рабочая программа по православной культуре для 3 класса
рабочая программа (3 класс) по теме

Рябикова Наталья Николаевна

рабочая программв расчитана на второй год обучения (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pk.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 по учебной программе

«Православная культура»

Рабочая программа курса «Православная культура»разработана на основе программы Л.Шевченко в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.

Программа рассчитана на 34 часа.

         Цели изучения образовательной области

В соответствии с основными целями учебно-воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях изучение православной культуры направлено на достижение следующих основных целей.

В сфере личностной самореализации учащихся:

-приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;

-содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;

-воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

-содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

-формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

-выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;

-удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры;

-реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении;

-создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.

В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:

-приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России;

-интеграция в современную российскую национальную и мировую культуру;

-выработка уважения к законным правам и свободам человека в российском обществе, навыков защиты своих законных прав и свобод;

-развитие понимания взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни, прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе;

-формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;

-содействие воспитанию гражданина, интегрированного в современное российское общество и нацеленного на его совершенствование, ориентированного на развитие институтов гражданского общества в России и утверждение норм правового государства в Российской Федерации.

В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:

-формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

-интеграция личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование исторического сознания;

-выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

-воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;

   Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

     Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения.

     Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Это, прежде всего, принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования.

    Требования российского законодательства к содержанию образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на:

"обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства",

должно обеспечивать:

"адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества...” (Закон Российской Федерации “Об образовании”, Статья 14 “Общие требования к содержанию образования”).

     Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

Принципами государственной политики в сфере образования (Закон Российской Федерации “Об образовании, Статья 2 “Принципы государственной политики в области образования”) провозглашены:

“1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений”.

Все эти принципы также не только не препятствуют изучению православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.

    Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. В системе задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряд первоочередных.

      Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.

    Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, выделяется принцип светского характера образования. Изучение православной культуры в рамках настоящего Примерного содержания является светским образованием, типом религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается:

1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;

2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;

3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;

4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры.

      Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

     Текущий методический контроль служб учредителя (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания курсов православной культуры должен обеспечивать реализацию их учебно-воспитательного потенциала в интересах всех участников образовательного процесса и качество образования, требуемое настоящим Примерным содержанием.

      Изучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях православной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, органов управления образованием с православными религиозными организациями и образовательными учреждениями в области разработки содержания образования, учебно-методического обеспечения для достижения необходимого качества предъявляемых знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию православной культуры.

         

ТРЕБОВАНИЯ  К   УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ    ОБУЧАЮЩИХСЯ

4КЛАССА

Ученик должен:

Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)

Содержание образования в начальной школе определяется разработчиками учебно-методического обеспечения самостоятельно на основе содержания образования в основной школе. Оно должно включать элементы из всех содержательных линий настоящего Примерного содержания на уровне, доступном младшим школьникам и обусловленном возможностями учебной нагрузки в начальной школе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

                        

№п\п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые

сроки прохожд.

Факт. сроки прохожд.

Примечание

1

Красота и радость в жизни людей

1

2

Буквица славянская. История славянской азбуки

1

3

Праздники –радости сентября:Рождество Пресвятой Богородицы

1

4

Православный храм-дом Божий

1

5

О чём рассказывают иконы

6

Радостный мир православной иконы

1

7

Скорби и торжество в православной иконе

1

8

Повторение

9

Праздники-радости октября:Покров Пресвятой Богородицы

1

10

Радостные гимны Романа Сладкопевца

1

11

Какими законами Бог сохранял красоту мира

1

12

Синайское законадательство

1

13

История царя Давида. Псалтырь

1

14

Введение во храм Пресвятой Богородицы

1

15,16

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме

2

17

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

1

18

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

1

19

Радость встречи. Праздник сретенья Господня в православном Храме

1

20

Иоанн Креститель. « И многие о рождении его возрадуются»

1

21

Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель

1

22

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

1

23

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

1

24

Радость послушания. Дети и родители

25

«Небесное веселье». Христианские мученики

1

26

Радости православной веры

1

27

О чём рассказывают создатели православной культуры

1

28

Благовестие спасения

1

29

Воля Божия и воля человеческая

1

30

Радость праведных

1

31

Праздник праздников.торжество торжеств

1

32

Защита веры. Святые люди

1

33

Доброта и милосердие христианина

1

34

Какойон, христианин?

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по православной культуре

Рабочая программы по учебному предмету "Православная культура"- 2 класс...

Рабочая программа по православной культуре 2 класс

Рабочая программа по православной культуре 2 класс...

Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс.

Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс. (Пояснительная записка, требования к полученным результатам, тематическое планирование)....

Рабочая программа по православной культуре 2 класс (ФГОС)

       Рабочая программа курса «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко. Данная программа соответствует образовательным стандартам нача...

рабочая программа Основы православной культуры

программа по основам православной культуры в начальных классах...

Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ "Православная культура"...

Рабочая программа "Основы православной культуры" для 4 класса

ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" для 4 класса...