Статья "Коммуникативное развитие младшего школьника на уроке по программе "Перспективная начальная школа"
статья (1 класс) по теме
Статья рассказывает о формировании коммуникативных УУД на уроках по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aniskina_v.a.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А. Анискина
МБОУ СОШ № 1, Ярцево
КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ПО ПРОГРАММЕ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому, развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой.
Результатом образования сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Инновационные подходы к начальному образованию, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте, задают новое содержание и характеристику учебной деятельности ребенка.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК «Перспективная начальная школа», по которой я работаю сейчас, рассматривает образовательный процесс как способ познавательного и личностного развития обучающегося. Особую значимость в УМК приобретает формирование общих универсальных учебных действий, одними из которых и являются - коммуникативные. Это:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для формирования этих коммуникативных умений. Планируя каждый урок, выделяю 3 составляющих
— коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
— развитие коммуникативных способностей учащихся, т.е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
— индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т.е. обучение общительности в процессе обучения.
В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми активными считаю работу в парах, группах. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает это охотно с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы. Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе коллективной деятельности, всегда учитывается позиция собеседника, что способствует оптимальному коммуникативному развитию младшего школьника.
В свои уроки включаю такие виды работ в паре, как: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов и.т.д.
Очень важны и такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю, к выявлению причины ошибок и разъяснению их характера.
Такая работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой робкие или слабые ученики вообще не могут включиться в общую работу класса.
Объединение в группы способствует сплочению коллектива.
Благодаря групповой работе на уроке отрабатываются такие умения коммуникативного сотрудничества, как:
умение не только слушать, но и слышать партнёра по общению; уважать чужие ошибки, вежливо объясняя свое мнение; не бояться переспрашивать и уточнять, чтобы быть уверенным, что его поняли правильно;
умение вести беседу в паре, группе, участвовать в дискуссиях, дебатах, в конференциях, деловых играх.
Но всё-таки образцом партнерской коммуникации для детей должен являться учитель, который повседневно обязан показывать примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые, и будут усваиваться детьми.
Наряду с живым общением свои первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) ребята получают, работая по учебникам, уже начиная с первого класса. В самих учебниках программы «Перспективная начальная школа» заложены коммуникативные технологии. Их цель – научить школьников не только общаться с одноклассниками и взрослыми, но и обосновывать собственную точку зрения, уважая взгляды собеседника, владеть устной диалогической речью и смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения.
Одна из особенностей всех учебников «ПНШ» - наличие в них друзей-героев Миши и Маши, которые ведут виртуальный диалог с ребятами, увлекая их в мир знаний и помогая добывать эти знания добывать.
Формирование коммуникативных УУД обеспечивается, прежде всего,
сюжетной основой учебников и диалоговым характером учебных текстов. Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением главных героев, школьники учатся соотносить свои поступки и поступки героев с принятыми этическими нормами, выделять нравственный аспект поведения того или иного героя, оценивать высказывания персонажей и т. д. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми
В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике. Так же, согласно внешней интриге, здесь присутствуют и проблемные, и игровые, и деловые ситуации, разрешая которые, дети учатся правилам общения.
В своей работе формированию коммуникативных умений школьников я придаю особое значение, так как считаю, что успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
Сальникова, О.А. Что включает в себя коммуникативная компетенция? / О.А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. -№ 7. – С. 1-5.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"
Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянног...
Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования
Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование ...
Развитие интеллектуальной деятельности младшего школьника, как ресурс образования в начальной школе.
Пути и методы повышения успешности младшего школьника....
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...
"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе"
Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, сти...
Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе
Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе...
Cтатья «Развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики в начальной школе»
Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Самостоятельность личности в обучении — одна из главных целей образования. ...