни слова, с которыми связано слово «послушание»:  своевольничать – гулять – слушать – слышать – исполнять.

Вставь пропущенные слова: «храм Покрова на …», «собор Василия…», «Святые равноапостальные … и Мефодий», «Святой благоверный князь Димитрий …», «Святой преподобный Сергий   …».

Закончи предложение: «В начале сотворил Бог …».

Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?

Что означает слово «Богоявление»?

Какой самый главный и красивый христианский праздник?

Когда, кем и по какому поводу были сказаны слова: «Богородица Дева, радуйся!»?

Допиши предложения:

«Человека называют добрым, когда …»;

«Семья – это …»;

«К праздникам Православной Церкви относятся: Рождество Христово, …»;

«Храм – это …»;

«Книга, в которой рассказано о сотворении мира, называется …»;

«Православная вера – это …».

Объясни слова: «Не в силе Бог, а в правде». Кому они принадлежат?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по православной культуре для 3 класса

рабочая программв расчитана на второй год обучения (3 класс)...

Рабочая программа по православной культуре 2 класс

Рабочая программа по православной культуре 2 класс...

Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс.

Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс. (Пояснительная записка, требования к полученным результатам, тематическое планирование)....

Рабочая программа по православной культуре 2 класс (ФГОС)

       Рабочая программа курса «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко. Данная программа соответствует образовательным стандартам нача...

рабочая программа Основы православной культуры

программа по основам православной культуры в начальных классах...

Рабочая программа "Основы православной культуры"

Содержит: планируемые результаты,содержание курса,ктп....

Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура"...