рабочая программа по православной культуре для 3 класса
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по учебной программе
«Православная культура»
Рабочая программа курса «Православная культура»разработана на основе программы Л.Шевченко в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цели изучения образовательной области
В соответствии с основными целями учебно-воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях изучение православной культуры направлено на достижение следующих основных целей.
В сфере личностной самореализации учащихся:
-приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;
-содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;
-воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;
-содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;
-формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;
-выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;
-удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры;
-реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении;
-создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.
В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:
-приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России;
-интеграция в современную российскую национальную и мировую культуру;
-выработка уважения к законным правам и свободам человека в российском обществе, навыков защиты своих законных прав и свобод;
-развитие понимания взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни, прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе;
-формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;
-содействие воспитанию гражданина, интегрированного в современное российское общество и нацеленного на его совершенствование, ориентированного на развитие институтов гражданского общества в России и утверждение норм правового государства в Российской Федерации.
В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:
-формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;
-интеграция личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование исторического сознания;
-выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;
-воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;
Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).
Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения.
Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Это, прежде всего, принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования.
Требования российского законодательства к содержанию образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на:
"обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства",
должно обеспечивать:
"адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества...” (Закон Российской Федерации “Об образовании”, Статья 14 “Общие требования к содержанию образования”).
Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.
Принципами государственной политики в сфере образования (Закон Российской Федерации “Об образовании, Статья 2 “Принципы государственной политики в области образования”) провозглашены:
“1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений”.
Все эти принципы также не только не препятствуют изучению православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.
Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. В системе задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряд первоочередных.
Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.
Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, выделяется принцип светского характера образования. Изучение православной культуры в рамках настоящего Примерного содержания является светским образованием, типом религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается:
1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;
2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;
3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;
4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры.
Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.
Текущий методический контроль служб учредителя (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания курсов православной культуры должен обеспечивать реализацию их учебно-воспитательного потенциала в интересах всех участников образовательного процесса и качество образования, требуемое настоящим Примерным содержанием.
Изучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях православной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, органов управления образованием с православными религиозными организациями и образовательными учреждениями в области разработки содержания образования, учебно-методического обеспечения для достижения необходимого качества предъявляемых знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию православной культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4КЛАССА
Ученик должен:
Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)
Содержание образования в начальной школе определяется разработчиками учебно-методического обеспечения самостоятельно на основе содержания образования в основной школе. Оно должно включать элементы из всех содержательных линий настоящего Примерного содержания на уровне, доступном младшим школьникам и обусловленном возможностями учебной нагрузки в начальной школе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№п\п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохожд. | Факт. сроки прохожд. | Примечание | |
1 | Красота и радость в жизни людей | 1 | ||||
2 | Буквица славянская. История славянской азбуки | 1 | ||||
3 | Праздники –радости сентября:Рождество Пресвятой Богородицы | 1 | ||||
4 | Православный храм-дом Божий | 1 | ||||
5 | О чём рассказывают иконы | |||||
6 | Радостный мир православной иконы | 1 | ||||
7 | Скорби и торжество в православной иконе | 1 | ||||
8 | Повторение | |||||
9 | Праздники-радости октября:Покров Пресвятой Богородицы | 1 | ||||
10 | Радостные гимны Романа Сладкопевца | 1 | ||||
11 | Какими законами Бог сохранял красоту мира | 1 | ||||
12 | Синайское законадательство | 1 | ||||
13 | История царя Давида. Псалтырь | 1 | ||||
14 | Введение во храм Пресвятой Богородицы | 1 | ||||
15,16 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме | 2 | ||||
17 | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 1 | ||||
18 | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 1 | ||||
19 | Радость встречи. Праздник сретенья Господня в православном Храме | 1 | ||||
20 | Иоанн Креститель. « И многие о рождении его возрадуются» | 1 | ||||
21 | Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель | 1 | ||||
22 | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека | 1 | ||||
23 | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь | 1 | ||||
24 | Радость послушания. Дети и родители | |||||
25 | «Небесное веселье». Христианские мученики | 1 | ||||
26 | Радости православной веры | 1 | ||||
27 | О чём рассказывают создатели православной культуры | 1 | ||||
28 | Благовестие спасения | 1 | ||||
29 | Воля Божия и воля человеческая | 1 | ||||
30 | Радость праведных | 1 | ||||
31 | Праздник праздников.торжество торжеств | 1 | ||||
32 | Защита веры. Святые люди | 1 | ||||
33 | Доброта и милосердие христианина | 1 | ||||
34 | Какойон, христианин? | 1 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по православной культуре
Рабочая программы по учебному предмету "Православная культура"- 2 класс...
Рабочая программа по православной культуре 2 класс
Рабочая программа по православной культуре 2 класс...
Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс.
Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс. (Пояснительная записка, требования к полученным результатам, тематическое планирование)....
Рабочая программа по православной культуре 2 класс (ФГОС)
Рабочая программа курса «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко. Данная программа соответствует образовательным стандартам нача...
рабочая программа Основы православной культуры
программа по основам православной культуры в начальных классах...
Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура" 4 класс
Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура"...
Рабочая программа "Основы православной культуры" для 4 класса
ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" для 4 класса...